Рецензия: Brainstorm - «Wonderful Day» ****
2018, Первое музыкальное издательство
Группа Brainstorm разогревала R.E.M., участвовала в «Евровидении» и записывались с «Би-2». Коллектив вполне успешно удерживается на трёх стульях, являясь несомненно главной группой Латвии (под названием Prata Vetra), но при этом высоко котируясь на западном и российском рынках. Правда, главным хитом Brainstorm более 15 лет остаётся «Maybe», переплюнуть который коллективу при всём своём профессионализме никак не удаётся. Всё это время музыканты почти никак не меняются внешне и по-прежнему выглядят, как школьный ансамбль. Возможно, поэтому в России Brainstorm не воспринимают как больших заезжих звёзд - нашей публике они кажутся простыми, молодыми и своими в доску ребятами, очень обаятельными, но отнюдь не великими. Это невольное панибратство переносится и на музыку - русскоязычные песни Ренарса Кауперса и компании кажутся слишком легковесными, что ли: мило, симпатично, но суперхитами не становятся.
Рискну предположить, что альбом «Wonderful Day» сумеет изменить эту ситуацию в лучшую для позиционирования Brainstorm на российском рынке сторону. В результате нехитрой комбинации с тремя стульями пластинка оказалась своеобразным сборником: четыре песни на русском, пять на английском и одна на латышском. Это вместо того, чтобы записывать три версии полнометражной пластинки, что Brainstorm практиковали в прошлом. (В скобках замечу, что в Латвии Prata Vetra всё-таки выпустили полновесный LP под названием «Par to znu, kas sit skrda bungas».) Кауперсу и Ко никогда не хватало русскоязычных песен, чтобы наполнить пластинку, и они разбавляли российские издания дисков англоязычными треками. Теперь явно пришло понимание, что за количеством гнаться и не стоит: пусть песен будет меньше, зато все (по возможности) крутые.
И первый же трек производит впечатление, почти сравнимое с реакцией на «Maybe». Песня «Контакты» - одно из лучших поп-рок-произведений года на русском языке. Полагаю, что публике ещё предстоит как следует расслышать мелодию, аранжировку, текст и вокал Ренарса - и вот тогда у «Контактов» начнётся долгая и счастливая жизнь на радио и в сердцах зрителей. Следующий номер «Мой друг океан» возвращает нас к Brainstorm из первого абзаца - это внешне легкомысленная песня на серьёзную экологическую тему. «Для тебя» - недурной медляк с любовной лирикой, а песню «Как я искал тебя» очень оживляет вокальное участие Марины Кравец.
Англоязычную часть альбома открывает 31-секундная миниатюра «For a Friend» а капелла, предваряющая мелодичную заглавную песню. «My Mind's so Lost (On You)» звучит довольно меланхолично, а припев даже нервно, насколько это слово вообще подходит к улыбчивому творчеству Brainstorm. «Always Gonna Let You Down» запоминается припевом, а «Closer to You» - симпатичной мелодией. Финальной же песней стала «Pirmais Latvietis Uz Mness». Латышский язык звучит для нашего уха очень необычно, что тоже вносит в альбом элемент неожиданности, а также объясняет, почему со всеми своими международными успехами Prata Vetra никогда не забывает о корнях. Название композиции, кстати, переводится как «Первый латыш на Луне», и Ренарс поёт её так, что пробирает даже людей, не знающих ни слова по-латышски.
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Почему музыка Depeche Mode такая мрачная?»
2024, «Спасибо, послушаю».
Про Depeche Mode можно много чего рассказать, но в этом выпуске ведущий «Спасибо, послушаю» Андрей Васильев сосредоточился на эволюции музыки проекта от приторного синти-попа к мрачной электронщине. Казалось бы, смену приоритетов можно прямолинейно объяснить сменой состава и основного сонграйтера. Но всё не так просто. Автор раннего «бойз-бэндового» репертуара Depeche Mode Винс Кларк искренне любил карамельную попсу и, уйдя из DM, вполне преуспел в этом жанре с проектом Erasure. Реализовать эти идеи в рамках Depeche Mode у него не получилось, ибо остальные участники тяготели к более «сумрачной» музыке. Во-первых, запоминающийся Дэйва Гэхена не слишком подходил для легкомысленных танцевальных хитов, а во-вторых, ставший основным автором Мартин Гор тоже был не очень расположен к веселью и беззаботности.
После ухода Кларка Мартин самозабвенно отдался изучению человеческих пороков методом погружения в сомнительные вечеринки и провокационные хеппенинги. По его подсчётам, 70% его песен были посвящены сексу, кроме того, в произведениях группы стали затрагиваться политические и социальные темы. Публика это с удовольствием приняла - альбом 1990 года «Violator» стал самым успешным в дискографии группы. Кстати, главный хит с него «Enjoy The Silence», по мнению Андрея Васильева, звучит, как посвящение New Order – но только альтернативному New Order, с Иеном Кёртисом у микрофона (фронтмен группы Joy Division Кёртис покончил с собой в 1980 году, остальные музыканты решили продолжать в другом жанре и под новым названием New Order. – А.М.).
А в 90-е мрака в звучание, да и в жизнь группы добавил Дэйв, который увлёкся саморазрушением, да так, что запрещённые вещества довели его попытки суицида и клинической смерти (это два разных случая). «Технически Гэхен умер раньше Энди Флетчера», - констатирует автор. Но Флетчера в 2022-м реанимировать не удалось, а Гэхен, по его поздним воспоминаниям, услышал, что врачи признали его мёртвым, возмутился этим фактом и «вернулся» с криком «не дождётесь!». Проверить эту версию нет никакой возможности, однако совершенно точно Depeche Mode звучали (и выглядели) не как синти-поп-группа, а как приболевшие альт-рокеры. Разве что синтезаторы они по-прежнему ценили больше гитар.
Дэйв в итоге победил свою зависимость, после чего начал и сам сочинять песни. Depeche Mode ХХI века не стал оптимистичным, но перестал быть пугающим и балансировать на краю. Теперь Дэвид и Мартин, ориентируясь на свой богатый жизненный опыт, пишут и играют меланхоличные, созерцательные песни, которые на удивление «зашли» подрастающему поколению «неодепешистов».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Катерина Шпица снялась в клипе группы «Марсель»
Премьера клипа «Я буду здесь» группы «Марсель» состоялась 21 ноября 2024 года. Группа решила удивить поклонников глубоким по смыслу роликом. Режиссер Роман Васильков рассказал, что девушки в клипе примеряют образы мужчин, находясь в плачевном ментальном состоянии, метафорой которого выступает заброшенная усадьба, где происходит действие видео. Команде удалось максимально передать уникальность локации и подчеркнуть ей драматическую линию песни. Одну из главных ролей в видео исполнила актриса Катерина Шпица.
- Вы знаете, я даже надеяться не мог, что в моем клипе когда-то сыграет замечательная актриса российского кино Катя Шпица, - признался фронтмен группы Степан Ледков. - Однажды в отеле перед концертом в городе Казань я спустился в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм «Экипаж», в котором играла Катя. И я подумал, что было бы круто, чтобы она когда-нибудь снялась в нашем клипе. И вот мечта сбылась! Я очень благодарен Кате за то, что она согласилась и поддержала мою песню. Всем девочкам, которые участвуют в клипе - огромное спасибо! Кстати, быстрее всех согласилась на роль в клипе Снежанна Самохина, и в ответ сразу прислала мне видео, где она поёт «Я буду здесь» в гриме кикиморы на съемках сказки «Маша и Медведи». Я пересмотрел его раз сто! А Виолетте Чиковани для кадра даже пришлось научиться играть на саксофоне, но, кажется, уроки нашего Мити Блинова ей даже понравились.
В ключевой сцене Степана заковали в настоящие тяжелые цепи. Сам артист шутит, что чувствовал себя Халком, но в момент съемок ощутил страх за свою жизнь, так как цепи, которые постановщики повесили ему на шею, как оказалось, в сумме весили десятки килограмм и чуть не задушили его не метафорически, а буквально.
В 2025 году группа «Марсель» будет отмечать 20-летие. Юбилейные концерты состоятся 14 февраля в Москве, в клубе Urban, и 22-го в Санкт-Петербурге, в клубе А2.
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.