Рецензия: «Алиса» - «Посолонь»
2019, «Алиса»
Оценка: 7 из 10.
В конце 80-х в список главных групп русского рока любители жанра включали (в алфавитном порядке) «Аквариум», «Алиса», «ДДТ», «Кино», «Машина времени», «Наутилус Помпилиус» и «Телевизор». Спустя тридцать лет присутствие в этом перечне группы «Телевизор» вызывает недоумение, остальные либо распались и стали легендами, либо нашли себя в новом времени, а вот статус группы «Алиса» изменился наиболее неожиданным образом. По степени присутствия в медиа Константин Кинчев и Ко не сильно превосходят тот же «Телевизор»: «Алиса» вполне подходит под определение «культового» коллектива - интервью в основном в специализированных изданиях, независимый менеджмент, костяк верных поклонников, которых не волнует встроенность кумиров в индустрию. Причём в случае «Алисы» количество фэнов позволяет группе бить краудфандинговые рекорды: «Посолонь» собрала на «Планете.ру» более 17 миллионов рублей. «Армия Алисы» по-прежнему в силе, только теперь она не громит вагоны метро, а отлично финансирует творчество Кинчева.
Это позволяет Константину Евгеньевичу не подстраиваться под модные форматы, а глубоко разрабатывать волнующие его темы. 15-песенный альбом «Посолонь» оказался самым продолжительным из номерных дисков «Алисы» (полтора часа). Пластинку можно было бы назвать концептуальной, но по сути не менее концептуальными были несколько предыдущих работ. Все они объединены велеречивыми религиозно-философскими текстами, хард-роковыми аранжировками и привязанностью Кинчева к своей авторской и исполнительской манере. «Впрочем, ничего нового», - мог бы сказать про «Посолонь» попавший в мемы известный телеведущий, хотя кое-что новое всё-таки было. Полтора года назад из «Алисы» ушёл гитарист Игорь Романов, которого заменил Павел Зелицкий. На общей канве звучания это никак не сказалось, но можно заметить, что гитарные партии записаны, скажем так, с бОльшим энтузиазмом: молодой музыкант пытается добавить азарта в привычные методы группы. Иногда ему это удаётся, однако мало кто будет слушать альбом ради нового гитариста. Слушать будут ради поисков развёрнутого ответа, что такое «посолонь» (устаревшее наречие, означающее движение по Солнцу - в этом направлении православные идут во время Крестного хода), ради критики «когалымского улуса» и иноверцев, ради развесистых квазифольклорных образов, ради энергичных рок-боевиков. Миллионы, выложенные на софинансирование альбома, чётко показывают, что поклонники вполне удовлетворены выбранными Кинчевым музыкальным и смысловым направлениями. Лидер «Алисы» вряд ли хотел бы его менять, и счастье для артиста, когда с ним согласно такое количество людей. Те же, кому не близки тяжеловесные творческие и мировоззренческие изыскания, могут ограничиться двумя песнями - чеканной «Путь держим на Север» и задумчиво-лирической «Сверх»: благодаря им вспоминаются те времена, когда «Алису» с интересом слушали не только фанаты.
Алексей Мажаев, InterMedia
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»