Жан Рондо рассказал на радио «Орфей» о клавесине и вечных сомнениях

В эфире радиостанции «Орфей» вышло интервью с молодым французским клавесинистом Жаном Рондо, завоевавшим самые престижные клавирные премии. Он записал два студийных альбома с музыкой эпохи барокко, а сейчас представляет третий, в котором исполнил произведения династии Бахов. В плотном гастрольном графике Жана нашлось окошко, нет, не для Москвы, а для маленького города Владимира. О своём концерте с Губернаторским симфоническим оркестром и музыкальных поисках Жан Рондо рассказал корреспонденту радио «Орфей» Елене Филиной.
- Меня пригласил Артём Маркин, и это честь для меня, - сказал музыкант. - Я знаю, что за приглашением стоит большая подготовка: специально к фестивалю был заказан клавесин у Энтони Бонамичи, и это очень трогательно. Я первый, кто будет на нём играть и представлять публике. Меня греет мысль, что потом на нём станут играть другие музыканты, и город откроет для себя новый мир старинной музыки. Кроме того, интересно посмотреть на город, открыть для себя страну, потому что в этих краях я никогда не был.
По словам Жана Рондо, его первое знакомство с клавесином состоялось еще в детстве.
- Я впервые услышал клавесин по радио в 6-летнем возрасте и был просто соблазнён звуками этого инструмента. Я не знаю, кто играл и что именно. У меня была несколько животная, инстинктивная реакция. Я сказал моим родителям, что хочу играть на этом, не зная названия инструмента, - рассказал он.
Музыкант рад, что в последнее время внимание к клавесину и старинной музыке неуклонно растет.
- Мне кажется, клавесин набирает популярность с каждым годом, - считает он. - У этого инструмента необычная история, он отсутствовал весь 19 век, почти «умер», но смог вернуться. По моему наблюдению, сейчас в консерваториях открываются специальные кафедры, клавесин очень подробно и много изучают, музыкантам это интересно. Многие выбирают этот инструмент. Аутентичная музыка не может не интересовать публику. Она набирает обороты, как и клавесин. Это неразрывная цепь: если интересуются инструментом, то интересуются и музыкой. Музыка живёт, если её изучают. Если её изучают, то она звучит, и её слушают.
В финале беседы Жан Рондо рассказал о своих музыкальных приоритетах, которым он никогда не изменяет. По его словам, первое – это не обладать музыкой, она свободна, поскольку она никому не принадлежит. Втрое - это работа и вечные сомнения, потому что без них «не будет никакой музыки и никакой магии».
Полностью с текстом и аудиозаписью интервью можно ознакомиться на сайте радио «Орфей».
Хавьер Бардем уговаривает Брэда Питта вернуться в профессию в трейлере «Формулы-1»

Трейлер фильма «Формула-1» (F1) обнародовала 13 марта 2025 года кинокомпания Warner Bros. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в картине Джозефа Косински сыграли Брэд Питт, Хавьер Бардем, Дэмсон Идрис, Тобайас Мензис, Ким Бодния и Керри Кондон, а одним из продюсеров стал британский автогонщик, многократный победитель «Формулы 1» Льюис Хэмильтон.
По сюжету, автогонщик Сонни Хейз (Питт) был самым многообещающим феноменом «Формулы-1» в 1990-х годах, пока авария на трассе едва не положила конец его карьере, когда он так и не поднялся на пьедестал. Тридцать лет спустя он стал гонщиком-кочевником по найму, когда к нему обратился его бывший товарищ по команде Рубен Сервантес (Бардем) - владелец команды, которая находится на грани краха. Рубен убеждает Сонни вернуться в профессиональные гонки чтобы в последний раз попытаться спасти команду и стать лучшим в мире. Он будет гонять вместе с Джошуа Пирсом (Идрис), крутым новичком, который намерен задать свой собственный темп. Но когда ревут двигатели, прошлое Сонни настигает его, и он обнаруживает, что в «Формуле-1» ваш товарищ по команде — ваш самый жестокий соперник, и путь к искуплению — это не то, по чему вы можете идти в одиночку.
«Формула-1» выйдет в мировой прокат 25 июня, а позже появится на Apple TV+.
«Мелодия» выпустила неизвестную запись Николая Громина

Фирма «Мелодия» выпустила неизданный альбом джазового гитариста Николая Громина «Блюз для Тэда». В 2024 году при работе над переизданием записей знаменитого джазового дуэта гитаристов Николая Громина и Алексея Кузнецова редакторы «Мелодии» нашли неопубликованную мастер-ленту 1991 года с записью сольного альбома Громина: пять ранее не изданных композиций, записанных гитаристом вместе с Виктором Двоскиным (контрабас) и Виктором Епанешниковым (ударные). Пленка, найденная в 2024 году, была сделана в июле 1991-го, за пультом находился звукорежиссер Рафик Рагимов, руководивший записью самых знаменитых джазовых альбомов для фирмы «Мелодия». Этот релиз, получивший название «Блюз для Тэда», вероятно, должен был выйти в конце года, но события августа 1991-го помешали этим планам.
Заглавная композиция посвящена другу и коллеге Громина — знаменитому американскому трубачу Тэду Джонсу, звезде оркестра Каунта Бейси, с которым гитарист познакомился в Копенгагене и играл в его легендарном биг-бэнде, считавшимся одним из лучших в Европе. В альбом также вошли авторские интерпретации джазовой классики: «My Funny Valentine», «When Sunny Gets Blue», «Alone Together» и «Theme for Ernie».
Музыкальный критик Денис Бояринов: «Обнаруженная запись «Блюз для Тэда» — это еще одно подтверждение уникального мастерства Николая Громина, яркого звучания, безупречной фразировки и восхитительной свободы исполнения. Это настоящий джаз».
Гитарист Николай Громин — выдающийся отечественный джазовый музыкант, он сыграл ключевую роль в возрождении советского джаза в оттепель, и стал одним из немногих, сумевших вписаться в профессиональную джазовую среду за рубежом, добившись там значительных успехов. Оригинальный стиль и мастерство Громина получали высокие оценки западных экспертов. Так, американский трубач Дон Эллис сравнивал Громина с подлинным блюзовым исполнителем, будто бы прошедшим уроки у Прокофьева. Знаменитый джазовый критик Уиллис Коновер отмечал, как естественно Громин сочетает блюзовое звучание с русскими музыкальными традициями. Отечественный джазовый критик Алексей Баташев называл Громина «корифеем мелодической линии». Композитор и дирижер Юрий Саульский считал ансамбль Громина и Кузнецова «ансамблем мирового уровня».
В 1978 году «Мелодия» выпустила первую пластинку дуэта Николая Громина и Алексея Кузнецова — «Джанго», в 1988 году Громин и Кузнецов записали альбом «Спустя 10 лет».
Валерия не уходит со сцены

Валерия опровергла слух о том, что завершает карьеру. Певица объяснила, что сейчас находится в самом активном творческом периоде, а о прекращении выступлений речи пока не идет.
- Слова не было сказано про то, что я ухожу со сцены, и сто раз прощаться тоже я не буду — не хочется. Когда созрею, скажу: «Всё, отчаливаю!», но это пока не тот случай, потому что как раз сейчас у меня самый активный период, — заявила Валерия в подкасте «По каверочку».
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее супруг и продюсер певица Иосиф Пригожин заявил о том, что она выпустит в апреле 2025 года свой последний альбом и сведёт до минимума гастрольную деятельность.