Гаянэ Шиладжян: «Мы расширяем границы симфонического оркестра»
![](https://www.intermedia.ru/i/img/stub/1.jpg)
Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» является одним из самых ярких творческих коллективов не только в столице, но и во всей России и радует московскую публику своими выступлениями уже семнадцать лет. В разгар нового концертного сезона корреспондент InterMedia побеседовал с директором и генеральным продюсером оркестра Гаянэ Шиладжян о премьерных шоу, аудитории «Русской филармонии» и современном искусстве.
- Гаянэ, у вас в этом сезоне, как всегда, немало премьер. Какие новые программы ждут московскую публику в ближайшее время?
- Следующей премьерой станет новый концерт из серии «Show Must Go On» — программа «Джексон & Хьюстон шоу», которую мы сыграем 25 марта. Мы впервые привезём в Россию лучших исполнителей песен Уитни Хьюстон и Майкла Джексона — Белинду Дэвидс и Дантанио. Белинда — победительница мирового конкурса, она исполняет эти песни с 14 лет и была выбрана из 15 тысяч конкурсантов, заняв первое место как лучшая исполнительница песен Уитни Хьюстон.
- Почему вы решили объединить Джексона и Хьюстон в единое шоу?
- Наш концерт приурочен к юбилею двух звёзд: в августе Джексону исполнилось бы 60 лет, а Хьюстон — 55. Это два музыкальных идола одного времени, которые практически одновременно ушли. Они были очень дружны в жизни, Уитни исполняла достаточно много песен Майкла. Мне захотелось взять для программы именно самые известные их хиты, и объединённая программа позволила это сделать — в результате набралось 12 песен Хьюстон и 13 — Джексона. Помимо исполнителей, сюда приезжают их танцоры и ритм-секция, мы сами добавляем и расписываем оркестровки для того, чтобы ритм-секцию усилить звучанием симфонического оркестра.
Контракт мы подписали в первых числах декабря — конечно, это довольно поздно, мы очень долго вели переговоры. Менеджмент, которому принадлежат эти артисты, Showtime, — они вообще в Австралии находятся. Я нашла Белинду и Дантанио после долгого отсмотра многих-многих исполнителей — и каково же было моё удивление, когда оказалось, что они в одном агентстве!
- Какова общая концепция проекта «Show Must Go On»?
- Это целая серия концертов. Это не классические симфонические выступления, само название говорит за себя. Сюда входят произведения наших любимых исполнителей, безвременно ушедших из жизни — это и Фредди Меркьюри, и Уитни Хьюстон, и Майкл Джексон. Это та же самая классика, но только классика нашего тысячелетия, нашего века — просто другого стиля.
Я очень долгое время вынашивала идею трибьюта, и первое, что сделала, было шоу «ABBA Symphony». Я специально нашла вокалистов именно из Швеции, которые мне понравились и которые впитали все эти хиты буквально с молоком матери. Кстати, это был тот самый проект, когда я построила весь концерт полностью на творчестве одной группы. Это был концерт в двух отделениях, и после него я поняла, что это скучно, одного отделения вполне достаточно. В дальнейшем он превратился в шоу «Queen & ABBA Symphony»: в одном отделении — хиты Queen, в другом — хиты ABBA.
Мы не пытаемся привлечь к этому проекту музыкантов, которые как-то пародируют артистов, у нас не передача «Точь-в-точь», не пародия — у нас продолжение жизни этих произведений, а это очень ответственно и почётно. Поэтому для нас самое главное — качество. Как можно спеть лучше оригинала? Это очень сложно. Поэтому нужно спеть на 200% лучше, чтобы тебя не раскритиковали.
- Какие премьеры ещё вы приготовили в новом сезоне?
- Всего у меня в этом году двадцать новых программ. Одну из них мы делаем одновременно к чемпионату мира по футболу, к 85-летию Монтсеррат Кабалье и к 30-летию выхода диска «Барселона». В первом отделении мы полностью воссоздаём записанный альбом, все девять песен, исполнят их солистка Большого театра Дарья Зыкова и два шведских певца — Магнус Баклунд и Йохан Бодинг. Во втором отделении у нас будут хиты Queen, а сам концерт называется «Queen & Barcelona». Кроме того, я сейчас начинаю работать над новым проектом «Классика энерджи», премьера которого состоится 22 мая. Мы делаем классику — хиты классической музыки — Баха, Моцарта, Бетховена, русских композиторов — в различных современных стилях, от тяжёлого рока и джаз-рока до электронной музыки.
Программу-трибьют Посвящение Муслиму Магомаеву «Нет песни без тебя...» мы раньше делали с «Тенорами ХХI века», а в этом году я пригласила Методие Бужора и Нину Шацкую — так что в каком-то смысле эта программа для нас тоже премьерная. Играть её мы будем в Кремлёвском дворце 4 марта.
- А что в нынешнем репертуаре из старых программ?
- «Реквием Верди» — это наш уже традиционный пасхальный концерт, мы его практически всегда ставим в Страстную пятницу. Это ещё один большой мультимедийный проект. Если в случае с «Карминой Бураной» режиссёром и арт-директором являюсь я, то тут в два раза больше картин, и всей художественной подборкой занимался Дмитрий Юровский. Задействовано больше 200 картин, это очень сильное впечатление. Будет, конечно, любимый проект публики — «Безумные танцы», которые москвичи всё время просят повторять-повторять-повторять. Ну, и мы их повторим 7 июня, а потом ещё 11-го — и это будет первый концерт «Русской филармонии» в парке «Зарядье», на открытом воздухе. Надеюсь, погода будет к нам благосклонна, и нас не зальёт! Это действительно очень зажигательный, разноплановый и безумно позитивный концерт. Он когда рождался, это были только симфонические произведения, дальше к ним добавились вокальные номера, трио балалаек, а сейчас уже и танцевальные пары... Это целое гала-шоу, где есть всё — начиная от «Половецких плясок» и «Болеро» и заканчивая танцевальным попурри, где есть и сиртаки, и канкан, и «7.40»!
- Расскажите о вашем грандиозном проекте «Кармина Бурана». Вы ставите его уже не первый год, но каждый раз он неизменно собирает аншлаги. В чём секрет его успеха?
- Серии концертов «Кармина Бурана» в этом году исполнилось ровно десять лет. Это наш первый мультимедийный проект, и мне безумно приятно, что с каждым годом аудитория людей, которые ходят его смотреть и слушать, всё возрастает и возрастает. Особенно наглядно это видно, когда ты сам занимаешься продажей билетов и видишь: в прошлом году аншлаг у тебя был непосредственно перед концертом, а в этом — уже в конце января, за полмесяца до выступления.
Изначально оригинал — наш, все остальные делают жалкое подобие. Все называют свои программы «масштабными концертами», «шедеврами музыки», но с таким размахом проект делаем только мы. Это невероятное шоу, где всё пространство Светлановского зала оказывается заполнено картинами эпохи Возрождения — от пола до потолка. Проект очень дорогостоящий, поэтому мы даём сразу четыре спектакля — только так можно вернуть средства, вложенные в разработку контента и аренду оборудования. Сейчас у нас уже есть и другие подобные по размаху проекты, например, «Реквием» Верди... А десять лет назад «Кармина» вот так выстрелила — и продолжает выстреливать до сих пор.
- Раз уж мы заговорили об аудитории: хорошо ли вы знаете свою публику? Кто чаще ходит на ваши концерты, молодёжь или старшее поколение?
- Каждая программа имеет своего слушателя. И человек, который ставит ту или иную программу, берёт на себя определённый риск — в первую очередь потому что надо оплатить зал и сделать рекламу. Это как ловить рыбу в мутной воде — никогда не знаешь, что вытащишь.
Был концерт «Золотые хиты рока», в конце шоу дирижёр и солисты пригласили меня на сцену — и мне было очень приятно именно со сцены увидеть молодёжь. Я попросила подняться молодёжь до 35 лет — встало три четверти зала. Вот вам и статистика.
Мы очень хотели сделать праздник именно для молодого поколения, для современных москвичей, для молодёжи — чтобы они знали, что на концерты симфонического оркестра ходить не всегда скучно. Мы действительно заинтересованы в том, чтобы у нас омолодилась публика. И на это направлены, в частности, наши проекты — трибьюты Хьюстон, Джексон, Queen, ABBA. А как же можно не продлевать жизнь таким произведениям, которые исполнял Муслим Магомаев? Это ведь народу принадлежит: и та же самая «Свадьба», и «Королева красоты», и «Синяя вечность», и «Чёртово колесо». Это невероятно душевные песни, и я вас уверяю, их молодёжь точно так же хорошо поёт. А ещё очень интересно смотреть, как шагает прогресс, как люди в уважаемом возрасте — бабушки, дедушки — осваивают интернет. Это тоже очень приятно. Они нам звонят и спрашивают: а как можно у вас на сайте купить билет? И мы им рассказываем: зайдите сюда, выберите место, оплатите карточкой. И три из десяти скажут: ну хорошо, внук придёт — я попрошу, чтобы он помог. Двое говорят: «соседку попрошу». А остальные: «Хорошо! Мы у вас, кстати, часто бываем».
- В чём ещё проявляется прогресс, как он ощущается в музыке?
- Я всегда привожу такой пример: в советском союзе были телефоны-автоматы, все всегда искали две копеечки позвонить — а сейчас все пользуются мобильными телефонами. Но если здесь есть прогресс — значит, должен он быть и в музыкальной сфере! Не должно музыкальное искусство оставаться на том же уровне, на котором оно было в начале прошлого века. Вот мы и пытаемся какую-то такую революцию устраивать.
Наша основная задача и цель — чтобы молодёжь ходила в концертные залы и обязательно слушала живое исполнение. Потому что именно живую музыку можно сравнить с бальзамом для души. Это успокоение, умиротворение, это комфорт для души — такое «спа». Очень часто люди не знают, куда пойти, и наша задача — донести до них информацию о наших концертах, непосредственно самому слушателю. И, поверьте, ходить на концерты «Русской филармонии» вовсе не дорого, можно найти за пятьсот рублей билеты. По телевизору сейчас смотреть решительно нечего — там сплошные убийства, криминальные расследования, и крутят одно и то же, артисты одни и те же. А где людям отдушину себе искать? Идти в какой-нибудь паб и там под пиво не самого лучшего качества слушать не самую лучшую музыку? Пусть лучше в концертные залы ходят. Я очень хочу, чтобы это было модным.
Очень обидно, что нас не поддерживают СМИ. Раньше было значительно проще, когда весь культурный пласт в той или иной степени поддерживался социальной рекламой — сейчас этого нет, нам не дают возможностей социальной рекламы и толкают на то, чтобы мы делали коммерческую. А делаешь коммерческую рекламу — невольно возрастает стоимость билета. А ведь всё-таки культура — это один из тех китов, на которых держится нация. И, конечно, музыкальному образованию надо уделять больше значения с раннего возраста, прививать любовь к музыке. Сейчас очень модно и популярно стало ходить на выставки изобразительного искусства — а хорошая музыка чем провинилась? Ведь это тоже искусство!
- Как вы оцениваете состояние современной культуры в целом?
- Современная культура вообще в довольно бедственном положении. Очень обидно, когда видишь, какого качества продукцию тебе предлагают по телевидению. Что должно твориться в головах у современных композиторов, которые пишут музыку, которую никто, кроме них, понять не в состоянии? Почему нельзя писать как Чайковский? Талантливые исполнители есть, но далеко не все могут пробиться.
Я недавно смотрела афиши, и мне было так удивительно, смотрю — трибьют Григория Лепса. Если так подходить к этому, то у нас вся жизнь — один сплошной трибьют. Ну посмотрите: мы же практически всё перепеваем, переигрываем! Фактически первый исполнитель, который стал играть концерты Рахманинова после Рахманинова, уже делал своего рода трибьют — но это ведь не плохо. Хорошая музыка должна звучать вечно — чем мы и занимаемся.
- Как вы привлекаете на концерты новую аудиторию, помимо трибьютов знакомых им исполнителей?
- Молодёжь мы пытаемся привлекать через соцсети, различные акции. Года четыре назад у нас был флешмоб по торговым центрам, когда мы за один день поиграли в «Манеже», «Атриуме» и «Белой даче». Музыканты с разных концов ТЦ стекались к центру и в течение десяти минут исполняли «Времена года» Вивальди, а потом точно так же растворялись в этой толпе. Целью этой акции было показать простым посетителям торгового центра, что в симфоническом оркестре играют такие же молодые люди, как и они. Ведь кажется, что там должны быть только абсолютно седоголовые люди преклонного возраста, которым всё это уже надоело, и вообще — кто учится сейчас на контрабасе там играть, на скрипке, на фортепьяно? Для 99% населения мегаполиса это люди с другой планеты. А здесь они смогли постоять рядом и увидеть, что это точно такие же люди, как они сами, и люди такие же молодые — а может быть, кто-то после нашего концерта захотел пойти в концертный зал и послушать живую музыку.
Мы расширяем границы симфонического оркестра — можем играть не только симфонии и не только на концерте.
И всё для достижения одной цели: чтобы зрителю у нас было интересно. Я считаю, что оставить след в музыкальной истории можно не только тогда, когда ты записал множество дисков — записью дисков мы не занимаемся, но я думаю, всё впереди — мы просто производим хорошие концерты для всех, для широкой аудитории.
- Из всех проектов «Русской филармонии» какой ваш любимый?
- А вам какой палец не жалко потерять? Я не могу так просто сказать, что мне больше нравится — Уитни Хьюстон, ABBA или Queen. Или «Barcelona». Или «Безумные танцы» — они просто уже более накатанные. А когда только начинаешь делать новый проект, только входишь в него — тебе ещё надо москвичей заразить этим же интересом и всем показать, какой у тебя качественный продукт и хорошее исполнение.
Всем известен мой подход к работе — мы должны делать только всё самое лучшее, наше шоу должно быть качественным на двести процентов. Если хочешь сделать хорошо — посмотри: тебе нравится? А уж большего судьи, чем я, найти трудно. Одна моя подруга-звукорежиссёр говорит: мы с тобой не можем просто сесть, расслабиться и слушать музыку, как обычные люди — сразу начинаем придираться: то здесь не так сыграли, то тут не так, то эмоционально тебе чего-то не хватает — ты всё время копаешься-копаешься... Надо научиться слушать это как зритель.
Нужно любить публику, которая к тебе приходит, действительно любить и уважать, потому что мы, как ни банально это звучит, работаем в сфере обслуживания. Мы обслуживаем москвичей культурно-массовым досугом. И если вы хотите, чтобы к вам относились соответствующим образом — будьте любезны, обслуживайте на уровне, давайте товар соответствующего качества. Я сейчас сказала очень банальную вещь, но это правда. Мы стараемся создавать хорошее настроение у наших гостей — и именно с этим связан подбор программы, репертуара оркестра каждый сезон. Настоящих ценителей именно симфонической музыки не так много, а мы не должны обкрадывать интересы всей Москвы. Нам нужно, чтобы как можно больше человек услышало творчество «Русской филармонии» — вот мы и работаем на различные направления.
- В программе этого сезона есть, помимо прочего, несколько концертов в жанре «live cinema». Расскажите про эти проекты.
- «Live cinema» — это отдельный жанр, фильмы с живым оркестром. Мы поиграли достаточно много таких программ: это и «Крёстный отец», и «Титаник», и «Гладиатор», и «Властелин колец». У нас впереди Джеймс Бонд — 25 февраля в Crocus City Hall мы будет играть «Казино Рояль». А 13 марта у нас там же будет «Титаник».
Когда ты смотришь фильм, то не придаёшь особого значения музыкальному материалу, написанному композитором — но когда видишь сюжет и слушаешь живой оркестр, именно тогда понимаешь, что именно эта музыка ярче всего описывает происходящее, и никакую другую музыку невозможно было написать для этих моментов.
Есть у нас и целая программа из отдельных песен, вошедших в саундтреки к фильмам — шоу называется «Золотые хиты Голливуда», его можно будет услышать и увидеть в Доме музыки 22 марта. Там прозвучат песни из «Титаника» и «Крёстного отца», танго из кинофильма «Запах женщины», треки из «Телохранителя», «Джеймса Бонда», «Миссия: невыполнима». Там же, кстати, будет несколько песен Белинды и Дантанио.
- С чего начались ваши шоу в жанре «live cinema»? Вы помните свой первый проект в этом жанре?
- Самой первой нашей программой в этом направлении был саундтрек к «Метрополису». Очень тяжёлый эксперимент. Поскольку фильм немой, упор в нём сделан на музыку, и это очень сложно для музыкантов: картина идёт 2 часа 40 минут, и всё это время исполнители сидят, ни разу не опустив инструмент. Это настоящее испытание. Так же было, когда мы играли — правда, с антрактом — современный фильм «Артист». Он ведь тоже без единого слова, и всё на себе несёт музыка. Чисто физически это сложно.
- Какие фильмы вам ещё хотелось бы «озвучить» и с кем ещё поработать?
- Я бы с огромным удовольствием сделала фильмы «31 июня» и «Телохранитель». Это, конечно, большая работа, но, к счастью, мне удалось найти исполнительницу, которая может исполнить всё (улыбается). Мы хотим сделать рэп-шоу по какой-нибудь сказке из «Тысячи и одной ночи», но пока это на стадии чистой идеи. Ещё мне интересно сделать «Болеро» с танцами. Планируем подготовить программу из песен Александра Иванова и «Рондо» с оркестром. С «Би-2» мы сотрудничаем не первый год, ближайшие совместные концерты в «Крокусе» — 18 и 19 мая. И материал музыкальный у них хороший, и творческий подход. Талантливые ребята, с такими приятно работать!
- Есть ли у вас какие-то традиции, ритуалы или суеверия, которые помогают удачно провести концерт?
Похлопать дирижёру и отправить его на сцену со словами «toi-toi-toi»! Но это общепринято. А суеверия... Знаете, суеверия нужны, если у тебя нет аншлага.
Татьяна Трейстер, InterMedia
Обзор: «Топ 20 самых трогательных песен в мире, по версии Umanchannel»
![кадр из клипа](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393222.jpg)
2025, Александр Уманчук.
Субъективную двадцатку самых слезовыжимательных песен Александр Уманчук составил, объединив два выпуска «Топ 10 самых трогательных песен в мире». Первая десятка посвящена иностранным песням, вторая – русскоязычным. Прежде чем начать спорить с выбором Уманчука, отмечу, что качество его видеоконтента сильно выросло. Если раньше он больше работал «говорящей головой», рассуждающей о том, как поёт тот или иной артист, то теперь каждый пункт его списков талантливо смонтирован и сопровождается адекватными видеоиллюстрациями. То есть Уманчук теперь не только говорит, но и показывает, что очень полезно как для узнаваемости, так и с просветительской точки зрения.
Дело в том, что иностранный список тоскливых произведений у многих зрителей вызовет вопросы типа «кто эти люди» и «что это за песня». Из реальных хитов на все времена тут только «Nothing Compares 2 U» в исполнении Шинейд О'Коннор, а группы Depeche Mode, Coldplay и Radiohead представлены далеко не самыми очевидными треками. Зато сразу можно прослушать их фрагменты и получить от Уманчука справочную информацию об артистах и произведениях. Кроме того, в список вошли и совсем малоизвестные песни, вызывающие у чувствительного Александра слезотечение. За пару минут они вряд ли смогут зацепить и новых поклонников, но вдруг?
Что касается русскоязычного списка, то сюда попало больше общеизвестных треков, хотя некоторые пункты и здесь удивляют – например, русская народная песня «Прощай, радость, жизнь моя» и некое творение группы «Лампабикт». Но в целом эта часть позволяет даже где-то поплакать вместе с ведущем – под «Город золотой», который Уманчуку пели в качестве колыбельной, «Я хочу быть с тобой» или «Знаешь ли ты». Секрет популярности последней у футбольных болельщиков Александр видит в том, что у брутальных бородатых мужиков тоже есть чувства.
Попадание в список «На заре» или «Это всё» довольно спорно, но на объективность Уманчук и не претендует. А «Как быть» в исполнении Александра Серова, сколько бы песня ни казалась вам излишне китчевой, по-прежнему ошеломляет девушек любых возрастов, так что без неё автор обойтись не смог.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Баста планирует собрать «Лужники» два дня подряд
![Екатерина Чичеткина/InterMedia](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393244.jpg)
Концерты Басты состоятся на БСА «Лужники» 27 и 28 июня 2025 года. В программу войдут лучшие песни исполнителя.
- Два концерта подряд! – подчёркивается в соцсетях рэпера.
«ИнтерМедиа» напоминает, что впервые Баста собрал Большую спортивную арену «Лужников» в июне 2022 года.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Обзор: «Горячая и страстная прелюдия любви | «Винтаж» - «Роман» | «Хит Сториз»
![кадр из клипа](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393187.jpg)
2025, «Муз шоу».
Авторам проекта «Хит Сториз» с Анной Плетнёвой и Алексеем Романовым повезло и не повезло одновременно. Повезло – потому что они про каждую песню «Винтажа» рассказывают так смешно и интересно, что не нужно придумывать дополнительные сценарные ходы. А не повезло – потому что сразу пропадает надобность в «дополнительных опциях», которыми стараются снабдить каждый выпуск: комментариями экстрасенсов, астрологов, филологов, пульмонологов и т.д. и т.п.
В «Хит Сториз» про «Роман» «Винтажа» вставной челюстью смотрится только сюжет про пиар-романы, не закончившиеся свадьбой. Выбор героев сюжета говорит сам за себя: это Николай Басков, Дима Билан и Сергей Лазарев. Воздержусь от подробных комментариев, но смотреть неловко. Зато откровения, воспоминания и признания Ани и Лёши звучат захватывающе, особенно когда участники «Винтажа» друг другу противоречат. Они не стали отрицать, что «Роман» в целом и фраза «Рома-Рома-Роман» навеяны хитом Леди Гаги «Alejandro». «Мы её стырили! – восклицает Плетнёва. – Но максимально непохоже и максимально круто». Что за Роман стал героем песни, Анна, зардевшись, рассказывать отказалась, чтобы не палить «мужчину всей моей жизни». Алексей же Романоф опроверг версию личной тайны Плетнёвой, сказав, что «песня вообще не про Романа» и что «ни один Роман от песни не пострадал». (Видимо, кроме Абрамовича, на портрет которого Анна молилась в клипе без его ведома.)
По словам Алексея, он хотел, чтобы композицию записало женское звёздное трио – партнёршами Ани могли стать Вера Брежнева и Жанна Фриске. Эту пару Плетнёва отвергла, назвав певиц «неактуальными». Партнёр по «Винтажу» предложил более юных Лою и Нюшу, но тут выяснилось, что Анна вообще не хочет «делить славу» с другими певицами. Романоф до сих пор немного жалеет, что коллективной «бомбы» не получилось. В качестве некоторой «мести» он рассказал, что леденящую душу историю про мышь, якобы накакавшую солистке в рот на съёмках клипа, Аня придумал, чтобы было что обсуждать с журналистами.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»