Рецензия: Hi-Fi - «Хорошие песни. Неизданный альбом» ***
2018, Первое музыкальное издательство
В названии пластинки таится, казалось бы, неразрешимое противоречие: если песни хорошие, то почему альбом остался неизданным? Если это сборник лучших песен, зачем подчёркивать, что он ранее не издавался? С другой стороны, «неизданным альбомом» обычно называют что угодно, только не компиляцию «грейтест хитс».
Докладываем, что удалось выяснить для решения этой загадки. «Хорошие песни» - так называется композиция, которая открывает альбом. То есть пластинка, названа, как часто бывает, по одной из песен, а то, что заголовок воспринимается более многозначно, видимо, следует считать случайным совпадением. Теперь о «неизданном». Группа Hi-Fi никогда не объявляла о своём распаде, зато многократно меняла составы. На это, судя по всему, уходили практически все силы группы. Новые песни они ещё худо-бедно записывали, а вот до выпуска альбомов дело уже не доходило. Таким образом, в «Неизданный альбом» вошли песни, появившиеся в репертуаре с 2007 по 2018 год. Некоторые из них хорошо знакомы поклонникам, прочие прошли практически незамеченными.
На обложке альбома представлены фотографии нескольких составов группы. Потребителям, не слишком пристально следящим за творчеством группы Hi-Fi, эти снимки покажутся ещё одной загадкой альбома: почему брюнет (единственный постоянный участник коллектива Тимофей Пронькин. - Прим. InterMedia) есть на всех фото и почему его каждый раз окружают разные люди? А вот у поклонников Hi-Fi обложка как раз вопросов не вызовет: они в курсе и всех составов, и большинства песен. даже не изданных вовремя. Для них пластинка, как можно видеть по комментариям в соцсетях, стала долгожданным подарком. А как же её воспримут остальные любители поп-музыки?
Сегодня многие не могут поверить в то, что в конце девяностых на «Нашем радио» звучали хиты Hi-Fi. Концепция радиостанции поначалу предусматривала ротацию не только русского рока, но качественной поп-музыки. Hi-Fi этому критерию соответствовали не только названием, но и лучшими образцами своего репертуара. Но потом и «Наше» отказалось от идеи «всех помирить», и в потоках качественной поп-музыки Hi-Fi как-то растворились и стали почти незаметными. В Википедии до сих пор можно найти отголоски старого слуха о том, что за Митю Фомина пел продюсер Павел Есенин; но за последние лет 10-15 каких-то интересных слухов про группу не появлялось, и даже смены составов не всегда становились веским инфоповодом.
Собственно, это период и зафиксирован на «Хороших песнях». Представленный здесь репертуар отнюдь не позорен: «Не верь слезам» вообще одна из лучших поп-песен прошлого десятилетия, композиции «Статус: любовь» не хватило раскрутки, а «Алле» - какой-то смелости в продвижении этой отчасти провокационной вещи. Но почти все остальные песни при всём их качестве выглядят как произведения группы третьего эшелона, которая не слишком интересна даже собственным продюсерам. В условиях, когда все научились записывать альбомы, и предложение в поп-сегменте опережает спрос, шансов стать суперуспешным у этого диска практически не было, когда бы он ни вышел. Ну а поклонникам, конечно, удобно, что кто-то наконец собрал все эти песни под одной обложкой.
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Почему «Сектор Газа» — это не колхоз, а модно?»
2024, «Лазерный диск».
Когда Олег Кармунин называет диски «Сектора Газа» музыкой «для бедноты из посёлков городского типа», мне сразу вспоминается гараж у Макса в недальнем Подмосковье: именно там происходило моё более пристальное, чем хотелось бы, знакомство с песнями Юрия Клинских. Местные пацаны при этом чуть ли не со слезой слушали «Лирику» и особенно «Я взял вину на себя». Понятно было, что мы имеем дело с культурным феноменом, но воспринимать в таком количестве песни про грязные носки, сельский туалет, венерические заболевания, опарышей и самогон было тяжёлым испытанием для того, кто вырос на Рихтере (зачёркнуто) и Pink Floyd. Боюсь, это противоречивое отношение к «Сектору Газа» мне уже не изжить, сколько бы сериалов ни сняли про Юру Хоя.
Тем не менее в этом выпуске «Лазерного диска» ведущий сохранил довольно правильный баланс. Кармунин не торопится превозносить таланты самородка из Воронежа, постоянно напоминая про «низовую культуру», «вершину низкого стиля», пошлость и «мелкотемье» «Сектора Газа». Вместе с тем он подчёркивает и сильные стороны Хоя, который пел на том же языке, на котором разговаривал с друзьями-провинциалами. Олег упоминает роль компании Gala Records в популяризации записей «Сектора Газа» (да и организации записей), а также лёгкое отношение Юрия Клинских к заимствованию чужих мелодий. Кстати, обратите внимание на то, что среди «референсов» его творчества есть не только очевидные хиты (часть которых были остроумно спародированы в рок-опере про Кощея), но и довольно редкие и малоизвестные в России артисты.
Кроме того, во «Вселенной «Сектора Газа» бытовые и «низовые» моменты легко совмещались со сказочными обстоятельствами и монструозными персонажами, и в этом смысле Хой заметно повлиял на, например, группу «Король и шут». А главный вывод выпуска заключается в том, что «Сектор Газа» талантливо, смачно и без стеснения описывал ту самую «немытую Россию», которую люди с хорошим вкусом старались не замечать. Любопытно, что к концу 90-х Юрий написал несколько более «гражданственных», скажем так, произведений – и кто бы мог подумать, что четверть века спустя «Демобилизация» и «Пора домой» станут восприниматься как песни протеста?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.