Рецензия: Анатолий Крупнов - «Я остаюсь. Новое сведение»: «Дом жёлтого сна» ****, «Стена» ****, «Дорожная» *****
2018, Navigator
В день 53-летия со дня рождения Анатолия Крупнова некоторые его песни были переизданы с новым сведением на трех дисках. Несмотря на знакомые названия альбомов, это не переиздания каких-то конкретных старых пластинок, а тематические сборники. Точнее, даже не тематические, а сформированные в соответствии с разными условными временными и стилистическими периодами творчества Крупнова.
«Дом жёлтого сна» - это песни хард-н-хэви-группы «Чёрный обелиск», чей лидер, вокалист и басист Анатолий Крупнов носит длинные волосы, очень убедительно занимает героические позы (особенно ему удавалась позиция «ногой на мониторе») и выдаёт россыпь жёстких риффов. В принципе, уже слышно, что хард-роковые штампы ему тесноваты, тем не менее и вокале, и в аранжировках он следует некоторым устоявшимся канонам жанра. Масштаб личности уже чувствуется, но ещё не слишком раскрывается. При этом в альбоме есть песня «Дом жёлтого сна», непривычная версия «Я остаюсь», «Пятая песня», «Алкарель» и «Новая жизнь», которая потом дала название недолго просуществовавшей антинаркотической радиопрограмме Анатолия.
Диск «Стена» начинается с одноимённой песни - главного хита металлической ипостаси Крупнова. С ней, как и раньше, соседствует тягучий и трагический «Аве, Цезарь», который ещё тогда удивлял «тру»-металлистов, ибо в канон жанра не вписывался. На этой части сборника Крупнова бросает из хард-рока в тяжёлые блюзы, а песня «Чёрный обелиск» звучит очень похоже на творчество группы Motorhead (которую тоже возглавлял неистовый басист). И пресс-релиз сборника не врёт, когда утверждает, что в результате пересведения «удалось добиться той чистоты и плотности звучания, к которой всегда так стремился Анатолий». В таком качестве его ранние песни вы ещё не слышали.
Самой интересной, конечно, оказалась третья часть под названием «Дорожная». Она могла бы быть ещё насыщеннее, если бы составители включили в неё каверы с альбома «Чужие песни и несколько своих» проекта «Крупский сотоварищи». Но и так получилось сильно. Здесь собраны в основном песни последнего периода жизни и творчества, когда время для Крупнова невероятно уплотнилось. Он распустил металлический «Чёрный обелиск» и взял Варшавчика с Митрофановым, что заметно изменило и звучание, и творческие устремления. В музыке появились баллады, вальсы, чуть ли не романсы и фольклорные плачи, рядом возникли очертания мощного сайд-проекта «Крупский сотоварищи» - и всё это на фоне борьбы с героиновой зависимостью. Героической, но проигранной. Песни, представленные на «Дорожной», в основном иллюстрируют этот сложный, но творчески очень счастливый финальный период.
После смерти Крупнова показали запись его по сути прощальной песни «Иди за мной (когда меня не станет)». Записанной в последнюю студийную сессию вчерне, под одну бас-гитару. За душу брало и в таком виде, но на новейшем переиздании к басовой партии ничего добавлять не стали, а вокал подтянули: в общем, вы никогда не слышали лучшего исполнения этой песни, чем здесь. С «Иди за мной» соседствуют шуточная автобиография «Семь бед», ёрнический «Вальс», бешено рвущая душу этническая «Пельменная», а также «Я остаюсь» (в более привычном виде), разухабистая, но скрывающая что-то неладное «Дорожная», «Игрок» и откровенная, на разрыв, «Мама». С крупновской классикой всё ясно, она не стареет, а те песни, что при жизни Анатолия не были хитами, могут стать для сегодняшних слушателей приятными сюрпризами.
Алексей Мажаев, InterMedia
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»