Рецензия на фильм «Синонимы»: Можно ли стать французом, не перестав быть собой?
Оценка: 9 из 10
Режиссер: Надав Лапид. В ролях: Том Мерсье, Кантен Дольмер, Луиз Шевильот. В широкий прокат фильм выходит в России 25 апреля 2019 года.
Израильтянин Йоав убегает со своей родины во Францию. В первый день в Париже он заселяется в чужую брошенную квартиру, где у него крадут все вещи. Он ищет помощи и чуть не умирает от переохлаждения, но его спасает богемная парочка, живущая рядом: Эмиль мнит себя писателем, но почти не пишет, а Каролина – гобоистка в местном оркестре. Новые друзья дают Йоаву одежду, айфон и пачку денег. С этого момента он начинает свои попытки выдавить из себя израильтянина, чтобы стать французом.
«Синонимы» в этом году удостоились главного приза – «Золотого медведя» – на Берлинском кинофестивале. Фильм, который на первый взгляд кажется ужасно раздражающим, на поверку оказывается глубоким и тонким – каким, собственно, и стоит быть победителю крупного кинофестиваля.
Картина открывается крупным планом спины главного героя, и это своего рода предупреждение. Камера в этом фильме ведет себя совершенно нетипично, ломая все каноны и правила съемки и построения композиции. Она трясется, фиксируется не на главных объектах, а динамичные сцены могут вмиг смениться длинным неподвижным планом. От всего этого вначале возникает дискомфорт, когда, к примеру, хочется увидеть сцену, а показывают только часть тела героя. Но стоит привыкнуть – и становится понятно, сколько эмоций в фильме передается с помощью инструмента, который зритель даже не видит.
Йоав пытается стать своим во Франции. Он отказывается говорить на родном языке и учит французский – по купленному в магазине словарю, выписывая и заучивая синонимы к найденным словам. При этом, как ни парадоксально, чем сильнее он старается, тем больше в нем проступают родные черты, которых он так отчаянно сторонится. Он начинает ненавидеть Францию с ее просвещенными манерами, феминизмом, снисходительным отношением к мигрантам и атеизмом, но все же продолжает ломиться в эту дверь, даже когда она оказывается для него заперта.
Да, перед нами не настоящая Франция и не настоящие французы. Все персонажи в фильме, кроме главного героя, – совершенно не живые люди. Это претенциозные и порой плоские фигуры, словно вышедшие то ли из античных мифов, то ли из литературных шедевров восемнадцатого столетия. Вот Майкл, которого даже в фильме сравнивают с Гектором из Трои, вот Эмиль – «четверть Гюго», вот Каролина, совсем как у Мопассана. Они все не настоящие, но это лишь подчеркивает ту глубокую пропасть, которую Йоав пытается, но никогда не сможет перепрыгнуть. Страх, смятение, уверенность – все эмоции, переживаемые главным героем, удается передать исключительно движением камеры и нестандартной композицией кадра.
При этом «Синонимы» ни слова не говорят о политике, религии или феминизме. Это история о более тонких и глубоких материях – таких, как язык, воспитание, культура и смыслы. Чтобы стать настоящим французом, требуется не только выучить язык и сдать экзамен – требуется значительно изменить себя. Но человеку, выросшему в Израиле – стране, которую главный герой называет одновременно злой, жуткой, плачевной, ограниченной (и еще многими другими эпитетами), – это сделать практически невозможно. Невыносимо тяжело отказаться от своих корней и принести новой стране в жертву то, что делает тебя тобой. Даже если жить в современной европейской стране с ее благами и удобствами хочется куда больше, чем на покинутой родине.
«Синонимы» повествуют вовсе не о проблемах несчастных мигрантов и жестоких, не пускающих их к себе европейцев, равно как он не говорит и о диких мигрантах и мягкосердечных французах. Такая постановка вопроса кажется сама собой разумеющейся. Но все политические проблемы отходят на второй план, когда на первый выходит культура – и неумение из-за соответствующего воспитания и традиций говорить друг с другом на одном языке. Сколько бы синонимов ни было в активном запасе.
Павел Соломатин, InterMedia
Фильм о любви американской студентки и англичанина «P.S. Верю в любовь» выйдет в России в декабре
Трейлер британской мелодрамы «P.S. Верю в любовь» (Surprised by Oxford) представила 28 ноября 2024 года кинокомпания «Кино.Арт.Про». Главные роли в фильме режиссера Райана Уитакера исполнили Роуз Рид и Рори О’Коннор, а также снялись Филлис Логан, Марк Уильямс, Майкл Калкин, Саймон Кэллоу, Лурдес Фаберес, Эмма Наоми, Эд Стоппард и другие. Сценарий основан на автобиографической книге Кэролин Вебер.
- Кэролин Дрейк (Рид) – амбициозная американская студентка, которая получает приглашение (и стипендию) для обучения в Оксфорде и приезжает в Англию, чтобы погрузиться в учебу и получить докторскую степень. Кент Вебер (О’Коннор) — очаровательный английский парень, не похожий ни на кого вокруг, - сообщается в синопсисе. - Поначалу ничего, кроме раздражения и споров, их общение не вызывает. Совершенно разные, они и представить не могли, что созданы друг для друга, и встреча в Оксфорде изменит их жизнь.
В российский прокат фильм выйдет 19 декабря.
Вышел трейлер нового фильма Ника Кассаветиса «Парни с тату. Прямо в сердце»
Локализованный трейлер фильма «Парни с тату. Прямо в сердце» (Marked Man) представила 28 ноября 2024 года кинокомпания «Экспонента». Это новый режиссерский проект Ника Кассаветиса («Дневник памяти», «Другая женщина») по сценарию Шэрон Сакс (кинофраншиза «После»), где главные роли исполнили Сидни Тейлор, Чейз Стоукс, Ханна Кеппл, Александр Людвиг, Натали Элин Линд, Элла Балинска, Пол Йоханссон, Мэттью Ношка и другие.
По сюжету, Шоу Лэндон (Тейлор), тихая студентка меда из хорошей семьи, встречает вспыльчивого татуировщика Рула Арчера (Стоукс). У ребят нет ничего общего, но одна вечеринка заканчивается случайной ночью, которую они оба не могут забыть. Им придется преодолеть немало препятствий, чтобы понять, как такая девушка, как Шоу, и такой парень, как Рул, могут быть вместе и не разрушить свою любовь и друг друга.
В мировой прокат «Парни с тату. Прямо в сердце» выйдет 22 января, в российский - 6 февраля 2025 года.
Евгений Сафронов представит «Пятого битла» на предпремьерном показе
Предпремьерный показ биографического фильма «Пятый битл» режиссера Джо Стефенсона о жизни менеджера группы «Битлз» Брайана Эпстайна пройдет 4 декабря 2024 года в кинотеатре «Москино Салют». Картину представит журналист, эксперт в сфере шоу-бизнеса, главный редактор информационного агентства «ИнтерМедиа» Евгений Сафронов. Показ пройдет на языке оригинала с русскими субтитрами.
9 ноября 1961 года продавец мебели Брайан Эпстайн спустился в клуб в подвале Ливерпуля и так впечатлился увиденным, что решил стать менеджером выступавшей там начинающей и малоизвестной группы Beatles. Брайан решил сделать ливерпульскую четверку популярнее Элвиса Пресли. Несмотря на непростые взаимоотношения в группе, борьбу с собой и скепсис окружающих, «пятый битл» поставил себе невыполнимую задачу — объединить человечество через мир, любовь и поп-музыку — и создал мировой феномен.
Розыгрыш 3 пар билетов на предпремьерный показ – по ссылке.
Начало в 19.30.