«Мстители» и российский Вин Дизель, или немного о том, почему прошедший уикенд не побил исторический рекорд в кинопрокате
Блокбастер «Мстители: Финал» в минувший уикенд обошел по сборам отечественную военную драму «Т-34», собрав 2,379 млрд рублей в прокате. Таким образом, фильм стал лидером по сборам в 2019 году. Поскольку большая часть премьер до конца декабря уже известна, можно с большой долей уверенности предположить, что «Мстители» так и останутся номером один. Среди предстоящих премьер, несомненно, будут и успешные, но столь феноменальных по сборам и культурной значимости (шутка ли – это итог франшизы, которая тянулась 11 лет и состояла более чем из двух десятков фильмов!?) в ближайшее время мы не встретим совершенно точно.
Выход фильма в очередной раз омрачился скандалом с переносом дат. Вместо того, чтобы стартовать в четверг, как и положено, чтобы основная аудитория смогла сходить в кинотеатр в пятницу и выходные, «Мстители» получили прокатное удостоверение только на понедельник. При этом многие кинотеатры пошли на вполне законную хитрость, устроив сеансы сразу после полуночи, т.е. в ночь с воскресенья. Технически фильм вышел 29 апреля, но преданные поклонники киновселенной благодаря этому смогли посмотреть долгожданный финал все-таки до начала рабочих будней.
История с переносом дат иностранных релизов началась в 2015 году, когда Министерство культуры РФ вежливо попросило российский офис Disney перенести одну из предыдущих частей «Мстителей» – «Эру Альтрона» – в связи с выходом отечественного фильма «А зори здесь тихие...». Это решение не было скандальным и даже наоборот, казалось весьма рациональным. Так, Антон Малышев, бывший в то время исполнительным директором Фонда кино, в своем интервью журналу «Сеанс» в 2016 году объяснил его вполне здраво. Отечественный фильм по итогам проката тогда собрал более 250 млн рублей, но выйди он одновременно с «Мстителями» – не добрался бы и до 100 млн.
С тех пор изменились и ситуация, и «Мстители». Министерство культуры РФ в феврале 2016 года поменяло правила выдачи прокатных удостоверений – документа, без которого показ фильмов в России невозможен (Постановление Правительства РФ от 27.02.2016 № 143). В частности, теперь в прокатном удостоверении закреплена дата начала проката. С ней ведомство получило возможность влиять на выход фильмов, что повлекло за собой множество неприятных для отрасли скандалов с обвинениями ряда продюсеров в том, что они лоббируют личные интересы, игнорируя интересы отрасли.
Первый скандал разразился в 2017 году, когда в прокат выходили «Время первых» и «Форсаж 8» – тогда ситуацию удалось разрулить культурно, а стороны смогли договориться. Совсем неприятная история случилась в марте 2019 года, когда из-за переноса «Королевского корги» многие кинотеатры и вовсе отказались прокатывать русско-чешский мультфильм «Гурвинек. Волшебная игра».
Для наглядности приведем несколько примеров с самыми крупными скандалами:
Фильм, ставший причиной скандала | Фильм, который перенесли или собирались перенести | |
Время первых | Форсаж 8 | |
Сборы в первый уикенд, руб. | 145 594 657 | 703 573 389 |
Итоговые сборы, руб. | 545 081 365 | 1 431 557 219 |
Движение вверх | Приключения Паддингтона 2 | |
Сборы в первый уикенд, руб. | 110 137 116 | 76 718 201 |
Итоговые сборы, руб. | 2 943 462 440 | 356 061 708 |
Движение вверх | Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти | |
Сборы в первый уикенд, руб. | 110 137 116 | 223 945 400 |
Итоговые сборы, руб. | 2 943 462 440 | 473 914 546 |
Садко | Распрекрасный принц | |
Сборы в первый уикенд, руб. | 29 700 448 | 15 087 909 |
Итоговые сборы, руб. | 67 271 499 | 38 432 582 |
Гурвинек ⚹ | Королевский корги ⚹ | |
Сборы в первый уикенд, руб. | 15 789 144 | 72 505 985 |
Итоговые сборы, руб. | 29 994 909 | 187 289 967 |
Миллиард ⚹ | Мстители: Финал ⚹ | |
Сборы в первый уикенд, руб. | 168 366 219 | 830 837 587 |
Итоговые сборы, руб. | 401 398 001 | 2 378 514 130 |
⚹ – фильмы, отмеченные звездочкой, еще идут в прокате, их итоговые сборы будут отличаться от тех, что приведены в таблице
Уже на основе такой небольшой выборки сразу бросается в глаза довольно банальный вывод. Существуют отечественные фильмы, собравшие хорошую кассу, и их сборам явно помогли переносы дат релизов конкурентов (к примеру, феноменальные результаты «Движения вверх»). Однако есть и те, кому манипуляции с конкурентами вообще никак не помогли (к примеру, «Гурвинеку» и «Садко»). Но даже среди тех картин, которые не смогли обойти конкурентов, есть те, что получили по итогам проката весьма приличную кассу.
В этом смысле особенно интересна ситуация с последними «Мстителями» и отечественным «Миллиардом». Судя по промо-кампании, от российского фильма ожидали не самых плохих сборов. Но уже с первых отзывов стало понятно, что миллиард «Миллиард» не соберет никак. Картину одинаково ругали все: региональная пресса и федеральная, специализированные издания по кино и развлекательные порталы, критики из Москвы и из провинции с самым разным опытом и взглядами: «Фильм.ру», «Канобу», «Амурская правда», «Киноафиша», «Кинокадр», телеграм-канал «НеВротик» и многие другие. Сейчас, согласно данным портала-агрегатора рецензий «Критиканство», «Миллиард» занимает второе место среди худших релизов 2019 года, разделяя эту строчку с американской комедией «Холмс и Ватсон». Ни один из фильмов, претендовавших на крупные сборы, такого шквала негативных отзывов в свой адрес не получал.
В первый уикенд фильм собрал 168 млн рублей – не феноменально, но на уровне «Времени первых». Ко второму уикенду он сократил кассу на 53% – и это тоже нормальная динамика для любого фильма качеством выше среднего. К третьему уикенду – когда в прокат уже вышел блокбастер «Мстители» – количество сборов сократилось всего на 26%. То есть в тот момент, когда в кинотеатрах появился главный блокбастер года (если не десятилетия!), сарафанное радио по «Миллиарду», критикуемому со всех сторон, стало активным до такой степени, что его касса просела совсем незначительно.
Конечно, для полноты картины, описывающей события уикенда со 2 по 5 мая, важно отметить, что перенос даты выхода «Мстителей» на понедельник действительно помог «Миллиарду». Огромное количество зрителей сходило на фильм в ночь с воскресенья (за весь понедельник фильм собрал 433 млн рублей, а посетило его 1,5 млн человек). В результате к выходным многие вновь решили вернуться в кинотеатры. Кто-то пошел на картину Disney повторно, кто-то – решил посмотреть что-то новое. Благодаря этому хорошие результаты в конце уикенда показали и «Миллиард», и историческая драма «Игры разумов», и отечественный мультфильм «Большое путешествие». Однако назвать этот итог результатом действий Министерства культуры было бы не совсем честно. Все было организовано так, чтобы создать максимальные неудобства заинтересованным зрителям, ведь им пришлось смотреть трехчасовое кино в ночь на первый рабочий день новой недели, когда выспаться и пойти на работу свежим было бы куда полезнее. Позитивный результат появился, скорее, вопреки действиям регулятора.
При этом уместно предположить, что основная причина такой хорошей динамики «Миллиарда» – это именно удачно включившееся сарафанное радио. Заработало оно не сразу, потому что основная аудитория фильма достаточно возрастная и инертная. Она была такой с самого начала – как показал опрос, проведенный Фондом кино, в премьерный уикенд средний возраст зрителей составил 34 года. Это совсем не то, что принято называть «ядром» киноаудитории (зрители 18–24 лет, посещающие кинотеатры 1–2 раза в месяц и чаще). Такая публика ходит в кино нечасто, но делает это очень избирательно – именно она помогла в свое время сделать кассу «Экипажу» и «Времени первых».
Основная причина походов в кино на «Миллиард» (и это, кстати, также подтверждает опрос Фонда кино) – устойчивая зрительская любовь к Владимиру Машкову со времен сериалов «Идиот» и «Ликвидация». Машков в России – это не столько актер, сколько бренд, и особенно сильно он влияет на аудиторию старшего возраста. Качество самого фильма для такой аудитории играет второстепенную роль. Пожалуй, столь же сильным можно назвать только бренд Вина Дизеля – порой самые критикуемые и неудачные фильмы с его участием оказываются в российском прокате успешнее, чем у него на родине (например, так было с боевиками «Последний охотник на ведьм» и «Три Икса: Мировое господство»).
Выходит, что с самого начала «Миллиард» создавался из расчета на непритязательных зрителей, редко посещающих кинотеатры, у которых единственной причиной просмотра фильма будет желание увидеть Владимира Машкова. Судя по однозначно негативным отзывам критиков, к созданию картины подошли не так серьезно, как, например, к «Движению вверх», а значит, никто не ждал от «Миллиарда» миллиардных сборов. Вполне предсказуемым для него будет результат на уровне «Времени первых» – то есть хорошие для среднего российского фильма полмиллиарда рублей (к слову, «Времени первых» конкуренция с «Форсажем» эту сумму никак не помешала собрать).
Единственным вопросом остается то, зачем стоило переносить «Мстителей». Никакой конкуренции голливудскому блокбастеру «Миллиард» сделать не мог. Единственное, чего добилось Министерство культуры – испортило ему красивую стартовую цифру. «Мстители: Финал» могли бы на долгие годы стать лучшими по сборам в первый уикенд в отечественном кинопрокате, но из-за переноса на понедельник этого не случилось – непосредственно первый уикенд (период с четверга по воскресенье 2–5 мая) принес фильму только 834,2 млн рублей. Выйди фильм в четверг, как и полагалось, он бы и тут побил рекорд «Т-34» (1,4 млрд рублей в первый уикенд, при том, что это были новогодние праздники). Складывается впечатление, что избежание этого и было основной задачей.
Павел Соломатин, InterMedia
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.
Документальный фильм про сериал «Первый номер» выйдет перед премьерой
Премьера документального фильма «Первый номер. Предыстория» состоится в онлайн-кинотеатре Kion 26 ноября 2024 года – за шесть дней до выхода первого сезона сериала. Актеры Евгений Цыганов, Надежда Михалкова, Павел Деревянко, Александра Бортич, Ида Галич, Александра Ребенок, Игорь Верник, Александр Цыпкин, Леонид Ярмольник, Егор Корешков, Лукерья Ильяшенко и Денис Власенко, а также генеральный продюсер Игорь Мишин, автор сценария Сергей Минаев, режиссер Клим Козинский, оператор Генрих Медер и художник по костюмам Дарья Пашина поделятсяь своими эмоциями от съемочного процесса и вспомнят самые яркие сцены.
Документальный фильм «Первый номер. Предыстория» снят в формате специального выпуска видеожурнала «Лампа», разделенного на шесть рубрик: «Путь», «Светская хроника», «Дорогая редакция», «Стоп, снято!», «Дирекция моды», «Вагончик тронется». Ведущим выступил Сергей Минаев.
Создатели сериала проведут экскурсию по офису редакции «Лампы», а также покажут уникальные локации проекта, среди которых — специально построенный внутри комнаты купейный вагон. Зрители узнают о том, что «Лампа» — не просто реквизит, а настоящий журнал, созданный действующими журналистами. Среди них: бывший продюсер Esquire и автор формата «Истории кумиров» на канале «Минаев Live» Дмитрий Болдин, заместитель главного редактора «Чтиво» Сергей Зуев, арт-директор «Правил жизни» Ника Добина.
Премьера сериала «Первый номер» состоится в онлайн-кинотеатре Kion 1 декабря.
Лука Гуаданьино снимет Дэниэла Крэйга в экранизации комиксов про Сержанта Рока
Дэниэл Крэйг может сыграть главную роль в фильме «Сержант Рок» (Sgt. Rock), который разрабатывает студия DC Джеймса Ганна и Питера Сафрана. Как сообщает Deadline, режиссерское кресло предложено занять Луке Гуаданьино, а сценарий написал Джастин Куритцкес – соавтор «Претендентов» и «Квира», где Крэйг также исполнил главную роль и получил признание критиков после премьеры на Венецианском кинофестивале и номинацию на премию Европейской киноакадемии.
Детали сценария держатся в секрете, и неизвестно, о какой именно проблеме или проблемах сержанта Рока будет посвящен новый проект. Персонаж Франклин Джон Рок был создан Робертом Канигером и Джо Кубертом и впервые появился в выпуске комиксов DC 1959 года « Наша армия на войне» как солдат Второй мировой войны, служивший в пехоте. В 1977 году у него появилась собственная серия комиксов, которая выходила до июля 1988-го. Талант Рока включает в себя сбивание немецких планов из одного пистолета-пулемета и метание гранат с большой точностью. Когда у него нет оружия, он отличный уличный боец и может пережить выстрелы, у него также есть «Боевая антенна», способная обнаружить приближающегося противника.
Даты съемок пока не известны. Следующим проектом Гуаданьино должен стать фильм «После охоты» с Джулией Робертс в главной роли.