Рецензия: Маша Хима - «Blackwork»
2019, «Союз Мьюзик»
Оценка: 4 из 10.
Предыдущие альбомы Маши Химы (Masha Hima) на стриминговых сервисах попадали в стилистическую категорию «русский рэп». Одна из пластинок даже называлась «Сборник любовных диссов» и почти полностью состояла из проклятий по адресу бывшего парня и его тупой тёлки. Маша пыталась быть язвительной, но то и дело неприятно срывалась на мат и истерику. В принципе, то же самое в своих текстах делают многие юноши-рэперы - и даже добиваются успеха (правда, как показывает практика, ненадолго). В мужском «чемпионате по рэпу» эпатаж порой выводит на первое место, но занять такое же в турнире среди женщин Маше Химе не удалось: почему-то лексику пьяных разборок в дамском исполнении аудитория слушать не захотела. Может, артистка старалась показать реальный язык рассерженных девушек, не разбирающих выражений, но слушателю было некомфортно к этому прикасаться: рэп-сенсации не получилось.
Новый альбом Маши «Blackwork» Яндекс.Музыка отнесла уже не к рэпу, а к «альтернативе». Правильнее было назвать это «инди-альтернативой», но такой категории на портале нет. Никак не изменив смысловую направленность своих песен, артистка облекла их в новую музыкальную оболочку. Теперь свои матерные «диссы» на негодных, созданных из сплошных недостатков мужчин Маша не начитывает, а как бы поёт - максимально несимпатичным голосом, с ведьминскими завываниями под «потусторонние» аранжировки, мечущиеся между этникой и индастриалом. Тексты шокируют, но не для того, чтобы слушатель о чём-то задумался и постарался стать лучше; вместо этого публику погружают в какую-то мерзкую атмосферу, где нет любви, а есть только сексуальное насилие, и где физиологическая откровенность лирической героини кажется патологией. Маша Хима на альбоме часто поёт от лица «шлюхи-шалавы», так что работу можно считать концептуальной - болезненно-возбуждённое исполнение вполне соответствует и музыке, и тематике, и текстам. «Не сегодня», «Абьюзер», «Никем для тебя» - в меру любопытные зрители могут ограничиться этими треками, чтобы оценить свои эмоциональные силы и решить, выключить ли альбом сразу или терпеть до конца, всё глубже погружаясь в ад внутреннего мира лирической героини.
Но даже если согласиться с тем, что на такие темы надо говорить, и не обязательно литературным языком, есть одно важнейшее условие: рассказчик должен быть талантливым. Тогда даже шокирующие тексты могут со временем стать классикой. А этот альбом идёт на дно под тяжестью неоправданной грубости песен, которую не получается компенсировать даже нарочито экспериментальными аранжировками.
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Почему «Сектор Газа» — это не колхоз, а модно?»
2024, «Лазерный диск».
Когда Олег Кармунин называет диски «Сектора Газа» музыкой «для бедноты из посёлков городского типа», мне сразу вспоминается гараж у Макса в недальнем Подмосковье: именно там происходило моё более пристальное, чем хотелось бы, знакомство с песнями Юрия Клинских. Местные пацаны при этом чуть ли не со слезой слушали «Лирику» и особенно «Я взял вину на себя». Понятно было, что мы имеем дело с культурным феноменом, но воспринимать в таком количестве песни про грязные носки, сельский туалет, венерические заболевания, опарышей и самогон было тяжёлым испытанием для того, кто вырос на Рихтере (зачёркнуто) и Pink Floyd. Боюсь, это противоречивое отношение к «Сектору Газа» мне уже не изжить, сколько бы сериалов ни сняли про Юру Хоя.
Тем не менее в этом выпуске «Лазерного диска» ведущий сохранил довольно правильный баланс. Кармунин не торопится превозносить таланты самородка из Воронежа, постоянно напоминая про «низовую культуру», «вершину низкого стиля», пошлость и «мелкотемье» «Сектора Газа». Вместе с тем он подчёркивает и сильные стороны Хоя, который пел на том же языке, на котором разговаривал с друзьями-провинциалами. Олег упоминает роль компании Gala Records в популяризации записей «Сектора Газа» (да и организации записей), а также лёгкое отношение Юрия Клинских к заимствованию чужих мелодий. Кстати, обратите внимание на то, что среди «референсов» его творчества есть не только очевидные хиты (часть которых были остроумно спародированы в рок-опере про Кощея), но и довольно редкие и малоизвестные в России артисты.
Кроме того, во «Вселенной «Сектора Газа» бытовые и «низовые» моменты легко совмещались со сказочными обстоятельствами и монструозными персонажами, и в этом смысле Хой заметно повлиял на, например, группу «Король и шут». А главный вывод выпуска заключается в том, что «Сектор Газа» талантливо, смачно и без стеснения описывал ту самую «немытую Россию», которую люди с хорошим вкусом старались не замечать. Любопытно, что к концу 90-х Юрий написал несколько более «гражданственных», скажем так, произведений – и кто бы мог подумать, что четверть века спустя «Демобилизация» и «Пора домой» станут восприниматься как песни протеста?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.