В Госдуме приступил к разработке стратегии взаимодействия государства и культуры
Депутаты на первом заседании созданного при Комитете по культуре Государственной Думе РФ Общественного совета обсудили с известными актерами, режиссерами, общественными деятелями злободневные проблемы в области государственного регулирования культуры. Тема современных методов взаимодействия государства и культуры, по мнению Председателя Комитета Елены Ямпольской, – это «самый болезненный вопрос, который сейчас существует».
Открывая заседание, Елена Ямпольская подчеркнула, что Общественный совет создан для того, чтобы обсуждать с профессионалами, с людьми, к мнению которых прислушивается общество, гуманитарную политику страны в целом, совместно, с учетом их мнения прорабатывать конкретные предложения, законодательные инициативы, сообщает сайт Госдумы.
- Мы, когда занимаемся своей законодательной работой, прямым своим делом, мы уже поставили как закон, догму – ничего не принимать, ничего не рассматривать, ничего не вносить без совета с культурным сообществом, с работниками культуры, чтобы не высасывать проблему из пальца, чтобы наши законопроекты облегчали жизнь, а не усложняли, – обратилась она к собравшимся.
По словам депутата, Общественный совет нужен для реализации «масштабных и амбициозных целей».
- Мы очень надеемся, что здесь, на этой площадке, мы сможем время от времени, отрывая вас от важных дел, обсуждать гуманитарную политику страны в целом, естественно, выходя при этом на какие‑то конкретные предложения и оформляя их законодательно, если в этом будет необходимость. Потому что все‑таки закон – это инструмент. А что мы хотим построить этим инструментом? Надо решать вот здесь, таким представительным составом. Если там мы занимаемся тактикой, то здесь мы хотим заняться стратегией, – сказала Елена Ямпольская.
По ее мнению, когда речь идет о теме взаимодействия между государством и культурой, то «вопрос не в объеме финансирования культуры, а в том, под какие моральные обязательства дается это финансирование, и существуют ли такие обязательства, и должны ли они существовать».
- Мы эти вопросы с вами все проговариваем и слышим постоянно – как сохранить национальную культуру, не впадая в какие‑то протекционистские настроения. Существуют ли взаимные обязательства государства и культуры, возможен ли общественный договор между обществом, государством и культурой. Где причины конфликта культурного поля, каковы цивилизованные меры для их разрешения? Это относится и к «Тангейзеру», и к «Матильде», и к запретам концертов рэперов. Как отличить художественную провокацию от хулиганства? – перечислила Елена Ямпольская. - Все понимают, что вот этими позавчерашними «дубинами» регулировать культуру нельзя. В современном информационном мире это совершенно бессмысленно.
В Общественный совет приглашены деятели самых разных взглядов, профессионалы в различных сферах. Они были солидарны в том, что запретительные методы в культуре нерезультативны и могут только навредить. По словам музыканта Андрея Макаревича, все мы это уже проходили в прошлом. Он призвал власть не пугаться, «когда все развивается естественно, само собой», «не суетиться и не запрещать».
- Я не могу сказать, что надо делать, но я очень хорошо знаю, чего делать не надо, – сказал Андрей Макаревич. По его мнению, в самом слове «регулирование» «уже слышится какая‑то угроза».
- Любой спорный вопрос – общественное обсуждение. Не подметные письма с возмущением, запретом, с жалобами на искажение классики и так далее. Только диалог, только обсуждение. Причем чем активнее это будет входить в практику, тем лучше, – согласился генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
Декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Аузан убежден, что далеко не все проблемы возможно решить одним лишь увеличением финансирования:
- Дело не в том, как вы конструируете бюджет – это частность. Нужно ответить на принципиальный вопрос о том, а зачем культура для страны?
Актер Сергей Безруков высказался за то, чтобы развивать отношения между сферой культуры и меценатством. В частности, на законодательном уровне обезопасить благотворительную помощь театральному и кинематографическому искусству.
По мнению актера, в Год театра, которым объявлен 2019 год, следовало бы показывать теле- и видеоверсии театральных спектаклей в эфире федеральных каналов, а не только по каналу «Культура». По словам Сергея Безрукова, таким образом удастся расширить аудиторию театралов.
Не\ осталась без внимания тема поддержки отечественного кинематографа. Кинорежиссер и актер Владимир Хотиненко предложил выделять в кинотеатрах отдельный зал для показа отечественных фильмов.
- Дело в том, что сейчас у большинства наших фильмов нет даже шанса показаться, – отметил он.
Подводя итоги обсуждения, Елена Ямпольская сообщила, что к следующему заседанию совет будет несколько расширен, к участию в обсуждении будут приглашены представители ведомств, «чтобы они из первых уст слышали все предложения и замечания».
Она также сообщила, что на 19 марта запланированы большие парламентские слушания по концепции закона о культуре, который «пора переписывать».
Мэри Элизабет Уинстед пытается спастись от вируса богатства в трейлере «Крушения мира»
Локализованный трейлер фильма «Крушение мира» (Rich Flu) представила 31 января 2025 года кинокомпания «Экспонента». Главные роли в картине режиссера Гальдера Гастелу-Уррутии исполнили Мэри Элизабет Уинстед, Рейф Сполл, Лоррейн Бракко, Дикси Эгерикс, Сезар Домбой, Тимоти Сполл, Джона Хауэр-Кинг, Рихард Заммель и др.
Действие происходит на Земле в неком недалеком будущем. Внезапно самые влиятельные люди мира оказывается под угрозой — один за другим они умирают от неизвестного вируса, поражающего только богатых. Миллиардеры начинают судорожно избавляться от денег, которые теперь опасны, а простые люди не могут устоять перед новыми возможностями и тоже погибают. Планета погружается в хаос, привычный миропорядок рушится. Именно в этот момент молодая карьеристка Лора (Уинстед) становится сказочно богатой. Теперь, чтобы спасти себя и близких, ей нужно разобраться, что происходит, и понять, кому выгодно крушение привычного мира.
В российский прокат «Крушение мира» выйдет 13 марта.
«Воздух» и «Любовь Советского Союза» получили «Золотых орлов»
XXIII торжественная церемония вручений премии российской Академии кинематографических искусство и наук «Золотой орел» состоялась 31 января 2025 года в первом павильоне киностудии «Мосфильм». Триумфаторами церемонии стали фильмы «Воздух» и «Любовь Советского Союза», получившие по шесть наград каждый. «Воздух» был назван лучшим игровым полнометражным фильмом 2024 года, приз за лучшую мужскую роль получил Сергей Безруков, лучшую женскую роль второго плана – Елена Лядова, картина Алексея Германа также отмечена за монтаж, звукорежиссуру и визуальные эффекты.
«Любовь Советского Союза» награждена за лучший сценарий Сергея Снежкина, операторскую работу, работу художников-постановщиков и художников по костюмам, музыку, а также мужскую роль второго плана Романа Мадянова (приз был присужден посмертно). Две награды получил фильм Владимира Грамматикова «Смотри на меня!» - за режиссуру и главную женскую роль Александры Урсуляк.
Лучшим телевизионным сериалом российские киноакадемики назвали «Столыпина», награду за лучшую мужскую роль получил Александр Устюгов, а лучшим сериалом онлайн-платформ стала «Трасса», где отмечена призом исполнительница главной роли Карина Разумовская. За актерские работы в сериалах также награждены Виктория Исакова («Я не могу без тебя») и Владимир Вдовиченков («Противостояние»).
Специальный приз «За вклад в российский кинематограф» был вручен композитору Алексею Рыбникову.
Список лауреатов «Золотого орла»
Лучший игровой фильм – «Воздух», реж. Алексей Герман-младший;
Лучший телевизионный сериал – «Столыпин», реж. Алексей Андрианов;
Лучший сериал онлайн-платформ – «Трасса», реж. Душан Глигоров;
Лучший неигровой фильм – «Огненный лис», реж. Дмитрий Шпиленок;
Лучший короткометражный фильм – «30 секунд», реж. Иван Соснин;
Лучший анимационный фильм – «Необыкновенная история одного льва», реж. Оксана Холодова;
Лучшая режиссерская работа – Владимир Грамматиков («Смотри на меня!»);
Лучший сценарий – Сергей Снежкин («Любовь Советского Союза»);
Лучшая женская роль в кино – Александра Урсуляк («Смотри на меня!»);
Лучшая женская роль на телевидении – Виктория Исакова («Я не могу без тебя»);
Лучшая актриса онлайн-сериала – Карина Разумовская («Трасса»);
Лучшая мужская роль в кино – Сергей Безруков («Воздух»);
Лучшая мужская роль на телевидении – Александр Устюгов («Столыпин»);
Лучший актер онлайн-сериала – Владимир Вдовиченков («Противостояние»);
Лучшая женская роль второго плана – Елена Лядова («Воздух»);
Лучшая мужская роль второго плана – Роман Мадянов («Любовь Советского Союза»);
Лучшая операторская работа – Максим Шинкоренко («Любовь Советского Союза»);
Лучшая работа художника-постановщика – Павел Пархоменко, Леонид Кипнис («Любовь Советского Союза»);
Лучший художник по костюмам – Екатерина Шапкайц, Светлана Москвина («Любовь Советского Союза»);
Лучшая музыка к фильму – Виталий Окороков, Дмитрий Емельянов («Любовь Советского Союза»);
Лучший монтаж фильма – Дарья Обухова, Мухрам Кабулов, Владимир Мосс, Сергей Грицай («Воздух»);
Лучшая работа звукорежиссера – Никита Ганькин («Воздух»);
Лучшие визуальные эффекты – Студии XOVP и Alambic SFX («Воздух»);
Специальный приз «За вклад в российский кинематограф» – Алексей Рыбников.
Джонатан Прайс и Ник Мохаммед снимутся в современной экранизации «Чисто английского убийства»
Джонатан Прайс («Игра престолов», «Медленные лошади») и Ник Мохаммед («Тед Лассо») сыграют главные роли в комедийном мистическом детективе «Спящие львы» (Sleeping Lions) британского режиссера Мата Уайткросса («Дорога на Гуантанамо», «Секс, наркотики и рок-н-ролл»). Как сообщает Screen Daily, сценарий написан Джеймсом Роблином и представляет собой современную адаптацию романа Сирила Хейра 1951 года «Чисто английское убийство».
Прайс сыграет умирающего графа Уорбека, который созывает своих близких на последнее Рождество в Уорбек-холле. Когда начинается снежная буря, гости оказываются отрезанными от мира, а на сына графа, лидера новой опасной политической партии, совершается покушение.
- Это готическая сатира, которая беспощадно отражает наши крайне неспокойные времена и с радостью выхолащивает все условности жанра - редкий детектив, в котором вы сопереживаете убийце, - считает Уайткросс.
Производством фильм займутся Mister Smith Entertainment и кинокомпания Sky. Съемки должны начаться в Великобритании во второй половине 2025 года.