Рецензия: плейлист «Русский хип-хоп 90-х»
2019, Яндекс.Музыка
Оценка: 7 из 10
Русский хип-хоп 90-х - весьма интересное явление природы, и очень хорошо, что появился плейлист, иллюстрирующий первые шаги жанра, за успех которого в России тогда никто не дал бы и ломаного цента. «Перворэперы» были шумны, наглы, амбициозны - и крайне малочисленны. Термины «шумны, наглы и амбициозны» вполне применимы и к нынешнему поколению хип-хоп-музыкантов - с той лишь разницей, что в 90-е их крики и мнения можно было игнорировать. Рэперы в этой неритмичной стране воспринимались как курьёз, а споры между представителями разных течений относительно того, кто «первый на трассе», - как бои местного значения. Геополитический гимн «Война», записанный мощной командой тогдашних звёзд, вместо активного обсуждения вызвал разве что пожимание плечами.
Представленный плейлист довольно точно воссоздает атмосферу разброда и шатаний, смешивая в одной звуковой дорожке Богдана Титомира и Дельфина, Михея и «Кирпичей», Влада Валова и «Касту». Не все из перечисленных даже считали свою музыку хип-хопом - но так уж получается, что разговор о странном, бардачном и почти обходящемся без мата русском рэпе 90-х без них обойтись не может.
Главным энтузиастом и пропагандистом русскоязычного хип-хопа тогда был Влад «Шефф» Валов, который просит называть себя основоположником жанра. На сборнике есть несколько вещей его разных проектов, позволяющие понять, почему, собственно, с теоретически подкованным Владом не соглашаются другие основоположники. Дело в том, что песенный вклад Шеффа в отечественную поп-культуру оказался не столь весомым. Всё наследие его группировки Bad Balance уступает единственной песне «Сука-любовь» одного из участников Bad Balance - Михея. «Сука-любовь», правда, совсем не рэп, но она помогла жанру, показав аудитории, что рэперы могут создавать мелодичные хиты.
Не был рэпером и Богдан Титомир - он был поп-артистом, использующим модные формы речитативные и танцевальные: «Делай как я» осталась в истории как пример и хита 90-х, и курьёза одновременно. Тогда рэперы не стеснялись быть несерьёзными и смеяться над собой. Что не было понято публикой, привыкшей к серьёзным текстам рокеров и подходу поп-артистов, сознательно стремившихся своими песнями заработать серьёзные деньги. Поэтому и «Термоядерный джем» с песней о путанице между рэперами и рапиристами не пробился в звёзды, и Мистера Малого с его «Буду пагибать малодым» ругали почём зря. А сейчас переслушиваешь - ну смешная же штуковина, весёлая.
Вряд ли относили себя к рэпу петербургские рокеры «Кирпичи», чей лидер Вася Васин придумал читать ироничный речитатив. Дельфин начитывал свои тексты, поскольку петь не умел, а музыкальное обрамление черпал из инди, электроники и альтернативы. Но тоже, получается, внёс важный вклад в формирование того жанра, который через полтора десятка лет станет чуть ли не самым популярным в стране. А вот группа «Каста» в начале нулевых заставила автора этих строк поверить в то, что русский рэп - это серьёзно и важно. Но в 90-е ростовчане только копили силы - и сборник это, как и многое другие успехи и неудачи, бесстрастно фиксирует.
Алексей Мажаев, InterMedia
«ЧайФ» подарил Екатеринбургу на Новый год «Не забывай, наш город, нас»
Группа «ЧайФ» представила клип на новую песню «Не забывай, наш город, нас» 26 декабря 2024 года. Музыканты задумали ролик как новогодний подарок родному Екатеринбургу.
- Лиричная, без лишнего пафоса, простая и легко запоминающаяся "Не забывай, наш город, нас" – это благодарность городу от имени поколения, к которому относятся музыканты группы «ЧайФ», за прекрасное время, проведённое с прекрасными людьми. С теми людьми, кто формировал современный Свердловск-Екатеринбург, его культурный, промышленный, социальный, политический фон с середины ХХ по первое десятилетие ХХI веков, - говорится в пресс-релизе.
Режиссёр ролика Олег Ракович заявил, что такой клип могли снять только урожденные свердловчане и убежденные екатеринбуржцы.
- Каждая подворотня, каждая скамейка или постройка в центре города – это наши детские радости и шалости, романтика юношеских похождений, либо семейных прогулок. Мы выросли с этим городом и счастливы оставить в нём какой-то свой след, звучание настроения и порывов, - говорит он.
Прокомментировал видео и лидер «ЧайФа» Владимир Шахрин:
- Я вообще всегда за то, что нужно чаще говорить спасибо тем людям, кто заслужил это, признаваться им в любви, пока они живы, пока они здесь. И так же как людям мы говорим спасибо нашему городу и признаёмся ему в любви.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, премьера сингла группы «ЧайФ» «Мотя и Лука» состоялась 29 ноября 2024 года.
«ДДТ» показали клип «Прощался»
Премьера клипа «Прощался» группы «ДДТ» состоялась 26 декабря 2024 года. Режиссером ролика выступил Михаил Сегал, а съемки проходили на там самом концерте в Амстердаме 9 декабря, где состоялась премьера песни. По сюжету видео, русского оператора, живущего в Нидерландах (его сыграл актер Всеволод Прохоров), просят поснимать на концерте «русской группы». После выступления «ДДТ» он эмоционально опустошенный едет домой на метро.
- С Наступающим! Всем Добра и Мира! - написал в комментарии к клипу лидер коллектива Юрий Шевчук.
«Ленинград» встретит Новый год на «Нашем радио»
Сергей Шнуров c группой «Ленинград выступят в эфире «Нашего радио» с праздничным концертом в ночь на 1 января 2025 года. Шоу начнется сразу после боя курантов.
- Вас ждут классические хиты «Ленинграда», лайв-премьера альбома «Синяя Богиня» и море позитива. Вести наше откровенно-танцевальное реалити-шоу «Начинаем отмечать с группировкой "Ленинград"!» будут ведущие утреннего шоу «Подъемники» Александр Бон, Яна Лукьянова и Игорь Паньков, - сообщили в пресс-службе радиостанции.
Видеоверсия выступления будет транслироваться на всех ресурсах «Нашего радио».