Рецензия: «Каста» - «Об изъяне понятно»
2019, Respect Production
Оценка: 8 из 10.
Со времён выпуска предыдущего альбома «Четырёхглавый орёт» прошло всего два года - по меркам неторопливой «Касты», эти две пластинки выпущены почти одновременно. Столь небольшая пауза будто бы подчёркивает, что к новому диску не нужно относиться как к концептуальному высказыванию. Зато можно обсуждать сомнительный каламбур в названии «Об изъяне понятно», отмечая, что при всей спорности этого словосочетания оно послужило основой для отменной обложки, где участники «Касты» предстали в... как бы это сказать... человекообразном виде. В «Обезьяне» группа сочетает низкое и высокое, важное и дурацкое, трагичное и прикольное, пафос и юмор - и вот что они сами говорят о новой пластинке:
- Тринадцать новых песен от нас, четырех состоявшихся и примечательных мужчин, россиян, знающих место своей русскости и кучу других приколов. Песни совсем не глупые (кроме парочки). Песни ироничные, тоскливые, трагичные. Но ведь и трогательные, и пронзительные!
Главное, что «Каста» держит марку. Рэп этих 40-летних мужчин по-прежнему интересен, а если они не оправдали чьи-то надежды получить в альбоме ответы на все вопросы, то это не проблема «Касты». Кстати, вот одно из проявлений их взрослости: группа предоставила право выбора, в каком виде слушать альбом - с нецензурной лексикой или без оной. И тут же проявление своеобразного чувства юмора: на вид версии пластинки не отличаются никак - только на слух.
Первая композиция «Прошёл через» напоминает о той «Касте», которая без малого двадцать лет назад заставила всерьёз относиться к рэпу на русском языке. Мрачные интонации, печальные размышления о жизни с элементами автобиографии, пронзительные куплеты Шыма про смерть отца... Возможно, кто-то настроится на то, что весь альбом окажется серьёзным до трагизма, но «Каста» не хочет быть однобокой. В следующем треке «Привет, придурок» лирический герой жёстко разговаривает с бывшим другом, а в припевах воспроизводится их диалог «из прошлой жизни» - совсем не дипломатичное общение людей, тем не менее относящихся друг к другу с большой симпатией. «Молодой на молодой» - уже чистая бытовуха, зарисовка с типичной русской свадьбы: остроумно, но к фильму Жоры Крыжовникова и песне Васи Обломова «Касте» удалось добавить не так уж много. В «Колоколах над кальянной» группа немного издевается над «кальян-рэпом», но потом возвращается к речитативу на жизненные темы.
«Крайний Сервер» - максимально странная вещь, взгляд «Касты» из будущего на наше время, с роботизированным припевом. Зато «Фотка» - чистая юмореска о друзьях, решивших сфотографироваться на память. В песнях «Игорёк-мусор» и «Тыришь» «Касте» не хватило тонкости - особенно на фоне грустной, навеянной разводом Влади композиций «Мне не больно падать» и «Голая правда» («жили вы долго и счастливо и в один день развелись»).
«Выходи гулять» - зарисовка из детства, благодаря коллективному творчеству участников группы получившаяся одновременно и боевой, и трогательной. Завершается альбом «Нашим гимном России» - единственным на диске, но очень веским высказыванием «Касты» на общественно-политические темы.
Алексей Мажаев, InterMedia
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»