Влади из «Касты» признан иноагентомЮра Борисов номинирован на «Оскар»У Евгения Кулика родился сын ЛотерейУмер режиссер «Вальсирующих» и «Холодных закусок» Бертран БлиеЭльвира Т рассталась с мужемУмер кинорежиссер Дэвид ЛинчУмерла Евгения ДобровольскаяВенсан Кассель стал отцом в четвертый разЭнтони Хопкинс, Пэрис Хилтон и Билли Кристал лишились своих домов из-за пожаров в КалифорнииУмер участник фолк-трио Peter, Paul and Mary Питер ЯрроуЗендая и Том Холланд помолвлены«Эмилия Перес», «Бруталист» и «Сёгун» стали триумфаторами «Золотого глобуса»Муж Обри Плазы покончил с собойЭдуарда Шарлота* приговорили к пяти с половиной годамЛигалайз признан иноагентом в РФДуа Липа и Каллум Тёрнер помолвленыЮрий Колокольников и Вильма Кутавичюте поженилисьСветлана Устинова и Илья Стюарт стали родителямиИтоги-2024 от «ИнтерМедиа»: Shaman, «Комбинация» и КологривыйСергей Полунин уехал из России

Директор Фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенко: “Каждый конкурс юных вокалистов — это предвосхищение встречи с талантом”

20.07.2018 15:47 Музыка Рубрика: Интервью

VII международный конкурс юных вокалистов Елены Образцовой идет в Санкт-Петербурге с 16 по 21 июля 2018 года. В преддверии конкурса директор Фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенко рассказала корреспонденту InterMedia о том, почему иностранным участникам не делают поблажек при исполнении русской музыки, и какими качествами должны обладать юные артисты, претендующие на победу.

Конкурс юных вокалистов расширяется с каждым годом. Расскажите, что изменилось с прошлого раза?

Наш конкурс ведет свою историю с 2006 года, и каждый раз мы испытываем огромное волнение в ожидании участников, хотя все уже известно — прием заявок закончился больше месяца назад, мы знаем, из каких стран едут конкурсанты и сколько их. Всего было более 250 заявок, так что пришлось провести небольшой отбор. Но даже после него осталось 180 участников из 14 стран мира. Приедут детки из стран, которые раньше не участвовали в конкурсе — например, из США, Греции и Германии. И никакие политические сложности между нашими государствами не мешают музыке и культуре. Дети приедут и получат горячий прием так же, как и болельщики во время чемпионата по футболу.

Конкурс стартует 16 июля – почему выбрали именно эту дату? Получается, что конкурс стартует на следующий же день после окончания чемпионата.

Изначально у нас была объявлена дата 15 июля. Мы начинаем планировать конкурс за два года — сразу после окончания предыдущего определяем даты следующего. И уже в этом году мы осознали, что 15 июля состоится финал чемпионата мира, и, если он совпадет с началом нашего конкурса, это будет очень непросто и для конкурсантов, и для нас, организаторов. В этот день все будут либо у телевизоров, либо на трибунах. А вот 16-е будет, как мы надеемся, уже относительно спокойным днем, и мы будем приветствовать концертом-открытием членов жюри и конкурсантов.

Вы отметили, что пришлось проводить отбор среди участников. Каковы его критерии?

Елена Васильевна Образцова сделала свои конкурсы — и детские, и взрослые, — открытыми для всех. Никакого предварительного отбора по записям, как у большинства конкурсов, у нас нет. Елена Васильевна учитывала, что к нам на конкурс приезжают не только иностранцы, но и, прежде всего, россияне. И приезжают многие из глубинки — даже из деревень. Записи, которые присылают, часто плохого качества и не могут сравниться со студийными, которые могут себе позволить ребята из крупных городов, по ним просто нельзя определить реальный потенциал ребенка.

Для Елены Васильевны каждый конкурс был предвосхищением встречи с талантом. Так произошло, когда когда-то на первый конкурс приехала Юля Лежнева, или сестры Карахановы, которые сегодня — студентки московских вузов, или Анна Эль-Хашем, ныне солистка Мюнхенской оперы. Очень многие дети впоследствии подтверждают свой талант и профессионализм уже на взрослых конкурсах. В общем, отбора по музыкальным критериям как такового нет, но мы смотрим на документы. Бывает, что дети или их педагоги неправильно выбирают программу, и приходится им отказывать по формальным критериям.

У конкурса строгие возрастные рамки с 9 до 17 лет. Бывают ли исключения?

Подают заявки и 6-7-летние дети, но они, к сожалению, не проходят на конкурс. Я могу признаться, что несколько лет назад, будучи еще неопытным директором конкурса, пошла на уступку ради семилетней девочки из Тюмени, совершив нарушение в регламенте конкурса. А девочка была совсем крошечная — конечно, члены жюри были очарованы ее юностью и стали относиться к ней по-другому. И ко мне стали подходить педагоги, справедливо отмечая, что и они могли бы привести своих семилетних учеников. Это было уроком, и теперь мы четко отслеживаем, чтобы участникам на момент начала конкурса уже исполнилось девять лет.

Детей, наверное, сложно судить...

Очень. У нас есть три возрастных группы. Первая — 9-11 лет, их Елена Васильевна называла самыми сладкими детками, потому что они поют еще сердцем и их еще не успели «испортить» педагоги. В третьей группе (15-17 лет) мы, к сожалению, иногда встречаемся с неправильной работой педагогов, что очень обидно. Вторая группа (12-14 лет) — самая сложная, потому что это период начала мутации голоса. Часто бывает, что, проходя этот период, дети теряют певческий голос и уже не могут строить вокальную карьеру. Но хочется поощрить всех детей. У нас в конкурсе два тура, и все прошедшие во второй тур уже считаются дипломантами. Елена Васильевна очень любила этот конкурс и очень трогательно к нему относилась, говоря, что все эти детки Богом поцелованы.

Кто в этом году входит в жюри конкурса?

Как и Елена Васильевна, мы очень внимательно относимся к подбору жюри. У нее всегда было очень серьезное жюри. Она никогда не делала скидок на то, что конкурс детский. В этом году у нас семь членов жюри, из них только двое россиян: художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Лариса Гергиева и Галина Писаренко — в прошлом великолепная певица, звезда оперы, а сегодня — прославленный педагог, профессор Московской консерватории, ее ученицы блистают на самых ярких сценах. Остальные пять членов жюри — иностранцы: партнеры Елены Васильевны по оперной сцене, тенора Бруно Пратико из Италии и Петер Дворски из Словакии, знаменитое сопрано из Литвы Ирена Милькявичюте, всемирно известный грузинский бас Паата Бурчуладзе, художественный руководитель Образовательного фонда «Талант и успех» центра «Сириус» Ханс Йоахим Фрай из Австрии. Такое вот жюри для детей. На прошлом конкурсе одним из членов жюри была музыковед из США Лариса Джексон, и она, зная все современные детские конкурсы, подтвердила, что в мире больше нет международных конкурсов такого уровня! Такая высокая оценка — это очень приятно.

Какие у участников условия подготовки к конкурсу в Петербурге?

Иногда дети приезжают со своими концертмейстерами, но мы даем им возможность поработать с лучшими пианистами Петербурга. Это фактически концертмейстеры-коучи, которые на репетициях дают ценные советы участникам наряду с педагогами. Кроме того, во время конкурса для детей проводятся лекции фониатров — в том числе и для тех, кто не прошел во второй тур. После объявления результатов конкурса они имеют возможность индивидуально подойти ко всем членам жюри и услышать их замечания, что тоже очень важно. А в свободное время мы проводим для ребят бесплатные экскурсии в Эрмитаж, Русский музей и другие музеи. В целом детки очень многое получают от конкурса, от города, чувствуют его атмосферу. И мы делаем все для того, чтобы на конкурсе была доброжелательная обстановка.

А по какому принципу составляется программа для каждой возрастной группы?

Программу когда-то продумывала и составляла сама Елена Васильевна, совершенствуя ее от года к году. Сегодня она сформирована в соответствии с возрастными особенностями голоса — чтобы не получалось так, что совсем маленькие дети берутся за исполнение арий, написанных для взрослых профессиональных певцов. Мы часто слышим это в шоу «Голос» и других телепроектах, но ведь это губительно для детского голоса! Дети 9-11 лет у нас поют народные песни, песни из мультфильмов и детских спектаклей. Старшие ребята уже начинают петь старинную музыку, романсы, а в третьей возрастной группе – арии из опер.

В программу второго и третьего тура включены обязательные произведения русских композиторов. Делаете ли поблажки на произношение для иностранных ребят, для которых русский — не родной язык?

Вы правы, и это очень важно. Русская музыка обязательно присутствует в программе, этому Елена Васильевна уделяла большое внимание. Конечно, итальянские композиторы писали очень яркую музыку, и русская музыка по сравнению с ней может казаться не такой эффектной, но мы обязаны ее пропагандировать, чтобы молодые вокалисты ее знали и исполняли.

Поблажек нет к иностранцам. У вокалистов особый слух, они могут не говорить по-русски, но при этом прекрасно петь с правильным произношением. Часто, кстати, иностранцы приезжают на конкурс потому, что у них русские педагоги — такая вот русская вокальная школа. Поэтому требования такие же высокие, как и к русским ребятам.

Какие карьерные перспективы ждут победителей конкурса?

Для нас очень важно, чтобы таланты, которые мы открываем и в детском, и во взрослом конкурсах, не терялись. Мы поддерживаем их во всех своих проектах — например, в этом году 1 октября, в Международный день музыки, Фонд будет проводить грандиозный гала-концерт в концертном зале Чайковского, и первое отделение будут петь только лауреаты детских конкурсов прошлых лет. Во втором отделении выступят мастера оперной сцены, лауреаты наших взрослых конкурсов: прославленный баритон Мариинского театра Владислав Сулимский, солистка Метрополитен-оперы Любовь Петрова, солист Большого театра Годердзи Джанелидзе, солистка «Новой оперы» Юлия Меннибаева, солисты Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Елена Гусева и Владимир Дмитрук, солистка Башкирского театра оперы и балета Диляра Идрисова и другие. Мы не бросаем наших лауреатов и стараемся их поддерживать на протяжении всего творческого пути.

Конкурс проходит раз в два года. Почему не ежегодно?

У нас два основных конкурса: взрослый и детский. По четным годам мы проводим конкурс юных вокалистов, а по нечетным — конкурс молодых оперных певцов. Но бывают и другие — например, конкурс камерной музыки, которую сегодня вообще мало кто качественно исполняет. В этом году в сентябре мы решили провести еще и теноровый конкурс и пригласили в качестве президента и председателя жюри Хосе Каррераса. Он не входил ни в одно жюри, но в этом году сделает такой подарок всей музыкальной общественности. Это будет настоящий праздник музыки!

Как вы считаете, помимо вокального таланта, какими качествами должны обладать потенциальные победители конкурса?

Действительно, талант — это очень важно для успеха, но еще важнее иметь характер и крепкую нервную систему. Мы часто сталкиваемся с тем, что перед выходом на сцену и у детей, и у взрослых случаются настоящие нервные срывы. Это настоящее мужество — выйти на сцену, ведь петь перед полным залом — это не только счастье для вокалиста, но и большая ответственность.

Надеюсь, мы услышим конкурсантов в эфире радио «Орфей»?

(К разговору подключается программный директор радиостанции Евгений Кобылянский): Конечно, дети появятся в эфире. Поскольку наше сотрудничество с Фондом Елены Образцовой уже приобрело системный характер, мы обязательно расскажем о конкурсе и представим интересные фрагменты, которые можно будет послушать и даже посмотреть не только в эфире радио, но и в наших соцсетях. Помимо этого, мы будем пропагандировать и развивать это направление — популяризацию классического искусства в подростково-юношеской среде. В данном случае «Орфей» — не рекламная площадка, а именно партнер, который выполняет просветительскую функцию. В этом и заключается наша роль. Все наши ресурсы будут включены в эту интересную плодотворную работу.

Отменены концерты Лолиты в Кемерове и Новокузнецке

28.01.2025 22:09 Музыка Рубрика: Хроника
соцсети

Лолита Милявская сообщила об отмене своих концертов в Кемерове и Новокузнецке. Об этом ей сообщили организаторы в письме с пометкой "срочно".

- Внимательно послушайте, жители Кемерово и Новокузнецка. Письма, о которых идет речь, опубликую. Пока только одно в наличии. Все хорошие комментарии, которыми зрители пытались отстоять свое право ходить на концерты по своему выбору, естественно, удалялись. Ну детский сад, ей-богу. Р.S. Дяденька из Новокузнецка, Алексей Владимирович, не будь кузнечиком, пришли письмо, людям надо билеты сдавать, - написала Лолита.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Мелодия» выпустила альбом победителей конкурса Хиблы Герзмавы

28.01.2025 19:53 Музыка Рубрика: Хроника
обложка альбома

«Фирма Мелодия» выпустила цифровой альбома победителей I конкурса Хиблы Герзмавы. Бас Алексей Кулагин и пианист Василий Попов исполняют камерные циклы Мусоргского «Без солнца», «Песни и пляски смерти». Выпуск альбома стал частью призового фонда нового музыкального конкурса. Запись была сделана в Большом зале Московской консерватории в 2024 году.

В 2023 году в Москве прошло награждение лауреатов I Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров. Его организовала Хибла Герзмава — певица, ведущая солистка Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко (МАМТ). На конкурс было подано более 800 заявок от молодых исполнителей из 38 стран, а в финальном туре участвовали 35 оперных певцов и 16 концертмейстеров из России, Беларуси, Азербайджана, Армении, Бразилии, Казахстана, Китая, Монголии, Франции и ЮАР.

Победители и финалисты получили возможность дебютировать на крупнейших отечественных сценах, среди которых МАМТ, Мариинский театр, Московская филармония, Большой зал Московской консерватории. Еще одним призом, который организаторы запланировали для победителей в обеих категориях, стала запись камерной программы «Фирмой Мелодия». Первые призы получили бас Алексей Кулагин, чья карьера равно связана с театрами Петербурга и Москвы, и пианист Василий Попов, который более 10 лет работает в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.

Бас Алексей Кулагин и пианист Василий Попов выбрали для совместного альбома два вокальных цикла Модеста Мусоргского — «Без солнца» и «Песни и пляски смерти». В интервью журналу «Музыкальная жизнь» Алексей Кулагин рассказал, что изначально он думал о двух произведениях: «Песнях и плясках смерти», которые вошли в трек-лист, и романсах орловского композитора Василия Калинникова. Финальный состав альбома отразил путь от размышлений о горестях частной жизни к философскому осмыслению бытия.

Вокальный цикл «Без солнца» отражает историю русского романса. Композитор создал его в трудный период жизни (распад «Могучей кучки», переживания утраты близких друзей). Автором стихов стал Арсений Голенищев-Кутузов, молодой поэт, писавший печальные элегические опусы, отдавая дань духу романтизма. О «Песнях и плясках смерти» Кулагин говорит так: «Этот цикл — возможность познакомиться со смертью. Мусоргский не смеется и не иронизирует над смертью, как Сен-Санс, например. Мне кажется, он ее уважает».

Бас Алексей Кулагин окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н.А.Римского-Корсакова. Работал в детском музыкальном театре «Зазеркалье», был артистом Молодежной оперной программы Большого театра. С 2022 года развивает международную карьеру. Выступал на Зальцбургском фестивале, на сценах дрезденской Земпероперы (Германия), Королевской оперы Валлонии (Льеж, Бельгия), Театро Массимо (Палермо, Италия). С 2023 года — солист Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко.

Пианист Василий Попов окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н.А.Римского-Корсакова. С 2010 года работает концертмейстером в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Принимает участие в подготовке оперных постановок и камерных концертных программ театра. Как аккомпаниатор выступает с такими артистами, как Ольга Бородина и Екатерина Семенчук.

Музыканту «Непары» стало плохо на концерте

соцсети

Бас-гитаристу группы «Непара» стало плохо на московском концерте. На выступлении коллектива в клубе «Мумий Тролль Music Bar» было продано слишком много билетов, поэтому сцену пришлось сузить, а музыканты оказались у раскаленных светодиодных экранов. В итоге басисту стало плохо, и за него доиграл партии в песне «Милая» лидер группы Александр Шоуа.

- На нашем последнем выступлении, действительно, произошла неожиданная ситуация, которой до этого не было уже давненько, — подтвердил «Стархиту» информацию Александр Шоуа. — В зале присутствовало так много слушателей, что даже дышать было трудно. Ребята-музыканты страдали весь концерт, потому что сзади шел сильный жар от экранов. У басиста в конце концов сильно закружилась голова, он не смог продолжать выступление. Если бы он не ушел за кулисы, то, вероятно, потерял бы сознание. Там его встретили медики, дежурившие на площадке.

«ИнтерМедиа» напоминает, что большой концерт группы «Непара» пройдет 1 марта 2025 года в Vegas City Hall.

Источник: Стархит Фото: соцсети На фото: Александр Шоуа
Теги: Непара, инцидент на концерте
β 16+