Рецензия: документальный фильм «Битва за украинскую музыку: между зрадой и перемогой»
2019, YouTube/журнал «Слух»
Оценка: 8 из 10.
До 2014 года шоу-бизнес у России и Украины был практически общим: украинские группы колесили по бескрайним просторам, а российские звёзды снимали в Киеве клипы, пользуясь недорогим, но качественным продакшном. А о том, сколько новых украинских артистов с интересными музыкальными идеями пришли тогда на российский рынок, можно написать увесистое исследование, но это как-нибудь в другой раз.
Что изменилось? Если смотреть на ситуацию из России, может показаться, что украинцы перестали к нам ездить и варятся там в собственном соку. Правда, в противоречие с этим поверхностным взглядом вступает простое перечисление имён: Светлана Лобода, Ани Лорак, Kazka... Первые две - украинские певицы, ставшие за последние годы российскими звёздами первой величины, а Kazka - проект, никогда не выступавший в России, но покоривший её первой же песней (причём украиноязычной). Таким образом, никакого железного занавеса между соседними странами нет, культурные контакты продолжаются, иногда даже стихийно и вопреки желанию политиков. Для тех, кто хочет разобраться, как обстоят дела в современном украинском шоу-бизнесе на самом деле, очень полезным будет этот фильм.
О прошлом и настоящем украинской музыки в ленте рассуждают Иван Дорн (на фото), Алексей «Потап» Потапенко, Ирина Горовая, Юрий Никитин (продюсер «Казки»), Ната Жижченко (Onuka) и другие музыканты, саунд-продюсеры, медиа-менеджеры. Вопреки немного провокационному названию («битва», «зрада», «перемога»), лента выдержана в очень трезвом и спокойном тоне, который резко контрастирует с истеричным настроем участников политических ток-шоу, живописующих украинские ужасы на российских телеканалах. Участники «Битвы за украинскую музыку» ни с кем не бьются, а компетентно рассказывают о положении вещей, причём большинство изъясняется на русском языке.
Этот взгляд изнутри чрезвычайно интересен. На Украине искренне любили российскую попсу и не задумывались о каком-то самостийном шоу-бизнесе, но с начала XXI века там начал формироваться (в том числе и под влиянием «оранжевой революции») запрос на национальную музыку и собственных героев. После 2014 года на радио были введены языковые квоты; участники рынка относятся к ним неоднозначно и считают эти меры во многом искусственными. Украинский концертный бизнес, по мнению спикеров, бурно развивается, но ему мешает экономическая ситуация: выбор, на какой концерт пойти, у зрителя всё время увеличивается, а денег больше не становится.
Что касается гастролей в России (и гастролей российских артистов по Украине), деятели шоу-бизнеса в фильме отметили отсутствие законодательного регулирования. Въезд в Украину запрещён российским музыкантам, выступавшим в Крыму. Всё остальное не запрещено. Те, кто продолжает работать в России, иногда сталкиваются с моральным осуждением активистов, поэтому участники рынка хотели бы получить более чёткие правила: если выступать нельзя, значит, нельзя. Но если запрета нет, тогда избавьте артистов от обструкций и угроз срывать концерты со стороны националистов.
Участники фильма также рассуждают о состоянии украинского музыкального телевидения и музыкальной журналистики, сойдясь на том, что эти отрасли пока что находятся в стадии формирования. Не хватает честных музыкальных премий и хороших концертных залов, а также не помешали бы налоговые льготы и наведение порядка в сфере ОКУП. Занятно, что практически все спикеры единодушны в высокой оценке качества украинской музыки. По их мнению, сам продукт отличный (пожалуй, кроме местного рэпа), есть только некоторые сложности с его продвижением и продажей. Эта мысль может показаться немного наивной - но, когда мысленно возвращаешься к списку суперзвёзд украинского происхождения (Лобода, Лорак, «Потап и Настя», Ёлка, Монатик, Барских...), начинаешь верить, что там и с продвижением всё в порядке.
Алексей Мажаев, InterMedia
Bearwolf и «Иванушки Internationl» обновили «Билетик в кино»
Группа «Иванушки International» исполнили вместе с певицей Bearwolf новую версию песни «Билетик в кино». Тизер композиции был представлен 23 декабря 2024 года. Она появится в ролике «Кинопоиска» в поддержку новогоднего кинопроката и будет демонстрироваться перед киносеансами в более чем 300 кинозалах в 18 городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Новосибирске, Волгограде, Уфе, Челябинске, Омске и других.
В январе 2025 года одному из главных хитов «Иванушек International» исполнится 21 год, и свой день рождения песня встретит с новым звучанием. Как и в оригинальном клипе, который в 2003 году снял режиссер Фёдор Бондарчук, местом действия ролика стал кинозал, где смотрят фильм участники группы «Иванушки International». К ним присоединяется Bearwolf, пришедшая на сеанс.
Певица Bearwolf (настоящие имя Валерия Василевская) стала фрешменом года по версии Яндекс Музыки. В мае этого года артистка выпустила трек «Godzilla», а в августе её новый хит «Один в поле воин» стал вирусным в соцсетях.
В этом году «Кинопоиск» начал поддерживать кинотеатры и фильмы, выходящие в прокат. Поддержку получил уже три премьеры - «Руки Вверх!», «Анора», «Огниво», суммарная касса которых фильмов превысила 2,3 миллиарда рублей. Следующим станет «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича», стартующий в прокате 1 января.
«All I Want for Christmas Is You», «Last Christmas» и «Santa Tell Me» стали главными рождественскими хитами
Список самых популярных рождественских песен обнародовал музыкальный сервис Spotify. В топ-5 новогодних хитов всех времен вошли «All I Want for Christmas Is You» Мэрайи Кери, «Last Christmas» Wham!, «Santa Tell Me» Арианы Гранде, «Rockin’ Around the Christmas Tree» Бренды Ли и «It’s Beginning to Look a Lot Like Christmas» Майкла Бубле.
Сервис представил также список популярных песен разных десятилетий, начиная с середины XX века. В 1950-е главной рождественской композицией была «Jingle Bell Rock» Бобби Хелмса, в 1960-е - «Rockin’ Around the Christmas Tree» Бренды Ли, в 1970-е - «Wonderful Christmastime» Пола Маккартни, в 1980-е - «Last Christmas» Wham!, в 1990-е - «All I Want for Christmas Is You» Мэрайи Кэри, в 2000-е - «My Only Wish (This Year)» Бритни Спирс, а последние два десятилетия «королевой Рождества» можно назвать Ариану Гранде: в 2010-е на вершине популярности была ее сольная вещь «Santa Tell Me», а в 2020-е – дуэт в Келли Кларксон «Santa, Can’t You Hear Me».
В список самых скачиваемых рождественских мелодий уходящего года, помимо «All I Want for Christmas Is You», «Last Christmas», «Rockin’ Around the Christmas Tree» и «Santa Tell Me», вошла также композиция Сии «Snowman».
Григорий Лепс раскритиковал псевдоним Shaman
Григорий Лепс признался, что он не в восторге от псевдонима своего друга – певца Shaman (Ярослав Дронов). Не по нутру исполнителю «Рюмки водки на столе» и стиль одежды младшего коллеги. Тем не менее Григорий Лепс у друга хотел бы и кое-что позаимствовать.
- С удовольствием взял бы у него кусочек молодости, но, к сожалению, биологические часы обмануть не могу, поэтому вряд ли, - заявил «Звездачу» Григорий Лепс.
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее Кети Топурия призналась, что ее не вдохновляет творчество певца Shaman.