Директор Фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенко: “Каждый конкурс юных вокалистов — это предвосхищение встречи с талантом”

VII международный конкурс юных вокалистов Елены Образцовой идет в Санкт-Петербурге с 16 по 21 июля 2018 года. В преддверии конкурса директор Фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенко рассказала корреспонденту InterMedia о том, почему иностранным участникам не делают поблажек при исполнении русской музыки, и какими качествами должны обладать юные артисты, претендующие на победу.
Конкурс юных вокалистов расширяется с каждым годом. Расскажите, что изменилось с прошлого раза?
Наш конкурс ведет свою историю с 2006 года, и каждый раз мы испытываем огромное волнение в ожидании участников, хотя все уже известно — прием заявок закончился больше месяца назад, мы знаем, из каких стран едут конкурсанты и сколько их. Всего было более 250 заявок, так что пришлось провести небольшой отбор. Но даже после него осталось 180 участников из 14 стран мира. Приедут детки из стран, которые раньше не участвовали в конкурсе — например, из США, Греции и Германии. И никакие политические сложности между нашими государствами не мешают музыке и культуре. Дети приедут и получат горячий прием так же, как и болельщики во время чемпионата по футболу.
Конкурс стартует 16 июля – почему выбрали именно эту дату? Получается, что конкурс стартует на следующий же день после окончания чемпионата.
Изначально у нас была объявлена дата 15 июля. Мы начинаем планировать конкурс за два года — сразу после окончания предыдущего определяем даты следующего. И уже в этом году мы осознали, что 15 июля состоится финал чемпионата мира, и, если он совпадет с началом нашего конкурса, это будет очень непросто и для конкурсантов, и для нас, организаторов. В этот день все будут либо у телевизоров, либо на трибунах. А вот 16-е будет, как мы надеемся, уже относительно спокойным днем, и мы будем приветствовать концертом-открытием членов жюри и конкурсантов.
Вы отметили, что пришлось проводить отбор среди участников. Каковы его критерии?
Елена Васильевна Образцова сделала свои конкурсы — и детские, и взрослые, — открытыми для всех. Никакого предварительного отбора по записям, как у большинства конкурсов, у нас нет. Елена Васильевна учитывала, что к нам на конкурс приезжают не только иностранцы, но и, прежде всего, россияне. И приезжают многие из глубинки — даже из деревень. Записи, которые присылают, часто плохого качества и не могут сравниться со студийными, которые могут себе позволить ребята из крупных городов, по ним просто нельзя определить реальный потенциал ребенка.
Для Елены Васильевны каждый конкурс был предвосхищением встречи с талантом. Так произошло, когда когда-то на первый конкурс приехала Юля Лежнева, или сестры Карахановы, которые сегодня — студентки московских вузов, или Анна Эль-Хашем, ныне солистка Мюнхенской оперы. Очень многие дети впоследствии подтверждают свой талант и профессионализм уже на взрослых конкурсах. В общем, отбора по музыкальным критериям как такового нет, но мы смотрим на документы. Бывает, что дети или их педагоги неправильно выбирают программу, и приходится им отказывать по формальным критериям.
У конкурса строгие возрастные рамки с 9 до 17 лет. Бывают ли исключения?
Подают заявки и 6-7-летние дети, но они, к сожалению, не проходят на конкурс. Я могу признаться, что несколько лет назад, будучи еще неопытным директором конкурса, пошла на уступку ради семилетней девочки из Тюмени, совершив нарушение в регламенте конкурса. А девочка была совсем крошечная — конечно, члены жюри были очарованы ее юностью и стали относиться к ней по-другому. И ко мне стали подходить педагоги, справедливо отмечая, что и они могли бы привести своих семилетних учеников. Это было уроком, и теперь мы четко отслеживаем, чтобы участникам на момент начала конкурса уже исполнилось девять лет.
Детей, наверное, сложно судить...
Очень. У нас есть три возрастных группы. Первая — 9-11 лет, их Елена Васильевна называла самыми сладкими детками, потому что они поют еще сердцем и их еще не успели «испортить» педагоги. В третьей группе (15-17 лет) мы, к сожалению, иногда встречаемся с неправильной работой педагогов, что очень обидно. Вторая группа (12-14 лет) — самая сложная, потому что это период начала мутации голоса. Часто бывает, что, проходя этот период, дети теряют певческий голос и уже не могут строить вокальную карьеру. Но хочется поощрить всех детей. У нас в конкурсе два тура, и все прошедшие во второй тур уже считаются дипломантами. Елена Васильевна очень любила этот конкурс и очень трогательно к нему относилась, говоря, что все эти детки Богом поцелованы.
Кто в этом году входит в жюри конкурса?
Как и Елена Васильевна, мы очень внимательно относимся к подбору жюри. У нее всегда было очень серьезное жюри. Она никогда не делала скидок на то, что конкурс детский. В этом году у нас семь членов жюри, из них только двое россиян: художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Лариса Гергиева и Галина Писаренко — в прошлом великолепная певица, звезда оперы, а сегодня — прославленный педагог, профессор Московской консерватории, ее ученицы блистают на самых ярких сценах. Остальные пять членов жюри — иностранцы: партнеры Елены Васильевны по оперной сцене, тенора Бруно Пратико из Италии и Петер Дворски из Словакии, знаменитое сопрано из Литвы Ирена Милькявичюте, всемирно известный грузинский бас Паата Бурчуладзе, художественный руководитель Образовательного фонда «Талант и успех» центра «Сириус» Ханс Йоахим Фрай из Австрии. Такое вот жюри для детей. На прошлом конкурсе одним из членов жюри была музыковед из США Лариса Джексон, и она, зная все современные детские конкурсы, подтвердила, что в мире больше нет международных конкурсов такого уровня! Такая высокая оценка — это очень приятно.
Какие у участников условия подготовки к конкурсу в Петербурге?
Иногда дети приезжают со своими концертмейстерами, но мы даем им возможность поработать с лучшими пианистами Петербурга. Это фактически концертмейстеры-коучи, которые на репетициях дают ценные советы участникам наряду с педагогами. Кроме того, во время конкурса для детей проводятся лекции фониатров — в том числе и для тех, кто не прошел во второй тур. После объявления результатов конкурса они имеют возможность индивидуально подойти ко всем членам жюри и услышать их замечания, что тоже очень важно. А в свободное время мы проводим для ребят бесплатные экскурсии в Эрмитаж, Русский музей и другие музеи. В целом детки очень многое получают от конкурса, от города, чувствуют его атмосферу. И мы делаем все для того, чтобы на конкурсе была доброжелательная обстановка.
А по какому принципу составляется программа для каждой возрастной группы?
Программу когда-то продумывала и составляла сама Елена Васильевна, совершенствуя ее от года к году. Сегодня она сформирована в соответствии с возрастными особенностями голоса — чтобы не получалось так, что совсем маленькие дети берутся за исполнение арий, написанных для взрослых профессиональных певцов. Мы часто слышим это в шоу «Голос» и других телепроектах, но ведь это губительно для детского голоса! Дети 9-11 лет у нас поют народные песни, песни из мультфильмов и детских спектаклей. Старшие ребята уже начинают петь старинную музыку, романсы, а в третьей возрастной группе – арии из опер.
В программу второго и третьего тура включены обязательные произведения русских композиторов. Делаете ли поблажки на произношение для иностранных ребят, для которых русский — не родной язык?
Вы правы, и это очень важно. Русская музыка обязательно присутствует в программе, этому Елена Васильевна уделяла большое внимание. Конечно, итальянские композиторы писали очень яркую музыку, и русская музыка по сравнению с ней может казаться не такой эффектной, но мы обязаны ее пропагандировать, чтобы молодые вокалисты ее знали и исполняли.
Поблажек нет к иностранцам. У вокалистов особый слух, они могут не говорить по-русски, но при этом прекрасно петь с правильным произношением. Часто, кстати, иностранцы приезжают на конкурс потому, что у них русские педагоги — такая вот русская вокальная школа. Поэтому требования такие же высокие, как и к русским ребятам.
Какие карьерные перспективы ждут победителей конкурса?
Для нас очень важно, чтобы таланты, которые мы открываем и в детском, и во взрослом конкурсах, не терялись. Мы поддерживаем их во всех своих проектах — например, в этом году 1 октября, в Международный день музыки, Фонд будет проводить грандиозный гала-концерт в концертном зале Чайковского, и первое отделение будут петь только лауреаты детских конкурсов прошлых лет. Во втором отделении выступят мастера оперной сцены, лауреаты наших взрослых конкурсов: прославленный баритон Мариинского театра Владислав Сулимский, солистка Метрополитен-оперы Любовь Петрова, солист Большого театра Годердзи Джанелидзе, солистка «Новой оперы» Юлия Меннибаева, солисты Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Елена Гусева и Владимир Дмитрук, солистка Башкирского театра оперы и балета Диляра Идрисова и другие. Мы не бросаем наших лауреатов и стараемся их поддерживать на протяжении всего творческого пути.
Конкурс проходит раз в два года. Почему не ежегодно?
У нас два основных конкурса: взрослый и детский. По четным годам мы проводим конкурс юных вокалистов, а по нечетным — конкурс молодых оперных певцов. Но бывают и другие — например, конкурс камерной музыки, которую сегодня вообще мало кто качественно исполняет. В этом году в сентябре мы решили провести еще и теноровый конкурс и пригласили в качестве президента и председателя жюри Хосе Каррераса. Он не входил ни в одно жюри, но в этом году сделает такой подарок всей музыкальной общественности. Это будет настоящий праздник музыки!
Как вы считаете, помимо вокального таланта, какими качествами должны обладать потенциальные победители конкурса?
Действительно, талант — это очень важно для успеха, но еще важнее иметь характер и крепкую нервную систему. Мы часто сталкиваемся с тем, что перед выходом на сцену и у детей, и у взрослых случаются настоящие нервные срывы. Это настоящее мужество — выйти на сцену, ведь петь перед полным залом — это не только счастье для вокалиста, но и большая ответственность.
Надеюсь, мы услышим конкурсантов в эфире радио «Орфей»?
(К разговору подключается программный директор радиостанции Евгений Кобылянский): Конечно, дети появятся в эфире. Поскольку наше сотрудничество с Фондом Елены Образцовой уже приобрело системный характер, мы обязательно расскажем о конкурсе и представим интересные фрагменты, которые можно будет послушать и даже посмотреть не только в эфире радио, но и в наших соцсетях. Помимо этого, мы будем пропагандировать и развивать это направление — популяризацию классического искусства в подростково-юношеской среде. В данном случае «Орфей» — не рекламная площадка, а именно партнер, который выполняет просветительскую функцию. В этом и заключается наша роль. Все наши ресурсы будут включены в эту интересную плодотворную работу.
Хавьер Бардем уговаривает Брэда Питта вернуться в профессию в трейлере «Формулы-1»

Трейлер фильма «Формула-1» (F1) обнародовала 13 марта 2025 года кинокомпания Warner Bros. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в картине Джозефа Косински сыграли Брэд Питт, Хавьер Бардем, Дэмсон Идрис, Тобайас Мензис, Ким Бодния и Керри Кондон, а одним из продюсеров стал британский автогонщик, многократный победитель «Формулы 1» Льюис Хэмильтон.
По сюжету, автогонщик Сонни Хейз (Питт) был самым многообещающим феноменом «Формулы-1» в 1990-х годах, пока авария на трассе едва не положила конец его карьере, когда он так и не поднялся на пьедестал. Тридцать лет спустя он стал гонщиком-кочевником по найму, когда к нему обратился его бывший товарищ по команде Рубен Сервантес (Бардем) - владелец команды, которая находится на грани краха. Рубен убеждает Сонни вернуться в профессиональные гонки чтобы в последний раз попытаться спасти команду и стать лучшим в мире. Он будет гонять вместе с Джошуа Пирсом (Идрис), крутым новичком, который намерен задать свой собственный темп. Но когда ревут двигатели, прошлое Сонни настигает его, и он обнаруживает, что в «Формуле-1» ваш товарищ по команде — ваш самый жестокий соперник, и путь к искуплению — это не то, по чему вы можете идти в одиночку.
«Формула-1» выйдет в мировой прокат 25 июня, а позже появится на Apple TV+.
«Мелодия» выпустила неизвестную запись Николая Громина

Фирма «Мелодия» выпустила неизданный альбом джазового гитариста Николая Громина «Блюз для Тэда». В 2024 году при работе над переизданием записей знаменитого джазового дуэта гитаристов Николая Громина и Алексея Кузнецова редакторы «Мелодии» нашли неопубликованную мастер-ленту 1991 года с записью сольного альбома Громина: пять ранее не изданных композиций, записанных гитаристом вместе с Виктором Двоскиным (контрабас) и Виктором Епанешниковым (ударные). Пленка, найденная в 2024 году, была сделана в июле 1991-го, за пультом находился звукорежиссер Рафик Рагимов, руководивший записью самых знаменитых джазовых альбомов для фирмы «Мелодия». Этот релиз, получивший название «Блюз для Тэда», вероятно, должен был выйти в конце года, но события августа 1991-го помешали этим планам.
Заглавная композиция посвящена другу и коллеге Громина — знаменитому американскому трубачу Тэду Джонсу, звезде оркестра Каунта Бейси, с которым гитарист познакомился в Копенгагене и играл в его легендарном биг-бэнде, считавшимся одним из лучших в Европе. В альбом также вошли авторские интерпретации джазовой классики: «My Funny Valentine», «When Sunny Gets Blue», «Alone Together» и «Theme for Ernie».
Музыкальный критик Денис Бояринов: «Обнаруженная запись «Блюз для Тэда» — это еще одно подтверждение уникального мастерства Николая Громина, яркого звучания, безупречной фразировки и восхитительной свободы исполнения. Это настоящий джаз».
Гитарист Николай Громин — выдающийся отечественный джазовый музыкант, он сыграл ключевую роль в возрождении советского джаза в оттепель, и стал одним из немногих, сумевших вписаться в профессиональную джазовую среду за рубежом, добившись там значительных успехов. Оригинальный стиль и мастерство Громина получали высокие оценки западных экспертов. Так, американский трубач Дон Эллис сравнивал Громина с подлинным блюзовым исполнителем, будто бы прошедшим уроки у Прокофьева. Знаменитый джазовый критик Уиллис Коновер отмечал, как естественно Громин сочетает блюзовое звучание с русскими музыкальными традициями. Отечественный джазовый критик Алексей Баташев называл Громина «корифеем мелодической линии». Композитор и дирижер Юрий Саульский считал ансамбль Громина и Кузнецова «ансамблем мирового уровня».
В 1978 году «Мелодия» выпустила первую пластинку дуэта Николая Громина и Алексея Кузнецова — «Джанго», в 1988 году Громин и Кузнецов записали альбом «Спустя 10 лет».
Валерия не уходит со сцены

Валерия опровергла слух о том, что завершает карьеру. Певица объяснила, что сейчас находится в самом активном творческом периоде, а о прекращении выступлений речи пока не идет.
- Слова не было сказано про то, что я ухожу со сцены, и сто раз прощаться тоже я не буду — не хочется. Когда созрею, скажу: «Всё, отчаливаю!», но это пока не тот случай, потому что как раз сейчас у меня самый активный период, — заявила Валерия в подкасте «По каверочку».
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее супруг и продюсер певица Иосиф Пригожин заявил о том, что она выпустит в апреле 2025 года свой последний альбом и сведёт до минимума гастрольную деятельность.