Рецензия: Opium – «Искусство» *** (Слушать)
2017, Ussuri Music
Такие истории всегда будоражат: спустя 26 лет обнаружен альбом лидеров владивостокского синти-попа - группы Opium. К большинству текстов пластинки «Искусство» приложил руку будущий известный продюсер Леонид Бурлаков, который сравнивает возвращение альбома с открытием Трои Генрихом Шлиманом. Говорят, что в середине 90-х Бурлаков всерьёз раздумывал, куда вкладывать заработанные деньги – в возрождение «Опиума» или «Мумий Тролля». Все знают, что он в итоге выбрал, но и к судьбе «Опиума» Бурлаков не остался равнодушным, активно поспособствовав его возвращению к слушателю через 26 лет.
В этой истории очень важен факт географической и политической обособленности Владивостока. В 80-е музыкальная «запрещёнка» поступала в город через тихоокеанский порт, тогда как достижения подпольного русского рока были в городе не столь уж на слуху. Поэтому рок-сцена Владивостока оказалась непохожей ни на свердловскую, ни на ленинградскую – здесь подражали не «Аквариуму» с «Машиной времени», а, например, Duran Duran. Отсутствие интернета и географическая отдалённость также заставляли юных музыкантов Дальнего Востока самостоятельно изобретать много велосипедов. Альбом «Искусство» группы Opium – одно из таких ярких локальных изобретений. Его никак нельзя назвать недостающим звеном в истории отечественного рока, ведь в столицах небезуспешно функционировали несколько синти-поп-проектов – «Биоконструктор», «Альянс», «НРГ», «Технология» и т.д., причём вдохновлялись они не только «дипишмодом», многие копали глубже. Opium же явно не ориентировался на отечественные образцы, а пытался звучать, как западные предтечи – добившись на этом пути впечатляющих для Владивостока результатов.
В 2017 году эти результаты, конечно, выглядят несколько наивно, но альбом и переиздан явно не для того, чтобы штурмовать хит-парады и запоздало требовать успеха. «Искусство», во-первых, великолепно воссоздаёт дух эпохи, перенося ностальгирующих в начало 90-х: здесь особенно явственно чувствуется, что таких звуков сейчас не делают, даже при всём желании не получится. Во-вторых, трио композитора Мирослава Ткаченко, поэта Леонида Бурлакова и вокалиста Ильи Иванова (которого композитор нашёл в церковном хоре) двигалось на ощупь, но выдавало вполне качественный продукт, сравнимый с лучшими образцами тогдашней отечественной электро-поп-музыки. Если бы музыка проекта добралась до столиц, «Биоконструктору», не исключено, пришлось бы подвинуться. При этом альбом не случайно называется «Искусство»: Opium тяготеет скорее к «арту», чем к «попу», поэтому вместо хитов на пластинке разбросаны лишь эпизодические намёки на них – то привязчивая музыкальная фраза, то ловкий рифмованный образ («ночь несёт экстаз, это танец масс»). Про Илью Иванова говорили, что он «поёт, как Erasure», и местами вокал действительно звучит очень круто, но его потенциал по большому счёту остался нереализованным: голос использовался не всегда правильно, мелодии и аранжировки по отдельности бывали хороши, но в единое целое складывались с трудом. К тому же очень сложно представить, чем бы удивлял Opium в конце 90-х, если бы Бурлаков попробовал ими заняться. «Мумий Тролль» тогда покорил зрителя странным образом музыки будущего, а «Опиум», если судить по «Искусству», двумя ногами остался в прошлом.
Алексей Мажаев, InterMedia
Владимир Пресняков, Дмитрий Харатьян и Игорь Верник награждены орденами
Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении артистов государственными наградами. Согласно опубликованному на официальном портале правовой информации документу, Владимира Преснякова (старшего) отметили орденом почета, Игоря Верника — орденом «За заслуги в культуре и искусстве», а Дмитрий Харатьян был награжден орденом Дружбы.
- За вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность наградить орденом Почета Преснякова Владимира Петровича, — говорится в указе президента.
Денис Мацуев отметит Старый Новый год с музыкой Чайковского и Рахманинова
Традиционный концерт «Старый Новый год с Денисом Мацуевым» состоится 12 января 2025 года в «Live Арене». В сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф.Светланова пианист исполнит шедевры классической музыки. Среди них — Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского и Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова. Кроме того, в компании своих друзей-музыкантов Андрея Иванова (контрабас) и Давида Ткебучавы (ударные), Денис Мацуев исполнит несколько авторских композиций в оригинальных аранжировках. За дирижерский пульт в этот вечер встанет один из самых востребованных молодых дирижеров России Иван Никифорчин.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Российский национальный оркестр завершит год двумя концертами
Уходящий 2024-й год Российский национальный оркестр завершит двумя концертами. 26 декабря в Концертном зале им. П.И.Чайковского РНО примет участие в персональном абонементе народного артиста России Николая Луганского – одного из самых именитых и любимых публикой отечественных солистов. «Луганский не просто замечательный русский пианист нашего времени, он один из самых выдающихся артистов нашей эпохи», – так отзывался о музыканте обозреватель французского издания Le Mond. В этот вечер прозвучит Третий фортепианный концерт Сергея Прокофьева. «Музыка Третьего концерта воспринимается как безудержный гимн свету и молодости… Именно такими – солнечными и радостными, по-русски размашистыми, богатырскими представляются нам основные образы концерта, и именно этим он особенно близок российской аудитории», – писал о сочинении музыковед Виктор Дельсон.
Во втором отделении слушателей ждет встреча с музыкой Рихарда Штрауса. Симфоническая поэма «Жизнь героя» стала последним – седьмым – сочинением, созданным композитором в этом жанре. Ее продолжительность превышает 40 минут, а колоссальный состав оркестра поражает воображение даже в наши дни. Писатель Ромен Роллан называл поэму произведением необыкновенным, странным, одновременно пошлым и высоким: «Гомеровский герой бьется здесь среди хихиканья тупой толпы». В соответствии с авторской программой (композитор не скрывал, что в герое видит самого себя), в поэме отмечают шесть эпизодов: герой, враги героя, его подруга, битва, мирные труды и удаление от мира.
Свои интерпретации классических шедевров в этот вечер представит главный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра и Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Димитрис Ботинис.
27 декабря публику Московского концертного зала «Зарядье» ждет вечер симфонических сюит. В преддверии самого волшебного зимнего праздника Российский национальный оркестр представит произведения, сюжетной основой которых стали сказки. Под управлением музыкального руководителя и главного дирижера Михайловского театра Александра Соловьёва прозвучат опусы русских композиторов конца XIX столетия – Петра Ильича Чайковского и Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Балет «Спящая красавица» по одноименной сказке Шарля Перро был написан Чайковским в 1889 году, а уже 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера. Спектакль с хореографией Петипа вызвал фурор, став с годами эталонной классикой отечественного балетного искусства. А гениальная музыка Чайковского сегодня звучит не только в театре, сопровождая танец, но и в концертных залах в виде отдельных пьес, а также симфонической сюиты, в которую вошли самые яркие фрагменты балета.
Создавая в 1888 году «Шехеразаду», Римский-Корсаков также вдохновлялся сказочными образами, но не европейскими, а восточными. Симфоническая сюита, написанная под впечатлением от памятника средневековой арабской и персидской литературы «Тысяча и одна ночь», сегодня является одним из самых популярных и часто исполняемых опусов автора. В ней соединились ориентальные мелодии, изысканные танцевальные ритмы, красочная оркестровка и впечатляющие звуковые картины величественного моря и шумного праздника в Багдаде. Интересно, что изначально предназначенная для симфонического оркестра, «Шехеразада» позже стала основой для балетного спектакля – он был представлен в 1910 году в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже.