Рецензия на фильм «Синонимы»: Можно ли стать французом, не перестав быть собой?

Оценка: 9 из 10
Режиссер: Надав Лапид. В ролях: Том Мерсье, Кантен Дольмер, Луиз Шевильот. В широкий прокат фильм выходит в России 25 апреля 2019 года.
Израильтянин Йоав убегает со своей родины во Францию. В первый день в Париже он заселяется в чужую брошенную квартиру, где у него крадут все вещи. Он ищет помощи и чуть не умирает от переохлаждения, но его спасает богемная парочка, живущая рядом: Эмиль мнит себя писателем, но почти не пишет, а Каролина – гобоистка в местном оркестре. Новые друзья дают Йоаву одежду, айфон и пачку денег. С этого момента он начинает свои попытки выдавить из себя израильтянина, чтобы стать французом.
«Синонимы» в этом году удостоились главного приза – «Золотого медведя» – на Берлинском кинофестивале. Фильм, который на первый взгляд кажется ужасно раздражающим, на поверку оказывается глубоким и тонким – каким, собственно, и стоит быть победителю крупного кинофестиваля.
Картина открывается крупным планом спины главного героя, и это своего рода предупреждение. Камера в этом фильме ведет себя совершенно нетипично, ломая все каноны и правила съемки и построения композиции. Она трясется, фиксируется не на главных объектах, а динамичные сцены могут вмиг смениться длинным неподвижным планом. От всего этого вначале возникает дискомфорт, когда, к примеру, хочется увидеть сцену, а показывают только часть тела героя. Но стоит привыкнуть – и становится понятно, сколько эмоций в фильме передается с помощью инструмента, который зритель даже не видит.
Йоав пытается стать своим во Франции. Он отказывается говорить на родном языке и учит французский – по купленному в магазине словарю, выписывая и заучивая синонимы к найденным словам. При этом, как ни парадоксально, чем сильнее он старается, тем больше в нем проступают родные черты, которых он так отчаянно сторонится. Он начинает ненавидеть Францию с ее просвещенными манерами, феминизмом, снисходительным отношением к мигрантам и атеизмом, но все же продолжает ломиться в эту дверь, даже когда она оказывается для него заперта.
Да, перед нами не настоящая Франция и не настоящие французы. Все персонажи в фильме, кроме главного героя, – совершенно не живые люди. Это претенциозные и порой плоские фигуры, словно вышедшие то ли из античных мифов, то ли из литературных шедевров восемнадцатого столетия. Вот Майкл, которого даже в фильме сравнивают с Гектором из Трои, вот Эмиль – «четверть Гюго», вот Каролина, совсем как у Мопассана. Они все не настоящие, но это лишь подчеркивает ту глубокую пропасть, которую Йоав пытается, но никогда не сможет перепрыгнуть. Страх, смятение, уверенность – все эмоции, переживаемые главным героем, удается передать исключительно движением камеры и нестандартной композицией кадра.
При этом «Синонимы» ни слова не говорят о политике, религии или феминизме. Это история о более тонких и глубоких материях – таких, как язык, воспитание, культура и смыслы. Чтобы стать настоящим французом, требуется не только выучить язык и сдать экзамен – требуется значительно изменить себя. Но человеку, выросшему в Израиле – стране, которую главный герой называет одновременно злой, жуткой, плачевной, ограниченной (и еще многими другими эпитетами), – это сделать практически невозможно. Невыносимо тяжело отказаться от своих корней и принести новой стране в жертву то, что делает тебя тобой. Даже если жить в современной европейской стране с ее благами и удобствами хочется куда больше, чем на покинутой родине.
«Синонимы» повествуют вовсе не о проблемах несчастных мигрантов и жестоких, не пускающих их к себе европейцев, равно как он не говорит и о диких мигрантах и мягкосердечных французах. Такая постановка вопроса кажется сама собой разумеющейся. Но все политические проблемы отходят на второй план, когда на первый выходит культура – и неумение из-за соответствующего воспитания и традиций говорить друг с другом на одном языке. Сколько бы синонимов ни было в активном запасе.
Павел Соломатин, InterMedia
Стивен Грэм и Эрин Доэрти пытаются понять своего сына в трейлере «Подростка»

Трейлер мини-сериала «Подросток» (Adolescence) представил 24 февраля 2025 года Netflix. Главные роли в 4-серийной драме исполнили Стивен Грэм, Эрин Доэрти, Оуэн Купер, Эшли Уолтерс, Фэй Марсей, Кристина Тремарко, Марк Стэнли, Джо Хартли и др.
Сюжет сериала разворачивается вокруг семьи 13-летнего подростка Джейми Миллера (Купер), неожиданно арестованного за убийство сверстницы. На поиски ответов отправляются следователь и психолог, им предстоит окунуться в жесткий мир средней школы, полный агрессии и насилия.
Режиссером проекта выступил Фил Барантини («Точка кипения»), сценарий написали Стивен Грэм и Джек Торн («Темные начала», «Энола Холмс»). Для создания сериала было решено использовать технику непрерывной съемки одним кадром.
- Когда камера не скачет с места на место, действие выглядит значительно более правдоподобно и без прикрас, - заявил Торн в интервью Deadline. - Нельзя отвести взгляд, и именно это позволяет рассказать более сложную историю, чем если бы мы просто окунулись в криминальную историю. Рассказать о насилии с применением ножей можно по-разному, и мы хотели больше поразмышлять о наших отношениях с яростью и других темах, которые непросто обсуждать.
Премьера «Подростка» состоится на Netflix 13 марта.
Объявлены победители 16-й национальной премии «Большая цифра»

Торжественная церемония награждения победителей национальной премии в области многоканального цифрового телевидения «Большая цифра» состоялась 25 февраля 2025 года в рамках форума CSTB.Pro.Media. Победителями премии в разных номинациях стали федеральные телекомпании, нишевые тематические каналы и мультимедийные онлайн-платформы, получившие высокие оценки авторитетного жюри, а также симпатии зрителей.
Премия «Большая Цифра», которая проходила в этом году в 16-й раз, традиционно собрала вместе ключевых игроков и экспертов в сфере телевидения и телекоммуникаций. Всего в оргкомитет премии поступило 226 заявок на участие в 33 номинациях. Конкурсанты представили на суд жюри проекты в области инновационных технологий, видеоконтента для ТВ и цифрового вещания, а также оригинальные шоу, фильмы и сериалы собственного производства, вышедшие на экраны в 2024 году.
Наравне с профессиональным жюри, в состав которого вошли ведущие эксперты в области телерадиовещания, известные журналисты, общественные деятели, крупнейшие представители медиаиндустрии, номинантов оценивали и телезрители. На сайте премии проходило открытое зрительское голосование, в котором приняли участие 134 397 человек.
Победители Национальной премии «Большая цифра» – 2025
В категории «Инновационные технологии» по оценке жюри лучшими стали:
- Wink – за Лучшее инновационное решение для ОТТ-вещания телеканалов и VOD;
- Getshop.TV –за Лучшее инновационное решение для ОТТ-вещания телеканалов и VOD;
- Okko признан Лучшим онлайн-кинотеатром;
- «Кинопоиск» стал Лучшим онлайн-кинотеатром по мнению зрителей.
В категории «ТВ и видеоконтент» подкатегории «Телеканалы»:
По мнению жюри победили:
- Документально-познавательный телеканал: «Живая планета»;
- Музыкальный телеканал: «Жара TV», Classic Music;
- Спортивный телеканал: «Удар»;
- Детский телеканал 0+: «Мульт»;
- Детский телеканал 6+: «Мультиландия», «CTC Kids»;
- Развлекательный телеканал: «Лапки Live»;
- Хобби и увлечения: «Рыболов»;
- Новости и бизнес: «Москва 24»;
- Фильмовой телеканал: НСТ;
- Телеканал сериалов: FAN.
Приз зрительских симпатий получили:
- Документально-познавательный телеканал: «Неизвестная Россия»;
- Музыкальный телеканал: «Музыка Первого»;
- Спортивный телеканал: «Матч Премьер»;
- Детский телеканал 0+: «Мульт»;
- Детский телеканал 6+: «Киномульт»;
- Развлекательный телеканал: «Ю»;
- Хобби и развлечения «Бобёр»;
- Новости и бизнес «Мир 24»;
- Фильмовой телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция»;
- Телеканал сериалов «Киносерия».
В категории «ТВ и видеоконтент» подкатегории «Телепрограммы» победили:
- Документально-познавательная телепрограмма: «Это Москва. Дома, в которых мы живем» - «Москва 24»;
- Документально-познавательная телепрограмма: «[Не] Фантастика» - «Мир 24»;
- Музыкальная телепрограмма: «Музыкальная интуиция» сезон 4 – ТНТ;
- Музыкальная телепрограмма: «Это подкаст. Музыка» – «Ля-минор. Мой Музыкальный»;
- Телепрограмма о спорте и здоровом образе жизни: «Титаны» - ТНТ;
- Телепрограмма о спорте и здоровом образе жизни: «Катлетика» - Телеканал 2Х2;
- Программа для детей и юношества: «Развлечёба» с переводом на РЖЯ – «СТС Kids»;
- Развлекательная телепрограмма: «Будни роддома» - Ю;
- Развлекательная телепрограмма: «Большие девочки» - «Пятница»;
- Программа о хобби и увлечениях: «Долголетие Шоу» - «Москва 24»;
- Программа о кулинарии: «Битва шефов» - «Пятница»;
- Программа о кулинарии: «Покажи мне Азию» - «Ключ»;
- Программа о путешествиях и туризме: «Погнали» - «Пятница»;
- Программа о путешествиях и туризме: «А дома лучше» - «Моя планета»;
- Тревел-шоу: «Затерянная в Азии» - «Моя планета»;
- Тревел-шоу: «Повара на колесах» - Первый канал/«Красный квадрат».
В категории «Оригинальные сериалы собственного производства»:
По мнению жюри победили:
- Документальный сериал «На крючке: когда звонит мошенник» - Окко;
- Документальный сериал «Русский музей: увидеть невидимое» - «365 дней ТВ»;
- Драмы/мелодрамы «Первый номер» - Kion;
- Детективы/триллеры «Трасса» - Окко;
- Комедии/ситкомы «Мамонты» - Окко;
- NEW-2025! Фэнтези «13 Клиническая. Начало» -IVI.
По мнению зрителей победили:
- Документальный сериал «Хит» -Wink;
- Документальный сериал «Мосфильм. Золотой век» - «Мосфильм. Золотая коллекция»;
- Драмы/мелодрамы «Бедные смеются, богатые плачут» - ТНТ;
- Детективы/триллеры «Плевако» - Premier;
- Комедии/ситкомы «Новые Жуки» - ТНТ;
- NEW-2025! Фэнтези «13 Клиническая. Начало» -IVI.
В категории «Оригинальные шоу собственного производства»:
Лидерами по оценке жюри стали:
- Музыкальное шоу «Царица» - «Пятница»;
- Развлекательное шоу «Маска» 5 сезон – НТВ;
- Кулинарное шоу «Битва шефов» - «Пятница»;
Приз зрительских симпатий завоевали:
- Музыкальное шоу «Конфетка» сезон 2 – ТНТ;
- Развлекательное шоу «Шоу Воли» - ТНТ;
- Кулинарное шоу «Адский шеф» - «Пятница».
В категории «Оригинальные фильмы собственного производства»:
По мнению жюри победили:
- Документальный фильм «Алексей Балабанов. Послесловие...» – Первый канал/ «Красный квадрат»;
- Документальный фильм «Прикаz на вылет» – 360.RU;
- Художественный фильм «Майор Гром: Игра» - «Кинопоиск»;
- NEW-2025! Фильм-сказка «Король и Шут: Сказка о Горшке и Князе» - «Кинопоиск».
Лучшими по итогам зрительского голосования стали:
- Документальный фильм «Арбенина» - Kion;
- Документальный фильм «Исторический Парад Победы» - «Победа»;
- Художественный фильм «Майор Гром: Игра» - «Кинопоиск»;
- NEW-2025! Фильм-сказка «Король и Шут: Сказка о Горшке и Князе» - «Кинопоиск».
Специальными призами премии «Большая цифра» в 2025 году были отмечены:
- Музыкальный телеканал:«20 лет продвижения и поддержки российской музыки и культуры» - Russian MusicBox;
- Программа для детей и юношества: «Футбол – шоу» - «Карусель».
Премия прошла при генеральной поддержке «Медиа-Коммуникационного Союза». Главный партнер премии – АО «Первый канал. Всемирная сеть». Стратегический партнер – «Триколор». Партнер по организации – XOVP. Музыкальный партнер –Russian MusicBox. Партнер – Tassay. Стратегический информационный партнер – «Кабельщик». Информационные партнеры: «Известия», «Останкино», АПКиТ, «Бюллетень кинопрокатчика», «Профи Синема», «КиноРепортер», «ИнтерМедиа», «Вокруг ТВ», телеканалы «Мир 24» и «360 ТВ».
Николь Кидман подозревает, что ее жизнь не идеальна, в трейлере «Холланда»

Первый трейлер фильма «Холланд» (Holland) обнародовал 25 февраля 2025 года видеосервис Amazon Prime Video. Главные роли в триллере режиссера Мими Кейв («Свежатинка») исполнили Николь Кидман, Гаэль Гарсиа Берналь, Мэттью Макфэдиен, Джуд Хилл, Джефф Поуп, Рэйчел Сэннот и другие.
По сюжету Нэнси Вандергрут (Кидман) живет вместе с мужем (Берналь) и сыном (Хилл) в городе Холланд, штат Мичиган. Ее жизнь кажется ей идельной до тех пора, пока она не начинает подозревать своего супруга в измене. Чем глубже она копает, тем больше понимает, что правда может быть еще более мрачной, чем она могла себе представить. Премьера фильма состоится в начале марта на кинофестивале SXSW, а 27 марта его покажет Prime Video.