Вопросы монетизации культуры обсудили на IPQuorum
Дискуссия на тему «Монетизация культуры vs этика» состоялась в рамках Международного форума интеллектуальной собственности IPQuorum 12 апреля 2019 года. В событии приняли участие председатель Комитета по культуре Государственной Думы РФ Елена Ямпольская (на фото), глава казначейства банка «Новый век» Александр Анисов, советник по цифровизации и развитию НИУ ВШЭ Евгений Лохматов, к.э.н., доцент ИГСУ РАНХиГС, старший научный сотрудник Института психологии РАН Виктория Устенко, генеральный директор и управляющий партнер «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко, создатель проекта Remote Moscow Федор Елютин, руководитель отдела по работе с органами государственной власти Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин, главный редактор проекта «Я в театре» Алексей Киселев и генеральный директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный. Модератором дискуссии выступила советник по культуре губернатора Нижегородской области Оксана Михеева.
Первым слово взял Кирилл Родин. Он рассказал о результатах опроса, проведенного ВЦИОМ и касающегося защиты авторских прав и ценовой политики в сегменте кинематографа. По данным опроса, среднестатистический интернет-пользователь в России не готов платить больше 490 рублей в месяц за онлайн-подписку на лицензионные копии сериалов и фильмов.
Спикер также рассказал, как качество контента влияет на то, предпочитает пользователь легальное или пиратское видео.
– Гарантия качества продукта заведомо влияет на потребительское поведение. Сегодня среди россиян абсолютная доля пользователей – больше 50% – встала на сторону автора. Также в российском сегменте интернета есть запрос на хорошее качество и доступную стоимость контента, – рассказал он.
Дмитрий Гринченко заявил, что монетизация в интернете – лишь сотая часть от всей возможной монетизации. С его точки зрения, главный вопрос заключается в том, кто должен заниматься финансовым вопросом, а кто – искусством, поскольку «объединять это очень вредно».
– Творцы должны создавать произведения, а монетизацией должны заниматься другие люди. Все чаще замечаю, что этим занимаются одни и те же люди. В результате они и денег меньше зарабатывают, и произведения искусства становятся послабее, – заявил спикер.
Евгений Лохматов заявил, что нельзя забывать об обязанности государства финансировать культуру.
– Естественно, всем нужны деньги, чтобы жить и творить. Очевидно, что если мы во главу угла поставим зарабатывание денег, то искусства не будет, – заявил он.
Культуру не должно волновать зарабатывание денег как главная цель. Она должна помогать стране развиваться и именно таким – опосредованным – образом способствовать приращению материальных благ, полагает председатель Комитета Государственной Думы РФ по культуре Елена Ямпольская.
– Культура – она про качество человека, а не про бухгалтерию. Я категорически против того, чтобы для культуры устанавливались нормативы заработков – посещаемости, продаваемости, окупаемости... Обязательного среднего «окультуривания» в нашей стране нет, и слава Богу. Пойдет ли человек в музей или в театр – это его добрая воля. И она зависит от множества факторов, помимо эффективной работы собственно музея или театра. Зависит от достатка семьи, уровня социальной депрессии в конкретном регионе, уровня воспитания, образования и, в конце концов, от того, что он ежедневно слышит по телевизору – насколько престижно у нас быть культурным, – заявила она.
Елена Ямпольская добавила, что главный капитал культуры – это не деньги, а одаренные люди. По ее мнению, нужно прежде всего считать таланты, чтобы получить результат.
Президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский спросил у г-жи Ямпольской, какова роль арт-критиков в современном арт-рынке, и действительно ли они являются основными стейкхолдерами конфликта между культурой и её монетизацией, как утверждает писатель Виктор Пелевин в своем романе «IPhuck10».
– Все, что пишет Пелевин, рождается в его гениальной голове и меняет реальность до неузнаваемости. Думаю, зарубежный опыт арт-рынка по целому ряду причин у нас в обозримом будущем не приживется. И я бы не стала переживать по этому поводу. У нас сложились свои замечательные национальные традиции взаимодействия человека с культурой, – ответила спикер.
Федор Елютин начал свое выступление, заявив, что «здорово не думать о деньгах, когда они есть», и что ему не кажется стыдным называть спектакль продуктом и заниматься монетизацией. Но при этом, безусловно, важно, чтобы «было, что продать зрителю».
Эдгард Запашный
Эдгард Запашный заявил, что российскому цирку сложно догонять международный рынок, потому что культура в России финансируется «по остаточному принципу».
– В нашей стране на культуру направляют только те средства, которые остались в бюджете. Вот и получается в итоге, что индустрия цирка не работает. Нужно учитывать, что в цирке сделать имя и прорваться очень тяжело. Наша культура нуждается в общемировом пиаре, и это большая недоработка целой страны. Без помощи государства культуре невозможно выжить, – отметил спикер.
Алексей Киселев высказал в своей речи поддержку Кириллу Серебреникову. Он заявил, что механизм государственного финансирования в театрах устроен так, что отчетность по умолчанию содержит нарушения, а любой директор театрального проекта, соответственно, может быть привлечен к уголовной ответственности.
Виктория Устенко сказала, что монетизация культуры – опасный феномен с точки зрения эстетической ценности произведений искусства, а «вторжение рыночных сил в сферу культуры может негативно сказаться на этическом и эстетическом контенте этих произведений». Так, большинство сделок на современном арт-рынке продиктовано не художественными качествами, а инвестиционными соображениями.
Александр Анисов подытожил, что в монетизации нет ничего плохо, ведь это всего лишь получение дохода от вложений. По его словам, государство после вложения в культуру также получает прибыль, но не в виде денег, а в виде экономического развития страны.
– Вложение государства в культуру – это вложение в качество человеческого капитала. Качественный человеческий капитал способен двигать страну. Монетизация культуры в макроэкономическом плане – это рост ВВП и национального богатства, – заключил спикер.
В результате дискуссии эксперты пришли к мнению о необходимости соблюдения баланса между понятием культурной ценности творческого произведения и его экономической эффективности.
Павел Соломатин, InterMedia
Шон Бин станет главарем ливерпульской банды
Шон Бин исполнит главную роль в эпическом криминальном сериале BBC под рабочим названием «Это наш город» (This City is Ours). Как сообщает Deadline, автором идеи, главным сценаристом и продюсером проекта выступит Стефен Бутчард («Последнее королевство», «Хороший коп»), режиссерское кресло займет Сол Дибб («Последняя битва», «Отравления в Сосбери»). Еще одним продюсером станет Саймон Малони, работавший вместе с Бином над сериалом «Срок», за который актер получил премию BAFTA. Съемки пройдут в Ливерпуле, где и будет происходить действие телефильма.
Шон сыграет главаря местной банды Ронни Фелана, а главным героем станет его молодой друг Майкл Квана (Джеймс Нельсон-Джойс). Юноша впервые влюбляется и пытается решить, каким будет его будущее и какой выбрать жизненный путь, в то время как их банда распадается на глазах.
В касте также заявлены Ханна Онслоу («Империя света») в роли девушки Майкла Дианы Уильямс, Джек Макмаллен («Срок») в роли сына Ронни Джеми Фелана, Лаура Айкман («Арчи»), Кевин Харви («Скрытое»), Сирша-Моника Джексон («Девчонки из Дерри»), Майк Ноубл («Длинная тень»), Бобби Шофилд («Эрик»), Дарси Шоу («Цветная комната») и Стивен Уолтерс («Джентльмен в Москве»).
Гарри Бардин снимает новый мультфильм «Плач на все времена» с помощью краудфандинга
Гарри Бардин запустил краудфандинг на производство своего нового анимационного фильма «Плач на все времена» на Planeta.ru. По словам автора, фильм будет «про евреев, про их тяжёлую судьбу, и как они выбираются из этой ситуации, когда вокруг их все ненавидят, а они живут вопреки». Кампания стартовала в конце марта 2024 года и продлится до 1 августа (к концу мая собрана половина необходимой суммы - 1,5 миллиона рублей из 3 миллионов). Среди лотов: открытки, именные сертификаты, сборники мультфильмов, футболки и многое другое. В апреле и мае на первые собранные деньги были записаны музыка и хор для фильма, созданы куклы и декорации, а в июне Гарри Бардин собирается приступить к съемкам.
В последние режиссер создает свои картины исключительно благодаря народной поддержке, собирая средства на Planeta.ru. За это время в проектах Гарри Яковлевича приняли участие более пяти тысяч человек и при их участии свет увидели пять фильмов: «Три мелодии», «Слушая Бетховена», «Болеро 17», «Песочница» и «Ave Mariа». Кроме того, были собраны средства на ремонт студии Гарри Бардина, которая, увы, находилась в аварийном состоянии, и оплату услуг ЖКХ. Краудфандинг помог студии продолжать работу и поддержать помещение киностудии в рабочем состоянии.
- Производство мультфильма — это долгий, кропотливый, ручной труд большой команды, - сообщается на странице кампании. - У мультипликационой студии Гарри Бардина нет крупных спонсоров, грантов и другой материальной поддержки. Именно краудфандинг, как способ финансирования, объединяющий вокруг идеи друзей и единомышленников, помогает нам реализовывать такие масштабные задумки. Вклад Гарри Бардина в мировую анимацию бесценен. Он создает удивительные миры, непохожие друг на друга. Его фильмы любимы и детьми, и взрослыми.
Третий «Новый сезон» пройдет в Сочи в сентябре
Фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон» в третий раз пройдет в Сочи, на горном курорте «Роза Хутор», с 9 по 14 сентября 2024 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что на фестивальной площадке демонстрируются премьерные сериалы и новейшее российское кино от крупнейших видеосервисов – основных производителей оригинального контента: Kion, Okko, Premier, Start, Wink, IVI и «Кинопоиск».
В Попечительский совет фестиваля входят Илья Бурец (креативный директор Kion), Гавриил Гордеев (продюсер по оригинальному контенту Okko), Эдуард Илоян (генеральный продюсер и сооснователь Start), Александр Косарим (директор по контентной политике Wink), Иван Гринин (заместитель генерального директора по контенту IVI), Ольга Филипук (директор по контенту бизнес-группы Яндекс Плюса «Фантех»), Дмитрий Гранов (генеральный директор компании more.tv), а также продюсер и директор фестиваля Полина Зуева и новый генеральный продюсер Premier (имя которого пока не известно). Председателем Попечительского совета фестиваля «Новый сезон» в 2024 году выбран Александр Косарим.
На фестивале представлены пять номинаций: «Самый ожидаемый сериал», «Лучший фильм», «Герой Нового сезона» и «Героиня Нового сезона», - победителей в которых определяют зрители, голосуя в официальном приложении. Лауреата в номинации «Открытие Нового сезона» выбирает Попечительский совет. Традиционно в рамках «Нового сезона» будет организована деловая программа, которая поднимет актуальные вопросы, стоящие перед лицом индустрии сегодня. Даты открытия аккредитации, программа фестиваля и расписание деловой программы будут объявлены дополнительно.