Рецензия на фильм Оза Пёркинса «Гретель и Гензель»: Торжество эстетизма над содержанием
Оценка: 7 из 10
Новое прочтение сказки братьев Гримм о Гензеле и Гретель вышло в российский прокат 30 января 2020 года. Режиссёр: Оз Пёркинс. В ролях: София Лиллис, Сэмми Лики, Элис Крайдж и другие.
Большинство известных нам ещё из детства сказок на самом деле сильно отличаются от тех версий, которые нам читали перед сном или показывали в виде различных экранизаций. Как правило, первоначальные, оригинальные версии намного жестче, реалистичнее и суровее их детских и общепринятых адаптаций. У Шарля Перро история про Красную шапочку заканчивается тем, что доверчивую девочку съедает волк – и всё, никто её спасать даже не думал. В сказке Джамбаттиста Базиле молодой принц не будит Спящую красавицу, а вместо этого насилует её. У Ганса Христиана Андерсона история Русалочки не заканчивается пышной весёлой свадьбой, как в мультике Диснея, напротив – Ариэль остаётся без принца и в итоге решает покончить с собой, превратившись в морскую пену.
У немецких братьев-сказочников, Якоба и Вильгельма Гримм, библиография особо отличается историями, сметающими любые розовые очки с глаз читателей. Их сказки всегда были максимально реалистичными, показывая сложную взрослую жизнь, в которой настоящее зло – не очередной лишь страшный тип, который в конце и вовсе станет твоим другом. Люди коварны, жестоки, завистливы, и ради достижения своих гнусных целей порой готовы пойти на всё. Именно поэтому хэппи-энд никогда особо не был темой братьев Гримм.
Особняком в их творчестве всегда стояла история о братике и сестричке «Гензель и Гретель». Эта сказка не зря считается одной из самых страшных вообще, поскольку в ней присутствуют каннибализм, жуткая ведьма, мерзкая мачеха, дети, которым не чужда жестокость, а главное, мистическая фигура отчаявшегося отца, согласившегося бросить сына и дочь одних в тёмном лесу без крошки хлеба и надежды. Парадоксально, но у этой истории счастливый конец – Гретель и Гензель сжигают старуху, набивают карманы дорогущим жемчугом и возвращаются в дом к отцу, чтобы зажить счастливой жизнью. В новом прочтении классической сказки братьев Гримм, выходящем в прокат этой зимой, подобного хэппи-энда не предвидится уж точно, поскольку отец детей умер ещё до начала фильма.
Тем не менее это далеко не главное нововведение в известном сюжете. В названии картины неспроста рокировка – на первое место вышла сестра. Гретель (звезда другого хоррора «Оно» и сериала «Острые предметы» София Лиллис) теперь заметно старше Гензеля (Сэмми Лики), она уже не ребёнок, а вполне себе рассудительный подросток, начинающий познавать свою сексуальность и знакомый с ежемесячными циклами женского организма не понаслышке. Поскольку отец недавно умер, родная мама – ещё раньше, у брата с сестрой осталась лишь мачеха, однако у той очевидно не всё в порядке с головой. В начальной сцене она достаёт огромный топор и недвусмысленно даёт понять, что ребятам в этом доме больше не рады.
Гретель с Гензелем уходят в лес, страшно голодают, но в итоге находят домик. Они заглядывают через окно внутрь и видят полный стол еды и угощений. Решив незаметно проникнуть туда, они вскоре встречают хозяйку этой избушки – старуху с хитрыми глазами, но сладким голосом. Голодные дети решают принять приглашение женщины побыть какое-то время у неё…
«Гретель и Гензель» — это визионерский фолк-хоррор, от которого можно получить большое эстетическое удовольствие, пустив предварительно по венам двойную дозу кофеина. Фильм определённо медлителен, но здесь не может быть ничего удивительного для тех, кто не поленился подготовиться к просмотру «Гретель и Гензеля», ознакомившись с двумя предыдущими картинам Оза Пёркинса. Другое же дело – как медленный темп влияет на художественную идентификацию фильма. Возьмём, к примеру, «Солнцестояние»: там Ари Астер задаёт гипнотическим прологом тон всему фильму, буквально с первых же кадров вводя зрителя в метафизический транс, подобно герою Дэниэла Калуи из картины Джордана Пила «Прочь». Астер с мастерством выдающегося гипнотизёра постукивает по своей условной бело-голубой чайной чашке, отчего его «Солнцестояние» с первого кадра и до последнего превращается в один нескончаемый трип, в который зритель с пугающей для самого себя радостью падает все два часа хронометража, словно Алиса в кроличью нору.
Оз Пёркинс, хоть и снявший уже три полнометражные картины, всё-таки не настолько одарённый самородок как Астер, но у него есть свои сильные стороны, особенно по части визуала. Пёркинс, возможно, один из самых способных в своей жанровой категории постановщиков, которые по-настоящему могут и умеют работать с атмосферой ужаса, эссенцией любого хоррора, прочувствовать которую получается далеко не у всех режиссёров. В его работах особое внимание уделено цвету, звуку, текстурам, гламуру, использование крови и элементов стлэттера сведено к минимуму, так, например, «Февраль», по своей сути, это всего лишь очень грустное кино, замаскированное под хоррор. Однако, к большому сожалению для жанра, это невероятное умение Оза Пёркинса выстраивать композицию кадра, сгущать тревожное настроение до предела и вызывать у зрителя мурашки по спине одним лишь музыкальным оформлением, скорее всего, так и не доберётся до массового признания после выхода «Гретель и Гензеля».
Проблема с новым фильмом очевидна – его сценарий находится примерно в той же весовой категории, что и работа Томми Вирколы, где Джереми Реннер и Джемма Артертон сражались со всякой нечистью. Версия Пёркинса приобрела чёткие феминистические наклонности, что в принципе закономерно следует из перестановки имён в названии, но от этого фильм каким-то трудно объяснимым образом превращается не в цельный, самостоятельный рассказ, а в предысторию к какой-то более глобальной, интересной истории. Нужно отметить, что Оз Пёркинс впервые не сам написал сценарий к своему фильму (тут авторство у некоего Роба Хэйеса), и, думается, теперь все согласятся, что больше так делать не стоит.
Несмотря на откровенно слабый, неубедительный сценарий, Оз Пёркинс сделал всё возможное, чтобы превратить новую версию приключений Гензеля и Гретель в искусство. Да, перед нами уж точно не рядовой студийный хоррор с дешёвыми скримерами, Пёркинс остаётся верен себе: это медленный, атмосферный авторский фильм ужасов, который далеко не всем придётся по душе. За это, пожалуй, «Гретель и Гензель» и нужно ценить в первую очередь.
Вадим Богданов, InterMedia
Ангелина Стречина и Павел Табаков пытаются с пользой провести время в лифте в трейлере «По любви»
Первый тизер-трейлер фильма «По любви» представила 21 декабря 2024 года кинокомпания «Наше кино». Главные роли в полнометражном дебюте режиссера и сценариста Бориса Милованова исполнили Ангелина Стречина и Павел Табаков, а также снялись Дмитрий Ендальцев, Анастасия Уколова, Ольга Прокофьева, Камиль Ларин и другие.
- Арсений (Табаков) — писатель, зарабатывающий на жизнь составлением карточек для маркетплейсов. Валя (Стречина) — начинающий дизайнер одежды, строящая карьеру в сфере моды, - сообщается в синопсисе. - Арсений и Валя живут в одном доме, в одном подъезде и родились в один день, но не знакомы друг с другом. Однажды они оба теряют работу, узнают об изменах своих вторых половинок и вдвоем застревают в лифте. Эмоции накалены до предела, сложившаяся ситуация кажется безвыходной. Чтобы отвлечься и узнать друг друга получше, Арсений предлагает Вале проверить теорию, согласно которой, если два собеседника зададут друг другу 36 определенных вопросов, они неизбежно влюбятся.
В российский прокат «По любви» выйдет 13 февраля 2025 года.
Джош Хартнетт и Дакота Джонсон присоединились к Энн Хэтэуэй в фильме «Тайный дневник Верити»
Дакота Джонсон и Джош Хартнетт пополнили каст фильма «Тайный дневник Верити» (Verity). «ИнтерМедиа» напоминает, что это экранизация одноименного романа-бестселлера Колин Гувер.
Как уже ранее было объявлено, Энн Хэтэуэй сыграет заглавную героиню – писательницу, автора триллеров Верити Кроуфорд. По данным Deadline, Хартнетт исполнит роль ее мужа Джереми, который нанимает молодую и отчаянно нуждающуюся в деньгах писательницу Лоуэн Эшли (Джонсон), чтобы она дописала книгу ее жены, оставшуюся незавершенной после загадочного несчастного случая. Оказавшись в доме, девушка пытается понять, являются ли романы Верити вымыслом или зловещим предупреждением о невменяемом психопате.
Сергей Городничий: «Хочу сыграть Остапа Бендера»
На Новый год в сети выходит музыкальное драмеди «Ландыши. Такая нежная любовь». Metro поговорило с актёром Сергеем Городничим о том, что его роднит с главным героем Лёхой, о купчинском детстве и о мечтах сыграть Бендера и сняться у Тарантино, которые он направляет в космос
Главные герои сериала — представительница «золотой молодёжи» и наследница огромного состояния Катя Орлова (Ника Здорик) и парень из простой семьи Лёха Данилин (Сергей Городничий). По случайному стечению обстоятельств герои встречаются в Вологде и на следующий день женятся, но Лёха — по любви с первого взгляда, а Катя — из-за необходимости в защите. По мере того как новобрачные сталкиваются с трудностями и опасностями, отношения между ними трансформируются, превращаясь в красивую историю любви.
Как вы попали в этот проект?
– Где-то за месяц до того, как пришло это предложение, я, записывая актёрскую визитку, озвучил мысль, что хочу притянуть к себе роль, в которой будет какая-то любовная история, но не столько романтическая, сколько про столкновение парня и девушки с разным мировоззрением, разными системами построения взаимоотношений. Я на тот момент состоял в отношениях с девушкой и думал, как находить компромиссы. И вот мне как раз такую роль и прислали. Мой герой Лёха — он за патриархальный уклад. Я сам в такой семье родился, где отец работает, а мать воспитывает детей, и поэтому во мне это есть в любом случае. А Катя — она за партнёрские отношения. И весь сериал мы наблюдаем за тем, как они пытаются сосуществовать. Возможно ли это? Должно ли это быть так узколобо или всё-таки можно использовать несколько систем при построении взаимоотношений? Так что это такой подарок мне пришёл в виде этой роли.
Вы сказали, что вы из патриархальной семьи. Отец — автослесарь. А как вас занесло в искусство?
– Я вообще тхэквондист. Семь лет я занимался тхэквондо и хотел с этим связать жизнь, пока у меня не начались проблемы со спиной и мне не сказали, что ни о каких серьёзных соревнованиях и речи быть не может. И вот что получается — семь лет я жил в диком спортивном темпе, каждый день: тренировка — учёба — тренировка, а теперь надо эту энергию куда-то девать. И тогда меня наш школьный организатор начала вовлекать во всякие зарницы, театрализованные представления, и я понял, что мне это интересно, мне это нравится. Я стал искать театральную студию и поступил в Театр юношеского творчества в Аничковом дворце, и проучился где-то два года, пока меня оттуда не выгнали за драку. А потом решил поступать в театральное, раз уж мне это нравится и у меня получается.
А ещё что у вас с Лёхой оказалось общего?
— Я родился в Купчино, что тоже очень перекликается, хотя это и не провинция, но это один из самых криминальных районов Питера. Сейчас это уже как бы адекватный район, а во времена моего детства там постоянно барыжили наркотиками, были какие-то разборки, могли бегать с пистолетами по школьному двору. Но не хочу сказать, что я был вовлечён в ту систему, я скорее был наблюдателем. Мне в принципе по жизни больше нравится наблюдать, нежели участвовать. А потом то, что я высмотрел, уже можно както конвертировать в творчество. Ещё из общего — он не размазня, он может за себя постоять, как и я. (Смеётся.) Он музыкант, играет на гитаре. Я на гитаре три аккорда знал, и за время проекта пришлось освоить гитару. Это классно, когда есть такая мотивация и дедлайн есть, это круто.
Пели тоже сами?
— Где-то сам, где-то меня будет перепевать Женя Трофимов, фронтмен группы "Комната Культуры". Но так как у нас музыкальная драмеди, продюсеры хотели, чтобы это было вокально круто. Они мне дали возможность позаниматься с педагогом. То есть я для себя опыт в любом случае взял, позанимался классно, даже, может быть, чуть-чуть вырос над собой.
Ну а дрались-то вы сами, я надеюсь?
— Дрался сам. Здесь я сразу сказал: драться буду сам, за рулём буду сам — для меня это действительно важно. И хотя там не было на самом деле никаких таких трюков серьёзных, где нужен был бы каскадёр, у нас всё же были травмы. Но в общем и целом мне, как спортсмену, интересно это всё самому проходить, даже несмотря на какую-то сложность и травмоопасность. Для полноты образа, так сказать.
То есть вы здесь больше на себя похожи, чем в предыдущих работах, например, в сериалах "Цикады" и "Калимба"?
— Да, наверное, я здесь больше всего на себя похож. Плюс ещё Саша Карпиловский — очень тонко чувствующий режиссёр. Он сам артист и поэтому понимает, как на актёра можно повлиять. Когда мы с ним разбирали сцены, он постоянно мне говорил: "Это же ты, это же про тебя". И то ли он меня убеждал в этом, то ли это действительно во мне есть, то ли и то и другое, но это работало.
А как у вас складывались взаимоотношения на площадке с вашей партнёршей Никой Здорик?
— Непросто. (Смеётся.) Как и по сюжету у нас будут складываться непростые взаимоотношения. Но так как мы понимали, что нам всё равно играть вместе, мы не ссорились в пух и прах. Но бывали стычки, когда и она упрётся — не хочет за мной идти, и я упрусь. И когда-то это помогало сцене, а когда-то Саша говорил: "Чего это вы здесь выделываете, хорош! Вам надо взаимопонимание играть, а вы дудите каждый в свою дуду". Но я как считаю: что бы ни случилось на площадке, если в итоге это работает на руку продукту, кино, это прощает любое поведение.
Вы сказали, что это музыкальное драмеди. А какой ваш любимый жанр?
— У меня нет любимого жанра, то есть всё по настроению. Когда я влюблён, мне хочется смотреть какие-то сопливые драмы, "Король Лев" или что-то подобное. Когда я хмурый, закрытый — какие-нибудь детективы, где надо думать, что-то разгадывать. Я очень люблю Тарантино. Это мой любимый режиссёр. И вообще, у меня есть такая мечта — мне хочется сняться в его десятом фильме. Я даже начинал учить английский язык. Но, в принципе, английский не так-то уж обязателен, если я ему очень сильно понадоблюсь. (Смеётся.) Но я начал учить, и он уже должен был снимать, и вдруг всё отменилось, и он сейчас о новом проекте думает. То есть я так понимаю, он ждёт меня. (Смеётся.) Всё-таки даёт мне ещё шанс стать здесь медийнее, где-то мелькнуть, чтобы ему показаться, английский подтянуть опять же. Это, конечно, такая как будто бы неисполнимая мечта, но мне нравится о ней думать, и она мне мотивацию даёт, какую-то энергию для роста.
А кого вы у него хотели бы сыграть?
— Ну, я не знаю, какой он там теперь сценарий напишет. Но вот сейчас я в космос посылаю импульсы по поводу роли байкера. Я сдал на права, купил мотоцикл Kawasaki Ninja 650, гоняю по Питеру. И мне бы хотелось какую-то подобную роль притянуть, какого-то свободолюбивого человека. Может быть, съёмки будут проходить где-нибудь на побережье океана, где он едет вдоль берега, как в "Трёх метрах над уровнем неба"...
А ещё есть какая-то роль мечты, может быть, какой-то исторический персонаж?
− Да, я очень-очень хочу дорасти до Остапа Бендера. Мне очень нравится "Золотой телёнок", где Бендер в исполнении Юрского. Вот такая роль мечты.