Рецензия: OQJAV - «Кегельбан»
2019, «Студия Союз»
Оценка: 7,5 из 10.
Чем OQJAV отличается от большинства других в меру модных инди-проектов - так это тем, что, приступая к прослушиванию любой их новой работы, ты не знаешь, какими они предстанут. Это может оказаться унылейший сборник, а может - душевный альбом с парочкой настоящих хитов или концептуальный сингл в другом жанре. Собственно, когда Вадим Королёв и OQJAV предстают в своей «унылой» ипостаси, ваш рецензент старается этого не заметить и пройти мимо, ибо рецензия могла бы состоять из фразы «впрочем, ничего нового». Как вы догадываетесь, мини-альбом «Кегельбан» заслужил более пристального разбора.
В эту пластинку вошли «псевдоретро-песни», которые Королёв сочиняет, когда в нём «переворачиваются кометы советского прошлого». Они появились в разное время и в каком-то виде были известны поклонникам, исполняясь на концертах или входя в альбомы в других версиях. Теперь они сложились в цикл - песен на диске всего пять, зато они все объединены стилистикой 60-х годов. Обложка же отсылает к 80-м: мужская фигура несёт крест, собранный из гигантской головоломки «змейка Рубика»; в отличие от её брата-кубика, змейка была не столь популярной, поэтому смысл композиции поймут не все.
Песню «Кегельбан» OQJAV записали с певицей Анастасией Великородной: «оттепельная» эстетика контрастирует с полным современных реалий текстом. В стихах даже объясняется, что кегельбан сейчас нам более известен под названием боулинг, и этот приём напоминает творческий метод группы «Биртман», в стилистике 70-х поющей про лайки и айфоны. Но где у «Биртмана» разнузданный кабак, там у OQJAV меланхоличные улыбки; возможно, Вадим Королёв вдохновлялся не только Вертинским, Утёсовым и Хилем, но и настоящим московским ансамблем «Мегаполис».
При этом, если в дуэтном «Кегельбане» есть какая-то нарочитая театральность, то песню «Сложный выбор» не назовёшь даже стилизацией под 60-е: она словно вышла из чёрно-белого фильма, где под неё мог бы идти по широкому проспекту герой с открытым лицом. У героя есть в кармане фига, однако даже строчки «смотрим старое кино, а потом ещё одно, а потом про зомби, чтобы был баланс» или «утони в бутылке водки, в плеере Сергей Сироткин» он пропевает с такой шестидесятнической достоверностью, что никто не заподозрит в нём засланца из XXI века. С той же милой и доброй интонацией Вадим исполняет следующую песню «На размер больше»: она записывалась для фильма «Я худею», но в картину композиция не попала, так как, несмотря на попытки соответствовать сюжету, текст уводит зрителя в какую-то непонятную степь - странную, но вполне очаровательную.
В «Якорях», входивших в альбом «Марта» в акапелльной версии, теперь есть музыкальное сопровождение, тоже немного нарочитое и напоминающее произведение тапёра, обычно озвучивающего утреннюю гимнастику по радио, но на этот раз пустившегося в импровизационные тяжкие. В финальном «Портвейне» OQJAV решил добавить к ретро-улыбчивости фортепианного драматизма, отчего хрупкая конструкция безмятежного альбома серьёзно пошатнулась.
Алексей Мажаев, InterMedia
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»