Член Совета ВОИС Сергей Ролдугин: «Я владею талантами России»
Народный артист России, член Совета ВОИС Сергей Ролдугин создает в Вене петербургский филиал Дома музыки. Как идет поиск талантов и какие проблемы предстоит решить, он рассказал в эксклюзивном интервью изданию «Петербургский дневник».
– Сергей Павлович, 12 лет назад вы оставили пост ректора консерватории и создали Дом музыки. Тогда вы сказали, что «музыканты мечтают не о славе, а о том, чтобы донести свое искусство до слушателей».
– Да, и всю жизнь собираюсь следовать этому правилу. И не только я, но и все молодые музыканты. Потому что это и есть наше предназначение: быть в русле жизни тех людей, которые нас слушают. Мы все время должны быть интересны и востребованы.
– Одна из целей, которые вы поставили, – поиск и отбор молодых талантливых музыкантов со всей России. Скажите, не оскудела ли наша земля талантами?
– Россия очень богата на таланты. Задача – просто их заметить, постараться раскрыть и помочь. За все это время музыкантов, которых мы открыли, наберется не больше десятка. Это известные пианисты Мирослав Култышев и Сергей Редькин, скрипачи Павел Милюков и Дмитрий Смирнов, виолончелист Александр Рамм.
– Вы реализуете десятки самых разных проектов. Один из последних – Летняя академия в Крыму. В чем его особенность и отличие от «Сириуса»?
– Вся наша деятельность направлена на то, чтобы помочь молодым талантливым ребятам реализоваться. И поэтому у нас есть проекты, рассчитанные на разный возраст. «Сириус» – это самостоятельная организация, там дети с 10 до 16 лет. Дом музыки курирует молодых солистов с 16-летнего возраста. А наша Летняя академия в Крыму – с 18 лет.
Вы не представляете, какой интерес возник у родителей, когда появился «Сириус»! Они считали очень престижным попасть в этот детский проект.
Что касается академии в Крыму, то она создавалась для тех взрослых ребят, которые уже себя зарекомендовали. Там с помощью лучших российских и зарубежных педагогов мы доводим их до совершенного блеска.
– А санкции не мешают вашим планам? Ведь один из проектов – «Посольство мастерства» – охватывает не только регионы России, но и другие страны.
– Я за границу не выезжаю. Я под санкциями. Но профессора, которые приезжают к нам, откликаются охотно. Мы им предлагаем таких студентов, такую концентрацию талантов в одном месте, что иностранцы тоже хотят участвовать в этих проектах, давать здесь концерты. Но дело в том, что финансирование распространяется только на российских граждан. Мы не можем принимать иностранцев даже на коммерческой основе. Поэтому мы решили создать филиал Дома музыки в Вене. Там будут работать наши профессора и лучшие профессора мира. И туда уже поступают заявки. Даже Бельгия, где, казалось бы, сосредоточие санкционных правил и воззрений на Россию, отмечает высочайший уровень нашей подготовки. И удивляется: неужели вы не берете за это большие деньги? А мы этот проект реализуем бесплатно. Мы считаем, что наша выгода – духовная. И продвижение нашей культуры за рубежом стоит дороже.
– Пятого мая 2016 года вместе с симфоническим оркестром Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева вы участвовали в концерте в древнем амфитеатре Пальмиры. Как это было?
– Когда в Мариинском театре отбирали участников для концерта, брали только мужчин. Никто не знал, куда мы летим, об этом нам сказали только в самолете.
Сирия произвела на меня тяжелое впечатление. Эти камни, разрушенные остатки древней цивилизации. Сцена, на которой незадолго до нас люди прощались с жизнью. Им стреляли в затылок, резали головы. Это не может пройти бесследно. И потом, там жара – 54 градуса на сцене. У меня на репетиции струны спускали. И Валерий Гергиев говорит: «Как ты будешь играть? Вот спустит у тебя струна, что будем делать?» Ведь шла прямая трансляция. Повезло. Струна спустила в самом конце. Я успел все доиграть.
А когда мы уезжали после концерта, боевики накрыли наш караван, и один солдат погиб. Но больше всего меня поразила реакция Запада. Ни одно из западных информагентств не прислало туда своих корреспондентов, чтобы они могли воочию убедиться в том, во что игиловцы превратили Сирию. И где их хваленое внимание к мировой культуре? Зато меня наперебой спрашивали о деньгах.
– И что вы им отвечали?
– А вот они, эти миллионы! В наших дорогущих инструментах, на которых играю я и молодые талантливые музыканты и которые я уже не раз показывал. А концертная деятельность? Пригласить дирижера, сделать рекламу, привезти артистов – это безумно дорого. Меня эти двойные стандарты возмущают до глубины души. Хотя я действительно богатый человек. Я владею талантами России.
Музыканты, особенно из США или Китая, участвуют в конкурсах только тогда, когда у них есть выдающийся инструмент, который стоит миллионы долларов. И конкурировать с ними иначе, чем имея такой же инструмент, бесперспективно. Мы стараемся нашим ребятам создавать такие же условия.
– За всеми этими проектами остается ли у вас время на собственные выступления?
– Если бы я мог не заниматься административной работой, то был бы еще более счастливым. Хорошо, что у меня замечательная команда. В этом году только здесь мы провели 177 концертов. А всего организовали 688 мероприятий. Это мастер-классы, концерты, экскурсии. У нас только один критерий – качество. Если бы все работали так, у нас давно был бы уже коммунизм. А на концертах я по-прежнему выступаю. И люблю посвящать себя той музыке, которую в данный момент играю. Тогда она становится любимой у меня и любимой у публики.
– В вашей жизни что еще есть, кроме музыки?
– Я люблю природу во всех ее проявлениях. Как житель Петербурга, болею за СКА и за «Зенит» тоже. Даже немножко за рижское «Динамо», ведь я сам из Латвии. Я в курсе всех спортивных событий, но сам тратить на это время не могу.
– Президент Путин называет вас своим другом. Значит, вы наверняка можете сказать, каковы его музыкальные предпочтения?
– У него шикарная фонотека классической музыки. Он очень любит Равеля, Баха. Он наизусть на рояле играет первую прелюдию «Хорошо темперированного клавира» Баха, от начала до конца. Как-то я его встретил, и он сказал мне, что еще семь тактов не доучил. Хотя говорит, что просто играет для себя и наслаждается музыкой. Бах! Наизусть! Двумя руками! Чувство прекрасного и тонкого у него очень развито.
И я совершенно убежден, что люди, которые любят музыку, которые резонируют с великой классической музыкой, более успешны по сравнению с остальными, которые этого не делают. Я не хочу сказать, что все должны броситься в концертные залы и начать слушать симфонии. К этому нужно приходить постепенно. Но само то, что президент присутствует на концертах классической музыки, предопределяет стиль поведения элиты и, надеюсь, всех остальных людей.
Сергей Ролдугин – народный артист России, выдающийся музыкант-виолончелист, дирижер, музыкальный педагог, профессор Санкт-Петербургской консерватории, художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки.
Окончил Ленинградскую консерваторию по классу Анатолия Никитина. В 1980 году стал лауреатом премии международного конкурса «Пражская весна». Работал в оркестре Мравинского, был солистом-концертмейстером группы виолончелей и дирижёром Мариинского театра. Возглавлял в качестве ректора Санкт-Петербургскую консерваторию.
В 2006 году по инициативе и при поддержке Владимира Путина создал Санкт-Петербургский Дом музыки и стал его художественным руководителем.
В мае 2016 года вместе с симфоническим оркестром Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева дал концерт в Пальмире (Сирия). Награжден медалью «За освобождение Пальмиры», орденом Александра Невского и орденом Почёта.
U2 перевыпустили альбом «How To Dismantle An Atomic Bomb» с 10 новыми песнями к 20-летию релиза
Группа U2 выпустила 22 ноября 2024 года переиздание своего альбома 2004 года «How To Dismantle An Atomic Bomb». В юбилейную версию 11-й студийной пластинки, получившую название «How To Re-Assemble An Atomic Bomb», вошли оригинальные 11 треков (которые подверглись ремастерингу), а также 10 новых, ранее не изданных вещей, найденных в архивах, и бонусный трек «Fast Cars», который был представлен только в японском издании альбома.
- Сессии над «How To Dismantle An Atomic Bomb» были для группы таким творческим периодом, что в студии мы обдумывали очень много идей для песен, - рассказал гитарист U2 Эдж. - Мы были вдохновлены вернуться к нашим ранним музыкальным влияниям, и это было время глубокого личного самоанализа для Боно, который пытался пережить – разобрать – смерть своего отца. Перед юбилеем я заглянул в свой личный архив, чтобы посмотреть, есть ли там какие-нибудь неизданные жемчужины, и сорвал джекпот. Мы находим десять вещей, которые действительно нравились нам. Хотя в то время мы отложили их в сторону, оглядываясь назад, мы поняли, что наши первоначальные инстинкты относительно того, что они претендуют на альбом, были верными, и мы в чем-то были правы.
В сентябре музыканты выложили две ранее не издававшиеся песни «Country Mile» и «Picture Of You (X + W)». А в день релиза на канале группу в U2 показали запись концерта, который состоялся в United Center в Чикаго в мае 2005 года в рамках их тура «Vertigo».
Обзор: «Комбинация». Важнее, чем вам кажется»
2024, «Хурма».
«Творчество этой группы куда глубже, чем несколько её главных хитов», - говорят в описании этого выпуска ведущие «Хурмы» Антон Вагин и Александр Кателкин. Примерно об этом же я несколько дней назад писал в рецензии на саундтрек сериала «Комбинация», поэтому было особенно любопытно ознакомиться с мнением коллег. Однако Вагин и Кателкин вместо глубокой аналитики предложили зрителю пересказ истории группы. Те, кто уже посмотрел сериал, может счесть этот выпуск кратким содержанием 8-серийного проекта. Как и в сериале, главным действующим лицом здесь тоже стал основатель и продюсер «Комбинации» Александр Шишинин, - хорошо, что хоть подробности его переживаний и личной жизни в «Хурме» опустили. И не столь романтично рассказано о гибели продюсера: вместо фантазий авторов сериала здесь приводятся документальные свидетельства, а также упоминаются имена предполагаемых заказчиков убийства.
В целом в рассказе о группе и о стране немного теряются свидетельства ценности творчества «Комбинации» для нашей поп-истории. Но кое-что всё же можно выудить: так, название группы для своего времени звучало столь же провокационно, как если бы сейчас какой-нибудь проект назвали «Кружевные стринги». Кроме того, Вагин и Кателкин отметили, что «Комбинация» не чуралась в своих текстах социальной повестки и с юмором пела про простых людей, а также про московскую прописку, пустые магазины и низкопоклонство перед всем иностранным. По мнению ведущих «Хурмы», «Комбинация» показала, что не обязательно быть всегда серьезными, таким проектам, как кабаре-дуэт «Академия», «Дискотека Авария» и даже «Хлеб».
Ещё один прикол выпуска – отсутствие музыкальных фрагментов главных хитов. Поминая добрым словом издательство «Джем» (правообладателя большинства этих песен), ведущие вынуждены цитировать тексты группы самостоятельно. К счастью, петь они сами не стали, но разложенный на два голоса диалог из «Russian Girls» звучит довольно уморительно.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Группа Dabro сняла клип про любовь, трамвай и поэзию
Премьера клипа «Давай навсегда» группы Dabro состоялась 22 ноября 2024 года. Видео рассказывает историю юноши и девушки, случайно оказавшихся в одном трамвае. Молодой человек забывает в транспорте блокнот со стихами и всё время после этой встречи думает о незнакомке. А девушка забирает потерянный блокнот, читает стихи и проникается симпатией к автору. В счастливом финале молодые люди снова садятся в один трамвай, наконец-то знакомятся и больше уже не разлучаются.
Сингл «Давай навсегда» группы Dabro выпустила в конце октября. 25 ноября они планируют представить ремикс на нее от дуэта диджеев Colett & S-Nike.