На Петербургском культурном форуме обсудили блокчейн-технологии для управления правами интеллектуальной собственности
![](https://www.intermedia.ru/i/img/stub/2.jpg)
Панельная дискуссия «Создание в России мировой практики применения блокчейн-технологии для управления правами интеллектуальной собственности: от патентов и изобретений до книг, картин, фотографий, музыки и фильмов» прошла на Деловой площадке VI Санкт-Петербургского международного культурного форума в Российском Этнографическом Музее.
Модератором выступил завкафедрой новых медиа и теории коммуникаций факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Иван Засурский. После просмотра ролика, продемонстрировавшего возможности и принципы работы IPChain, выступил директор департамента науки и технологии Минобразования РФ Сергей Матвеев. Он обратил внимание на то, что в последнее время изменилось в понятии стоимости:
- В любом смартфоне интеллектуальная стоимость превышает 80 процентов. Это означает, что прежний ресурс обесценивается. Все, что ранее продавали в наше стране, столько не стоит. То есть мы не можем являться потребителями, чтобы покупать то качество жизни, к которому привыкли, если не перейдем на другой уровень - интеллектуальный.
Г-н Матвеев ознакомил собравшихся со следующими цифрами:
- У нас 30 тысяч объектов патентного права. Но с ними совершается всего 3 тысячи сделок. Можем ли мы с помощью этого инструмента перейти на другой уровень развития? Очевидно, нет. Но любой вызов и проблема — это еще и дополнительные возможности. У России нет проблемы трансформировать старое - мы можем создать новое. Это касается в первую очередь института интеллектуальной собственности - нам нужен скачок. И сделать его можно только если вся система децентрализована. В действующей системе, когда государство является единственным игроком, рынок интеллектуальных прав изменить невозможно, но можно изменить технологию работы с объектами. Регулятор должен создать возможности, которые позволят нам перейти на другой ресурс развития.
Президент Ассоциации «Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности» (IPChain) Андрей Кричевский продолжил тему:
Советник Председателя Правления фонда Сколково по вопросам интеллектуальной собственности Максим Прокш рассказал:
- У нас работал центр интеллектуальной собственности, который занимался патентованием. И мы поняли, что очень мало всего происходит в стране. Блокчейн-технологии имеют гораздо больший спектр распространения, чем тот, который мы привыкли рассматривать, эта технология формирует институт доверия. Мы можем поднять отрасль интеллектуальных активов, которая в развитых странах составляет до 70 процентов капитализации. Поезд технологической революции не останавливается, вопрос в том, будем ли мы в вагоне первого класса или будем догонять его на самоходном устройстве.
Г-н Прокш также рассказал о важности инвестирования в эту сферу, отметив, что инвесторы будут вкладывать, когда поймут правила игры. При блокчейне - когда можно отследить весь путь объекта - в объект можно инвестировать и понять логику бизнеса. Мы убеждены, что это единственный возможный вариант.
Гендиректор SOCANA (Канадское общество авторов, композиторов и музыкальных издателей) Эрик Батист изложил свой взгляд на блокчейн в творческих индустриях:
- У нас 150.000 авторов. Почему мы заинтересованы в технологиях? Потому что считаем, что они помогут нам решить проблемы, которые также создают новые технологии. Каждая радиостанция проигрывает несколько сотен произведений в день. Потом - скачивания, стриминг, You Tube... Таким организациям, как моя, приходится заниматься сотнями миллиардов исполнений музыкальных произведений. Они должны делать отчисления ежегодно. Но только на You Tube каждую минуту загружается 400 часов видео, и в каждом есть музыка - нужны сотни людей, чтобы это отслеживать в «ручном режиме». Можно отследить это только с технологиями. У нас их две: искусственный интеллект и блокчейн. Мы в это верим, проводим эксперименты и считаем, что технология работает. В следующем году мы начнем работать в этом направлении с университетом Торонто.
Блокчейн помогает нам добиться большего доверия к цифровым активам. Мы сейчас переживаем настоящее цунами данных, и должны быть все время на гребне этой волны. Всё идёт к тому, что появится новая система управления организациями. Для членов SOCANA интересны любые способы монетизации, в первую очередь новые технологии, и мы много в них инвестируем.
Генеральный директор Национального реестра интеллектуальной собственности Олег Некрасов рассказал:
- Реестр является одновременно оператором сети IPСhain и базовым репозиторием для всего существующего спектра форм интеллектуальной собственности. НРИС депонирует цифровые и нецифровые формы объектов ИС, а также те результаты интеллектуальной деятельности, которым еще не предоставлена защита (концепт или идея) или же правовая защита требует сохранения конфиденциальности. На данный момент НРИС принимает активное участие в инициированном Министерством образования и науки РФ проекте по созданию системы хранения и сравнения трехмерных моделей, что крайне важно для радикального уменьшения сроков оформления патентов.
Первый заместитель генерального директора компании «Фонмикс» Валерия Панкратова представила презентацию своего проекта:
- Мы смогли создать платформу, которая с одной стороны обеспечивает доступ и контроль: правообладатель загружает контент в личный кабинет, сам определяет стоимость. С другой стороны, пользователи также получают удобство, уже могут заключать умные контракты. Все это - на основе блокчейн, и сейчас у нас уже 8 миллионов фонограмм.
Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей и сферы интеллектуальной собственности при президенте РФ Анатолий Семенов и управляющий партнер компании «Катков и партнеры» Павел Катков подробно остановились на юридических аспектах применения технологии блокчейн в творческих индустриях. Г-н Катков перечислил семь видов депонирования прав, разъяснив преимущества и недостатки каждого из них и обратив внимание на особые преимущества блокчейна в качестве средства депонирования. Коснувшись темы «умных контрактов» с точки зрения юристов, он указал, что «Технология блокчейн не заменит юриста, но станет эффективным инструментом в его руках. Используя умный контракт для контроля исполнения контракта или требований регулятора, мы снижаем влияние человеческого фактора на качество процесса. Человек может забыть, заболеть, уволиться - смарт-контракт этих слабостей лишён, и в этом смысле более эффективен. В свою очередь, юристам нового поколения целесообразно иметь ИТ-навыки для программирования смарт-контракта». Техническая готовность участников процесса, квалификация юриста, и законодательная база — вот что нужно для развития смарт контрактов, по словам Павла Каткова. Главное - к изменениям должна быть готова сама среда.
Музыкант и диджей Джаэл Джон Беваква рассказал, как работает ресурс Musicoin, построенный на основе блокчейна. В этом проекте, запущенном в феврале, вначале за прослушивание платили слушатели цифровой валютой, после чего система была изменена, и стали платить не слушатели, а майнеры.
Гендиректор платформы «ЛитРес» Сергей Анурьев отметил, что данная дискуссия стала одной из самых полезных панельных дискуссий, в которых он принимал участие за последние лет пять. «Я удивлен тем, что тут не представили график роста биткоина», - пошутил он, признался, что сам не до конца разбирается в технологии блокчейн и попросил поднять руки тех, кто понимает тонкости этой технологии. Таковых в полном зале нашлось лишь несколько человек.
Перейдя к делу, г-н Анурьев сообщил, что электронных книг сейчас продается больше, чем бумажных, и выразил надежду на то, что с помощью технологии блокчейн удастся фиксировать каждую транзакцию в цепочке «автор - издательство - площадка - конечный пользователь» и создать другой уровень прозрачности среди игроков рынка.
Из зала юрист по интеллектуальным правам Елена Авакян рассказала какой будет практика суда в этой области при наличии технологии блокчейн:«с точки зрения суда блокчейн - всего лишь технология. И нужно определиться с терминами», - подчеркнула она.
Завершилось мероприятие подписанием контрактов Ассоциации «Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности» (IPChain) с оператором и владельцем сервиса BankPrav.ru – ООО «АйПиБи», а также с крупнейшим сервисом электронных и аудиокниг в России и странах СНГ «ЛитРес».
Сусанна Альперина, "Российская газета", специально для InterMedia. Фото автора
Иван Засурский
Павел Катков
Лето в деревне полно приключений в трейлере «Денискиных рассказов»
![постер к фильму](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393257.jpg)
Трейлер фильма «Денискины рассказы» представила 17 февраля 2025 года кинокомпания «Атмосфера кино». «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в картине режиссера Артемия Драгунского исполнили Роман Панков, Александр Пашутин, Анна Пескова, Дмитрий Ендальцев, Ольга Волкова, Алексей Цурило, Максим Матузный, Олег Каменщиков, Светлана Суханова, Татьяна Сабинова, Татьяна Орлова, Валентина Мазунина, Евгений Зарубин. Продюсеры - Сарик и Гевонд Андреасян
- Лето — это маленькая жизнь, а для Дениса Кораблева еще и полная удивительных приключений, - сообщается в синопсисе. - Его семья во главе с бабушкой отправляется на дачу, провести три месяца каникул на свежем воздухе. Дениске предстоит завести новых друзей, впервые влюбиться и отправиться в захватывающее путешествие во имя этой самой любви!
В российский прокат «Денискины рассказы» выйдут 17 апреля.
Фильм Алекса Гарленда «Под огнем» выйдет в России в апреле
![кадр из фильма](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393256.jpg)
Локализованный трейлер фильма «Под огнем» (Warfare) обнародовала 17 февраля 2025 года кинокомпания «Вольга». Главные роли исполнили Джозеф Куинн, Космо Джарвис, Уилл Поултер, Тейлор Джон Смит, Ной Сентинео, Чарльз Мелтон, Энрике Сага. После совместной работы над «Падением империи» режиссер Алекс Гарленд вновь объединил усилия с военным экспертом Рэем Мендосой, на этот раз выступившим полноценным соавтором картины и прототипом одного из главных героев.
- Ирак, 2006 год. Боевая группа «морских котиков» оказывается в самом центре вражеской территории, - сообщается в синопсисе. - Они — элитные бойцы, закаленные тысячами часов изнурительных тренировок. Но ничто не могло подготовить их к осаде, в которую они попали. Теперь им предстоит пережить самые напряженные часы своей жизни и любой ценой спасти друг друга.
Фильм фактически реконструирует 90-минутное сражение в Ираке, в котором участвовал Мендоса и его сослуживцы. Действие происходит в режиме реального времени: вместе с героями зрители проживут напряженную до предела осаду, воссозданную с невероятной точностью.
- Как-то раз мы просто начали говорить об этом фильме, - вспоминает Алекс Гарленд. - До этого я и не знал, как давно Рэй хотел его снять. Моя роль состояла лишь в том, чтобы помочь Рэю рассказать эту историю. В картине используется традиционный киноязык: крупные планы, средние планы, общие планы, вставки. Но мы имитировали режим реального времени... Конечно, это не съемка одним кадром, но мы придерживались хронометража в итоговом монтаже. Удивительным образом это дало нам возможность работать со сценографией, почти как в театре.
В российский прокат «Под огнем» выйдет 10 апреля.
«Бобр» и «Сигма бой» прозвучат на Bloggers Music Awards
![предоставлено пресс-службой премии](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393254.jpg)
Церемония вручения премии Bloggers Music Awards телеканала Russian MusicBox состоится 27 февраля 2025 года в КЗ «Строгино». Ероприятие объединит популярных артистов, блогеров и медийных личностей, которые ежедневно вдохновляют подписчиков своим контентом.
Как стало известно агентству «ИнтерМедиа», в рамках премии выступят Наташа Королёва, Катя Лель, Анита Цой, Митя Фомин, Amirchik, Дмитрий Колдун, NLO, Wallem, Bittuev, Nasty Babe, Gabriel L, Tigo, Slava Skripka с его нашумевшим хитом «Бобр», Марьяна Локель, Betsy и Маша Янковская с песней «Сигма Бой», а также другие популярные блогеры и молодые артисты, формирующие тренды социальных сетей.
По традиции на сцене появятся финалисты международного телевизионного вокального конкурса «Ты — звезда!», и зрители смогут узнать имя победителя VI сезона.
Телеверсия премии будет показана на телеканалах Russian MusicBox и MusicBox Gold.
Начало в 18.00.
Заявки на аккредитацию принимаются до 26.02.2025 на электронную почту reklama@musicboxtv.ru.