Евгений Сафронов - об отсутствии системной государственной поддержки музыкальной индустрии
Статья главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова «Нет плохой погоде! Летние фестивали спасли шоу-бизнес, но государству они не интересны» опубликована 5 сентября 2017 года в «Российской газете». Приводим полный текст материала.
Летние фестивали спасли шоу-бизнес, но государству они не интересны
Организаторы отечественных летних музыкальных фестивалей ещё в начале года начали со сдержанным оптимизмом обмениваться прогнозами - неужели, мол, начинает восстанавливаться концертная индустрия, изрядно потрёпанная коллизиями последних лет?
Два последних года для концертной отрасли с полным правом можно было назвать кризисными, и дело здесь не только в экономическом кризисе, падении доходов населения и др. В отличие, к примеру, от театра и цирка, в музыкальной отрасли очень велика доля гастрольных поездок - именно поэтому особенно болезненным для музыкантов стал разрыв многовековых культурных связей.
Российский и украинский шоу-бизнес всегда был единым целым, треть доходов российского бизнеса была связана с Украиной, а концерты ведущих украинских исполнителей всегда на ура принимались в России. Развал наработанных годами маршрутов, организационных и творческих связей - все это не могло не привести к системному кризису в отрасли, обернувшемся не только финансовыми, но и кадровыми, личностными потерями. Отрасль, которая вплоть до 2014 года росла на 10-20% в год, была отброшена назад минимум на десятилетие.
Неудивительно, что первые признаки восстановления промоутеры ждали как манну небесную, и особое внимание было приковано как раз к летним фестивалям. Несколько аншлагов на больших весенних концертах подтвердили общий тренд и промоутеры продолжили верстать свои звездные списки на лето уже намного смелее.
Летние фестивали - особый и весьма привлекательный сегмент российской музыкальной индустрии. Аудитория каждого из них насчитывает десятки, а то и сотни тысяч зрителей, что открывает широкие возможности работы со спонсорами, общепитом и местными властями и позволяет оперировать значительными бюджетами. Успех основных летних мероприятий вселил бы в индустрию уверенность в том, что начинается долгожданный подъем.
И надо было видеть лица промоутеров, с ужасом разглядывающих развернутые метеопрогнозы - такого холодного и дождливого лета, конечно, не ожидал никто. Дело ведь не только в том, что аномальные холода и дожди сокращают продажу билетов. В плохую погоду намного сложнее и дороже поддерживать весьма непростую инфраструктуру мероприятий, в первую очередь транспортную. Промоутеры начали снова готовиться к убыткам, но обратной дороги у них не было - ведь такие акции невозможно отменить за две недели.
А дальше случилось то, что иногда случается, но чего никто никогда не ожидает - конечно, не чудо, но нечто похожее на революцию. Промоутеры не верили своим глазам: билеты продавались не хуже (а то и лучше), чем прошлым солнечным летом. Погодныe катаклизмы не испугали зрителей - очевидно было, что им просто до смерти надоели негатив и тоска последних лет, а неадекватная погода была воспринята не как помеха, а скорее как в чем-то даже привлекательный аттракцион - достаточно просто посмотреть на откровенно счастливые лица на фоторепортажах с утонувших в дожде и грязи двухсоттысячных "Нашествия” и Alfa Future People (Тверская и Нижегородская области соответственно). Успех сопровождал как крупнейшие фестивали - "Пикник Афиши” (Москва) и "Дикая мята” (Тульская область), так и нишевые: изысканный "Усадьба Джаз” (Московская область, Коломенское), непредсказуемое Stereoleto (Санкт-Петербург), альтернативный Доброфест (Ярославская область), бардовская Грушинка (Самарская область) и многие другие.
Отдельно стоит отметить большие фестивали поп-музыки категории премиум, проходящие на больших крытых летних площадках и ориентирующиеся на участие топовых поп-артистов. Выручка от продажи билетов для таких акций второстепенна, главное - спонсорская и телевизионная составляющие, но и здесь заметны аншлаговые тенденции. Правда, есть особенность - ориентированные на русскоязычную аудиторию премиум-фестивали в 2017 г. прошли в основном за пределами РФ: "Лайма Рандеву" - в Юрмале, "Жара” - в Баку, "Славянский базар” - в Витебске. Лишь "Новая волна” в сентябре отпразднует наступление бархатного сезона на территории России - в Сочи.
Конечно, телевизионный формат накладывает на эти мероприятия характерный оттенок - прекрасно помню сетования Игоря Крутого на то, что из 5 песен, исполненных специальным гостем "Новой волны” Стингом в одном из концертов, РТР поставило в эфир только две, мотивируя тем, что на англоязычных песнях резко падает рейтинг, и если бы не Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Николай Басков и другие, то этим прекрасным мероприятиям вообще не видать эфира.
Особняком, конечно, стоит "Славянский базар”, на 18 фестивальных площадках которого на этот раз прошло 130 мероприятий - от гламурных шоу для миллионов телезрителей до вполне демократичных опен-эйров и камерных представлений для изысканной публики. Шеститысячный Летний амфитеатр в этом году был переполнен практически на всех 18 концертах - в сутки проводилось по три шоу (некоторые начинались в 2 часа ночи) - одних только билетов было продано около 120 000, а с учетом посетителей бесплатных мероприятий аудитория фестиваля составила никак не меньше 300 000 чел.
Итак, главный результат фестивального лета-2017: аудитория - а именно она является главной в этой индустрии - недвусмысленно дала понять, что готова к возрождению и дальнейшему развитию отрасли. Конечно, пока рано говорить о соревновании с лидером - венгерским Sziget, на который ежегодно продается до полумиллиона билетов, но все же тренд вполне понятен. Привлек особое внимание отечественной индустрии и тот факт, что в 2017 году по посещаемости в число крупнейших фестивалей Европы вошел киевский Atlas Weekend, собравший около 250 тыс зрителей (кстати, несмотря ни на что, на сцене фестиваля было немало российских артистов).
А теперь о грустном.
Сотни крупных и мелких отечественных фестивалей ежегодно собирают миллионы зрителей и десятки миллионов телезрителей, это важные и заметные события для внушительной доли активного населения страны. Логичным было бы предположить, что государство пристально следит за столь серьезной частью общественной жизни, создает условия и преференции ведущим промоутерам, содействует им и всячески поддерживает. Однако ни один (!) из организаторов это мое предположение подтвердить не смог. Часто помогают местные власти, изредка - такие федеральные ведомства, как МВД и Минобороны. О системной поддержке даже речи не идет.
Почему же государство весьма серьезно даже по мировым меркам поддерживает элитарные театры и музеи, массовое кино и еще более массовое телевидение, но, как мы уже говорили раньше, традиционно с удивительным упорством не замечает массовую музыку?
Ответ прост и печален, лежит он в плоскости прикладной бюрократии: музыкальная отрасль традиционно считается сферой ответственности Министерства культуры, но в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации в 1992 г. упоминание о музыкальной отрасли почему-то включено не было. Этого оказалось достаточным для того, чтобы столь серьезный сегмент экономики просто перестал существовать для чиновников. Стоит вдуматься - Белоруссия, Латвия, Азербайджан, не говоря уж о Франции, Швеции и других европейских странах, считают необходимым системно поддерживать массовую музыкальную индустрию на государственном уровне, а вот России это совершенно неинтересно.
Итак, практически все шумные и заметные мероприятия федерального уровня десятилетиями организуются на свой страх и риск немногими частными предпринимателями, представителями малого бизнеса (за исключением разве что сказочно обеспеченного фестиваля AFP, поддерживаемого банком-учредителем). Это очень увлеченные и талантливые люди - равнодушным посредственностям здесь не выжить - но ведь речь идет о бизнесе, считающемся одним из самых рискованных в мире, и таланта и целеустремленности иногда просто может не хватить.
Результат: в 2017 году, несмотря на рост зрительского интереса, не было проведено ни одного заметного нового фестиваля. Более того, в летней афише так и не появились столь ожидаемые и авторитетные в прошлые годы события, как "Максидром”, "Кубана”, "Крылья” и другие. Стоит ли удивляться тому, что количество "фестивальных туристов”, выезжающих за музыкой в сопредельные страны и Европу, постоянно растет?
Все это очень печально для публики и организаторов, а вот у государства явно есть более важные вопросы - к примеру, в 2018 г. зрителям придется готовиться к изменению своих традиционных планов посещения практически всех летних фестивалей в связи с мероприятиями Чемпионата мира по футболу. Заранее согласовать этот вопрос с организаторами летних фестивалей, разумеется, никому не пришло в голову.
Дмитрий Маликов отметит юбилей на «Квартирнике у Маргулиса»
Гостем программы «Квартирник НТВ у Маргулиса» 1 февраля 2025 года станет народный артист России, певец, композитор и пианист Дмитрий Маликов, 29 января отметивший 55-летие. Артист исполнит свои хиты «Ты одна, ты такая», «С чистого листа», «Звезда моя далёкая», а также новые композиции. Также юбиляр выступит в неожиданных дуэтах, например, совместно с рэпером Александром Степановым, выступающим под псевдонимом ST, он исполнит композицию «Лола», а со своим отцом – Юрием Маликовым – попурри из репертуара ВИА «Самоцветы».
Дмитрий начал заниматься музыкой по классу фортепиано с пяти лет. Его первые выступления состоялись на сцене музыкальной школы при Московской консерватории, где он учился. Сочинять песни и гастролировать как клавишник ВИА «Самоцветы» музыкант начал в 14 лет. Эстрадная карьера Дмитрия началась в 1988 году, а первый сольный альбом «С тобой» артист выпустил в 1993-м. Кроме того, Маликов снимался в фильмах, сериалах и телепроектах, а также выступал в роли лидера коллектива «Сборная России» в юмористическом шоу «Звёзды». Также Дмитрий занимается благотворительной деятельностью: в 2011 году он создал свой фонд «Проникая в сердце». На его счету 18 альбомов, несколько десятков клипов, множество престижных наград и участие в фестивалях.
Эфир в 1.00.
Weeknd выпустил свой последний альбом «Hurry Up Tomorrow»
Релиз нового альбома Weeknd «Hurry Up Tomorrow» состоялся 31 января 2025 года. В пластинку вошли 22 трека, в том числе ранее выпущенные синглы «São Paulo» (в дуэте с бразильской певицей Anitta), «Timeless» (с Playboi Carti) и «Dancing in the Flames». На треке «Abyss» можно услышать голос Ланы Дель Рей, чье участие в записи не афишировалась, в песне «Wake Me Up» - цитату из «Thriller» Майкла Джексона, а в композиции «Enjoy The Show» рэп читает Future.
«ИнтерМедиа» напоминает, что «Hurry Up Tomorrow» — это третья и последняя часть музыкальной альбомной трилогии Weeknd, куда входят также «After Hours» (2020) и «Dawn FM» (2022). В недавнем интервью артист заявил, что после релиза этой пластинки он планирует наконец отказаться от псевдонима и выступать под своим настоящим именем Абель Тесфайе.
По мотивам песен альбома снят и полнометражный игровой фильм «Hurry Up Tomorrow». Главные роли в психологическом триллере режиссера Трея Эдварда Шульца исполнили сам музыкант, а также Дженна Ортега и Барри Кеоган. Weeknd и его постоянный соавтор Дэниел Лопатин (также известный как Oneohtrix Point Never) написали музыку к фильму, который кинокомпания Lionsgate выпустит в мировой прокат 16 мая.
«Малыш» группы «Руки вверх» оказался самым популярным клипом 90-х
Яндекс назвал 10 самых популярных российских клипов 90-х годов, которые пользователи искали в поиске по видео. Учитывались запросы, после которых пользователи переходили на видеоролики.
Самой популярной группой оказалась «Руки вверх». В топ-10 клипов, которые смотрели чаще всего, вошли три их песни — «Малыш», «Студент» и «Крошка моя». Вторым по популярности стал клип группы «На-На» на песню «Фаина», которая с момента своего выхода три года занимала верхние строчки в российских хит-парадах. Топ-3 завершает клип на песню «Бухгалтер» группы «Комбинация».
Топ клипов 90-х годов на российские песни:
- «Малыш» — «Руки вверх»
- «Фаина» — «На-на»
- «Бухгалтер» — «Комбинация»
- «Зимний сон» — Алсу
- «Студент» — «Руки вверх»
- «Тучи» — «Иванушки International»
- «Посмотри в глаза» — Наталья Ветлицкая
- «Крошка моя» — «Руки вверх»
- «Лондон, гуд бай» — «Кар-Мэн»
- «Любовь и смерть» — Вика Цыганова
Осенью 2024 года Яндекс Музыка открыла всем пользователям доступ к более чем полумиллиону официальных видеоклипов.