Светлана Сурганова: «Считаю, что всегда надо прощать»
ОБ ОТЛИЧИИ АУДИТОРИИ ОТ ПУБЛИКИ 90-Х
— В первую очередь — количеством! Если вспоминать 90-е годы и акустические выступления на таких площадках, как клуб «Чаплин» или Лекторий питерского зоопарка, то наш зритель — это 20-30, в лучшем случае 50 человек, и почти каждого из них мы знали в лицо и по имени. В последние же годы для нас перестали быть редкостью тысячные залы: в Москве наш коллектив неоднократно собирал «Крокус», в Питере — БКЗ. Публика стала, конечно, намного разнообразнее! Раньше наша известность почти не выходила за пределы питерской полуандеграундной-полуинтеллигентной тусовки, а теперь на наши концерты приходят и те, кто впервые услышал нас, допустим, на фестивале «Нашествие», и, наоборот, зрители телевизионных шоу «Субботний вечер» и «Вечерний Ургант». Родители с детьми, студенты, бабушки и дедушки из самых разных городов от Калининграда до Владивостока. Тем не менее хочется думать, что их, как и прежде, объединяют некие общие черты: способность думать, чувствовать, понимать поэзию, ценить качественную живую музыку.
О СТРАХЕ АВИАПЕРЕЛЕТОВ
— Раньше я боялась летать на самолетах, можно сказать, что это была настоящая фобия. Для гастролей, даже в какие-то отдаленные регионы, выбирала такие способы передвижения, как поезд или автобус. Но со временем пришлось этот страх все же преодолеть, хотя бы просто для удобства группы в целом. Не могу же я из-за своих страхов на сутки задерживать перемещение коллектива, когда преодолеть большое расстояние можно за пару часов!
О РАЙДЕРЕ ГРУППЫ
— Бытовой райдер у нашей группы, пожалуй, один из самых скромных среди отечественных музыкантов. Никаких лимузинов к подъезду и коллекционных вин в гримерку. Включаем в запросы только самое необходимое. Из каких-то уникальных особенностей — безглютеновые хлебцы и детское питание определенной марки: оно идеально соответствует требованиям моей диеты. С техническим райдером все гораздо сложнее: поскольку мы выступаем только «живьем», и на сцене находится большое количество музыкантов (например, в недавнем юбилейном туре — это 12-17 человек), требуется достаточно сложное и мощное звуковое оборудование, предоставить которое могут не все площадки.
О ВОССТАНОВЛЕНИИ СИЛ
— Восстанавливать силы и вообще держать себя в тонусе, находясь и на гастролях, и дома, и на отдыхе, вот уже много лет мне помогает гимнастика по Питеру Келдеру: комплекс несложных упражнений, доступный каждому, независимо от возраста, физической подготовки, не требующий каких-то дорогостоящих тренажеров или специального оборудования, но обладающий при этом уникальным омолаживающим и оздоровительным эффектом. Если есть возможность, можно взбодриться походом в бассейн или поиграть в настольный теннис. И главное, конечно, успеть хорошо выспаться перед концертом!
О СВОБОДНОМ ВРЕМЕНИ
— Не так много бывает свободного времени, постоянно возникают какие-то новые идеи и проекты, которые не всегда удается в срок осуществить... Но в какие-то моменты между гастрольными поездками и работой в студии стараюсь читать — для этого была создана и постоянно пополняется домашняя библиотека, слушать аудиокниги, лекции каких-то интересных людей, ученых, врачей, психологов. В последнее время удается один-два раза в год выезжать в какие-нибудь незнакомые экзотические места — в дальние страны, на острова, знакомиться с неведомыми цивилизациями. Хотя все возможности для активного отдыха есть и дома: футбольная площадка, теннисный корт.
О ПРОЩЕНИИ
— Считаю, что всегда надо прощать, не копить в себе обиды. Постепенно удается этому научиться. Помогает способность поставить себя на место другого человека, попытаться понять — почему он так поступил, что его заставило совершить что-то обидное. Не прощаю тех, кто по-свински себя ведет по отношению к природе: оставляет хлам на набережных, на лесных полянках, куда люди приходят отдыхать. Мы не раз с друзьями устраивали импровизированные субботники, собирая мусор вдоль берегов рек, в зонах отдыха... Приятно видеть, что сейчас эта тема становится все более популярной, уже и целые международные движения возникли для тех, кто неравнодушен к чистоте среды обитания.
О НАЧАЛЕ ЛЮБВИ К МУЗЫКЕ
— Музыка — а точнее, скрипка, пришла в мою жизнь очень рано, в шесть лет. То есть, еще никакого влияния улицы, двора, одноклассников я, как исключительно домашний ребенок, не испытывала. Скрипочку — очень маленькую, специальную детскую «четвертушку» — полюбила с первого дня, не хотела с ней расставаться, даже укладывала с собой спать, как куклу. Она мне на самом деле очень помогла в эмоциональном и интеллектуальном развитии. Потому что, как ребенок, проведший первые три года жизни в детском доме, я немного отставала в развитии, поздно научилась читать, в первые годы были проблемы с обучением в школе... Скрипка, развивающая память, слух, мелкую моторику, дала мне возможность развиваться, умнеть, догонять ровесников. А уже в более старшем возрасте, около 14 лет, удалось освоить еще и гитару — и вот это уже стало поводом показать себя среди одноклассников. Выступления на каких-то школьных праздниках и КВНах, первые собственные песни, даже первая самодеятельная группа «Камертон», которую мы создали с девочками-одноклассницами... Так что и в плане общения музыка оказала исключительно позитивное воздействие.
О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
— Благотворительность, несомненно, является одной из значимых сфер нашей деятельности. Есть несколько организаций, фондов, с которыми наш коллектив сотрудничает не первый год — не только в плане материальной поддержки, но и более деятельным участием: в фестивале «Один день» фонда AdVita, в футбольном турнире «Ловкий мяч» фонда «Шаг навстречу», каких-то иных акциях и мероприятиях в защиту детей, животных, окружающей природы. А вообще вкладывать предпочитаю в творческое развитие, в музыкальные новшества. Например, в прошлом юбилейном году мы наконец-то в полной мере воплотили в жизнь свое «оркестровое» начало: я это называю «Сурганова и таки-Оркестр»! На больших концертах в Москве и Петербурге мы выходили на сцену вместе с эстрадно-симфоническим оркестром — а это более 60 человек! В каждом городе, где проходили гастроли юбилейного тура, мы приглашали к сотрудничеству местных музыкантов-струнников. Еще одно мое серьезное вложение последнего времени: готовится к открытию наше собственное арт-пространство в центре Петербурга под названием «Пушкин рядом». Около двух лет ушло на реставрацию помещения в историческом здании, его техническое оснащение… В итоге это арт-пространство должно стать и студией звукозаписи, и сценой для камерных выступлений, и местом для творческих экспериментов наших друзей-музыкантов. А сейчас мы работаем над новым музыкальным материалом — пишемся в студии, готовим концертную программу... Планируем представить его слушателям уже этой осенью. Так что на сегодняшний день все ресурсы, как материальные, так и творческие сконцентрированы на этой цели.
О СУДЬБОНОСНОЙ ПЕСНЕ
— Когда-то на заре существования «Сургановой и оркестра» мы выбирали песню, которая должна была первой прозвучать в «Чартовой дюжине» «Нашего радио». Познакомить широкого слушателя с нашим творчеством. К большому моему удивлению, выбор программного директора радиостанции пал на одну из самых печальных и меланхоличных песен нашего первого альбома — «Больно», написанную еще в 1991 году. Эта песня стала нашей «визитной карточкой», ее судьба в хит-параде сложилась очень удачно, почти месяц на первом месте... Так что, можно сказать, она действительно стала судьбоносной и проложила дорогу для многих других наших композиций, хотя и по своему настроению была не самой типичной в дебютном альбоме.
(Светлана Комарова, «Стархит», 20.07.2019)
Фото: инстаграм Светланы Сургановой
Бонни Тайлер отпраздновала Новый год клипом
Премьера сингла и клипа Бонни Тайлер «Yes I Can» состоялась 1 января 2025 года. Песню написали Билл Дилуиджи и Ханна Макнил, снял видео режиссер Люк Уэйд. Этой новинкой 73-летняя валлийская певица поздравила своих поклонников с Новым годом.
Обзор: «Ей запрещали романы, а братки хотели убить | Лариса Черникова – «Влюблённый самолёт» | «Хит Сториз»
2024, «Муз шоу».
Сначала Лариса Черникова хотела посвятить песню своему бойфренду, которого звали Вова. Однако к Вове не удалось подобрать залипательную рифму – выходило что-то вроде «я люблю тебя, Вова, что ж ты смотришь так сурово», а это совершенно не соответствовало настроению произведения. Так в текст появился Дима и строчка «что мне так необходимо»: блестящая рифма «Дима – необходимо» стала поводом для шуток на несколько лет, а припев, как выяснилось, запомнился навсегда.
В выпуске «Хит Сториз» про «Влюблённый самолёт» многое пропущено – так, не упомянут продюсер Ларисы Черниковой Сергей Обухов, который работал с ней до Александра Толмацкого, а также не звучат имена снимавшихся в клипе участников одесской комик-труппы «Маски-шоу» Бориса Барского и Владимира Комарова. Зато рассказано, что гонорар актёрам Лариса заплатила сама – Толмацкий заявил, что у него нет на это бюджета. Но без Толмацкого клипа вообще бы не было: именно продюсер расслышал в песне хитовый потенциал и настоял на её экранизации.
Имел ли какое-то отношение к песне футболист Дмитрий Аленичев, на что активно намекала светская пресса? В выпуске Лариса Черникова рассказала о многочисленных Димах, которые окружали её по жизни, однако в момент выхода «Влюблённого самолёта» с Аленичевым они знакомы не были. Правда, осенью 1997 года друзья футболиста пригласили Черникову выступить на дне рождения Дмитрия. Там они и познакомились. Летом следующего года Аленичев уехал играть в «Рому», и отношения закончились. Ещё через несколько лет Лариса вышла замуж за американца, ушла со сцены и поселилась у мужа на ферме. У неё в жизни вообще было много удивительных поворотов, по которым можно снять сериал, а не только выпуск «Хит Сториз».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Рецензия на сингл дуэта «5утра» «Снег»: Новогодний позитив без штампов
2024, HS Music.
Оценка: 8 из 10.
Выходящая в последнюю неделю декабря песня про «Снег» - явно новогоднее произведение. Каждый поп-артист должен иметь в ассортименте собственную новогоднюю композицию, и не так давно прославившийся семейный дуэт «5утра» не стал каким-то исключением. У Анны и Никиты Беляковых теперь тоже есть новогодняя песня. Правда, в ней не упоминается Новый год, и намекают на него только снег и декабрь, но это даже хорошо. Потому что «типовая» новогодняя песня непременно включает набор одних и тех же образов, которые не просто уже поднадоели, но ещё и диктуют определённую манеру исполнения – это требуется петь с глуповатой умильной улыбкой на лице. Неудивительно, что среди штампованных позитивных песен про Новый год в последнее время мало что запомнилось.
«Снег» от «5утра» выгодно отличается от «типовых» композиций отсутствием навязчивой новогодней атрибутики, а также тем, что для подпевания не требуется «надевать» глупую улыбку. Более того, «5утра», съевшие собаку на исполнении счастливых позитивных песен, здесь будто из чувства противоречия используют быстрый темп и танцевальный ритм. В качестве авторов музыки значатся четыре человека; не знаю, как они распределяли между собой обязанности, но результат получился вполне внятным и запоминающимся. Голос Анны Беляковой вы сразу узнаете, но солистка выступает здесь в непривычном танцевальном амплуа – оказывается, её вокал подходит не только для нежных песен о любви. Речитатив Никиты Белякова чуть сбивает этот темп и настроение – зато доказывает поклонникам, что «5утра» не планирует далеко отходить от привычного стиля.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»