В Москве открыли мемориальный барельеф композитору Георгию Свиридову
![](https://www.intermedia.ru/i/img/stub/1.jpg)
Торжественная церемония открытия мемориального барельефа Георгию Свиридову состоялась 20 сентября 2018 года в Москве по адресу улица Большая Грузинская 36, строение 3.
В этом доме композитор жил с 1968 по 1998 годы. Большинство выступавших на церемонии гостей сошлись во мнении, что увековечить память Георгия Свиридова следовало гораздо раньше, чем через 20 лет после его смерти, но зато теперь благодаря усилиям Российского Музыкального Союза это наконец осуществлено на должном уровне.
Церемонию открыл заместитель председателя Московской городской Думы, режиссер и актер, народный артист РСФСР Николай Губенко строчками из поэмы Александра Блока «Возмездие»: «Жизнь без начала и конца – нас всех подстерегает случай…». Режиссер напомнил, что Георгий Свиридов писал музыку на блоковские произведения, а также на стихи Александра Пушкина, Федора Сологуба, Сергея Есенина и многих других русских поэтов.
- Это гений русской музыки! – заявил Николай Губенко. – Лично я не чувствую и не знаю более русского композитора, потому что он не только постиг душу нашего народа, но и умел плакать и радоваться вместе с ним. Спасибо всем, кто увековечил память великого композитора!
Председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской Думы, актер и режиссер, Народный артист России Евгений Герасимов говорил о том, что все творчество Георгия Свиридова пронизано любовью к Родине:
- С кем нам сравнить этого композитора? С запрятанным ручейком, который течет, набирая силу из родников. Каждый путник, который напьется из него чистой воды, сделает свою жизнь добрее и по-настоящему ценной. Конечно, Георгий Свиридов по-прежнему недооценен нами. Но я надеюсь, что наши дети, внуки и правнуки сумеют по-настоящему открыть для себя его творчество. Хотя настоящим художником как раз является тот, чье творчество не может быть до конца раскрыто. Как здорово, что в Москве наконец появится табличка, которую я так жду.
Член Совета Российского Музыкального Союза, профессор и ректор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, заслуженный деятель искусств России Александр Соколов заметил, что Георгий Свиридов относится к тому редкому типу академических композиторов, которых по-настоящему ценят не только музыковеды:
- Бездонная глубина его произведений неизменно будоражит и никогда не отойдет на второй план. Георгий Свиридов был оценен еще при жизни, причем самым высоким образом. Вспоминаю, как Кирилл Кондрашин с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии интерпретировал свиридовские русские песни – это было ни с чем не сравнимо. А мне посчастливилось побывать на репетиции произведений Георгия Свиридова в капелле имени Глинки, где был и он сам. Я поразился, насколько точные замечания он делал оркестру, который и без того, казалось бы, звучал безупречно. То, что мемориальная доска такому человеку появилась лишь сегодня, – ничем не оправданная неторопливость. Хочу напомнить, что при нашей консерватории уже давно установлен бюст композитору. А сегодня, благодаря Российскому Музыкальному Союзу, появится и мемориальный барельеф.
Генеральный директор Российского Музыкального Союза, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В.Силантьева, заслуженный деятель искусств России Александр Клевицкий заявил, что очень рад, что Российскому Музыкальному Союзу сегодня посчастливилось прикоснуться к имени великого композитора:
- С Георгием Свиридовым мне довелось поработать, я застал его в качестве секретаря Союза композиторов. На заседаниях секретариата он проявлял принципиальность и далеко не всегда соглашался с главой Союза композиторов Тихоном Хренниковым. Имя Георгия Васильевича действительно очень велико. Я помню, как в хоровом училище его портрет висел рядом с изображениями Бетховена, Моцарта, Чайковского и другими прославленными композиторами прошлого. Как руководитель Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В.Силантьева, могу сказать, что наш коллектив тоже приложил руку к этому мемориальному барельефу. Благодарю всех, кто имеет отношение к этому акту увековечения памяти Георгия Свиридова.
Московский академический камерный хор под управлением Владимира Минина исполнил арию «Любовь святая» из музыки к драме А.К.Толстого «Федор Иоаннович». После этого был торжественно открыт мемориальный барельеф композитору, представляющий собой его изображение в профиль с надписью: «Композитор, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Георгий Свиридов жил в этом доме с 1968 по 1998 годы».
Затем слово взял заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения и племянник Георгия Свиридова Александр Белоненко, который вспомнил об увиденной в Италии на доме Джакомо Пуччини надписи о композиторе как выразителе мечты об итальянской вселенной.
- Точно так же и вселенная России отражается в произведениях Георгия Свиридова, – провел параллель Александр Белоненко. – Он творил миф о России в песенной форме, в отличие, например, от Вагнера, облекавшего миф о Германии в форму драм. Георгий Свиридов не изобрел каких-то новаторских приемов, но в его произведениях есть мелодия, а это – душа нашего народа. Низко кланяюсь Российскому Музыкальному Союзу, который создал этот прекрасный барельеф. Изучение произведений Георгия Свиридова только началось. Я передаю государству множество его неизвестных рукописей и надеюсь, что все они будут расшифрованы и донесены до людей.
Председатель Московского отделения Русского музыкального общества, дирижер, народный артист СССР Владимир Минин начал свое выступление с выражения глубочайшей признательности Российскому Музыкальному Союзу.
- В Москве тесно, поэтому до сих пор нет памятников Дмитрию Шостаковичу и Георгию Свиридову. Убежден, что монументы в честь учителя и ученика непременно должны появиться в ближайшее время в столице. Мэрия должна всерьез задуматься над этим. Но Георгий Свиридов не одинок. Например, Баха тоже не сразу признали. Главное – то, что в произведениях Георгия Свиридова есть не только видимая суть России с ее победами, но и потаенная, мистическая, обрядовая суть, которую он выразил замечательно.
Главный дирижер Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского, народный артист СССР Владимир Федосеев вспомнил об одном из выступлений своего коллектива в Лондоне:
- После концерта нас окружила молодежь и стала спрашивать, играли мы современную музыку или старую. И я подумал: чтобы музыка была современной, она должна быть национальной – и только в этом случае она будет понятна людям любой национальности. Именно таким композитором был Георгий Свиридов.
Вице-президент Российской академии художеств, искусствовед, заслуженный деятель искусств РСФСР Андрей Золотов вспомнил о том, как не раз бывал в доме у Георгия Свиридова и как приложил руку к тому, чтобы тема из его произведения «Время, вперед»!» была использована в заставке программы «Время»:
- Зинаида Гиппиус писала: «Мы ищем тонкости, не веря, что возможно Величье с простотой в душе соединить». Вот именно «величие и простоту» соединял в своих произведениях Георгий Васильевич. Недаром Шостакович сказал о нем: «У Свиридова нот мало, а музыки много».
Авторами мемориального барельефа стали заслуженный архитектор России, вице-президент Союза архитекторов России Игорь Воскресенский и скульптор Андрей Забалуев.
- Если бы в самом начале работы над барельефом мне предложили выступить на подобном митинге, я бы отказался, – признался Игорь Воскресенский. – Потому что у меня не было уверенности, что все получится. Теперь за эту мемориальную доску вы можете ругать меня и благодарить Российский Музыкальный Союз. Георгий Свиридов прокладывал в музыке мост между прошлым и будущим. К сожалению, ни в живописи, ни в архитектуре фигуры подобного масштаба я не вижу.
Завершил торжественную церемонию открытия мемориального барельефа советник Министра культуры Российской Федерации, генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И.Глинки, заслуженный деятель искусств России Михаил Брызгалов:
- Благодарю тех, кто приложил усилия для сохранения нашего наследия. Здесь говорили о том, что рукописи Георгия Свиридова переданы государству. Теперь, думаю, обязательно должен быть создан музей Георгия Cвиридова.
Михаил Брызгалов
РМС вновь проведет Всероссийский конкурс этнической музыки «Вся страна» при поддержке ПФКИ
![предоставлено пресс-службой конкурса](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393172.jpg)
Второй Всероссийский конкурс этнической музыки «Вся страна» состоится в 2025 году. Организатором проекта выступает Российский музыкальный союз (РМС) при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ).
РМС стал одним из победителей первого грантового конкурса ПФКИ 2025 года на поддержку проектов в области культуры, искусства и креативных индустрий. Благодаря предоставлению гранта Президента Российской Федерации появилась возможность вновь собрать на одной площадке исполнителей этнической музыки из всех восьми федеральных округов и новых территорий нашей огромной страны.
Проект «Вся страна» направлен на укрепление межнационального согласия, единства и дружбы народов России. Главные задачи конкурса – сохранение этномузыкальных традиций, развитие и популяризация фольклорной музыки, выявление и поощрение талантливых исполнителей.
«ИнтерМедиа» напоминает, что впервые конкурс прошел в 2022-2023 годах также при поддержке ПФКИ. Участниками смотра стали сольные исполнители, вокальные и вокально-инструментальные коллективы из разных регионов РФ. Завершил проект красочный, запоминающийся гала-концерт, онлайн-трансляцию которого посмотрели более 200 000 зрителей.
В этом году конкурс, как и в прошлый раз, будет проводиться по всей России, чтобы привлечь как можно больше исполнителей этнической музыки. В состав жюри проекта войдут известные деятели культуры.
- Сегодня, когда нас пытаются разобщить, музыкальное искусство объединяет все народности нашей большой страны. Проникая друг в друга, разные культуры обогащают Россию. Очень рад, что конкурс «Вся страна» продолжает жить дальше. Уверен, что в предстоящем состязании примут участие яркие исполнители и коллективы, которые вдохновят своим творчеством многочисленных зрителей, – говорит генеральный директор РМС, композитор, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра им. Ю.В.Силантьева Александр Клевицкий.
Прием заявок на участие в конкурсе стартует 1 марта и продлится до конца июля. Отбор лучших исполнителей для участия в финале будет проводиться осенью, а финальный гала-концерт состоится в Москве в декабре этого года. Победители получат дипломы лауреатов конкурса и денежные премии.
Ностальгический рейв «Колбасный цех» пройдет в Петербурге
![предоставлено пресс-службой фестиваля](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393161.jpg)
Рейв-фестиваль «Колбасный цех» состоится 7 марта 2025 года в ДС «Юбилейный» (СПб). Зрителей ждет мощный заряд электронной музыки, шоу от 100 очаровательных красоток Record Chicks, дополнительный танцпол «Жесть» в фойе для самых дерзких, мультимедийное шоу МС Вспышкина и многое другое. Зарубежным хедлайнером фестиваля станет звезда нулевых DJ Quicksilver. Его треки «I Have A Dream» и «Bellissima» стали платиновыми, а ремикс на «Insomnia» от Faithless превзошел популярность оригинала. В 2003 году он уже выступал на «Колбасном цехе» в СКК.
Постоянные участники фестиваля MC Жан и DJ Рига — резиденты «Колбасного цеха», выступавшие на всех КЦ с 2002-го — сыграют свои главные бэнгеры. Помимо хорошо знакомых и ожидаемых имен, на «Колбасном цехе» впервые появится проект Turbosh — рейв-коллектив, переосмысливший классические eurodance, pumping house и trance. Треки парней активно вирусятся в социальных сетях и разрывают танцполы модных вечеринок.
Впервые на «Колбасном цехе» будет открыт дополнительный pump / hard bass танцпол «Жесть» со старожилами рейва, некогда резидентами клубов Zed, Пещера, Classic, Ferum и Просвет. Он будет работать в фойе «Юбилейного» и попасть на него смогут владельцы всех категорий билетов.
Культовый рейв «Колбасный цех» проходил в Санкт-Петербурге с 2002 по 2009 год. В 2023-м по инициативе «Радио Рекорд» фестиваль был возрожден.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
«КняZz» помянет Михаила Горшенёва двухдневным «Танцем злобного гения»
![соцсети](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393160.jpg)
Группа «КняZz» проведёт традиционные концерты памяти Михаила Горшенёва в московском клубе VK Stadium 7 и 8 августа 2025 года. Программа будет носить название «Танец злобного гения» и состоять исключительно из песен «Короля и шута».
- Специально для данной программы Андрей Князев приготовил новый концертный 3D-ролик именно на песню "Танец злобного гения", впервые увидеть который вы сможете на этих концертах. Так же вас ждут новые зрелищные 3D-анимации, сотворённые Князем, которые в сочетании с ярким и мощным освещением, созданным художником по свету, позволят зрителям в полной мере погрузиться в сказочный мир, - сообщили организаторы концерта.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.