Рецензия на фильм Романа Полански «Офицер и шпион». Кого и зачем осуждал Эмиль Золя
Оценка: 9 из 10
В широкий прокат фильм выходит в России 6 февраля 2020 года. Режиссер: Роман Полански. В ролях: Жан Дюжарден, Луи Гаррель, Эмманюэль Сенье, Матьё Амальрик, Венсан Перес и другие.
Французский офицер Альфред Дрейфус (Луи Гаррель), еврей по происхождению, объявлен особо опасным преступником и отправлен в ссылку на остров Дьявола. Официальное обвинение – шпионаж в пользу Германии. Бывший наставник Дрейфуса и начальник департамента разведки Жорж Пикар (Жан Дюжарден) ведет собственное расследование этого противоречивого дела, откровенно окрашенного в националистические тона. Главный обвинительный материал против Дрейфуса – таинственная «секретная папка», якобы содержащая все необходимые доказательства. Однако вместе с ним папку ищут и представители военного сословия, крайне незаинтересованные в раздувании очередного скандала с участием армии.
Роман Полански снял, пожалуй, свой самый прямолинейный и простой фильм, хотя от этого ничуть не менее интересный и захватывающий. За основу он взял реальную историю, которую для него первоначально уложил в компактные рамки романа писатель Роберт Харрис, давний друг режиссера и автор «Призрака» – еще одного романа, экранизацию которого сделал Полански.
Компактные рамки романа, на который опирается режиссер, позволили этой истории уместиться в лаконичный, но довольно емкий формат двухчасового фильма. В этом есть свои плюсы и свои недостатки.
«Офицер и шпион» – это очень камерная, почти театральная история, действие которой постоянно происходит в замкнутых пространствах. Франция эпохи дела Дрейфуса выглядит зажатой в оковы предубеждений – даже открытые пространства вроде улиц и площадей благодаря тонкой операторской работе смотрятся так, что не покидает ощущение давления стен. Фильм начинается, как типичный шпионский детектив. Полковник Пикар, антисемит (и это специально подчеркивается), только-только получает назначение и возглавляет разведку. К нему попадает информация о неизвестном шпионе, действующем во французской армии. Но ко второй половине фильм из детектива превратится в смесь драмы об общественных нравах и процедурной, юридической драмы, а антисемит будет вынужден защищать еврея, будучи уверенным в его несправедливом наказании.
Хотя фильм прямолинеен, а содержание истории сможет отследить любой зритель, даже незнакомый с делом Дрейфуса, если воспользуется банальной Википедией, «Офицер и шпион» – это самый что ни на есть типичный Полански. Да, в фильме почти нет неопределенности и возможности для интерпретаций, зато в наличии все остальные приемы режиссера, в первую очередь – ощущение изоляции, угроза физического и психологического насилия. Расизм и антисемитизм у Полански оказываются таким же иррациональным злом, что и сатанинские силы из «Ребенка Розмари» и «Девятых врат». В этом смысле «Офицер и шпион» удивительно роднится одновременно и с ними, и с «Пианистом», повествующим о проблемах польских евреев во время захвата страны нацистами.
Многие критики уже успели отметить тот факт, как скрупулезно подошли Харрис и Полански к исторической достоверности описываемых событий. Единственная претензия к фильму, которая может возникнуть – в недостаточной эпичности описываемых событий. Дело Дрейфуса раскрывается, как локальная проблема, возникшая во Франции, причем подается она, скорее, как личная, а не общественная проблема. В реальности этот судебный процесс обсуждался по всему миру, в том числе в России, вызывая раскол не только во французском обществе, а также приводя к изменению отношений между странами. Более того, хотя Полански настойчиво указывает на еврейское происхождение ошибочно обвиняемого Дрейфуса, он аккуратно избегает того, чтобы назвать французов-обвинителей расистами. В его версии офицерство выступает за осуждение Дрейфуса, скорее не желая признавать свою ошибку, нежели из расистских соображений. В то же время из дошедших до нас материалов можно сделать вывод, что военные намеренно выгораживали Фердинанда Эстерхази (которого считал настоящим шпионом полковник Пикар), будучи в полной уверенности, что француз из приличной семьи и с хорошей родословной просто не может заниматься таким грязным делом, как шпионаж в пользу другой страны. Из-за Второй мировой войны идеи расовой чистоты стали плотно ассоциироваться именно с немцами и их дискурсом об арийцах, тогда как для Европы на стыке 19–20 веков подобные идеи оставались нормой для многих.
Полански лишил дело Дрейфуса реального масштаба. В то же время он сумел не размыть историю, не превратил ее в унылый сериал. Хотя темы и евреев, и страданий, и ложных обвинений режиссеру лично очень близки, он сумел подойти к вопросу максимально отстраненно, рассматривая проблему так же, как это делал Пикар, и предоставив зрителям право самим делать выводы.
Павел Соломатин, InterMedia
Джесси Айзенберг снимет мюзикл с Джулианной Мур и Полом Джаматти
Джесси Айзенберг начал работу над своим новым режиссерским проектом. Как сообщает Deadline, это будет мюзикл, а главные роли в нем исполнят Джулианна Мур («Всё ещё Элис», «Май декабрь») и Пол Джаматти («Миллиарды», «Оставленные»).
Пока безымянный фильм расскажет о застенчивой женщине (Мур), которую неожиданно пригласили в местную постановку оригинального мюзикла. Под чарами волевого и загадочного режиссера (Джаматти) «она теряет себя в роли и в мире высоких ставок в этой постановке общественного театра».
Сценарий написал сам Джесси (он также планирует выступить в качестве композитора), а его коллега по фильму «Добро пожаловать в Zомбилэнд» Эмма Стоун и ее муж Дэйв Маккери продюсируют проект со своей компанией Fruit Tree. Производством займется Topic Studios, которая полностью финансирует проект. Съемки должны начаться в 2025 году.
«ИнтерМедиа» напоминает, что это будет уже третья режиссерская работа 41-летнего актера. Дебютное драмеди «Когда ты закончишь спасать мир» вышло в 2022 году, и в нем также одну из главных ролей сыграла Джулианна. Второй фильм Айзенберга «Настоящая боль» (где он сыграл одну из двух главных ролей вместе с Кираном Калкином) был представлен на фестивале «Сандэнс» в январе и выйдет в мировой прокат в ближайшие месяцы. Продюсерами обоих кинопроектов была компания Fruit Tree.
Вышел трейлер мелодрамы о первой любви «Четыре четверти»
Первый трейлер фильма «Четыре четверти» представила 22 ноября 2024 года кинокомпания «КарроПрокат». Главные роли в мелодраме режиссера Евгении Тирдатовой по одноименному роману Александра Юка исполнили Анастасия Ермошина, Петр Безменов, Надежда Михалкова, Андрей Ильин, Ирина Пегова, Любовь Толкалина, Инга Оболдина, Кирилл Гребенщиков, Ксения Рябинкина, Валерий Иваков
По сюжету, переехавшая в столицу из Петербурга Маша рассчитывает тихо и без приключений прожить последний учебный год в физико-математической школе и выйти на золотую медаль. Но любовь к однокласснику Женьке (талантливому скульптору), обуздать которую ей не под силу, ломает ее планы. А еще у нее появляются новые друзья и новые враги. Маша, полностью доверившись своему удивительному избраннику, идеалисту и максималисту, идет за ним, чтобы попытаться вместе выстроить совсем недетскую новую жизнь, не дожидаясь окончания школы.
В российский прокат «Четыре четверти» выйдет 16 января 2025 года.
Начались съемки второго сезона «Кибердеревни»
Стартовали съемки второго сезона научно-фантастического комедийного сериала «Кибердеревня» онлайн-кинотеатра «Кинопоиск». К своим ролям вернутся Сергей Чихачёв, Григорий Скряпкин, Елена Махова, Артём Семакин, Ольга Жевакина, Влада Лукина, Маргарита Силаева, а Сергей Бурунов вновь подарит свой голос Робогозину. Режиссёрское кресло вновь занял автор проекта «Кибердеревня» Сергей Васильев. Производством проекта занимаются компания «Место силы» и Плюс Студия.
Действие разворачивается спустя год с момента событий первого сезона. Голограмма Галя вселилась в тело всемогущего Барагозина и стала сильной как никогда. Николай заперт в космической тюрьме. Ему и его другу Робогозину предстоит бросить вызов могущественной Гале, выпутаться из сложной ситуации и решить проблемы, которые они создали сами.
- Без спойлеров: зрителей ждет ещё больше миров, планет, роботов и приключений! – говорит креативный продюсер Илья Шутов. - Но, важно, останется семья, любовь к которой Николай проносит через световые годы. Зрителей обязательно ждут захватывающие погони на Буле и много сильных весёлых и драматических историй.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера первого сезона «Кибердеревни» состоялась на «Кинопоиске» осенью 2023 года. Сериал вошел в топ-20 самых популярных проектов года и был назван лучшей комедией, а также получил несколько индустриальных премий. В декабре прошлого года «Кинопоиск» показал и специальный новогодний эпизод-приквел.
Премьера второго сезона «Кибердеревни» состоится на «Кинопоиске» в 2025 году.