Пираты крадут до 1/4 выручки видеоиндустрии США
По оценкам экспертов, ущерб стране от видеопиратства достигает 30 млрд долларов, но куда значительнее урон рынку труда.
Исследование видеопиратства и его влияния на экономику США в 2017 году, совместно подготовленное Торговой палатой США, Центром глобальной инновационной политики и консалтинговой компанией NERA Economic Consulting, было опубликовано в конце июня 2019 года.
Как отмечается в публикации, по состоянию на 2018 год число подписчиков у различных сервисов потокового вещания по всему миру превысило число подписчиков платного телевидения. Пользователи имеют доступ более чем к 500 различным онлайн-порталам, распространяющим легальный контент. Спрос на сериалы, фильмы и телевизионные программы растет, как отмечают авторы исследования, с беспрецедентной скоростью. Для удовлетворения этого спроса в различных творческих и связанных с ними технологических отраслях занято до 2,6 млн человек, которые обеспечивают ежегодный доход отрасли в объеме 229 млрд долларов. Однако по мере распространения легального стриминга растет и цифровое пиратство, поскольку пираты приспосабливаются к использованию новых технологий и изменению поведения пользователей.
Исследование показывает, что более 80% всего потребления пиратского видеоконтента (включая скачивание и онлайн-просмотр) приходится на стриминг. Незаконная потоковая передача видео (фильмов, сериалов, телешоу) уже обошла по популярности BitTorrent и другие технологии, основанные на загрузке файлов пользователями. Кроме того, пиратство обросло полноценной инфраструктурой с пиратскими приложениями и устройствами, позволяющими получать доступ к контенту не только посредством компьютера и смартфона, но и по телевизору.
По оценкам экспертов, пиратство сдерживает экономический рост. Мировое онлайн-пиратство обходится экономике США не менее чем в 29,2 млрд долларов упущенного дохода ежегодно. Цифровое пиратство наносит ущерб бизнесу – как компаниям, производящим контент, так и занятым в технологических сферах, связанных с ним.
Ежегодно около 26,6 млрд нелегальных просмотров приходится на фильмы, а 126,7 млрд – на сериалы, произведенные в США. Это приводит к снижению доходов от продаж на внутреннем рынке на 11–24%, а также к сокращению числа рабочих мест на 230–560 тыс. При этом, как отмечают авторы исследования, значительная доля пиратов находится за пределами США.
Видеопиратство – ключевые цифры, 2017 г.
Урон от пиратства рассчитывался экспертами исходя из трех величин. Это объем пиратства (количество фильмов и сериалов, которое было просмотрено на пиратских ресурсах), степень замещения (сколько фильмов и сериалов было бы приобретено, если бы они были легальны), а также доход на единицу контента (сколько получит индустрия за каждую продажу единицы легального контента).
Замещение пиратского потребления лицензионным высчитывается разными экспертами уже длительное время. Так, в 2014 году исследователи Бред Данахер и Майкл Смит объявили, что закрытие пиратского ресурса Megaupload привело к росту цифровых доходов на 6,5% у крупнейших студий. Позже они и другой аналитик Рахуль Теланг выяснили, что закрытие 53 пиратских сайтов в Великобритании в ноябре 2015 года привело к увеличению количества просмотров видео на легальных ресурсах на 10%.
Многие исследования этого вопроса проводились путем опроса пользователей. Так, исследователи Рафаэль Роб и Джоэль Вальдфогель после опроса студентов Пенсильванского университета заявили, что 80% из них заплатили бы за контент, который смотрели впервые, а 20% – заплатили бы за повторные просмотры. Средневзвешенный коэффициент замещения легальным контентом, по оценкам экспертов, составил 66,7%. Социологическая компания Ipsos вместе с Оксфордским институтом экономической политики в ходе исследования выяснила, что 45% жителей Австралии заплатили бы за легальный контент, если бы у них не было доступа к нелегальной копии. Другие исследования выявляли замещение легальным контентом Европе на уровне 30–40%.
Для составления своего отчета Торговая палата США ограничилась консервативными оценками замещения легальным контентом в 14% для Китая и 34% для Европы.
Видеопиратство с использованием технологии BitTorrent, 2017, млрд просмотров
Объект пиратства | Объем пиратства по географии | Всего | |
Вне США | В США | ||
Кино – всего | 8,9 | 0,4 | 9,4 |
Производство США | 5,0 | 0,3 | 5,3 |
Производство других стран | 3,9 | 0,2 | 4,1 |
Сериалы – всего | 2,8 | 0,2 | 3,0 |
Производство США | 1,9 | 0,1 | 2,1 |
Производство других стран | 0,9 | 0,1 | 0,9 |
Всего | 11,7 | 0,7 | 12,4 |
Примечание: Из-за округления значения не всегда суммируются с итогами
Видеопиратство с использованием стриминга, 2017, млрд просмотров
Объект пиратства | Объем пиратства по географии | Всего | |
Вне США | В США | ||
Кино – всего | 44,7 | 2,2 | 46,9 |
Производство США | 25,1 | 1,4 | 26,6 |
Производство других стран | 19,5 | 0,8 | 20,3 |
Сериалы – всего | 170,6 | 12,8 | 183,4 |
Производство США | 117,9 | 8,8 | 126,7 |
Производство других стран | 52,7 | 4,1 | 56,7 |
Всего | 215,3 | 15,1 | 230,3 |
Примечание: Из-за округления значения не всегда суммируются с итогами
Для оценки средневзвешенной цены просмотра использовались открытые данные. При этом учитывались время, которое потребители тратят на просмотр видео из разных источников, а также средний доход, полученный правообладателем.
Средний доход правообладателей с одного просмотра фильма или эпизода сериала по видам дистрибьюции, 2017
Вид дистрибьюции | Доли видов дистрибьюции в общем времени потребления контента, % | Средний доход с одного просмотра, долл. | Доля продюсера в общих доходах, % | Средний доходпродюсераконтента с одного просмотра, долл. | |||
Кино | Сериалы | Кино | Сериалы | Кино | Сериалы | ||
Кабельное телевидение | 55 | 47 | 7,51 | 2,82 | 54 | 4,02 | 1,51 |
Кинотеатр | 14 | – | 8,97 | – | 53 | 4,75 | – |
Легальный видеосервис (подписка) | 23 | 24 | 0,77 | 0,39 | 54 | 0,41 | 0,21 |
Легальный видеосервис (реклама) | – | 22 | – | 0,17 | 55 | – | 0,09 |
Продажа/аренда физических носителей | 6 | 5 | 6,75 | 0,68 | 67 | 4,50 | 0,45 |
Продажа/аренда цифровой копии | 2 | 2 | 7,92 | 2,07 | 70 | 5,54 | 1,45 |
Всего | 100 | 100 | |||||
Средневзвешенный доход | 6,09 | 1,53 | 3,34 | 0,83 |
Для оценки всего мирового пиратского рынка Торговая палата США умножила показатели уровня пиратства на средние доходы отрасли от фильмов и сериалов. Таким образом, по данным исследования, в 2017 году рынок пиратского цифрового кино составил 285,7 млрд долларов, а пиратских сериалов – 280,5 млрд долларов. Чтобы оценить объем упущенных доходов для правообладателей использовались вышеназванные коэффициенты замещения легальным контентом. Таким образом, потери от мирового цифрового пиратства составили от 40 до 97,1 млрд долларов для киноиндустрии и от 39,3 до 95,4 млрд долларов для телевидения.
Последствия от пиратства фильмов, 2017
География | Всего просмотров пиратских фильмов, млрд | Средний доход с одного просмотра фильма, долл. | Общая оценка пиратского рынка фильмов, млрд долл. | Упущенный доход, млрд долл. | |||||
Для отрасли | Для продюсера | Для отрасли | Для продюсера | Для отрасли | Для продюсера | ||||
Низкий | Высокий | Низкий | Высокий | ||||||
Производство США: | |||||||||
Пиратство вне США | 25,1 | 6,09 | 3,34 | 153,1 | 83,8 | 21,4 | 52,1 | 11,7 | 28,5 |
Пиратство в США | 1,4 | 6,09 | 3,34 | 8,7 | 4,8 | 1,2 | 3,0 | 0,7 | 1,6 |
Всего | 26,6 | 6,09 | 3,34 | 161,9 | 88,6 | 22,7 | 12,4 | 12,4 | 30,1 |
Производство других стран: | |||||||||
Пиратство вне США | 19,5 | 6,09 | 3,34 | 119,1 | 65,2 | 16,7 | 40,5 | 9,1 | 22,2 |
Пиратство в США | 0,8 | 6,09 | 3,34 | 4,8 | 2,6 | 0,7 | 1,6 | 0,4 | 0,9 |
Всего | 20,3 | 6,09 | 3,34 | 123,8 | 67,8 | 17,3 | 42,1 | 9,5 | 23,0 |
Итого | 46,9 | 6,09 | 3,34 | 285,7 | 156,4 | 40,0 | 97,1 | 21,9 | 53,2 |
Примечание: Из-за округления значения не всегда суммируются с итогами
Последствия от пиратства сериалов, 2017
География | Всего просмотров пиратских сериалов, млрд | Средний доход с одного просмотра эпизода, долл. | Общая оценка пиратского рынка сериалов, млрд долл. | Упущенный доход, млрд долл. | |||||
Для отрасли | Для продюсера | Для отрасли | Для продюсера | Для отрасли | Для продюсера | ||||
Низкий | Высокий | Низкий | Высокий | ||||||
Производство США: | |||||||||
Пиратство вне США | 117,9 | 1,53 | 0,83 | 180,3 | 97,8 | 25,2 | 61,3 | 13,7 | 33,3 |
Пиратство в США | 8,8 | 1,53 | 0,83 | 13,4 | 7,3 | 1,9 | 4,6 | 1,0 | 2,5 |
Всего | 126,7 | 1,53 | 0,83 | 193,8 | 105,1 | 27,1 | 65,9 | 14,7 | 35,7 |
Производство других стран: | |||||||||
Пиратство вне США | 52,7 | 1,53 | 0,83 | 80,5 | 43,7 | 11,3 | 27,4 | 6,1 | 14,8 |
Пиратство в США | 4,1 | 1,53 | 0,83 | 6,2 | 3,4 | 0,9 | 2,1 | 0,5 | 1,1 |
Всего | 56,7 | 1,53 | 0,83 | 86,7 | 47,0 | 12,1 | 29,5 | 6,6 | 16,0 |
Итого | 183,4 | 1,53 | 0,83 | 280,5 | 152,1 | 95,4 | 95,4 | 21,3 | 51,7 |
Примечание: Из-за округления значения не всегда суммируются с итогами
Для оценки влияния пиратства на экономику США авторы исследования использовали макроэкономическую модель IMPLAN. При этом они подчеркивают негативное влияние пиратства на экономику по следующим причинам. Пользователи за пределами США, потребляя нелицензионный контент, тратят сэкономленные деньги, как правило, не на товары и услуги из США. При этом потери доходов американскими компаниями из-за пиратства в других странах не влияют на количество контента, которое в эти страны поставляется.
В то же время из-за пиратства в самих Штатах страдают не только продюсеры, но и распространители контента – кинотеатры, кабельные компании, производители дисков, операторы связи и розничные магазины электроники, а также дистрибьюторы. Однако сэкономленные средства пользователи тратят на другие товары и услуги производства США, что потенциально может компенсировать вред экономике страны.
В моделировании не учитывается пиратство контента, произведенного вне США, поскольку оно не оказывает существенного влияния на экономику страны.
Потери от пиратства фильмов, 2017, млрд долл.
География | Стоимость пиратского контента | Потери доходов для американской экономики | ||
Производство | Распространение | Всего | ||
Производство США | ||||
Пиратство вне США | 153,1 | от -11,7 до -28,5 | – | от -11,7 до -28,5 |
Пиратство в США | 8,7 | от -0,7 до -1,6 | от -0,6 до -1,3 | от -1,2 до -3,0 |
Всего | 161,9 | от -12,4 до -30,1 | от -0,6 до -1,3 | от -13,0 до -31,5 |
Производство других стран | ||||
Пиратство вне США | – | – | – | – |
Пиратство в США | 4,8 | – | от -0,3 до -0,7 | от -0,3 до -0,7 |
Всего | 4,8 | – | от -0,3 до -0,7 | от -0,3 до -0,7 |
Итого | 166,6 | от -12,4 до -30,1 | от -0,9 до -2,1 | от -13,3 до -32,2 |
Примечание: Из-за округления значения не всегда суммируются с итогами
Потери доходов от пиратства сериалов, 2017, млрд долл.
География | Стоимость пиратского контента | Потери доходов для американской экономики | ||
Производство | Распространение | Всего | ||
Производство США | ||||
Пиратство вне США | 180,3 | от -13,7 до 33,3 | – | от -13,7 до -33,3 |
Пиратство в США | 13,4 | от -1,0 до -2,5 | от -0,9 до -2,1 | от -1,9 до -4,6 |
Всего | 193,8 | от -14,7 до -35,7 | от -0,9 до -2,1 | от -15,6 до -37,8 |
Производство других стран | ||||
Пиратство вне США | – | – | – | – |
Пиратство в США | 6,2 | - | от -0,4 до -1,0 | от -0,4 до -1,0 |
Всего | 6,2 | - | от -0,4 до -1,0 | от -0,4 до -1,0 |
Итого | 200,0 | от -14,7 до -35,7 | от -1,3 до -3,1 | от -16,0 до -38,8 |
Примечание: Из-за округления значения не всегда суммируются с итогами
Таким образом, суммарно видеопиратство снижает доходы для производственных и дистрибьюторских компаний на 29,2–71 млрд долларов в год. Учитывая общую выручку этой индустрии (229 млрд долларов), они теряют из-за пиратства 11–24% от своих доходов.
Однако с точки зрения рабочих мест ущерб от пиратства значительно выше. Так, в 2017 году в сфере производства и легального распространения видеоконтента были заняты 927 тыс. человек, а общая занятость (включая связанные технологические отрасли – около 2,6 млн человек). Потери рабочих мест из-за пиратства эксперты оценили в 230–560 тыс., что является уже более существенной долей – 25–60%.
По материалам исследования Impacts of Digital Video Piracy on the U.S. Economy
Павел Соломатин, InterMedia
Юра Борисов не ждет предложений из Голливуда
Претендент на «Оскар» за роль в фильме «Анора», один из самых популярных сегодня российских актеров Юра Борисов за одно утро побывал на трех радиостанциях ГПМ Радио – «Авторадио», Energy и «Детское радио».
Актер уложился в один час, торопился отвезти детей в школу.
- У нас волшебные коридоры, можно успеть везде, – заявили ведущие драйв-шоу «Поехали» на «Авторадио», встречая в студии первого в истории российского актера, номинированного на премию «Оскар».
Юра Борисов признался Ивану Броневому и Денису Курочкину, что еще не пережил эмоционально эту историю – список номинантов на «Оскар» был оглашен только 23 января.
- Спасибо всем огромное за поддержку! Всем людям, кто пишет мне лично или пишет про меня. Я очень вам благодарен. Мне пока сложно что-то в моменте почувствовать. Наверное, это придет позже. Но я очень рад, – сказал Борисов.
Актер не испытывает какого-то особого торжества или чувства превосходства, наоборот, иногда ему хочется где-то спрятаться и переждать, пока пройдет волна.
- Да нет, слушайте, я думаю, что это все какая-то удача, и не очень считаю, что это мое,– откровенно рассказал Юра Борисов.
Предложений из Голливуда или от известных российских режиссеров он тоже не ждет:
- Как будет, так будет. Я как-то не думаю об этом сейчас.
Ведущие шоу «Joyстики» на Energy, где также в это утро побывал номинант, в шутку сравнили его с Золушкой.
- Туфелька подошла, – согласился Юра Борисов. – Но Золушка, когда она бежала, мне кажется, не осознавала себя в этот момент кем-то особенным и не думала про туфельку. Не знаю, время пройдет, посмотрим, сравним.
Роман и Богдан расспросили актера про нашумевшее видео с ним и Анджелиной Джоли. На «Золотом глобусе» Анджелина сама подошла его поприветствовать.
- Это моя давняя знакомая, мы не могли не поздороваться, и давно не виделись, – скромно ответил Юра ведущим шоу.
С Анджелиной Борисов общался и в сентябре на кинофестивале в Торонто.
То, что он засветился в этом году на мировых кинопремиях, может повлиять на карьеру, а может, и нет, пока сложно сказать, считает актер. Думает он сейчас о другом – 14 февраля выходит фильм «Пророк» с ним в роли Пушкина.
- Его надо тоже подготовить к выпуску, у нас премьера скоро, а дальше все остальное. Приходите, жду вас на фильме «Пророк», – пригласил Юра Борисов. И пообещал в следующий раз прийти на радио уже с «Оскаром».
Сразу после эфира актер повез дочек Акулину и Марфу в школу. Девочки уезжали счастливыми – исполнилась их мечта побывать на «Детском радио». Вместе с папой они стали гостями шоу «Утро с Веснушкой и Кипятошей».
Рассел Кроу сыграет владельца клуба в боевике «Страна медведей»
Съемки боевика «Страна медведей» (Bear Country) с Расселом Кроу начнутся в феврале 2025 года в австралийском штате Квинсленд. Об этом сообщает Deadline со ссылкой на местное государственное киноагентство Screen Queensland.
Фильм будет снят по роману Томаса Перри «Strip» режиссерами и сценаристами Дерриком Борте («Неистовый») и Дэниэлом Форте (вместе с Борте он работал над боевиком «Опасная авантюра»).
Он рассказывает о грозном владельце клуба в Лос-Анджелесе Манко Капаке (Кроу), который мечтает продать развлекательное заведение и уехать в закат вместе со своей любимой девушкой. Но когда Капака грабит вооруженный человек в маске, приходится отложить мечту и разбираться с грабителем.
В этом фильме Кроу возвращается в Квинсленд, где он ранее работал вместе с Лиамом Хемсвортом на съемках боевика режиссера Уильюяма Юбэнка «Территория зла» в 2022 году.
Мира Сорвино и Лиза Кудроу снимутся в продолжении комедии «Роми и Мишель на встрече выпускников»
Лиза Кудроу и Мира Сорвино могут сыграть в сиквеле фильма «Роми и Мишель на встрече выпускников». Как сообщает Hollywood Reporter, переговоры с актрисами находятся на финальной стадии.
«ИнтерМедиа» напоминает, что комедия режиссера Дэвида Миркина рассказывала о лучших подругах Роми (Сорвино) и Мишель (Кудроу), которые спустя десять лет после окончания школы получают приглашение на встречу выпускников. Роми и Мишель собираются пойти, но осознают, что им нечем похвастаться перед бывшими одноклассниками. Несмотря на привлекательную внешность, подругам не удалось выгодно выйти замуж, даже завести богатых любовников, а средние умственные способности не позволили им сделать карьеру. Тогда девушки придумывают себе «легенду»: в назначенный день они берут напрокат дорогой автомобиль, надевают деловые костюмы, в качестве бизнес-аксессуаров прихватывают мобильные телефоны и в образе крутых деловых леди являются на встречу выпускников, где планируют произвести настоящий фурор. Одна из прошлых соперниц Роми и Мишель без труда раскрывает их тайну, но нет худа без добра, подруги, несмотря на разоблачение, находят свое счастье...
Фильм вышел в 1997 году и заработал в прокате всего 29 миллионов долларов, но впоследствии стал популярным и практически культовым. Сценарий сиквела напишет автор оригинального фильма Робин Шифф, а режиссерское кресло займет Тим Федерле («Классный мюзикл: Мюзикл» и другие проекты телеканала и видеосервиса Disney), продюсерами снова станут Лоуренс Марк и Барри Кемп. Съемки должны начаться в Лос-Анджелесе в июне 2025 года. Производством займется 20th Century Studios.