На «Славянском базаре» руководители авторских обществ Евразии обсудили с организаторами фестивалей вопросы интеллектуальной собственности
![Дмитрий Коробейников](https://www.intermedia.ru/i/img/stub/1.jpg)
Круглый стол «Культура, право и технологии. Евразийская интеграция» прошёл в рамках Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» 14 июля 2019 года.
В представительной встрече, организованной Евразийской конфедерацией обществ правообладателей (ЕАКОП), приняли участие руководители авторских обществ, крупнейших фестивалей и продюсерских центров России, Беларуси, Армении, Молдавии, Казахстана, Азербайджана, Латвии, Болгарии, Украины, Турции, Израиля, Грузии, Мальты и Китая, а также руководители фестиваля «Славянский базар в Витебске».
В центре обсуждения оказались наболевшие вопросы лицензирования охраняемых произведений в работе международных музыкальных фестивалей; деятельность авторских обществ и тенденции в развитии авторского права; цифровые сервисы для творческих индустрий.
Приветствуя собравшихся, генеральный директор ЕАКОП Исмаил Маммадкаримов назвал «Славянский базар» знаковым и уникальным событием в мировой культурной жизни. К приветствиям спикера присоединился директор «Славянского базара» Глеб Лапицкий, назвав фестиваль “самым брендовым форумом искусств”.
- Мне приятно, что именно здесь решено обсудить проблемы культуры, права и технологий, - подчеркнул Глеб Лапицкий. – Сейчас наш фестиваль - один из крупнейших в Европе, сейчас у нас уже 2 500 творческих участников - неудивительно, что проблема авторских прав крайне актуальна. Как сделать, чтобы после концерта авторы не стали предъявлять претензий? «Вы исполнили на фестивале мою песню, а мне не заплатили?»Я рад, что к нам в Белоруссию приходит цивилизация, и эти вопросы решаются,но не секрет, что многие авторы сетуют на то, что их права не соблюдаются. Яркий пример – композитор Эдуард Ханок, который постоянно судится по этому поводу,и выигрывает суды.
Заместитель директора Белорусского общества авторов, исполнителей и других правообладателей (БОАИП) Алексей Бичурин заметил, что у его общества были разные этапы взаимодействия с фестивалем, но в целом сотрудничество было плодотворным.
- Не секрет, что авторские права – это в первую очередь деньги, и размер вознаграждения интересует обе стороны – и организаторов мероприятия, и правообладателей, - напомнил спикер. – Коллективное управление позволяет из одного источника получать права на использование произведений, что удобно для всех сторон. При этом по закону наша организация вправе предоставлять права на исполнение только тех произведений, с авторами которых у нас заключены договоры. Таких авторов сейчас около 5 000.
Глеб Лапицкий
Глеб Лапицкий высказал озабоченность тем, что очистка авторских прав - весьма трудоемкий и затратный процесс:
- Во сколько мне после фестиваля выльется очистка прав, не знает никто, - признался он. – Исполнителя часто не волнует, кому принадлежат права на песню. А мы, организаторы фестиваля, потом по всему миру бегаем и это выясняем, и это непросто, заранее не известно, сколько это может стоить, так как нет единых тарифов.
Президент фестиваля Riga Symphony Хелена Швилпе возразила коллеге, что все эти проблемы вполне решаемы. Опираясь на опыт проводимого ею ежегодного фестиваля, она отметила :
- Латвия – законопослушная страна, поэтому мы всегда получаем от авторов исполняемых на нашем фестивале песни личное разрешение.
Президент Русско-Мальтийской культурной ассоциации Эвелина Бэйти заявила, что на Мальте вопрос соблюдения авторских прав напрямую зависит от того, является ли мероприятие коммерческим:
- В нашем агентстве по авторским правам нам рассказали, что если концерт не коммерческий, организаторы не продают на него билеты, то получать разрешение от авторов не надо. Это также зависит от количества посадочных мест.
Эрик Вальдес-Мартинес
Генеральный директор УПРАВИС Эрик Вальдес-Мартинес несколько удивился такой постановкой вопроса:
- С точки зрения авторского права нет никакой разницы между коммерческим и некоммерческим использованием. Ключевое слово – «использование». Если мы исполняем песню в кругу семьи – это одно. Совсем другое дело, если мы выходим с песней на улицу, в публичное пространство - здесь уже встает вопрос использования. Речь не только об авторских правах - есть ведь и артист, который обладает смежными правами на запись. Таким образом, чтобы использовать песню в интернете или на телевидении, организаторам мероприятия необходимо заключить договор не только с автором, но и с артистом.
Что касается фестиваля «Славянский базар»: во-первых, у вас происходит публичное исполнение песни, это и есть использование. Во-вторых, концерты снимаются и идут в эфир - на это также обязателен договор. За программы, показанные в России, выплачиваются вознаграждения авторам всех стран через систему авторских обществ. С интернетом сейчас намного сложнее. Во многих странах Европы (Германия, Франция) авторские вознаграждения по интернет-трансляциям уже собираются, а в России этот вопрос пока прорабатывается на уровне РАО.
Алексей Бичурин уточнил сказанное коллегой:
- Право на исполнение песни должен приобрести тот, кто будет осуществлять ее трансляцию. Если концерт транслирует телекомпания, то права на песни обязана приобрести она. То же самое и с интернет-трансляциями: если не вы проводите трансляцию, то платить не должны.
Генеральный директор армянского авторского общества «Армавтор» Сусанна Нерсисян заострила внимание участников круглого стола на международно-юридическом аспекте:
- Посмотрите - все поднятые вопросы носят юридический характер, а это значит, что ответ можно получить только в законодательстве каждой конкретной страны. При этом все они так или иначе ориентируются на Бернскую конвенцию, которая подразумевает защиту интересов авторов. Авторы не будут детально разбираться в каждом мероприятии - коммерческое оно, или нет.
При этом в Армении вносятся определенные изменения в закон об авторских и смежных правах. У нас в проекте есть отдельный пункт: для некоммерческих концертов предлагается определенная ставка авторского вознаграждения, ведь автор в любом случае должен что-то получать. Но важно не только собрать гонорары, но и правильно их распределить, и у авторов не должно быть сомнений на этот счет.
Евгений Сафронов
Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов привел показательный пример из российской фестивальной практики:
- Законодательство в области культуры и авторских прав даже в пределах одной страны, не говоря уж о международной ситуации, отличается противоречивостью и неполнотой, нередко важные культурные процессы просто не могут протекать без нарушения закона. Поэтому приходится многие вопросы решать на государственном уровне. Например, совсем недавно для того, чтобы жюри Конкурса имени Чайковского могло легально работать в России, Президент РФ Владимир Путин был вынужден подписать отдельный закон, касающийся только членов жюри Конкурса Чайковского - иначе их работа в нашей стране была бы незаконной. При этом все понимают, что такие решения крайне нежелательны (и даже курьёзны), но выхода нет - реальное совершенствование законодательства - долгий процесс, а работать надо прямо сейчас. Так что в отношении важнейших культурных событий мирового уровня - как “Славянский базар в Витебске” - несовершенство законодательства может быть оперативно компенсировано специальными законами - например об особом порядке легализации авторских прав.
Валерия Брусникина
Вице-президент Ассоциации IPChain Валерия Брусникина рассказала о технологических новшествах, связанных с авторским правом в России.
- Конечно, авторы в первую очередь хотят зарабатывать на своих произведениях, получать справедливое вознаграждение на основании (что очень важно) достоверных сведений. Но мы живем в мире, где технологии развиваются очень быстро. Только у iTunes база сейчас составляет порядка 75 миллионов треков. Когда интеллектуальная собственность переходит в цифру, то всё происходит, как на Диком Западе – реально выживает сильнейший. Исследования показывают, что в мире сейчас существует множество объектов, которые пока не регулируются никаким законодательством (профили в соцсетях и т д.) - мы считаем, что это тоже требует отдельного внимания.
Важно построить прозрачный структурированный рынок и дать возможность каждому его участнику эффективно управлять своей интеллектуальной собственностью. Оборот цифрового музыкального рынков России - около миллиарда рублей в год. Очевидно, что невозможно управлять правами на таком рынке без использования цифровых технологий. Сейчас наилучшее решение для этого - IPChain. Это реестр, озеро данных о правах на интеллектуальную собственность, в нем хранится вся информация. Это универсальное средство коммуникации для всех участников рынка. Объект интеллектуальной собственности заносится в реестр, где за его судьбой может проследить любая заинтересованная сторона. На каждом узле у каждого участника сети хранится абсолютно одинаковая информация, которая не подлежит изменению. При этом важно, что структура некоммерческая, для любых участников сети она бесплатная. Что же касается конечной цели IPChain, то она проста – уйти от коллективного управления правами к индивидуальному.
Григорий Туринцев
Коммерческий директор n’RIS (Национального реестра интеллектуальной собственности) Григорий Туринцев рассказал о сервисе – экосистеме, которая дает возможность правообладателям эффективно управлять своими объектами:
- n’RIS – сервис одного окна, который решает любые проблемы создателя – не только индивидуального. Проанализировав цифровой рынок, мы обнаружили полярные тенденции. С одной стороны, производители аудиоконтента тяготеют к индивидуальному управлению правами. Можно сводить музыку в Лондоне, записывать ее в России, а биты покупать где-то еще. С другой – производство аудиовизуальных произведений диктуется потребителем, который стал настолько требовательным, что эти объекты стали очень капиталоемкими. Поэтому их стало невозможно создавать индивидуально.
Мы сводим на одной площадке разных представителей рынка, учитывая обе эти тенденции и нивелируя посредников. Авторов и крупных правообладателей мы объединяем на одной площадке. Для авторов – особенно аудиовизуальных произведений – в первую очередь предоставляется услуга по депонированию(заявлению о собственных правах). Раньше ради этого необходимо было идти на почту, тратить личное время, а сейчас можно это сделать, не вставая из-за компьютера, в любое время суток, даже до обнародования контента. Депонирование является для автора гарантией получения справедливого вознаграждения.
В рамках n’RIS можно выгружать контент на сетевые витрины и получать вознаграждение непосредственно от конечного потребителя. Автор оказывается абсолютно защищенным. Регистрируясь в n’RIS, он может в дальнейшем получить от участников рынка вознаграждение, которого он ожидает меньше всего (например, из других стран). Мы также создали систему, которая в автоматическом режиме формирует более 150 запросов в секунду, проверяет в минуту более тысячи сайтов, анализируя запросы на предмет того, что мы защищаем. Это очень актуально, например, в период проката фильмов. Сервис позволяет гарантировать, что все, кто используют контент незаконно, своевременно выявляются.
Президент молдавской Национальной ассоциации интеллектуальной собственности ANPCI Юрий Георгица высоко оценил обсуждение:
- У нас получилась очень хорошая дискуссия, но давайте будем смотреть на вещи реально: исходя из сложившейся ситуации с авторскими правами, ваш успех – это правильный выбор специалиста, который вам сделает бизнес-план. Пока вы себе не найдете нормального консультанта, потери будут значительными.
Важнейшим вопросом, освещенном на Круглом столе, стало противодействие пиратству. Турецкие общества поделились ценным опытом борьбы с нелегальным использованием литературных произведений и музыки. Российские коллеги рассказали об инициативах правообладателей, направленных на взаимодействие с поисковыми ресурсами и удаление из поисковой выдачи пиратских ссылок. На сегодняшний день такая практика не зарекомендовала себя как эффективный метод борьбы с пиратством. Одним из альтернативных решений может стать создание так называемого «белого списка» легальных сайтов. Ключевую роль в этом процессе может занять IPChain, в который правообладатели будут вносить информацию, содержащую список ресурсов-лицензиатов. Другим эффективным способом борьбы с пиратством является сервис n’RIS, который позволяет мониторить нелегальное использование контента в сети интернет и автоматизировать процесс его удаления с пиратских ресурсов. n’RIS работает с музыкальными, литературными, аудиовизуальными произведениями, а также фотографиями.
Члены ЕАКОП договорились о создании антипиратской комиссии по разработке соответствующих инициатив, подчеркнув важность международного обмена опытом в таком важном вопросе, как защита авторских прав в интернете.
Исмаил Маммадкаримов
Дискуссию подытожил Исмаил Маммадкаримов:
- Главная задача Конфедерации как международной институции - в усилении взаимного представительства интересов наших авторских обществ, укреплении технологической оснащенности и расширении сфер деятельности в интересах творцов.То,что объединяет всех присутствующих здесь -это убежденность в том, что поддержка культурной идентичности с одной стороны и культурный обмен с другой - основа благополучия общества.
Денис Ступников, InterMedia
Исмаил Маммадкаримов и Глеб Лапицкий
Баста планирует собрать «Лужники» два дня подряд
![Екатерина Чичеткина/InterMedia](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393244.jpg)
Концерты Басты состоятся на БСА «Лужники» 27 и 28 июня 2025 года. В программу войдут лучшие песни исполнителя.
- Два концерта подряд! – подчёркивается в соцсетях рэпера.
«ИнтерМедиа» напоминает, что впервые Баста собрал Большую спортивную арену «Лужников» в июне 2022 года.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Обзор: «Горячая и страстная прелюдия любви | «Винтаж» - «Роман» | «Хит Сториз»
![кадр из клипа](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393187.jpg)
2025, «Муз шоу».
Авторам проекта «Хит Сториз» с Анной Плетнёвой и Алексеем Романовым повезло и не повезло одновременно. Повезло – потому что они про каждую песню «Винтажа» рассказывают так смешно и интересно, что не нужно придумывать дополнительные сценарные ходы. А не повезло – потому что сразу пропадает надобность в «дополнительных опциях», которыми стараются снабдить каждый выпуск: комментариями экстрасенсов, астрологов, филологов, пульмонологов и т.д. и т.п.
В «Хит Сториз» про «Роман» «Винтажа» вставной челюстью смотрится только сюжет про пиар-романы, не закончившиеся свадьбой. Выбор героев сюжета говорит сам за себя: это Николай Басков, Дима Билан и Сергей Лазарев. Воздержусь от подробных комментариев, но смотреть неловко. Зато откровения, воспоминания и признания Ани и Лёши звучат захватывающе, особенно когда участники «Винтажа» друг другу противоречат. Они не стали отрицать, что «Роман» в целом и фраза «Рома-Рома-Роман» навеяны хитом Леди Гаги «Alejandro». «Мы её стырили! – восклицает Плетнёва. – Но максимально непохоже и максимально круто». Что за Роман стал героем песни, Анна, зардевшись, рассказывать отказалась, чтобы не палить «мужчину всей моей жизни». Алексей же Романоф опроверг версию личной тайны Плетнёвой, сказав, что «песня вообще не про Романа» и что «ни один Роман от песни не пострадал». (Видимо, кроме Абрамовича, на портрет которого Анна молилась в клипе без его ведома.)
По словам Алексея, он хотел, чтобы композицию записало женское звёздное трио – партнёршами Ани могли стать Вера Брежнева и Жанна Фриске. Эту пару Плетнёва отвергла, назвав певиц «неактуальными». Партнёр по «Винтажу» предложил более юных Лою и Нюшу, но тут выяснилось, что Анна вообще не хочет «делить славу» с другими певицами. Романоф до сих пор немного жалеет, что коллективной «бомбы» не получилось. В качестве некоторой «мести» он рассказал, что леденящую душу историю про мышь, якобы накакавшую солистке в рот на съёмках клипа, Аня придумал, чтобы было что обсуждать с журналистами.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Сегодня 35 лет певцу Weeknd
![соцсети](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393169.jpg)
16 февраля 2025 года, воскресенье.
Итальянскую комедию «Цилиндр» поставит Дмитрий Астрахан в Театре на Трубной.
Евгений Гришковец представит новый спектакль «Когда я боюсь».
24 года актрисе Хлое Ист.
31 год певице Эйве Макс.
32 года актрисе Александре Никифоровой.
33 года актрисе Анастасии Акатовой.
35 лет Weeknd.
Абель Макконен Тесфайе (Weeknd) родился 16 февраля 1990 года в Торонто. Канадский певец, автор песен и актёр. Обладатель множества музыкальных наград, в том числе четырёх премий «Грэмми», двадцати музыкальных премий Billboard Music Awards, шести премий American Music Awards и трёх премий MTV Video Music Awards.
35 лет певцу Нареку Арутюнянцу.
36 лет актрисе Джастин Люпе.
36 лет актрисе Элизабет Олсен.
36 лет участнице группы Haim Даниэль Хайм.
47 лет актрисе Любови Толкалиной.
48 лет гендиректору ПФКИ Роману Карманову.
51 год актёру Махершале Али.
55 лет певице Ирине Епифановой.
57 лет автору комиксов Уоррену Эллису.
60 лет барабанщику Дэйву Ломбардо.
60 лет юмористке Светлане Рожковой.
61 год кинорежиссёру Оксане Байрак.
64 года экс-гитаристу Энди Тейлору.
67 лет рэперу Айс Ти.
100 лет назад родился Duran Duran композитор Евгений Родыгин (1925-2020).
215 лет назад родился гитарист Николай Макаров (1810-1890).
17 февраля.
Московская премьера драмы «Кончится лето» с Юрой Борисовым состоится в «Октябре».
МГАСО сыграет Бриттена и Шостаковича.
Сериал «Натали и Александр» о любви Пушкина и Гончаровой покажет Первый канал.
Восьмой сезон сериала «Ивановы-Ивановы» покажет СТС.
15 лет певице Милане Стар.
27 лет рэперу Моргенштерну (признан иноагентом в РФ).
33 года стендап-комику Идраку Идрак Мирзализаде.
34 года певцу Эду Ширану.
39 лет актёру и режиссёру Григорию Добрыгину.
40 лет участнице группы «Инь-Ян» Татьяне Богачёвой.
41 год певице Согдиане.
44 года актёру Джозефу Гордону-Левитту.
44 года светской львице Пэрис Хилтон.
45 лет актёру Джейсону Риттеру.
47 лет актёру Евгению Миллеру.
49 лет актёру Рори Киннеру.
49 лет певцу Денису Майданову.
53 года лидеру группы Green Day Билли Джо Армстронгу.
53 года актрисе Светлане Пермяковой.
54 года актрисе Дениз Ричардс.
55 лет актёру Доминику Пёрселлу.
58 лет писателю и режиссёру Евгению Гришковцу.
60 лет кинорежиссёру Майклу Бэю.
62 года баскетболисту Майклу Джордану.
64 года певице Илоне Броневицкой.
68 лет актёру Игорю Бочкину.
71 год актрисе Рене Руссо.
78 лет певцу Вячеславу Малежику.
84 года актрисе Джулии Маккензи.
5 лет назад умер кинорежиссёр Георгий Шенгелая (1937-2020).
85 лет назад родился актёр Джеймс Лоренсон (1940-2024).
18 февраля.
Алсу даст концерт в Доме музыки.
Константин Хабенский и Александр Цыпкин расскажут про «Жил. Был. Дом.».
Ольга Будина встретится с журналистами перед юбилеем.
23 года актёру Марку Эйдельштейну.
24 года актрисе Марии Мацель.
25 лет назад умер барабанщик группы «Кирпичи» Евгений Назаров (1976-2000).
27 лет актрисе Кристине Кучеренко.
29 лет актрисе Зепюр Брутян.
39 лет певице Варваре Визбор.
44 года шоумену Дмитрию Кожоме.
64 года кинорежиссёру Сергею Мокрицкому.
71 год исполнителю шансона Анатолию Полотно.
71 год актёру Джону Траволте.
72 года композитору Аркадию Укупнику.
75 лет актрисе Сибилл Шеперд.
84 года певице Галине Ненашевой.
90 лет назад родился композитор Геннадий Гладков (1935-2023).
92 года художнице Йоко Оно.