Dava и Мари Краймбрери поженилисьСкончалась композитор София ГубайдулинаАни Лорак вышла замуж на МальдивахЕлена Блиновская отправится в колонию на пять лет«Анора» с Юрой Борисовым стала триумфатором «Оскара»Леонид Агутин и Татьяна Куртукова стали победителями премии «Виктория»Музыка для Масленицы: «Курские песни 2.0» перезапустили тренд на Slavic CoreАктер Джин Хэкмен и его жена умерли в один деньПремьер Большого театра Денис Родькин сыграет свадьбу с Элеонорой СевенардAmazon получит контроль над кинофраншизой о Джеймсе Бонде после ухода ее продюсеров«Бруталист» и «Конклав» стали триумфаторами премии BAFTAУмер актер Олег СтриженовЖизель Бундхен стала трижды мамойBlack Sabbath воссоединятся ради прощального концерта Оззи ОсборнаМари Краймбрери ждет ребенка от ДавыБейонсе и Кендрик Ламар стали триумфаторами «Грэмми»Постмодернистский шансон: автор «Колымы» представил альбом про нейросети и Илона МаскаЛили Коллинз стала мамой«Воздух» и «Любовь Советского Союза» получили «Золотых орлов»Умерла икона 1960-х Марианна Фэйтфул
Dava и Мари Краймбрери поженилисьСкончалась композитор София ГубайдулинаАни Лорак вышла замуж на МальдивахЕлена Блиновская отправится в колонию на пять лет«Анора» с Юрой Борисовым стала триумфатором «Оскара»Леонид Агутин и Татьяна Куртукова стали победителями премии «Виктория»Музыка для Масленицы: «Курские песни 2.0» перезапустили тренд на Slavic CoreАктер Джин Хэкмен и его жена умерли в один деньПремьер Большого театра Денис Родькин сыграет свадьбу с Элеонорой СевенардAmazon получит контроль над кинофраншизой о Джеймсе Бонде после ухода ее продюсеров«Бруталист» и «Конклав» стали триумфаторами премии BAFTAУмер актер Олег СтриженовЖизель Бундхен стала трижды мамойBlack Sabbath воссоединятся ради прощального концерта Оззи ОсборнаМари Краймбрери ждет ребенка от ДавыБейонсе и Кендрик Ламар стали триумфаторами «Грэмми»Постмодернистский шансон: автор «Колымы» представил альбом про нейросети и Илона МаскаЛили Коллинз стала мамой«Воздух» и «Любовь Советского Союза» получили «Золотых орлов»Умерла икона 1960-х Марианна Фэйтфул

Рецензия на фильм «Отец Ночь»: О нормальном выборе в ненормальной ситуации

Оценка: 7 из 10

Режиссер: Давис Симанис мл. В ролях: Артурс Скрастыньш, Илзе Блауберга, Матисс Киплук, Михаил Карасиков, Милена Гулбе. Премьера фильма состоялась на ММКФ 20 апреля 2019 года в рамках программы основного конкурса.

Жанис Липке был самым заурядным рабочим, но когда в Латвию пришли немцы, он не смог остаться в стороне. Днем он работал на складах, а ночью – перевозил контрабанду и спасал евреев. На глазах у нацистов Жанис умудрился вывести из страны более пятидесяти человек, которых укрывал в оборудованном убежище в собственном доме.

Биография реального Жаниса Липке была еще более незаурядной, чем показали в фильме. Так, до начала войны он записался в полк Латышских красных стрелков и, по слухам, был в охране Владимира Ленина. Но, несомненно, вечную славу ему принесло именно спасение полсотни человек, за которое он был удостоен звания Праведника народов мира.

Как ни странно, тема холокоста в кинематографе до сих пор не до конца раскрыта. Из самых значимых и крупных фильмов на ум приходят оскароносные «Список Шиндлера» Спилберга и «Пианист» Романа Полански, а из последних – «Сын Саула», «Рай» Андрея Кончаловского и «Жена смотрителя зоопарка». Конечно, в реальности таких картин было куда больше, но многие из них так и остались нишевыми продуктами независимого кинопроизводства, доступными лишь на фестивалях и в ограниченном прокате.

«Отец Ночь» – как раз один из таких фильмов. Съемки велись в Латвии – стране, пережившей и гетто, и массовые убийства евреев. Производственный бюджет картины был небольшим. С точки зрения рядового зрителя она заметно уступает голливудским и европейским драмам на эту тему. Она не снята в захватывающей манере и не блещет необычными режиссерскими и операторскими решениями. Ее сила – совсем в другом.

Из небольшого бюджета авторы выжали все, что можно. То, мы видим в картине – очень подлинное, очень искреннее описание борьбы за человеческие жизни в захваченной стране, со всеми теми ужасами, что там творились. И эти ужасы, конечно, по-настоящему пугают.

Наиболее интересен непосредственно образ Жаниса Липке. Как правило, в драмах, затрагивающих темы войны, холокоста и преступлений нацистов, главный герой – эдакий моральный стержень, превозмогающий трудности для благого дела. Жанис не такой, он далеко не сразу хочет вмешиваться в ситуацию, рисковать своей жизнью и жизнями членов семьи ради других людей, в начале он даже открытым текстом отказывается помочь своему другу-еврею. Он претерпевает эволюцию уже в ходе фильма, и в конечном счете уходит от нейтралитета. При этом фильм не героизирует его поступок так, как это делается в «Списке Шиндлера» или «Жене смотрителя зоопарка». Наоборот, Жанис показан предельно обычным человеком, делающим единственно нормальный выбор в сложившейся ситуации.

Такую мораль нечасто можно увидеть в кино, потому что она совсем не киногенична, но все же она очень точна. Рисковать не ради того, чтобы сделать нечто героическое, а из простого чувства, что так будет правильно – это и есть самый сильный гуманистический порыв.

Павел Соломатин, InterMedia

β 16+
Данный сайт использует файлы cookies Понятно