Рецензия на фильм «Вечный свет» Гаспара Ноэ: Манифест
Оценка: 9,5 из 10
Новый фильм Гаспара Ноэ «Вечный свет» показали 18 мая 2019 года во внеконкурсной программе 72-го Каннского фестиваля. В главных ролях: Шарлотта Генсбур, Беатрис Даль.
После полуночного показа нового среднего метра Гаспара Ноэ «Вечный свет» не остаётся никаких сомнений в одной из магистральных тем 72-го Каннского фестиваля. Переосмысление фигуры автора-режиссера и IMR (International Mode of Representation), кино о кино и саморефлексирующее искусство в целом – то, что объединяет новые картины мэтров Джармуша, Альмодовара, Ноэ и, как кажется, Тарантино.
Итак, 5 день фестиваля. Полночь. Проливной и зловещий дождь над Каннским «Palais». Полная луна. Темные очки и дымящаяся сигарета Беатрис Даль на красной дорожке. Откровенный наряд Шарлотты Генсбур, веющий БДСМ-эстетикой. И, разумеется, total black образы у всех остальных членов команды фильма. Кажется, что сама художественная реальность картины прорвалась в обыденную действительность.
В работе Ноэ мы встречаемся со всем тем, за что его так сильно любят (и ещё сильнее ненавидят). Атмосфера инфернальной вакханалии; квазигодаровские титры, выступающие и в качестве эстетического компонента, и в качестве авторского месседжа; «разлагающаяся» мизансцена, как в «Необратимости» (2002) и «Входе в пустоту» (2009); табуированные темы; чёрный юмор на грани и гиперреалистические диалоги, как в «Экстазе» (2018). А ещё бесконечные цитаты классиков – Дрейера, Брессона, Фассбиндера, Бунюэля.
Первые кадры – черно-белый классический фильм «Ведьмы» Кирстенсена – шведского предтечи авторского кинематографа, за ними – текст «манифеста» о призвании режиссера: «Мы, авторы, несем ответственность за перенос фильма от индустрии к форме искусства».
Следом – сбивчивый, нецензурный и пугающе свободный диалог между Беатрис Даль и Шарлоттой Генсбур (они выступают здесь в роли самих себя), буквально разодранный на части косыми склейками и рассеченным пополам экраном. Актрисы обсуждают колдовство, веру, религию, секс, иронизируют на тему педофилии. И конечно же, говорят о кино, в том числе о совместном проекте – фильме о ведьмах, композиционно зарифмованном с интродукцией картины.
Относительно спокойная атмосфера комнаты, озарённой светом пылающего огня в камине сменяется тем, что можно было бы обозначить французским словом bordel: зритель переносится в один из кругов ада, не меньше. На экране возникает колыбель и обитель кино – съемочная площадка. Со всех сторон доносятся разговоры и крики. Пространство давит и сжимается – камера в основном захватывает фрагменты, а не картину в целом, ей тесно и душно, кадры и высказывания беспрестанно накладываются друг на друга: мизансцена как бы не способна вобрать в себя масштаб мысли автора. И хотя во всем этом присутствует неприкрытое позерство, любование собственным методом и буквально слепящая глаза красота, кажется, что Ноэ может себе позволить подобное, особенно учитывая скромный хронометраж фильма и его своенравный характер.
Иногда картина превращается в диптих или триптих, иногда – в безмолвный, но громкий протест. «Многие создатели кино сегодня - как живые мертвецы, и их фильмы такие же, как они» – гласит очередной интертитр. (То ли укол в сторону Джармуша, то ли симптом общей лихорадки, охватившей каннских авторов в связи с темой зомби в 2019 году)
В фильме, к слову, высмеивается и сам Каннский фестиваль. Ноэ не оставляет ничего сакрального и в ужасе бежит от любой политкорректности. У него на экране «поэтика, а не политика».
Это кино – садистическая пытка над зрителем, которая, однако, приносит своеобразный опыт трансгрессии – разрушения грани между возможным и невозможным, позволяющего выйти за собственные границы. Ноэ безжалостно уничтожает привычную глазу киноэстетику – размеренные поэтические секвенции и гармоничное изображение. Диалоги сливаются в своеобразный хор Вакха: многие из них произносятся на экране параллельно и на двух языках, из-за чего становится крайне трудно разбирать слова. Помимо этого зрителя терзают неоновый свет и невыносимый звук вместо музыки – в результате фильм действительно напоминает эпилептический припадок.
Участники картины мечутся, блуждают по темным коридорам павильона (аллегория творческого поиска). Их безумное существование выхватывается двумя наблюдателями. Один из них объективный – это камера фильма, второй – субъективный – заплутавший оператор, который «шпионит» за съемочным процессом. В картине представлен, как минимум, ещё один объектив - сквозь него смотрит кинематографист, снимающий фильм в фильме. Так, В одном из кадров мы видим поделенный на три части экран: «актриса – режиссёр – зритель», или, более широко: «кинопроизведение – автор – интерпретатор». В центре – Шарлотта Генсбур, горящая на костре, по бокам – камеры стороннего наблюдателя и кинематографиста.
Вечный свет в картине Ноэ – это свет дионисийского тёмного, но живого искусства. Во время просмотра невольно вспоминается Гиппократ: «Ars longa, vita brevis» – «жизнь коротка, искусство вечно». И хотя ничто не вечно, а после манифестации всегда есть иная жизнь (вспомнить хотя бы Ларса фон Триера с «Догмой 95»), во время просмотра хочется просто наслаждаться этим вечным светом.
Анна Стрельчук, InterMedia
«Плохие парни» встречают «Плохих девчонок» в сиквеле мультфильма о перевоспитавшихся злодеях
Первый трейлер анимационного фильма «Плохие парни 2» (The Bad Guys 2) обнародовала 21 ноября 2024 года кинокомпания Universal Pictures. В сиквеле популярного мультфильма 2022 года о банде животных-преступников исправившиеся «Плохие парни» усердно пытаются быть хорошими, но вместо этого оказываются втянутыми в игру с высокими ставками: масштабное ограбление, организованное новой командой преступников, которых они никогда не ожидали встретить - Плохих девчонок.
К своим ролям вернутся Сэм Рокуэлл (мистер Волк), Марк Мэрон (мистер Змей), Крэйг Робинсон (мистер Акула), Энтони Рамос (мистер Пиранья) и Аквафина (мисс Тарантула). Новых персонажей озвучили Дэниэль Брукс (снежный барс мисс Кити Кэт, предводитель банды «Плохих девчонок»), Мария Бакалова, Наташа Лионн, Зази Битц, Ричард Айоади, Алекс Борштейн, Мисти Лаггинс, Лилли Сингх и др. Сиквел снял режиссер первого фильма Пьер Перифел вместе с Джеем Пи Сансом.
«Плохие парни 2» выйдут в мировой прокат 1 августа 2025 года.
Пес и хозяин пытаются обуздать гнома-помощника в трейлере мультфильма «Уоллес и Громит: Птичья месть»
Трейлер анимационного фильма «Уоллес и Громит: Птичья месть» (Wallace & Gromit: Vengeance Most Fowl) британской студии Aardman представил 21 ноября 2024 года Netflix. Режиссерами выступили Ник Парк и Мерлин Кроссингэм, персонажей озвучили Бен Уайтхед, Дайан Морган, Ленни Генри, Аджоа Андох, Рис Шерсмит, Гарт Дженнингс, Питер Кэй, Мазз Кхан, Лорен Пател и др.
По сюжету, криминальный гений Фезерс Макгроу (антропоморфный пингвин, умело маскирующийся под курицу, впервые появившийся в мультфильме 1993 года «Уоллес и Громит: Неправильные штаны») вынашивает план мести Уоллесу и Громиту, которые помешали ему похитить голубой бриллиант, в результате чего он оказался в тюрьме. В то же время Уоллес изобретает умного гнома Норбота, который должен стать незаменимым помощником по хозяйству в доме и огороде. Увлеченность хозяина новым «гаджетом» несколько смущает пса Громита, а тут еще Фезерсу удается дистанционно перепрограммировать Норбита, и тот начинает вместо пользы творить вред и разрушения, что навлекает на Уоллеса гнев соседей. Теперь неразлучным друзьям надо остановить гнома, разоблачить злодея и вернуть свое честное имя.
Премьера «Уоллес и Громит: Птичья месть» состоится на Netflix 3 января 2025 года.
Сегодня 40 лет Скарлетт Йоханссон
22 ноября 2024 года, пятница.
Спектакль по Уайлду «Плохие хорошие» покажут в Театре Пушкина.
Николай Цискаридзе расскажет про «Время Щелкунчика».
Отчетный концерт проекта «Звук Евразии» пройдет в Доме музыки.
28 лет модели Хейли Бибер.
28 лет актрисе Софье Володчинской.
31 год актрисе Адели Экзаркопулос.
33 года певцу Shaman.
35 лет главному режиссёру театра им. Вахтангова Анатолию Шульеву.
37 лет актрисе Лянке Грыу.
40 лет Скарлетт Йоханссон.
Скарлетт Ингрид Йоханссон родилась 22 ноября 1984 года в Нью-Йорке. Американская актриса. Самая высокооплачиваемая актриса в 2018 и 2019 годах. Неоднократно входила в список «Forbes Celebrity 100». В 2021 году журнал Time признал её одной из ста самых влиятельных людей мира. Сборы фильмов с её участием составили свыше 14,3 миллиарда долларов, что сделало Йоханссон самой кассовой кинозвездой всех времён. Обладательница многочисленных наград, включая «Тони» и BAFTA, номинантка двух «Оскаров» и пяти «Золотых глобусов».
40 лет вдове Александра Градского Марине Коташенко.
41 год солисту группы «Плану Ломоносову» Александру Ильину.
45 лет актрисе Карине Мишулиной.
45 лет участнику группы Five Скотту Тиму Робинсону.
48 лет лидеру группы HIM Вилле Вало.
52 года певцу Mr. Credo.
57 лет актёру Марку Руффало.
59 лет актёру Мадсу Миккельсену.
59 лет саксофонисту группы «Несчастный случай» Павлу Мордюкову.
61 год балерине Илзе Лиепе.
62 года писателю Виктору Пелевину.
66 лет актрисе Джейми Ли Кёртис.
66 лет певице Ирине Отиевой.
67 лет певцу Виктору Салтыкову.
68 лет актёру Ричарду Кайнду.
84 года режиссёру Терри Гиллиаму.
90 лет назад родился поэт-песенник Анатолий Поперечный (1934-2014).
96 лет назад родился поэт-песенник Николай Добронравов (1928-2023).
23 ноября.
Михаил Шуфутинский и Любовь Успенская споют на «Ээхх, Разгуляй!».
Ислам Итляшев даст большой концерт в Москве.
«КняZz» раскроет «Волшебную книгу» в Москве.
«Крематорий» разменяет пятый десяток с мини-фестивалем.
«Всемирный потоп» с Джоди Комер и Бенедиктом Камбербэтчем покажет СТС.
Фильм «Артур, ты король» с Марком Уолбергом покажет СТС.
32 года певице Майли Сайрус.
36 лет певцу Максу Коржу.
45 лет актрисе Арине Маракулиной.
55 лет писателю Алексею Иванову.
58 лет актёру Венсану Касселю.
63 года театральному режиссёру Андрею Могучему.
69 лет композитору Людовико Эйнауди.
90 лет назад родился шансонье Константин Беляев (1934-2009).
24 ноября.
Вячеслав Бутусов исполнит хиты «Наутилуса Помпилиуса» за 40 лет.
Владимир Спиваков и НФОР отметят 90-летие Альфреда Шнитке.
«Мураками» сыграет концерт с симфоническим оркестром.
«Зона интересов» Джонатана Глейзера откроет Еврейский кинофестиваль в Москве.
Новый сезон «Синей птицы» покажет «Россия».
Комедию «Бар МоскваЧики» покажет «viju TV1000 русское».
26 лет актёру Пейтону Мейеру.
37 лет актрисе Ренате Реинсве.
41 год актёру Гвилиму Ли.
41 год певице и актрисе Светлане Светиковой.
43 года актёру Денису Шведову.
46 лет актрисе Кэтрин Хайгл.
47 лет актёру Колину Хэнксу.
49 лет басисту группы «Океан Эльзы» Денису Дудко.
50 лет актёру Стивену Мерчанту.
53 года музыкальному критику Юлии Бедеровой.
60 лет актёру Гаррету Диллаханту.
62 года гитаристу Джону Сквайру.
64 года лидеру группы «Крематорий» Армену Григоряну.
66 лет актёру Андрею Смолякову.
70 лет кинорежиссёру Эмиру Кустурице.
20 лет назад умер писатель Артур Хейли (1920-2004).
33 года назад умер солист группы Queen Фредди Меркьюри (1946-1991).
83 года назад родился телеведущий Александр Масляков (1941-2024).
90 лет назад родился актёр Виктор Сергачёв (1934-2013).
90 лет назад родился композитор Альфред Шнитке (1934-1998).