Представители киноиндустрии высказались о поправках к закону о кинофестивалях
Поправки к закону о кинофестивалях, принятому в июле 2018 года, прошли первое чтение в Государственной Думе, которое проходило 17 октября 2018 года. Тем не менее, оговоренные смягчающие меры по-прежнему считают недостаточными многие представители киносообщества. «Фонтанка.ру» опросила некоторых из них на предмет того, что в новом законодательстве продолжает вызывать вопросы.
Олег Березин, генеральный директор компании «Невафильм» (на фото):
— С моей точки зрения, это весьма косметические правки. Да, они убирают обязательность наличия жюри и некоторые другие пункты, но кардинально проблемы не решают. А она заключается не в этом законе. А в том, что логичное, казалось бы, желание государства заниматься фиксацией прав на кинопоказы в конечном счете становится инструментом цензуры. Под ней понимается право чиновника что-то разрешить или не разрешить в силу своих представлений о добре и зле.
В законе сохраняется новелла, связанная с тем, что Министерство культуры будет вести некий реестр фестивалей. То есть чиновники станут определять, быть такому фестивалю или не быть. Получается, что это ещё одна форма разрешительного удостоверения. Раньше было только прокатное, а теперь возникнет «фестивальное». Это увеличит инструменты регулирования, и так абсолютно избыточные. Юридически мне непонятен и вопрос: а если у меня есть прокатное удостоверение, но мой фестиваль не зарегистрирован в Минкультуры, могу ли я проводить этот фестиваль?
Понятно, откуда выросли эти поправки. В Госдуме — новый председатель комитета по культуре, нужны какие-то позитивные изменения на рынке. Но только не очень-то верится во все эти смягчения.
Тамара Ларина, куратор «Артдокфеста»:
— Новые поправки кажутся будто бы хорошей новостью. Действительно, слава богу, что фестивали смогут быть не только конкурсными, но и, например, просветительскими, и на них можно будет демонстрировать кино без прокатного удостоверения. Хорошая новость — и возможность альтернативного проката в музеях. Но это все мелкая рыбка. На мой взгляд, охота идет по-крупному. После 1 ноября Министерство культуры должно будет объявить список фестивалей, аккредитованных какой-то их ведомственной комиссий. Очевидно, что государство применит цензуру. Причём не запретом каких-то нежелательных к показу фильмов (не выдав «прокатку»), а на базисном уровне, так скажем, — на стадии разрешить или не разрешить существование того или иного фестиваля. Тогда и будет ясно, как жить дальше. Вполне очевидно, что «Артдокфесту» сложно будет остаться в первозданном виде, если киносмотр не получит аккредитации Минкульта.
Марина Штауденманн, директор Манхэттенского фестиваля короткометражного кино в России:
— Эти поправки еще потребуют досконального изучения, но на первый взгляд, ситуацию именно для нашего фестиваля они не улучшат. Мы его проводим одновременно в 350 городах мира, включая 30 городов в России. В Петербурге, например, он организован одновременно в четырех местах, где состоится минимум по десять сеансов. Почему нас хотят ограничить пятью сеансами — мне совершенно непонятно. Я пока не просчитывала рентабельность пяти сеансов, однако уже понятно, что в любом случае нам придется отказываться от небольших площадок и малых залов. Мы просто не сможем разместить всех желающих. Либо, к вопросу об экономике фестиваля, нам придется повышать цены. Но честно говоря, все предстоящие перемены пока даже трудно осознать.
Максим Павлов, заведующий отделом кинопрограмм Государственной Третьяковской галереи:
— Для организации ретроспективных и образовательных кинопоказов Третьяковской галереи поправки в таком виде подходят идеально. Мы — музей, у нас подобного типа кинопоказы проводятся в культурно-просветительских целях, не ставят целью получение прибыли и являются частью уставной деятельности. Более того, наш кинотеатр зарегистрирован в ЕАИС, а из федеральных музеев я знаю только два с абсолютно легально действующими кинотеатрами — кроме нас, это музей Великой Отечественной войны. Мы можем показывать как прокатные фильмы, так и организовывать всевозможные кинообразовательные программы.
Если рассматривать ситуацию шире, то есть три вещи, которые было бы желательно изменить в законопроекте. Во-первых, поправки разрешают показывать без прокатного удостоверения отечественные фильмы, находящиеся в общественном достоянии, — если эта демонстрация «некоммерческая». Мне кажется, это слово здесь лишнее, потому что у нас некоммерческое является синонимом бесплатного. А музеи, клубы, парки иногда продают на свои показы очень дешевые билеты, так как находятся в ситуации, когда должны выполнять требования по увеличению внебюджетных доходов и зарабатывать деньги. 50, 30 рублей даже для провинции — не такие большие суммы, тем более что на такие показы нередко приглашают лекторов, кураторов.
Более сложная поправка — хотелось бы убрать союз «и» в предложении о том, что удостоверения не требуются для показа фильмов «исключительно в культурно-просветительских целях и в рамках осуществления уставной деятельности музеями, выставочными залами или образовательными организациями». Этот союз позволяет трактовать нормы двояко. Ведь с культурно-просветительскими целями могут действовать разные организации — и общества с ограниченной ответственностью, и автономные некоммерческие общества, и индивидуальные предприниматели, но в их уставных документах такого рода деятельность не прописана, а законодательно она чётко не определена. То есть всегда возможно свободное толкование этого понятия теми или иными регуляторами и контролирующими органами.
Наконец, что касается образовательных учреждений. В законопроекте указано, что правом на прокат без прокатного удостоверения могут пользоваться только те, что реализуют «основные образовательные программы». Но ведь есть большой блок дополнительного образования детей, который использует в своей деятельности фильмы, в том числе и те, что производят сами дети. Большинство наших анимационных кружков, детских киностудий созданы в учреждениях дополнительного образования.
Если эти вещи во втором-третьем чтении учесть, то статья, по-моему, будет почти приближена к идеалу.
Евгений Крас, сооснователь компании «Иноекино»:
— Поправки, конечно же, полезные, и мы предпринимали всевозможные усилия, чтобы они были внесены. Но это была бы не Россия, если бы законопроект все равно не оказался максимально «кривым». Сейчас в документе невероятное количество непонятных юристам формулировок, таких как «культурно-просветительская деятельность» и «межгосударственное сотрудничество» — что это и как будет учитываться? Плюс никому не ясно, как будет выглядеть реестр фестивалей, как в него попадать и кто это будет решать.
Разрешение показывать в «культурно-просветительских целях» всем, кроме кинотеатров, — это вообще какой-то сюр. То есть музеи могут показать что угодно и никого не спрашивать, но если тоже самое захотеть показать в кинотеатре, то нужно прокатное удостоверение. Где вообще логика?! Но то, что из закона исчезнет понятие конкурса, жюри — это, конечно же, плюс. Хоть и небольшой. А в остальном вопросов к поправкам и к тому, как они будут работать, — множество.
(Алина Циопа, Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру», 18.10.18)
Пес и хозяин пытаются обуздать гнома-помощника в трейлере мультфильма «Уоллес и Громит: Птичья месть»
Трейлер анимационного фильма «Уоллес и Громит: Птичья месть» (Wallace & Gromit: Vengeance Most Fowl) британской студии Aardman представил 21 ноября 2024 года Netflix. Режиссерами выступили Ник Парк и Мерлин Кроссингэм, персонажей озвучили Бен Уайтхед, Дайан Морган, Ленни Генри, Аджоа Андох, Рис Шерсмит, Гарт Дженнингс, Питер Кэй, Мазз Кхан, Лорен Пател и др.
По сюжету, криминальный гений Фезерс Макгроу (антропоморфный пингвин, умело маскирующийся под курицу, впервые появившийся в мультфильме 1993 года «Уоллес и Громит: Неправильные штаны») вынашивает план мести Уоллесу и Громиту, которые помешали ему похитить голубой бриллиант, в результате чего он оказался в тюрьме. В то же время Уоллес изобретает умного гнома Норбота, который должен стать незаменимым помощником по хозяйству в доме и огороде. Увлеченность хозяина новым «гаджетом» несколько смущает пса Громита, а тут еще Фезерсу удается дистанционно перепрограммировать Норбита, и тот начинает вместо пользы творить вред и разрушения, что навлекает на Уоллеса гнев соседей. Теперь неразлучным друзьям надо остановить гнома, разоблачить злодея и вернуть свое честное имя.
Премьера «Уоллес и Громит: Птичья месть» состоится на Netflix 3 января 2025 года.
Сегодня 40 лет Скарлетт Йоханссон
22 ноября 2024 года, пятница.
Спектакль по Уайлду «Плохие хорошие» покажут в Театре Пушкина.
Николай Цискаридзе расскажет про «Время Щелкунчика».
Отчетный концерт проекта «Звук Евразии» пройдет в Доме музыки.
28 лет модели Хейли Бибер.
28 лет актрисе Софье Володчинской.
31 год актрисе Адели Экзаркопулос.
33 года певцу Shaman.
35 лет главному режиссёру театра им. Вахтангова Анатолию Шульеву.
37 лет актрисе Лянке Грыу.
40 лет Скарлетт Йоханссон.
Скарлетт Ингрид Йоханссон родилась 22 ноября 1984 года в Нью-Йорке. Американская актриса. Самая высокооплачиваемая актриса в 2018 и 2019 годах. Неоднократно входила в список «Forbes Celebrity 100». В 2021 году журнал Time признал её одной из ста самых влиятельных людей мира. Сборы фильмов с её участием составили свыше 14,3 миллиарда долларов, что сделало Йоханссон самой кассовой кинозвездой всех времён. Обладательница многочисленных наград, включая «Тони» и BAFTA, номинантка двух «Оскаров» и пяти «Золотых глобусов».
40 лет вдове Александра Градского Марине Коташенко.
41 год солисту группы «Плану Ломоносову» Александру Ильину.
45 лет актрисе Карине Мишулиной.
45 лет участнику группы Five Скотту Тиму Робинсону.
48 лет лидеру группы HIM Вилле Вало.
52 года певцу Mr. Credo.
57 лет актёру Марку Руффало.
59 лет актёру Мадсу Миккельсену.
59 лет саксофонисту группы «Несчастный случай» Павлу Мордюкову.
61 год балерине Илзе Лиепе.
62 года писателю Виктору Пелевину.
66 лет актрисе Джейми Ли Кёртис.
66 лет певице Ирине Отиевой.
67 лет певцу Виктору Салтыкову.
68 лет актёру Ричарду Кайнду.
84 года режиссёру Терри Гиллиаму.
90 лет назад родился поэт-песенник Анатолий Поперечный (1934-2014).
96 лет назад родился поэт-песенник Николай Добронравов (1928-2023).
23 ноября.
Михаил Шуфутинский и Любовь Успенская споют на «Ээхх, Разгуляй!».
Ислам Итляшев даст большой концерт в Москве.
«КняZz» раскроет «Волшебную книгу» в Москве.
«Крематорий» разменяет пятый десяток с мини-фестивалем.
«Всемирный потоп» с Джоди Комер и Бенедиктом Камбербэтчем покажет СТС.
Фильм «Артур, ты король» с Марком Уолбергом покажет СТС.
32 года певице Майли Сайрус.
36 лет певцу Максу Коржу.
45 лет актрисе Арине Маракулиной.
55 лет писателю Алексею Иванову.
58 лет актёру Венсану Касселю.
63 года театральному режиссёру Андрею Могучему.
69 лет композитору Людовико Эйнауди.
90 лет назад родился шансонье Константин Беляев (1934-2009).
24 ноября.
Вячеслав Бутусов исполнит хиты «Наутилуса Помпилиуса» за 40 лет.
Владимир Спиваков и НФОР отметят 90-летие Альфреда Шнитке.
«Мураками» сыграет концерт с симфоническим оркестром.
«Зона интересов» Джонатана Глейзера откроет Еврейский кинофестиваль в Москве.
Новый сезон «Синей птицы» покажет «Россия».
Комедию «Бар МоскваЧики» покажет «viju TV1000 русское».
26 лет актёру Пейтону Мейеру.
37 лет актрисе Ренате Реинсве.
41 год актёру Гвилиму Ли.
41 год певице и актрисе Светлане Светиковой.
43 года актёру Денису Шведову.
46 лет актрисе Кэтрин Хайгл.
47 лет актёру Колину Хэнксу.
49 лет басисту группы «Океан Эльзы» Денису Дудко.
50 лет актёру Стивену Мерчанту.
53 года музыкальному критику Юлии Бедеровой.
60 лет актёру Гаррету Диллаханту.
62 года гитаристу Джону Сквайру.
64 года лидеру группы «Крематорий» Армену Григоряну.
66 лет актёру Андрею Смолякову.
70 лет кинорежиссёру Эмиру Кустурице.
20 лет назад умер писатель Артур Хейли (1920-2004).
33 года назад умер солист группы Queen Фредди Меркьюри (1946-1991).
83 года назад родился телеведущий Александр Масляков (1941-2024).
90 лет назад родился актёр Виктор Сергачёв (1934-2013).
90 лет назад родился композитор Альфред Шнитке (1934-1998).
Юная красавица покоряет сердца мужчин в трейлере «Партенопы»
Трейлер фильма «Партенопа» (Parthenope) представила 21 ноября 2024 года студия А24. Это драма о юной неаполитанке, которая покоряет сердца мужчин. Однако девушка мечтает не о любви, а о карьере в науке.
Главные роли в новой картине режиссера Паоло Соррентино исполнили Селесте Далла Порта, Стефания Сандрелли, Гари Олдман (в роли культового американского писателя и лауреата Пулитцеровской премии Джона Чивера), Сильвио Орландо, Луиза Раньери, Пеппе Ланцета, Изабелла Феррари, Дарио Аита.
Мировая премьера «Партенопы» состоялась в мае на Каннском кинофестивале, в итальянский прокат фильм вышел в октябре, а в российский его выпустит 26 декабря кинокомпания «Атмосфера кино».