Рецензия: документальный фильм «Ник. Симферополь» ***
Документальный фильм о Нике Рок-н-ролле «Ник. Симферополь» (2018, режиссёры - Эдуард и Ольга Утукины) был представлен 11 ноября 2018 года в магазине «Дом культуры». Это первая часть будущей трилогии о Нике Рок-н-ролле, которого авторы называют «величайшей звездой шок-рока в России», а также «рок-актёром», что в его случае действительно звучит гораздо точнее, чем термин «музыкант». Симферопольская часть трилогии рассказывает о «крымском периоде» в жизни и творчестве урождённого Николая Францевича Кунцевича. В Симферополе Ник жил в 80-е.
Слухами о жизни и творчестве Ника Рок-н-ролла постепенно полнилась советская земля, ещё не знакомая с интернетом. Информация распространялась в основном самого дикого свойства - говорили, что на концертах он режет себе вены бритвой и творит бесчинства, сравнимые, а то и превосходящие подвиги английских панков и сатанистов вроде Оззи Осборна. Звучало это не как байки, а как легенды. Сложнее всего было поверить в то, что это происходит на нашей социалистической родине, а не на загнивающем Западе. Верилось, впрочем, с трудом.
С музыкой Николая Францевича я познакомился много позже, чем с эпическими народными сказаниями о нём. И оказалось, что она вполне соответствует буйному имиджу артиста, чья необузданная сценическая энергия плохо уживается с традиционными музыкальными формами, мелодичностью и благозвучием. Называя вещи своими именами, нужно признать, что слушать альбомы Ника Рок-н-ролла в формате аудио просто бессмысленно: если перед глазами нет картинки, его музыка воспринимается как неудобоваримый шум. С видеорядом же всё сразу превращается в арт-перформанс (который, конечно, тоже на любителя, но харизма Ника мало кого оставляет равнодушным).
Личность главного героя спутала все карты и создателям документального фильма «Ник. Симферополь». Формально лента выглядит как типичное «рокьюментари»: Ника возят по местам его молодости, расспрашивают о детстве и юности, дают слово друзьям и соратникам. Но что это? Стройная биографическая картина перед глазами зрителя вставать не желает, несмотря на усилия всех героев. Вместо этого былинный образ Ника Рок-н-ролла обрастает новыми легендами и мифами. Этот трагический рок-актёр всегда в маске; даже когда он рассказывает, казалось бы, прозаичные вещи о детстве в Оренбурге или о поступлении в Челябинский институт культуры, это звучит почему-то эпично. А уж вспоминающие о симферопольском периоде Ника абсолютно уверены в грандиозности всех происходивших событий типа дня рождения артиста, на который съехались панки со всей страны. Масштабная во всех смыслах личность Ника Рок-н-ролла заполняет собой экран, даже когда не делает ничего особенного. При этом пара баек фиксирует для истории примеры недюжинного чувства юмора рок-актёра: однажды он напугал юных девушек, мимически ответив на вопрос, что такое панк-рок, а в другой раз рассказал, что сидел в тюрьме по 666-й статье УК: «Угон космического корабля без применения технических средств».
Алексей Мажаев, InterMedia
Группа «Уматурман» исполнит «20 песен за 20 лет»
Группа «Уматурман», отмечающая свое 20-летие, пришла в прямой эфир «Авторадио», где исполнила «Ночной дозор», «Прасковья», «Я так ждала тебя, Вова!», «Звезды» и другие знаковые хиты. Музыканты рассказали, что определить возраст собственной группы им было непросто.
- Если честно, мы счет годам не вели, – признался Владимир Кристовский. – Нам сказали, что, вроде как, нужно, пора уже – это страна, где любят юбилеи. Мы попытались вычислить отправную точку, но никак не могли ее найти. У нас еще в 2003 году что-то было такое в гараже, что именно – Серега не помнит, и я тоже. В 2004-м – точно зафиксировано – мы уже что-то выпустили, сделали немножко того, немножко сего. В общем, так и решили – пусть будет 2004-й! Ну, чтобы ровно считать было.
Праздновать музыканты начали еще летом в Нижнем Новгороде. Выступили в родном городе с камерным оркестром и хором юношей Нижегородского хорового колледжа. Впереди у них – сольные выступления 8 ноября в Санкт-Петербурге и 14 ноября в Москве в Государственном Кремлевском дворце.
- Хотелось бы как-то по-особенному отметить, – рассказал Владимир. – На сцену на мотоцикле выехать? Было, выезжали. Над залом полетать на веревках? В этот раз не получится, места мало, мы же будем с симфоническим оркестром. Там довольно большая компания на сцене собирается, сами не поймем пока, сколько. В общем, друзья, будет шумно и ярко.
Для юбилея подготовили специальную программу «20 песен за 20 лет», в которую вошли самые знаковые композиции. Отбор проходил мучительно сложно, говорят музыканты.
- Очень много песен, и все хотелось сыграть. Мы долго то вставляли, то убирали треки, пока пазл не сложился и не получилось то, что получилось, – объяснил Владимир.
Сюрпризом в эфире «Авторадио» стала новая версия хита «Проститься», которую Кристовские спели вместе c Wiwo. Эту артистку из Италии страна узнала благодаря певице Zivert, сейчас она завоевывает публику, исполняя на итальянском языке популярные русские песни. «Ночь» Андрея Губина, спетая Wiwo, собрала в сервисе Яндекс Музыка уже более 400 тысяч прослушиваний. Обновленный хит «Проститься» войдет в новый трибьют-альбом «Уматурман».
Подробности – на сайте, Rutube-канале ив соцсетях «Авторадио».
Скончался бывший скрипач «Крематория» Максим Гусельщиков
Бывший скрипач «Крематория» Максим Гусельщиков скончался на 59-м году жизни 30 октября 2024 года. Музыканта не стало в индийском городе Ришикеш.
- Мы выражаем искренние и глубочайшие соболезнования родным и близким, — сообщили представители «Крематория». - Как это обычно и случается, нам сейчас трудно говорить что-то от себя, поскольку никакие суетные звуки не способны выразить всю глубину нашей скорби.
Максим Гусельщиков пришел в «Крематорий» в период работы над альбомом «Амстердам» в 2008 году. В начале 2011 года он покинул группу ради сольного проекта «Ёшкин Кот», но уже через полтора года вернулся в состав. Играл с «Крематорием» до начала 2022 года, поучаствовав в записях альбомов «Чемодан президента» и «Люди-невидимки». Как сообщали ресурсы группы «Крематорий», скрипач не смог вернуться из-за границы после начала СВО.
И это не единственная потеря в группе. 29 октября в Москве после тяжелой и продолжительной болезни скончалась Дарья Шаталова - директор "Крематория" во второй половине двухтысячных годов и бывшая супруга Армена Григоряна.
Рецензия на сингл Стереополины «Ночной гость»: Там внизу твоя могила
2024, Стереополина.
Оценка: 8 из 10.
Недавно Стереополина (Карина Моргунова) выложила в блоге список референсов, которыми она вдохновлялась при создании некоторых песен. По мнению артистки, там всё довольно элементарно, но комментаторы порой высказывают очень странные суждения о её источниках вдохновения. Поэтому Карина рассказала про семь треков, в которых испытала очевидное (для неё, но не для всех слушателей) влияние других музыкантов – от «Агаты Кристи» и «Сектора Газа» до «Русского размера» и Майи Кристалинской.
«Все остальные песни не имели конкретных референсов, а просто писались по наитию»: так заканчивался пост Стереополины, а на следующий день она выпустила новый сингл «Ночной гость». Говоря словами Карины, «оммаж, плагиат, референс – называйте это как хотите», но новинка живо напомнила мне (по настроению и частично по мелодии) «Трансильванию» «Агаты Кристи». «Открытая дверь на свежей земле, под землей кипит работа, бесы варят позолоту, там в пещере Аладдин всемогущ и нелюдим, там внизу твоя могила, до свиданья, милый, милый…» - это Глеб Самойлов. А вот Карина Моргунова: «Я не сплю пятые сутки, по ночам я слышу звуки. Он такой черный страшный, вместо глаз - день вчерашний, не дышу, чтоб не спугнуть. Он такой черный страшный, как мой дом многоэтажный, Я боюсь даже моргнуть». У «Агаты» песня более тягучая и мрачная, у Стереополины – более темповая, синтипоповая, но всё равно жутковатая. Чего стоит хотя бы рифма «страшный – многоэтажный».
Но главное отличие: у «Ночного гостя» есть припев, в котором ужас уступает место юмору – пусть и чёрному. В ритме звонкой легкомысленной считалочки Стереополина преодолевает свои страхи: «Я сегодня сплю со светом, под подушкой острый нож. Ты подумал – я с приветом, но другой ты не найдешь». Дальше ещё смешнее: «Под кроватью страшный монстр – на тебя он так похож». В сущности это песня о любви и сопровождающих её сложностях.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»