В Госдуме обсудили борьбу с пиратством

Комитет по культуре совместно с комитетом по информационной политике провел в Госдуме круглый стол о совершенствовании антипиратского законодательства. В разговоре участвовали заместитель министра культуры Павел Степанов, генеральный директор Rambler&Cо Александр Мамут, продюсеры Федор Бондарчук и Сергей Сельянов, а также владельцы легальных онлайн-кинотеатров, книжных сервисов и другие игроки отрасли, сообщает Daily Storm.
Открывая дискуссию, председатель думского комитета по культуре Елена Ямпольская призналась, что не верит в полное искоренение интернет-пиратства, раз уж человечеству в XXI веке не удалось победить даже старых добрых морских разбойников. Однако это не значит, что на разворовывание интеллектуальной собственности надо смотреть сквозь пальцы.
- Я абсолютно убеждена, что мы должны с системной настойчивостью топить все пиратские интернет-корабли и загонять этих разбойников в самые глухие ущелья, в самые дикие бухты, где сама их деятельность станет бессмысленной прежде всего для них самих, — сказала депутат.
На повестке дня стояло несколько вопросов. Во-первых, возможность внесудебного удаления ссылок на пиратские ресурсы из поисковой выдачи по требованию правообладателя. Во-вторых, сокращение сроков блокировки до минимума (для сборов критичен именно первый уикенд). В-третьих — экономические основы пиратства, в частности симбиоз пиратов с другим криминальным бизнесом — онлайн-казино.
- Во главе пиратского отряда — наша выдающаяся поисковая система «Яндекс», — заявил продюсер Сергей Сельянов.
По его словам, ключевой источник трафика на пиратские ресурсы — это поисковики, а среди них доля «Яндекса» составляет около 90%. Кроме того, Сельянов рассказал о том, что с приходом продвинутых смартфонов с хорошими камерами новую жизнь обрели «экранки», или, как их называют в отрасли, «тряпки» — копии фильмов, снятые прямо в кинотеатре.
- «Яндекс» машет этими «тряпками», как торговка на базаре, — возмущался Сельянов.
Сельянов не считает, что за такое людей надо сажать или штрафовать, предлагает ограничиться общественными работами — например, на съемках, там часто надо таскать тяжести. По его словам, предотвратить срыв нового релиза из-за утечки пиратских копий можно только в режиме ручной работы, которая стоит больших денег.
- «Яндекс» мне должен, — подытожил продюсер.
Федор Бондарчук и Сергей Сельянов
Федор Бондарчук в свою очередь продемонстрировал собравшимся, как все работает. Прямо во время мероприятия ввел в поиске «Яндекса» название нового фильма Ольги Зуевой «На районе».
- Неплохое качество, кстати! — Бондарчук продемонстрировал всем телефон с запущенным видео.
Гендиректор Rambler&Co Александр Мамут сказал, что бесконечные разговоры о пиратстве уже порядком поднадоели и, если ущерб от пиратства только в 2017 году составил 70 миллиардов рублей, единственный разумный шаг — обратиться в суд.
- Ничего эффективнее компенсации я не вижу, — сказал бизнесмен.
Директор департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB Андрей Бусаргин в свою очередь рассказал собравшимся о подноготной пиратских сайтов. Оказалось, что это уже давно не изолированные порталы, которые размещают контент на своих хостингах и серверах и очень дорожат коллекцией. Сейчас пираты используют так называемый CDN — географически распределенную инфраструктуру доставки контента. Такие сети содержат колоссальный объем информации, в одном из CDN можно обнаружить порядка 550 тысяч «тайтлов» (единиц аудиовизуальной продукции). Любой школьник может за 10 минут смастерить пиратский сайт, подключиться к CDN и начать зарабатывать деньги. По мнению Бусаргина, единственное, что может остановить пиратов, — уголовные дела.
Наконец слово предоставили коммерческому директору «Яндекса» Леониду Савкову. Он заметил, что со многими сегодняшними оппонентами общается настолько плотно, что «скоро уже будет ходить к ним в гости с тортиками». Савков обратил внимание собравшихся на то, что «Яндекс» — тоже правообладатель и тоже страдает от пиратства. Он выразил готовность подписать специальный меморандум, который урегулирует отношения компании с правообладателями до тех пор, пока не будет принят специальный закон.
Впрочем, отраслевики отнеслись к словам Савкова с недоверием. Генеральный директор онлайн-кинотеатра ivi.ru Олег Туманов заявил, что между пиратами и «Яндексом» можно вообще поставить знак равенства.
- Как это так, Google умеет сортировать выдачу, а «Яндекс» нет? – поинтересовался он.
Туманов пошел дальше и сказал, что «Яндекс.Видео» — это по сути нелегальный онлайн-кинотеатр, который «подтягивает видео с CDN и пиратских сайтов».
— А вы обсуждали вопрос компенсации «Яндексом» ущерба легальным сервисам за все те годы, что вы являетесь крупнейшей пиратской площадкой рунета? — обратился к Савкову генеральный директор компании Cosmos studio Александр Акопов.
— А вот еще из риторических вопросов. В компании «Яндекс» работает много молодых людей, в воровской организации. Вот не стыдно вам их затаскивать, развращать, не жалко? — присоединился Сельянов.
— Сергей Михайлович, мы в Государственной думе, — может быть, такие эпитеты излишни? — спросила Ямпольская.
— А что, ворье и есть ворье, — ответил Сельянов. — Вор должен сидеть в тюрьме, как известно. Классическое наше аудиовизуальное произведение, кстати, которое тоже пиратится.
Савков заявил, что в «Яндексе» дадут юридическую оценку словам Сельянова о компании.
- Мы в шаге от решения вопроса. И когда мы видим, как участники процесса сами начинают торпедировать то, что мы вместе делаем, хочется спросить: «Мы что, главные желающие, что ли?». Возникают сомнения, что правообладатели действительно хотят решить вопрос, а не личные задачи пиара или вендетты, — сказал Савков.
Елена Ямпольская
Ямпольская заявила, что по итогам круглого стола будут выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства, и предложила создать на основе двух комитетов рабочую группу и приступить к подготовке нового закона незамедлительно.
- Мы будем следить в режиме ежедневного монитринга за подписанием меморандума, но почему-то мне кажется, что одним саморегулированием мы в данном случае не обойдемся, — сказала Ямпольская. - Надеюсь, благодаря сегодняшнему круглому столу мы очень скоро выйдем на какие-то конкретные решения», — сказала председатель комитета по культуре.
Она напомнила, что по итогам круглого стола будут выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства, и предложила создать на основе двух комитетов рабочую группу и приступить к подготовке нового закона незамедлительно.
- Надеюсь, благодаря сегодняшнему круглому столу мы очень скоро выйдем на какие-то конкретные решения, — сказала председатель комитета по культуре.
Фото: официальный сайт Государственной Думы РФ
Третий сезон «Триггера» покажет Первый канал

Премьерный показ третьего сезона сериала «Триггер» стартует на Первом канале 17 марта 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что в новом сезоне к своим ролям вернутся Максим Матвеев, Игорь Костолевский, Ангелина Стречина, Светлана Иванова, Владислав Тирон, Роман Маякин, Сабина Ахмедова, Ирина Старшенбаум, Виктория Маслова, Марк Юсеф, Андрей Мерзликин, Сергей Гилёв, новых персонажей сыграли Степан Девонин, Максим Стоянов, Анастасия Уколова, Сергей Годин, Мария Андреева, теннисистка Светлана Кузнецова и другие, а режиссером стал Игорь Твердохлебов.
Главный герой, психолог Артем Стрелецкий (Матвеев), возвращается в Москву с Кирюшей (Юсеф) к семье и практике. Но его продолжают преследовать самые разные проблемы – с тяжело больным отцом (Костолевский), сестрой Катей (Стречина) и находящейся в тюрьме бывшей женой Дашей (Иванова), хотя Артём точно знает, что она невиновна, а якобы убитая ею Лера (Маслова) – жива, но как это доказать и не навлечь на себя новые неприятности?
Премьера третьего сезона «Триггера» состоялась на «Кинопоиске» осенью 2024 года.
Эфир в 22.00.
«Царевна-лягушка» стала героиней российского проката в праздничный уикенд

Фильм-сказка «Царевна-лягушка» возглавил российский бокс-офис, заработав по итогам своего первого уикенда с 6 по 9 марта 2025 года 201,3 миллиона рублей. На вторую строчку опустился лидер предыдущих трех недель – музыкальный байопик «Пророк. История Александра Пушкина» с кассой в 151 миллион, что немногим меньше, чем неделей ранее. Третье место занял приключенческий фильм «Красный шёлк», пополнивший свою копилку на 90,5 миллионов рублей.
Лишь с четвертой строчки стартовала еще одна российская новинка – биографический фильм «Роднина» (76,8 млн), а с пятой зарубежная - фэнтези «В потерянных землях» (39,6 млн).
Лидером американского проката прошедшей недели стал фантастический фильм «Микки 17» (но сборы его составили всего 19,1 миллиона долларов при бюджете в 118 миллионов), на вторую строчку опустился кинокомикс «Капитан Америка: Новый мир», на третью – «Дыхание шторма». Интересно, что вышедший одновременно в российский и американский прокат «В потерянных землях» в США не попал даже в топ-10, зато в него вернулась «Анора» на волне интереса к фильму после получения им премии «Оскар».
В мировом бокс-офисе лидером остается китайский анимационный фильм «Нэчжа побеждает Царя драконов» (а учитывая новость о покупке его для проката в европейских странах, он может сохранить первенство еще надолго). За ним следуют «Микки 17», «Капитан Америка: Новый мир», «Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки» и «Злая: Сказка о ведьме Запада».
Юрий Башмет даст концерт в честь дней рождения Святослава Рихтера и Ирины Антоновой

Концерт к 110-летию со дня рождения Святослава Рихтера и 103-летию со дня рождения Ирины Антоновой состоится в Белом зале главного здания ГМИИ им. А.С.Пушкина 20 марта 2025 года.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 20 марта празднует день рождения двух великих людей, чьи имена неразрывно связаны с его историей. 20 марта 1915 года родился один из крупнейших пианистов XX века Святослав Теофилович Рихтер, а 20 марта 1922 года — Ирина Александровна Антонова, легендарный директор (1961–2013) и президент (2013–2020) ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Благодаря многолетней дружбе Святослава Теофиловича Рихтера и Ирины Александровны Антоновой появился легендарный Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», впервые прошедший зимой 1981 года и ставший традицией музея. Фестиваль соединял музыку с пластическими искусствами, театром и литературой. Антонова и Рихтер были первыми, кто решился осуществить идею синтеза искусств в пространстве художественного музея, отразив, таким образом, главный вектор развития культуры XX века.
- Для меня огромное значение в жизни, в простой человеческой жизни, имеет память, - говорит художественный руководитель фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» Юрий Башмет. – И я невероятно рад, что мы имеем возможность 20 марта отметить 110-летие Святослава Рихтера в легендарном Белом зале Пушкинского музея, где на протяжении нескольких десятилетий проходит знаменитый фестиваль «Декабрьские вечера». Так совпало, что именно в этот день родился не только Святослав Рихтер, но и Ирина Александровна Антонова. Когда мы думали о программе концерта, мне хотелось, чтобы каждое произведение вечера имело значение. И я уверен, что нас ждет очень особенный вечер, наполненный памятью о двух великих людях, с которыми я был знаком и дружил.
Откроет концерт-посвящение проникновенная «Элегия памяти Ивана Самарина для струнных» Петра Ильича Чайковского, посвященная великому артисту и режиссеру Малого театра, в исполнении лауреата премии «Grammy» камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета.
Концерт для фортепиано с оркестром № 9 ми-бемоль мажор «Jeunehomme» (1777), KV271 Вольфганга Амадея Моцарта сыграет прославленная пианистка Елизавета Леонская, друг Святослава Рихтера, с которым они часто выступали вместе. Концерт для клавира с оркестром № 1, BWV1052 ре минор Иоганна Себастьяна Баха прозвучит в исполнении Ксении Башмет. Великий пианист знал ее с детства и поощрял занятия музыкой.
Святослав Рихтер и Ирина Антонова также постоянно старались расширить жанровый диапазон фестиваля. В продолжение этой традиции, в программе концерта-посвящения финал концерта для домры и струнных современного композитора Кузьмы Бодрова исполнит заслуженная артистка России Екатерина Мочалова.
Завершит концерт обработанная Юрием Башметом «Трио-соната для струнного оркестра» Альфреда Шнитке, в оригинале написанная в 1985 году, к 100-летию со дня рождения Альбана Берга, и исполненная на концерте памяти скрипача Олега Кагана. В редакции Башмета еще ярче звучит мотив «Happybirthday».
Во время проведения концерта в Белом зале будут показаны пастели Святослава Теофиловича Рихтера из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Концерт состоится на историческом рояле Yamaha модели CFIIIS, который Святослав Теофилович Рихтер подарил музею. Знаменательно, что в создании этой модели С.Т.Рихтер принимал личное участие, на протяжении 15 лет консультируя фортепианных мастеров компании. С появлением этого инструмента в Пушкинском музее мечта Святослава Теофиловича Рихтера и Ирины Александровны Антоновой о проведении фестиваля «Декабрьские вечера» смогла осуществиться.
В день концерта будет представлен каталог несостоявшейся выставки «Святослав Рихтер. Я вижу музыку». Выставка готовилась в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2020 году, к XL Международному музыкальному фестивалю «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Куратором выставки была Ирина Александровна Антонова, которая ушла из жизни 30 ноября 2020 года. Фестиваль посвятили ее памяти. Из-за пандемии выставка так и не была открыта, а каталог не был издан. В год 110-летия со дня рождения С.Т. Рихтера музей представляет вниманию читателей книгу, где опубликованы воспоминания Ирины Александровны Антоновой, записанные специально для этого издания. В них виден поразительный масштаб личности, исполненный контрастов внутренний мир уникального артиста. Воспоминания И.А. Антоновой дополняют цитаты самого Рихтера, а также статья Юрия Башмета, художественного руководителя фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Книга «Святослав Рихтер. Я вижу музыку. Неизданный каталог несостоявшейся выставки», изданная ограниченным тиражом, поступит в продажу в музейный магазин 20 марта 2025 года.