Владимир Аристархов: «Будет ли в новом правительстве Министерство культуры?»
![©АО Коммерсантъ/Fotodom](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/343517.jpg)
Директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия, ответственный Высшего совета партии «Единая Россия» за реализацию нацпроекта «Культура» Владимир Аристархов, в 2013–2018 годах занимавший пост первого заместителя министра культуры РФ, опубликовал в газете «Культура» статью по поводу смены правительства РФ и задачах Министерства культуры. InterMedia публикует текст полностью:
Смена правительства — хороший повод задуматься: чем вообще оно должно заниматься? Чего мы хотим от того или иного министра? Самые оживленные дискуссии идут вокруг Министерства культуры. Иные горячие головы предлагают и вовсе эту структуру упразднить.
А действительно, зачем управлять культурой? И зачем нужна сама культура, что это такое?
Ответ простой: именно благодаря культуре из массы отдельных людей появляется общество, народ, Россия.
Потому что культура не сводится к песням и пляскам. Культурное наследие — это коллективная память, хранилище накопленного веками опыта и принятых в обществе ценностей. Именно культура, понимаемая как механизм сохранения и передачи этих ценностей от поколения к поколению, является объединяющей основой российского общества. Российская цивилизационная идентичность как бы «закодирована» в нашем историко-культурном наследии.
Единство российского народа основывается на общих мировоззренческих основах, общей системе ценностей. Всё вместе это и есть единая самобытная российская культура.
Хотя в Конституции содержится запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной, невозможно запретить историю и культуру. Задача государства — заботиться о сохранении нашего культурного наследия и тех традиционных ценностей, которые формируют нашу идентичность. А также и защита этих ценностей от любых угроз, внешних или внутренних.
Культура важнее обороны и экономики. Потому что если в обществе нет единства по принципиальным вопросам, то такое общество разваливается, несмотря на военную и экономическую мощь. Что и происходило уже в России в 1917-м и в 1991-м годах.
«Культура, по сути, это свод нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности… Именно поэтому мы говорим о необходимости осмысленной государственной культурной политики, о том, что нужны четкие принципы и четкие ориентиры, которые обеспечат культуре роль определяющего, а не периферийного фактора развития страны и общества, человеческого капитала». Путин сказал эти слова еще в 2013 году.
Принципы и ориентиры государственной культурной политики были детально разработаны под руководством министра культуры Мединского в 2013–2018 годах. Они закреплены в утвержденных президентом Основах государственной культурной политики (приняты 24 декабря 2014 г.) и в Стратегии национальной безопасности (принята 31 декабря 2015 г.).
Проблема в том, что принципы и ориентиры есть, а единой государственной культурно-образовательной политики до сих пор нет. Потому что Министерство культуры, вопреки своему названию, вовсе не отвечает за культуру в целом.
Ведь к отрасли культуры относятся и средства массовой информации (включая интернет) — но это сфера Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Культура прививается через образование и воспитание — но это Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. А еще есть спорт, межнациональные отношения, народные промыслы, архивное дело — и все это также не имеет отношения к полномочиям Минкультуры России.
Проблема заключается в межведомственной разобщенности, в отсутствии системного подхода. Правда, еще в 2017 году была создана Правительственная комиссия по вопросам государственной культурной политики — именно для организации межведомственного взаимодействия. Увы, это не решило проблемы в силу расплывчатости полномочий данного органа и отсутствия у него реальных рычагов воздействия. Неудивительно, что комиссия собиралась всего один раз, весной 2019 года…
Сегодня, когда в России вновь формируется правительство, есть шанс изменить положение дел. Ведь если государство не защищает свою культуру, то определять мировоззрение его граждан будут наши геополитические конкуренты.
Опыт работы Министерства культуры за прошедшие три десятилетия позволяет предложить решения, необходимые для проведения единой государственной культурно-образовательной политики.
Первое: введение поста заместителя председателя правительства Российской Федерации, отвечающего за данное направление и являющегося постоянным членом Совета Безопасности Российской Федерации.
Второе: в ведении этого вице-премьера будут находиться Министерство культуры, Министерство спорта, Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования, Федеральное агентство по делам национальностей, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по делам молодежи, а также Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).
Третье: Правительственная комиссия по вопросам государственной культурной политики получит реальные рычаги управления как на федеральном, так и на региональном уровне. В том числе — полномочия по согласованию ключевых кадровых назначений и соответствующих нормативно-правовых актов. Комиссия должна будет также вести мониторинг государственной культурно-образовательной политики и организовывать экспертную оценку ее результатов.
Четвертое: будет законодательно закреплена недопустимость финансирования за счет бюджета мероприятий и организаций, не соответствующих целям и задачам государственной культурно-образовательной политики. Творческие союзы будут получать государственную поддержку при условии, что их цели и задачи соответствуют целям и задачам этой политики. А также при условии, что их реальная деятельность не противоречит этим целям и задачам.
Можно напомнить еще о необходимости некоторого разграничения полномочий между ведомствами. Так, управление образованием и наукой в отрасли культуры будет передано от Министерства науки и высшего образования к Министерству культуры (с соответствующими бюджетами). При этом в ведение Министерства культуры будут переданы высшие учебные заведения отрасли культуры, ныне относящиеся к другим ведомствам. Аналогичным образом, полномочия по поддержке народных промыслов будут переданы от Министерства промышленности и торговли к Министерству культуры (также с соответствующим финансированием).
Но есть еще одно условие, без которого все остальное будет бессмысленно. Проведение системной культурно-образовательной политики требует, чтобы руководящие должности в этой системе были заняты людьми одинакового мировоззрения.
Вот эти ключевые должности:
— заместитель председателя правительства Российской Федерации, отвечающий за данное направление (ныне это О.Ю.Голодец, курирующая Министерство культуры и Министерство спорта);
— министры культуры, просвещения, науки и высшего образования, спорта (ныне это соответственно В.Р.Мединский, О.Ю.Васильева, М.М.Котюков, П.А.Колобков);
— руководители Роспечати, Росархива, Росмолодежи и Федерального агентства по делам национальностей (соответственно М.В.Сеславинский, А.Н.Артизов, А.В.Бугаев, И.В.Баринов);
— советник президента по вопросам культуры (ныне В.И.Толстой);
— специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству (ныне М.Е.Швыдкой);
— руководитель Управления Администрации президента по общественным проектам (ныне С.Г.Новиков).
Появится ли на этих постах команда единомышленников, понимающих важность культуры для самого существования единой России? Ответ на этот вопрос может дать только руководство страны.
Ольга Бузова, Мот и Люся Чеботина отметили День святого Валентина в Кремле
![предоставлено пресс-службой Муз-ТВ](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393234.jpg)
Концерт «Праздник для всех влюблённых Муз-ТВ» состоялся 14 февраля 2025 года в Государственном Кремлевском дворце. Артисты преподнесли много приятных сюрпризов своим зрителям. Стас Костюшкин порвал зал своим хитом «Потанцевал», захватив внимание всей женской аудитории зрительного зала. Филипп Киркоров разжёг весеннее настроение в сердцах зрителей своим хитом «Фиолетовая вата». Статус главной «валентинки» вечера закрепила за собой Ольга Бузова, подарив зрителям свою новую песню о чувствах, которые вспыхнули вновь после драматического разрыва, «Неверная». Мот внёс романтики и драмы, исполнив лирическую премьеру «Перемены – это красиво», а Люся Чеботина раскачала зал свежим треком «Москва-Дубай» и поведала о том, что лучше, чем она, бывший уже никого не встретит, в своём громком хите «За бывшего».
В концерте также приняли участие Gayazov$ Brother$, Жасмин, Artik & Asti, Стас Костюшкин, Артём Качер, Зара, Александр Панайотов, Митя Фомин, Валя Карнавал, Юля Гаврилина, Gazan, Filatov & Karas, 5sta Family, ST, Bahh Tee & Turken, Анита Цой, NLO, Amirchik и многие другие.
Артисты поделились своим мнением о празднике и рассказали, как сами к нему относятся:
Ольга Бузова: «Сегодня с утра вся лента наполнена любовью. Мне так радостно смотреть на то, как люди признаются друг другу в чувствах, как мальчики дарят девочкам цветы и готовят вкусные завтраки. Это всегда так заряжает! И я очень люблю этот день, люблю выступать и дарить любовь своей аудитории. Спасибо «Муз-ТВ» за то, что устраиваете такие праздники для зрителей и для нас, артистов! Это лишний повод сказать вам всем: “Я вас люблю!”».
Митя Фомин: «Мне кажется, для любви не нужен день. Не нужно номинально говорить: «Вот это – праздник любви, это – праздник женщин, а это – праздник мужчин». Я считаю, что любовь либо есть, либо её нет. А подтверждать её одним днём как минимум странно. Ну раз такой праздник есть, значит нужно помочь его отметить.
Севиль (Artik & Asti): «Я стараюсь не наделять этот день какой-то особой важностью. Я считаю, что круто проживать каждый день как 14 февраля, вводить какие-то традиции: провожать человека лично, встречать его лично, говорить напутственные слова, писать записки от руки. Конечно, хочется пожелать всем людям не жить одним 14-м февраля, а каждый день говорить друг другу приятные слова. Это так прекрасно, когда без повода ты можешь заставить человеку улыбнуться!
Телеверсию концерта телеканал «Муз-ТВ» покажет 1 марта.
Эфир в 18.30.
100-летний саксофонист Маршалл Аллен выпустил дебютный альбом и установил им два мировых рекорда
![обложка альбома](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393232.jpg)
Лидер Sun Ra Arkestra, известный джазовый и авангардный альт-саксофонист Маршалл Аллен выпустил 14 февраля 2025 года свой дебютный сольный альбом «New Dawn». Этим релизом он установил сразу два мировых рекорда Гиннесса: как самый старый человек, выпустивший дебютный альбом, и как самый старый человек, выпустивший альбом с новым материалом. Оба рекорда ранее принадлежали Тони Беннетту за «Love for Sale» - его совместный альбом 2021 года с Леди Гагой.
Запись проекта началась в мае 2024 года — всего через несколько дней после того, как Аллен отпраздновал свое 100-летие. Новый альбом включает семь треков, созданных Маршаллом с лучшим другом и коллегой по Arkestra Ноэлем Скоттом, а в записи заглавного трека приняла участие Нене Черри. Альбом описывается в пресс-релизе как «любовное письмо пространству-времени, которое передает столетие музыкальной мимолетности и трансцендентности».
В поддержку альбома Аллен, которому 25 мая исполнится 101 год, уже анонсировал пару концертов - 5 апреля в Roulette в Бруклине и 9 апреля в World Café Live в Филадельфии.
Джон Малкович выпустил свой хит из фильма «Опус»
![обложка сингла](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393230.jpg)
Премьера сингла «Dina, Simone» из фильма «Опус» состоялась 14 февраля 2025 года. Композицию исполняет актер Джона Малкович в образе своего персонажа – поп-звезды Моретти. Продюсерами трека, напоминающего типичный хит 1980-90-х годов, выступили Найл Роджерс и американский соул и R’n’B-исполнитель The Dream.
«ИнтерМедиа» напоминает, что хоррор режиссера Марка Энтони Грина рассказывает о молодой журналистке Эриел Эктор (Айо Эдебири), которую приглашают в отдаленное поместье легендарного поп-исполнителя Моретти (Малкович), исчезнувшего тридцать лет назад при таинственных обстоятельствах. Окруженная культом поклонников звезды и опьяненных гостей, девушка быстро понимает, что оказалась в центре его хитроумного плана.
В фильме также снялись Мюррей Бартлетт, Эмбер Мидфандер, Стефани Суганами, Янг Мазино, Татанка Минс, Джульетт Льюис и другие.
«Dina, Simone» - один из трех оригинальных треков, исполненных Малковичем фильма. Мини-альбом «Opus: The Moretti» выйдет 14 марта - одновременно с началом американского проката «Опуса». В российских кинотеатрах фильм можно будет посмотреть с 13-го числа.
Перед премьерой фильма на фестивале Sundance в январе Малкович рассказал e о том, как с помощью звукозаписывающей команды он добился голоса, который у него был «8 миллиардов неотфильтрованных Camels назад».
- Марк Энтони сказал мне, что он собирается получить отличную музыку, и я сомневался в этом, просто потому что я думаю, что это очень трудно сделать. Затем я получил эти три песни, и подумал: «Ну, это будет вызов», потому что я не пел никакой поп-музыки, наверное, лет 40 или больше.