Рецензия на фильм Андрея Кончаловского «Грех»: И каррарский мрамор не стал бы смотреть тебе вслед
Оценка: 8 из 10
Историческая драма «Грех» выйдет в российский прокат 14 ноября 2019 года. Режиссёр: Андрей Кончаловский. В ролях: Альберто Тестоне, Юлия Высоцкая и др.
Италия, приблизительно 1513 год. Скульптор Микеланджело Буанаротти совершенно измучен непомерными тратами своей семьи, никак не дающимся ему заказом на роспись Сикстинской капеллы и постоянным соперничеством с насмешливым и внешне более благополучным Рафаэлем Санти. Окружающие считают художника чудаком и оборванцем, а он клянет на чём свет стоит недружелюбную к нему Флоренцию, пьёт с утра пораньше дрянное вино и порою видит ангелов.
Папа Юлий II из семейства делла Ровере считает творчество постоянно сомневающегося в себе Микеладжело божественным и даёт скульптору заказ на сооружение своей будущей гробницы. Едва дело начинает спориться, как понтифик умирает, и этим моментом умело пользуются представители извечно враждующего с делла Ровере клана Медичи. От соперников своего заказчика художник получает новую работу и сам не замечает, как оказывается меж двух огней.
Складывается ощущение, что Андрей Кончаловский задумал воплотить в кино замысел, аналогичный «Божественной комедии» Данте Алигьере, только переставил местами главы. Режиссёр начал с «Рая», где довольно убедительно показал условия попадания в небесную обитель. Теперь настал черед «Ада» как царства вечной смерти и греха.
Для Италии XVI века Кончаловский подбирает воистину босхианские краски: на столбах запросто болтаются повешенные, по земле валяются отрубленные головы, а купающиеся в роскоши маркизы, тем не менее, выглядят так, как будто гниют заживо. Над всем этим действительно реет «тень Данте с профилем орлиным», поисками которой напряжённо занят Микеланджело все 134 минуты экранного времени.
«Грех» неправильно было бы считать типичной биографической драмой, хотя период жизни художника с 1513 по 1519 года показан довольно достоверно. Главным героем фильма, по мнению его создателя, оказывается отнюдь не Микеланджело, а… каррарский мрамор (см. также официальный постер ленты). Недаром «Грех» изначально должен был называться «Сны мрамора».
Мрамор в фильме символизирует и демонический порок, и божественную чистоту. Когда ты объявляешь греху войну и пытаешься сдвинуть его с места, то он неминуемо попытается похоронить под собою и тебя, и твоих близких. А когда начинаешь восхождение к совершенству, обязательно на пути возникнут препятствия, аналогичные описанным Борисом Гребенщиковым в песне «Каменный уголь»: «Если б каменный уголь умел говорить, он не стал бы вести беседы с тобой. И каррарский мрамор не стал бы смотреть тебе вслед».
В чем состоит грех самого Микеланджело, каждый зритель должен ответить по-своему. Разные люди на протяжении всего фильма тычут ему в лицо обвинениями в непочтении к родителям, алчности и гордыне, но есть ощущение, что все эти инсинуации – не более чем саморазоблачения. А вина художника является общей болезнью всей эпохи Возрождения: «Бесконечное в рабстве у конечного – вот единственный грех против Духа Святого» (протоирей Игорь Цветков о работах Рафаэля).
Денис Ступников, InterMedia
Юра Борисов претендует на две награды Гильдии актеров США
Номинанты на премию Гильдии актером Америки (SAG Awards) были объявлены 8 января 2024 года. Из-за пожаров в Лос-Анджелесе было принято решение заменить живое объявление в телеэфире и на YouTube выпуском пресс-релиза.
Лидером по числу номинаций в кинокатегориях стал мюзикл «Злая: Сказка о ведьме Запада» (пять упоминаний), за ним следует байопик Боба Дилана «Никому не известный» (четыре упоминаний) и «Анора» и «Эмилия Перес» (по три номинации).
На премию за главную мужскую роль претендуют Эдриан Броуди («Бруталист»), Тимоти Шаламе («Никому не известный»), Дэниэл Крэйг («Квир»), Колман Доминго («Синг-Синг») и Рэйф Файнс («Конклав»), главную женскую - Памела Андерсон («Шоугерл»), Синтия Эриво («Злая: Сказка о ведьме Запада»), Карла София Гаскон («Эмилия Перес»), Майки Мэдисон («Анора») и Деми Мур («Субстанция»).
Российский актер Юра Борисов номинирован на премию в категории «лучшая мужская роль второго плана». Его конкурентами являются Джонатан Бэйли («Злая: Сказка о ведьме Запада»), Эдвард Нортон («Никому не известный»), Джереми Стронг («Ученик. Восхождение Трампа») и Киран Калкин («Настоящая боль»). Борисов также претендует на призы в номинации «лучший актерский состав» вместе со своими коллегами по «Аноре» – Марком Эйдельштейном, Майки Мэдисон, Кареном Карагуляном, Ваче Товмасяном и Алексеем Серебряковым.
В телевизионных номинациях фигурируют «Бриджертоны», «День Шакала», «Дипломат», «Сёгун» и «Медленные лошади», а также «Начальная школа Эббот», «Медведь», «Хитрости», «Убийства в одном здании» и «Терапия».
Награды во всех 15 категориях — шесть в кино, девять в телевидении — будут вручены на 31-й ежегодной церемонией вручения премии Гильдии киноактеров США (SAG Awards), которая состоится 23 февраля в Shrine Auditorium & Expo Hall в Лос-Анджелесе и будет транслироваться в прямом эфире на Netflix. Кристен Белл будет вести церемонию, на которой Джейн Фонда получит премию Гильдии киноактеров США за достижения в жизни.
Арми Хаммер возвращается в кино
Арми Хаммер («Назови меня своим именем», «Ребекка») исполнит главную роль в новом фильме «Темный рыцарь» (The Dark Knight) немецкого режиссера Уве Болла (создателя экшн-кинофраншиз «Во имя короля» и «Ярость»). Как сообщает Variety, будущая картина не имеет отношения к истории о Бэтмене. В основанном на оригинальном сценарии Болла фильме Хаммер сыграет Сандерса, который берет правосудие в свои руки, отправляясь на охоту за преступниками. В то время как его крестовый поход превращает его в сенсацию социальных сетей и героя в глазах общественности, местный начальник полиции видит в нем угрозу обществу и стремится его уничтожить. Съемки должны начаться 27 января 2025 года в Хорватии.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Хаммер фактически не снимался в кино с 2021 года, когда несколько женщин обвинили его в сексуальных домогательствах, насилии и различных извращениях (вплоть до каннибализма). За этими сообщениями последовал развод Арми с актрисой Элизабет Чеймберс (матерью его двоих детей) и профессиональная «отмена». Актер потерял роли в сериалах «Предложение» (где вместо него сыграл Майлз Теллер), «Газлит» (его заменил Дэн Стивенс) и фильме «Моя пиратская свадьба» (главную мужскую роль сыграл Джош Дюамэль). Лишь режиссер Кеннет Брана отказался «вырезать» Арми из уже снятого фильма «Смерть на Ниле», который вышел в прокат в феврале 2022 года. Некоторое время после разгоревшегося скандала Хаммер даже жил на Каймановых островах и работал в отеле продавцом таймшеров.
В 2023 году прокурор Лос-Анджелесе отказался возбуждать дело против актера, не найдя для этого достаточных улик и оснований. В конце 2024-го Арми возобновил карьеру и получил роль в малобюджетном вестерне Трэвиса Миллса «Frontier Crucible», где также снимаются Томас Джейн и Уильям Х. Мэйси. В недавнем интервью Хаммер рассказал, что его актерская карьера пошла в гору настолько, что он начал отказываться от некоторых предлагаемых проектов.
Умер оператор «Шоколада» и фильмов о Гарри Поттере Роджер Прэтт
Британский кинооператор Роджер Прэтт скончался в возрасте 77 лет в конце декабря 2024 года. О его смерти официально сообщило 6 января 2025-го Британское общество операторов без указания точной даты и причины.
Роджер родился 27 февраля 1947 года в Лестере, в конце 1960-х поступил в Лондонскую киношколу, но решил, что не хочет быть режиссером и переключился на операторскую и монтажную работу. Его первым фильмом стала картина «Мрачные моменты» (1971), режиссером которого был его однокурсник Майк Ли, а Прэтт исполнил роль ассистента оператора (в дальнейшем они сделали вместе несколько филомов). Роджер работал заряжающим хлопушки на съемках классической комедии 1975 года «Монти Пайтон и Священный Грааль», где познакомился и подружился с Терри Гиллиамом. Прэтт снял как оператор несколько короткометражных работ в начале 1980-х и дебютировал в качестве оператора-постановщика на фильме ужасов «Основание доллара» (1981) режиссера Роджера Кристиана. Также среди его первых полнометражных работ был «Смысла жизни по Монти Пайтону» Терри Джонса.
Среди самых известных операторских работ Прэтта – «Бразилия», «Король-рыбак» и «12 обезьян» Терри Гиллиама, «Мона Лиза» и «Конец романа» Нила Джордана (за последний Роджер получил номинацию на «Оскар» и BAFTA), «Бэтмен» Тима Бёртона, «Год кометы» Питера Йетса, «Страна теней», «В любви и войне», «Серая сова» и «Замыкая круг» Ричарда Аттенборо, «Франкенштейн» Кеннета Браны, «102 долматинца», «Шоколад» Лассе Халльстрёма (его вторая номинация на BAFTA), «Айрис» Ричарда Эйра, «Троя» Вольфганга Петерсена, «Чернильное сердце» Иэна Софтли, «Дориан Грей» Оливера Паркера, «Карате-пацан» Харольда Цварта, а также два фильм кинофраншизы о Гарри Поттере – «Гарри Поттер и Тайная комната» Криса Коламбуса и «Гарри Поттер и Кубок огня» Майка Ньюэлла.
Роджер Прэтт получил премию Британского общества операторов за достижения всей жизни в 2023 году. Он вышел на пенсию в 2010-х годах из-за болезни Альцгеймера.