Опасные гастроли. Евгений Сафронов — о культурном обмене между Россией и Украиной
(сокращенная версия материала опубликована в газете “Коммерсантъ” 21.03.19)
Шоу-бизнес пострадал в результате событий 2014 года больше других культурных индустрий – в первую очередь в силу того, что его основой является гастрольная деятельность. Театры, цирки и музеи работают сезонами на своей базе, а известного музыканта-исполнителя работа в своем городе не прокормит – она по определению нацелена на максимально широкую географию выступлений. Построенное в СССР единое культурное пространство показало серьёзную устойчивость – после распада страны шоу-бизнес оставался практически единым целым, российские артисты, как и прежде, отводили Украине до 30-40% своих афишных и закрытых концертов, а украинские артисты высоко ценились и всегда находили благодарную аудиторию на российских просторах. В творческом составе и менеджменте российского шоу-бизнеса и сейчас не менее трети – выходцы с Украины.
С 2014 года гастрольный обмен резко усложнился – началось с официального закрытия въезда на Украину артистам, выступающим в Крыму, далее ряд громких политизированных инцидентов снизил привлекательность украинских гастролей для российских артистов, а ограничения русскоязычного вещания на украинском радио усложнило продвижение концертов. К украинским артистам, выступающим в России, также были применены официальные санкции со стороны Украины. В итоге гастрольный обмен сократился в десятки раз, сейчас найти российского артиста на украинских афишах сложно – уверенно прокладывать маршруты по украинским городам могут позволить себе лишь некоторые тяжеловесы, включенные в “белый список” украинского Минкульта, такие, как Андрей Макаревич или Михаил Жванецкий. “Машина времени” планирует посетить Украину в ноябре, а группа Matrixx Глеба Самойлова на украинских площадках выступает в наполовину усеченном составе, так как некоторые участники засветились в Крыму.
Потеря огромной потенциальной аудитории привела к заметному кризису в шоу-бизнесе, однако в ситуации практически полного отсутствия официальной отраслевой статистики оценки масштабов проблемы сильно расходятся. Депутат Верховной Рады Украины Борислав Береза опубликовал в фейсбуке свои расчеты на эту тему – он уверяет, к примеру, что Кристина Орбакайте потеряла за 3 года около 540 000 евро. Концертный директор певицы Александр Качан отнесся к этим данным с нескрываемым удивлением – потери нулевые, часть выступлений действительно была отменена по понятным причинам, но все даты были сразу зарезервированы другими заказчиками. “Огромная очередь на выступления Кристины из-за создавшейся ситуации просто немного уменьшилась” – заявил г-н Качан корреспонденту InterMedia. Исполнители среднего уровня известности, ориентированные больше не на сольные, а на клубные и корпоративные выступления, считают, что потеря украинского рынка первоначально серьёзно повлияла на их доходы, однако при этом заставила быстро переориентироваться на российские миллионники, европейскую диаспору, страны бывшего СССР.
Эксперты InterMedia считают, что намного серьёзнее на шоу-бизнес повлияло сокращение реальных расходов населения на культуру и развлечения, вызванное резким снижением доходов жителей обеих стран в 2013-2015 гг. – российского – с 15 200 до 11 760, украинского – с 3 800 до 2 650 (за год в долларах США, данные World Bank). Это привело к сокращению количества концертов, снижению цен на билеты и гонораров исполнителей. В итоге общий оборот зрелищных индустрий в РФ сократился в долларовом эквиваленте практически вдвое – ориентировочно с 2 млрд до 1 млрд (оценка InterMedia). Несмотря на заметное восстановление отрасли в 2015-2018 гг., докризисных значений достичь не удалось до сих пор.
Украинские сцены тем временем заполнили украинские исполнители, количество концертов которых кратно увеличилось. “Теперь наши группы собирают дворцы и стадионы. До этого такого не было”, – сообщил Deutsche Welle глава Коалиции исполнителей и продюсеров Украины Дмитрий Прикордонный. Украинская публика также в значительной степени переориентировалась на местных артистов – в топах не только хорошо известные российской публике Тина Кароль, Настя Каменских и “Грибы”, но и Олег Винник, Onuka и Dzidzio, о которых в России знают лишь посвященные. Сыграли свою роль и весьма жесткие ограничения для русскоязычных артистов на радио. Сервис TopHit оценивает распределение украинского радиоэфира в 2018 г. так: украиноязычные треки – 51%, русскоязычные – 11%, на английском и других европейских языках – 38%. При этом на YouTube - ведущем источнике музыки в интернете - пропорции за этот же период были иными – 7/53/40.
В то же время в клубах продолжают звучать и проходят на ура классические каверы золотого века советской эстрады. Интересен и резкий взлет ранее неприметной ниши украинского билетного рынка – трансграничной продажи билетов в рамках специально организованного тура. К примеру, только одним одесским билетным агентством на концерт группы «Ленинград» в Молдавии было продано более 400 билетов, а на концерт «Би-2» – более 300. Привлекли многих жителей Украины и выступления Григория Лепса и Филиппа Киркорова в Минске, не говоря уж о концертах фестиваля “Славянский базар в Витебске”.
Умер Вадим Мищук
Российский бард Вадим Мищук скончался 6 января 2025 года в возрасте 68 лет. О его смерти сообщили в соцсетях друзья покойного, а также сайт Грушинского фестиваля.
- Очень горькие новости. Сегодня не стало нашего друга — Вадима Мищука, - сообщается в некрологе. - Мы ждали Вадима на Зимний Грушинский, но судьба распорядилась иначе. Будем помнить всегда. И петь песни с его гениальной музыкой.
Вадим Мищук родился в Риге 5 июля 1956 года. Вместе со старшим братом Валерием (он умер от рака в августе 2022 года. – Прим. «ИнтерМедиа») они были лидерами рижского ансамбля «Домино». С 1989 года Мищуки регулярно выступали как дуэтом, так и поодиночке, а также в составе бардовского ансамбля «Песни нашего века» и в составе трио «Под мухой» с Леонидом Сергеевым. За годы творческой деятельности выпустили около десятка альбомов с песнями на собственные стихи, а также на стихи русских поэтов самых разных поколений. После смерти Валерия Вадим продолжил сольную карьеру и выступления в проекте «Песни нашего века».
Bad Bunny выпустил альбом и фильм «Debí Tirar Más Fotos», посвященный Пуэрто-Рико
Релиз нового альбома Bad Bunny «Debí Tirar Más Fotos» (переводится с испанского как «Я должен делать больше фото») состоялся 5 января 2024 года. В шестую студийную пластинку пуэрториканского музыканта вошли 17 треков, в которых он отдал дань своей родине. Некоторые из них являются коллаборациями с местными артистами - Chuwi, Dei V, Omar Courtz, Pleneros de la Cresta и RaiNao.
- Я мечтал об этом альбоме годами, и увидеть, как он воплощается в жизнь, принесло мне огромное счастье, — говорит он. - Я всегда был честен со своими подписчиками, и благодаря этой новой работе они продолжат узнавать обо мне больше, поскольку я тоже узнаю больше о себе. Этот альбом — результат опыта, который помог мне лучше узнать себя, даже узнать ритмы, которые мне больше всего нравятся — те, которые мне действительно нравится петь и создавать. Я пуэрториканец, я карибец, и моя музыка, моя культура, история моей страны текут по моим венам, от плены до реггетона. На пике своей карьеры и популярности я хочу показать миру, кто я, кто такой Бенито Антонио и что такое Пуэрто-Рико.
Накануне выхода альбома «Debí Tirar Más Fotos» Bad Bunny выпустил одноименный короткометражный фильм, который снял сам как режиссер и сценарист в соавторстве с Ари Маниэлем Крузом Суаресом. Главную роль в 13-минутном ролике сыграл пуэрториканский кинорежиссер Хакобо Моралес, который рассказывает о своей жизни мультяшной лягушке по имени Кончо (озвученной Кеннетом Каналесом). Можно увидеть, как Моралес показывает Кончо старые фотографии, прежде чем прогуляться по своему району и попытаться заказать кубинский сэндвич в облагороженном ресторане, где он когда-то знал первоначального владельца.
Обзор: «Новогодний Пушной: итоги года, комментарии хейтеров, конкурс»
2024, Александр Пушной.
Во второй части выпуска Александр Пушной экспрессивно напоминает своим зрителям о том, что его канал называется «Александр Пушной», а не, например, «Металлические группы». Именно поэтому шоу не придерживается какого-то формата, а рассказывает о том, что интересно именно Александру. Пушной, кстати, посетовал, что про все свои любимые группы уже рассказал, так что в новом году, видимо, будет снимать выпуски про рыбалку, автомобили и кулинарию.
Новогодняя программа на канале Пушного тоже не похожа на другие новогодние программы, поэтому выглядит как минимум свежо. Александр перечисляет главные музыкальные новости 2024-го, отвечает на послания хейтеров и в качестве новогоднего подарка публикует некоторые фрагменты, не вошедшие в предыдущие выпуски. Новости года в изложении Пушного выглядят весьма эмоционально: так, рассказывая о новой солистке Linkin Park, Александр советует поклонникам группы ничему не учить Майка Шиноду, а в обзоре нового альбома Deep Purple настоятельно рекомендует обратить внимание на нового гитариста Саймона Макбрайда, который вживую играет блэкморовские партии лучше, чем сам Блэкмор в студии. Пушной также хвалит одну песню с новой пластинки «Секрета» и размышляет о феномене неизданных песен Beatles.
Беседа с хейтерами – самый драйвовый раздел выпуска. Примечательно, что ведущий в принципе соглашается со всеми претензиями, поступающими ему в письмах и комментариях. Пушной действительно порой поёт в выпусках мимо нот, но не переписывает неудачные дубли ради «живости подачи», а вообще-то его слух «далёк от абсолютного». Кроме того, Александр в очередной раз объяснил, что не собирается рассказывать о группах, которые сам не любит. Единственное исключение он сделает для многострадальных Black Sabbath: Пушной пообещал лично внимательно ознакомиться с их творчеством и через 20 лет таки снять про них выпуск. В ответ на эмоциональное послание от металлиста, который был фрустрирован передачами про ABBA и «Руки вверх», Александр Пушной сделал чистосердечное признание: на самом деле он не тру-металлист, он слушает всё, даже одну песню Майли Сайрус.
Новогодние подарки от Пушного зрителям выглядят весьма странно – это кусочки, не вошедшие по хронометражу в предыдущие передачи. В принципе, их и в эту можно было не вставлять, не зря же их уже один раз вырезали. Тем не менее лихой разбор текста песни Майли Сайрус «Flowers» должен вас порадовать – или сподвигнуть на возмущённое послание Пушному, который неправильно понял смысл произведения.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»