Рецензия на фильм Дяо Инаня «Озеро диких гусей»: Слишком стар, чтобы умереть молодым
Оценка: 8 из 10
Китайский криминальный триллер «Озеро диких гусей» вышел в российский прокат 12 декабря 2019 года. Режиссёр: Дяо Инань. В ролях: Ху Гэ, Квай Луньмэй, Ляо Фань и другие.
С момента выхода предыдущего фильма китайского режиссёра Дяо Инаня прошло целых пять лет. Тогда «Чёрный уголь, тонкий лёд» стал победителем Берлинского кинофестиваля, гарантировав тем самым повышенное внимание к следующему проекту постановщика, которым и стало «Озеро диких гусей», показанное уже в рамках Каннского кинофестиваля. Несмотря на пятилетний промежуток, обе картины довольно схожи друг с другом: перед нами опять мрачный Китай в антураже атмосферного нео-нуар и терпкая криминальная история, в которой вязнешь с самых первых кадров.
Дождливой ночью на станции какого-то провинциального китайского городка под яркой неоновой вывеской встречаются двое. Он – босс небольшой банды с внушительным шрамом на лице, скрывающийся от полиции и ищущий огонёк для своей сигареты. Она – уставшая от своей работы проститутка, у которой несчитанное количество проблем и одна зажигалка. Закурив, измученный Жу Ченон (Ху Гэ) просит у прожившей десяток жизней за одну Лиу Ай (Квай Луньмэй) о помощи, тут-то мы и узнаём через флэшбек, что с ним произошло на самом деле. Два дня назад на собрании кланов мафии, зарабатывающей кражей мотоциклов, где решалось, кому уходит какая территория, два семейства остались недовольны распределением. В итоге было решено устроить между ними «олимпийские игры по воровству»: какой клан за одну ночь сможет пригнать больше мотоциклов, тот и получит самый потенциально прибыльный район.
В «Озере диких гусей» прослеживаются, так или иначе, влияния сразу нескольких именитых кинематографистов – годаровская фатальность персонажей, атмосферность, присущая фильмам Кар-Вая, и работа с эстетикой криминального кино в лучших традициях Николаса Виндинга Рёфна. Начальная сцена с кражами мотоциклов – словно рёфновская современная версия «Похитителей велосипедов»: долгие молчаливые планы, минимум диалогов, неон как единственный источник света в кадре. Герои без единого слова и последовательно крадут мотоциклы, пока размеренное повествование не нарушает резкий всплеск насилия, начинающийся с декапитацией и завершившийся расстреливающим по ошибке Жу Ченоном патруль с полицейскими. Буквально по такому же рецепту Рёфн совсем недавно снял целый сериал или, если быть точнее, 14-часовой фильм «Слишком стар, чтобы умереть молодым».
Главу полиции, учинившей розыск главного героя по всей провинции, играет знаменитый китайский актёр Ляо Фань, которого в прошлом году мы могли увидеть в эпичной драме Цзя Чжанкэ «Пепел ― самый чистый белый». Однако Фань также снимался и в предыдущем фильме Дяо Инаня, за что получил пока свою самую значимую награду в карьере: «Серебреного Медведя» Берлинского кинофестиваля. Здесь же он далёк от первого плана, да и за весь хронометраж имеет от силы фраз 10, естественно, не помогающих раскрыть хоть с какой-нибудь стороны данного персонажа. «Озеро диких гусей» вообще кино не про персонажей или какую-нибудь из ряда вон выходящую историю. Сюжет в картине достаточно прост, не столь увлекателен как хотелось бы и далёк от какого-либо новаторства ― почти два часа экранного времени Жу Ченон пытается не угодить в лапы полицейских. Изюминка же фильма заключается в другом.
«Озеро диких гусей» ― это до мозга костей жанровое кино. Дяо Инань старательно работает в сторону того, чтобы его кино выглядело максимально кинематографично, создавая запоминающиеся мизансцены и экспериментируя с внутрикадровым пространством. Одним из самых врезающихся в память эпизодов (кроме обезглавливания мотоциклиста) является ночной флэшмоб танцующей под европейские хиты 90-х толпы людей в светящихся кроссовках на улице какого-то провинциального городка. Когда Инань переносит место действия с улицы, освященной тусклыми, но многочисленными фонарями, в кромешную тьму, то хоровод дюжины источающих неоновое свечение кроссовок превращает происходящее в стильное, отчасти фарсовое, световое шоу.
Затронув тему фарса, необходимо признать, что у «Озера диких гусей» гарантированы проблемы в родном китайском прокате. Китай славится своей жесточайше цензурой и, не задумываясь ни на секунду, отдаёт под нож любой фильм, в котором есть хотя бы тень критики в адрес их государства или же просто вызывающие сцены сексуального характера либо же чрезвычайного насилия. У Дяо Инаня есть это всё: ультра-насилие, провокационные сцены секса и критические комментарии в сторону государственного устройства собственной страны. Галерея персонажей фильма ― бандиты, проститутки, нищие и всяческого рода маргиналы, не поспевающие за ритмом развития индустриального Китая. Однако больше всего от Инаня достаётся полиции, которая здесь выставлена шайкой дилетантов, огромной толпой носящейся за одним-единственным человеком, разыгрывая комичные спецоперации (танцы в светящихся кроссовках на улице ― одна из них).
Дяо Инаню удалось в одном продукте скомпоновать одновременно и свой авторский почерк, и балансирование на тонком льду социальной критики, и эффектный криминальный триллер с нетривиально поставленным экшеном. Последнее ― а именно: драки, перестрелки, вспарывание кишок зонтиком ― лишь только добавляют картине баллов в создании её самобытного антуража. Пусть не все точки в итоге складываются в общий рисунок, что пытается написать режиссёр, «Озеро диких гусей» ― всё же примерный представительно атмосферного жанрового кино, способного сыскать мировое признание не только среди ценителей вязкого нео-нуара.
Вадим Богданов, InterMedia
Комедию «Бар МоскваЧики» покажет «viju TV1000 русское»
Телевизионная премьера фильма «Бар МоскваЧики» состоится на телеканале «viju TV1000 русское» 24 ноября 2024 года. Главные роли в комедии режиссера Анарио Мамедова исполнили Яна Кошкина, блогер Екатерина Шкуро, солистка группы IOWA Екатерина Иванчикова, Марк Богатырёв, Михаил Тарабукин, Давид «Dava» Манукян, Кристина Бабушкина, Иван Пышненко, Роман Юнусов, Денис Косяков, Игорь Ознобихин, Сергей Рост, Михаил Павлик, а также покойный Дмитрий Красилов.
По сюжету, три подруги-москвички отправляются повеселиться в Санкт-Петербург и не хотят оттуда уезжать домой. Тогда они неожиданно для себя и на последние сбережения покупают там бар. «В нагрузку» к заведению идут соседи-парни, с которыми все не так просто… Девушек ждут не только интриги и вызовы в бизнесе, но и романтические сюрпризы. Удастся ли неунывающим подругам покорить барную столицу или придется вернуться в Москву с пустыми кошельками и разбитыми сердечками?
В российский прокат фильм «Бар МоскваЧики» вышел в июне.
Эфир в 18.55.
Фильм «Артур, ты король» с Марком Уолбергом покажет СТС
Российская телевизионная премьера фильма «Артур, ты король» состоится на СТС 23 ноября 2024 года. Главные роли в картине режиссера Саймона Селлана Джонса исполнили Марк Уолберг, Натали Эммануэль, Симу Лю, Джульет Райлэнс, Али Сулиман, Пол Гилфоил и известный специалист по выживанию, путешественник и телеведущий Беар Гриллс.
По сюжету, профессиональный бегун Майкл Лайт (Уолберг) отчаянно нуждается в последнем шансе на победу, когда он убеждает спонсора поддержать его и команду спортсменов (Лю, Эммануэль и Сулиман) на чемпионате мира по приключенческим гонкам в Доминиканской Республике. К их команде прибивается беспородный уличный пёс Артур, и в течение десяти дней и 435 миль между Лайтом и собакой устанавливается неразрывная связь. Когда в гонке команда выходит за пределы выносливости, Артур по-новому определяет, что на самом деле означают победа, верность и дружба.
В российский прокат «Артур, ты король» вышел в апреле.
Эфир в 21.00.
Фильмы о великих художниках покажут в «Полночь» на «Пятнице!»
Неделя фильмов о знаменитых живописцах состоится на телеканале «Пятница!» в рамках интеллектуального проекта «Полночь» с 18 по 21 ноября 2024 года. В подборке будут представлены в основном картины последних лет, некоторые из них ранее не демонстрировались в телеэфире.
Так, 18 ноября состоится российская телевизионная премьера фильма Квентина Дюпье «Даааааали!» (2023), где главные роли исполнили Джонатан Коэн, Анаис Демустье, Эдуард Баэр, Жиль Леллуш, Пио Мармай, Дидье Фламан, Ромен Дюрис и др. По сюжету, начинающей журналистке поручено взять интервью у великого и «ужасного» Сальвадора Дали. Знаменитый художник соглашается на встречу, которая раз за разом переносится из-за обстоятельств непреодолимой силы. Экстравагантный, капризный и самый дерзкий человек на земле увлекает молодую женщину в лабиринт нескончаемых сюрпризов…
19 ноября в эфир выйдет фильм «Ван Гог. На пороге вечности» (2018) режиссера Джулиана Шнабеля. Главную роль исполнил Уиллем Дефо, а также снялись Руперт Френд, Оскар Айзек, Мадс Миккельсен, Матьё Амальрик, Эммануэль Сенье и др. Винсент Ван Гог одержим живописью и мечтает изменить мир. Он жил в Париже и водил дружбу с Полем Гогеном, который посоветовал ему искать яркий и тёплый свет на юге Франции. Переехав в небольшой город Арль и при финансовой поддержке брата там обосновавшись, Винсент заводит дружбу с местной трактирщицей и получает мощное вдохновение от местной природы. Именно тут и начинает формироваться его неповторимый художественный стиль, который, однако, пока не находит признания ни у знатоков, ни у публики.
20-го числа будет показан фильм режиссера Уилла Шарпа «Кошачьи миры Луиса Уэйна» (2021), где главные роли сыграли Бенедикт Камбербэтч, Клэр Фой, Джэми Диметриу, Оливия Колман, Андреа Райзборо, Тоби Джонс и другие. Картины эксцентричного аристократа Луиса Уэйна обладают одной общей чертой — он пишет исключительно антропоморфных котов. Благодаря любви своей жены Эмили, Луис навсегда меняет взгляд людей на жизнь и на кошек. Но с каждой новой картиной причудливые миры Луиса начинают всё сильнее заменять ему реальность.
Завершит ретроспективу 21 ноября фильм французского режиссера Мартена Прово «Обнаженная муза Пьера Боннара» (2023). Главные роли в нем исполнили Сесиль де Франс, Венсан Макен, Стэйси Мартин, Анук Гринбер, Андре Макрон, Элен Александридис и др. Художник Пьер Боннар был знаменит своими изысканными, полными ярких красок работами, такой же насыщенной была и его личная жизнь. Таинственная муза, имя которой скрывалось более 30 лет, непрестанно испытывала мастера. Любовь, страсть, измены — их отношения походили на пламя, в котором один из них должен был сгореть.