Максим Дмитриев: «Изменение ставки авторских сборов в России несет риски для правообладателей»
Пересмотр порядка сбора авторского вознаграждения за использование музыки в кино в России несет риски для самих правообладателей. Такое мнение высказал 14 февраля 2019 года ТАСС председатель правления Российского авторского общества Максим Дмитриев (на фото).
Ранее ряд СМИ сообщил о предложении Ассоциации владельцев кинотеатров, объединяющей более половины коммерческих кинозалов в РФ, о пересмотре порядка сбора авторского вознаграждения за использование музыки в кино. Уполномоченной организацией, которая занимается сборами и выплатами вознаграждения в пользу авторов, является Российское авторское общество.
- Говорить об инициативе по кардинальным изменениям нынешней системы сборов и выплат, которая демонстрирует устойчивость и положительную динамику, не имеет ни экономических, ни организационных обоснований, но при этом несет риски для правообладателей, - считает Дмитриев.
Он добавил, что после автоматизации финансово-учетных операций в Российском авторском обществе, которая состоялась в 2017 году после смены руководства организации, система сбора и выплат вознаграждений стала более структурированной, прозрачной и абсолютно исключающей влияние человеческого фактора.
- У правообладателей есть личный кабинет, в котором отображается вся информация об использовании произведений и положенных выплатах. Примечательно, что с учетом сниженных ставок динамика сборов и выплат в пользу авторов в последние годы выросла, - отметил он.
По словам Дмитриева, налаженная и автоматизированная система сборов Российского авторского общества позволяет снизить ставки для кинотеатров, тем самым соблюсти интересы обеих сторон.
- При этом внедрение любой новой системы будет сопряжено со значительными временными и финансовыми затратами, где главной пострадавшей стороной в переходный период вновь станут правообладатели, - сказал он.
Авторов система устраивает
В свою очередь композитор и актер Иван Бурляев отметил, что предложение о пересмотре "вызывает удивление, учитывая существенное снижение установленной законодательством ставки для кинотеатров".
- Российское авторское общество декларирует определенный процент, который должен выплачиваться авторам, но благодаря недобросовестным кинотеатрам, которые затевают судебные разбирательства или просто уклоняются, этот процент чуть ниже, чем должен быть, - пояснил он ТАСС.
Схожую точку зрения выразил композитор Олег Воляндо подчеркнув, что разрушать существующую систему не нужно, и призвал заняться ее усовершенствованием.
- Существует Единая автоматизированная информационная система, где я могу просто посмотреть количество проданных билетов, именно с валовой продажи этих билетов я могу понимать, какую сумму вознаграждения я могу получить как автор, - пояснил он ТАСС. - Рушить эту систему вообще нельзя, наоборот, это надо развивать. Я не представляю, как кинотеатры тогда будут разбираться с авторами.
О системе
Сама система гонораров была утверждена правительством России в 1994 году, при платном для зрителей входе в кинотеатры авторское вознаграждение составляло 3% от суммы валового сбора, поступившего от продажи билетов. В 2010 году было решено ввести принципиально новый подход в применении дифференцированных ставок авторского вознаграждения, который действует по сей день.
Базовая ставка авторского вознаграждения снизилась с 3% до 1,2%, для сетевых кинотеатров утверждена ставка в размере 1%, для кинотеатров, в репертуаре которых значительная доля кинофильмов для детей или входящих в программу развития российского кинопоказа, - ставка 0,8%, а для вновь открывающихся кинотеатров - ставка 0,5% с последующим ежегодным повышением до 1,2%. При демонстрации кинофильма с бесплатным для зрителей входом, авторское вознаграждение не подлежит выплате.
«Домовёнок Кузя» возглавил российский прокат
Фильм-сказка «Домовёнок Кузя» стал лидером российского проката по итогам уикенда 19-22 декабря 2024 года. Он дебютировал в российских кинотеатрах с кассой в 221,8 миллиона рублей. Вторую строчку заняли «Ёлки 11», собравшие 154,2 миллиона, а на третью опустился лидер прошлой неделе – сказочный фильм «Баба Яга спасает Новый год». Его сборы составил 86,5 миллиона, что на 47% меньше, чем в дебютный уикенд.
С четвертого места стартовала в прокате комедия «Братья» (59,3 млн), а на пятое опустился единственный в топ-10 проката «пиратский» релиз – анимационный фильм «Моана 2» (49 млн).
Bearwolf и «Иванушки Internationl» обновили «Билетик в кино»
Группа «Иванушки International» исполнили вместе с певицей Bearwolf новую версию песни «Билетик в кино». Тизер композиции был представлен 23 декабря 2024 года. Она появится в ролике «Кинопоиска» в поддержку новогоднего кинопроката и будет демонстрироваться перед киносеансами в более чем 300 кинозалах в 18 городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Новосибирске, Волгограде, Уфе, Челябинске, Омске и других.
В январе 2025 года одному из главных хитов «Иванушек International» исполнится 21 год, и свой день рождения песня встретит с новым звучанием. Как и в оригинальном клипе, который в 2003 году снял режиссер Фёдор Бондарчук, местом действия ролика стал кинозал, где смотрят фильм участники группы «Иванушки International». К ним присоединяется Bearwolf, пришедшая на сеанс.
Певица Bearwolf (настоящие имя Валерия Василевская) стала фрешменом года по версии Яндекс Музыки. В мае этого года артистка выпустила трек «Godzilla», а в августе её новый хит «Один в поле воин» стал вирусным в соцсетях.
В этом году «Кинопоиск» начал поддерживать кинотеатры и фильмы, выходящие в прокат. Поддержку получил уже три премьеры - «Руки Вверх!», «Анора», «Огниво», суммарная касса которых фильмов превысила 2,3 миллиарда рублей. Следующим станет «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича», стартующий в прокате 1 января.
«All I Want for Christmas Is You», «Last Christmas» и «Santa Tell Me» стали главными рождественскими хитами
Список самых популярных рождественских песен обнародовал музыкальный сервис Spotify. В топ-5 новогодних хитов всех времен вошли «All I Want for Christmas Is You» Мэрайи Кери, «Last Christmas» Wham!, «Santa Tell Me» Арианы Гранде, «Rockin’ Around the Christmas Tree» Бренды Ли и «It’s Beginning to Look a Lot Like Christmas» Майкла Бубле.
Сервис представил также список популярных песен разных десятилетий, начиная с середины XX века. В 1950-е главной рождественской композицией была «Jingle Bell Rock» Бобби Хелмса, в 1960-е - «Rockin’ Around the Christmas Tree» Бренды Ли, в 1970-е - «Wonderful Christmastime» Пола Маккартни, в 1980-е - «Last Christmas» Wham!, в 1990-е - «All I Want for Christmas Is You» Мэрайи Кэри, в 2000-е - «My Only Wish (This Year)» Бритни Спирс, а последние два десятилетия «королевой Рождества» можно назвать Ариану Гранде: в 2010-е на вершине популярности была ее сольная вещь «Santa Tell Me», а в 2020-е – дуэт в Келли Кларксон «Santa, Can’t You Hear Me».
В список самых скачиваемых рождественских мелодий уходящего года, помимо «All I Want for Christmas Is You», «Last Christmas», «Rockin’ Around the Christmas Tree» и «Santa Tell Me», вошла также композиция Сии «Snowman».