Рецензия на фильм Романа Полански «Офицер и шпион». Кого и зачем осуждал Эмиль Золя
Оценка: 9 из 10
В широкий прокат фильм выходит в России 6 февраля 2020 года. Режиссер: Роман Полански. В ролях: Жан Дюжарден, Луи Гаррель, Эмманюэль Сенье, Матьё Амальрик, Венсан Перес и другие.
Французский офицер Альфред Дрейфус (Луи Гаррель), еврей по происхождению, объявлен особо опасным преступником и отправлен в ссылку на остров Дьявола. Официальное обвинение – шпионаж в пользу Германии. Бывший наставник Дрейфуса и начальник департамента разведки Жорж Пикар (Жан Дюжарден) ведет собственное расследование этого противоречивого дела, откровенно окрашенного в националистические тона. Главный обвинительный материал против Дрейфуса – таинственная «секретная папка», якобы содержащая все необходимые доказательства. Однако вместе с ним папку ищут и представители военного сословия, крайне незаинтересованные в раздувании очередного скандала с участием армии.
Роман Полански снял, пожалуй, свой самый прямолинейный и простой фильм, хотя от этого ничуть не менее интересный и захватывающий. За основу он взял реальную историю, которую для него первоначально уложил в компактные рамки романа писатель Роберт Харрис, давний друг режиссера и автор «Призрака» – еще одного романа, экранизацию которого сделал Полански.
Компактные рамки романа, на который опирается режиссер, позволили этой истории уместиться в лаконичный, но довольно емкий формат двухчасового фильма. В этом есть свои плюсы и свои недостатки.
«Офицер и шпион» – это очень камерная, почти театральная история, действие которой постоянно происходит в замкнутых пространствах. Франция эпохи дела Дрейфуса выглядит зажатой в оковы предубеждений – даже открытые пространства вроде улиц и площадей благодаря тонкой операторской работе смотрятся так, что не покидает ощущение давления стен. Фильм начинается, как типичный шпионский детектив. Полковник Пикар, антисемит (и это специально подчеркивается), только-только получает назначение и возглавляет разведку. К нему попадает информация о неизвестном шпионе, действующем во французской армии. Но ко второй половине фильм из детектива превратится в смесь драмы об общественных нравах и процедурной, юридической драмы, а антисемит будет вынужден защищать еврея, будучи уверенным в его несправедливом наказании.
Хотя фильм прямолинеен, а содержание истории сможет отследить любой зритель, даже незнакомый с делом Дрейфуса, если воспользуется банальной Википедией, «Офицер и шпион» – это самый что ни на есть типичный Полански. Да, в фильме почти нет неопределенности и возможности для интерпретаций, зато в наличии все остальные приемы режиссера, в первую очередь – ощущение изоляции, угроза физического и психологического насилия. Расизм и антисемитизм у Полански оказываются таким же иррациональным злом, что и сатанинские силы из «Ребенка Розмари» и «Девятых врат». В этом смысле «Офицер и шпион» удивительно роднится одновременно и с ними, и с «Пианистом», повествующим о проблемах польских евреев во время захвата страны нацистами.
Многие критики уже успели отметить тот факт, как скрупулезно подошли Харрис и Полански к исторической достоверности описываемых событий. Единственная претензия к фильму, которая может возникнуть – в недостаточной эпичности описываемых событий. Дело Дрейфуса раскрывается, как локальная проблема, возникшая во Франции, причем подается она, скорее, как личная, а не общественная проблема. В реальности этот судебный процесс обсуждался по всему миру, в том числе в России, вызывая раскол не только во французском обществе, а также приводя к изменению отношений между странами. Более того, хотя Полански настойчиво указывает на еврейское происхождение ошибочно обвиняемого Дрейфуса, он аккуратно избегает того, чтобы назвать французов-обвинителей расистами. В его версии офицерство выступает за осуждение Дрейфуса, скорее не желая признавать свою ошибку, нежели из расистских соображений. В то же время из дошедших до нас материалов можно сделать вывод, что военные намеренно выгораживали Фердинанда Эстерхази (которого считал настоящим шпионом полковник Пикар), будучи в полной уверенности, что француз из приличной семьи и с хорошей родословной просто не может заниматься таким грязным делом, как шпионаж в пользу другой страны. Из-за Второй мировой войны идеи расовой чистоты стали плотно ассоциироваться именно с немцами и их дискурсом об арийцах, тогда как для Европы на стыке 19–20 веков подобные идеи оставались нормой для многих.
Полански лишил дело Дрейфуса реального масштаба. В то же время он сумел не размыть историю, не превратил ее в унылый сериал. Хотя темы и евреев, и страданий, и ложных обвинений режиссеру лично очень близки, он сумел подойти к вопросу максимально отстраненно, рассматривая проблему так же, как это делал Пикар, и предоставив зрителям право самим делать выводы.
Павел Соломатин, InterMedia
Ангелина Стречина и Павел Табаков пытаются с пользой провести время в лифте в трейлере «По любви»
Первый тизер-трейлер фильма «По любви» представила 21 декабря 2024 года кинокомпания «Наше кино». Главные роли в полнометражном дебюте режиссера и сценариста Бориса Милованова исполнили Ангелина Стречина и Павел Табаков, а также снялись Дмитрий Ендальцев, Анастасия Уколова, Ольга Прокофьева, Камиль Ларин и другие.
- Арсений (Табаков) — писатель, зарабатывающий на жизнь составлением карточек для маркетплейсов. Валя (Стречина) — начинающий дизайнер одежды, строящая карьеру в сфере моды, - сообщается в синопсисе. - Арсений и Валя живут в одном доме, в одном подъезде и родились в один день, но не знакомы друг с другом. Однажды они оба теряют работу, узнают об изменах своих вторых половинок и вдвоем застревают в лифте. Эмоции накалены до предела, сложившаяся ситуация кажется безвыходной. Чтобы отвлечься и узнать друг друга получше, Арсений предлагает Вале проверить теорию, согласно которой, если два собеседника зададут друг другу 36 определенных вопросов, они неизбежно влюбятся.
В российский прокат «По любви» выйдет 13 февраля 2025 года.
Джош Хартнетт и Дакота Джонсон присоединились к Энн Хэтэуэй в фильме «Тайный дневник Верити»
Дакота Джонсон и Джош Хартнетт пополнили каст фильма «Тайный дневник Верити» (Verity). «ИнтерМедиа» напоминает, что это экранизация одноименного романа-бестселлера Колин Гувер.
Как уже ранее было объявлено, Энн Хэтэуэй сыграет заглавную героиню – писательницу, автора триллеров Верити Кроуфорд. По данным Deadline, Хартнетт исполнит роль ее мужа Джереми, который нанимает молодую и отчаянно нуждающуюся в деньгах писательницу Лоуэн Эшли (Джонсон), чтобы она дописала книгу ее жены, оставшуюся незавершенной после загадочного несчастного случая. Оказавшись в доме, девушка пытается понять, являются ли романы Верити вымыслом или зловещим предупреждением о невменяемом психопате.
Сергей Городничий: «Хочу сыграть Остапа Бендера»
На Новый год в сети выходит музыкальное драмеди «Ландыши. Такая нежная любовь». Metro поговорило с актёром Сергеем Городничим о том, что его роднит с главным героем Лёхой, о купчинском детстве и о мечтах сыграть Бендера и сняться у Тарантино, которые он направляет в космос
Главные герои сериала — представительница «золотой молодёжи» и наследница огромного состояния Катя Орлова (Ника Здорик) и парень из простой семьи Лёха Данилин (Сергей Городничий). По случайному стечению обстоятельств герои встречаются в Вологде и на следующий день женятся, но Лёха — по любви с первого взгляда, а Катя — из-за необходимости в защите. По мере того как новобрачные сталкиваются с трудностями и опасностями, отношения между ними трансформируются, превращаясь в красивую историю любви.
Как вы попали в этот проект?
– Где-то за месяц до того, как пришло это предложение, я, записывая актёрскую визитку, озвучил мысль, что хочу притянуть к себе роль, в которой будет какая-то любовная история, но не столько романтическая, сколько про столкновение парня и девушки с разным мировоззрением, разными системами построения взаимоотношений. Я на тот момент состоял в отношениях с девушкой и думал, как находить компромиссы. И вот мне как раз такую роль и прислали. Мой герой Лёха — он за патриархальный уклад. Я сам в такой семье родился, где отец работает, а мать воспитывает детей, и поэтому во мне это есть в любом случае. А Катя — она за партнёрские отношения. И весь сериал мы наблюдаем за тем, как они пытаются сосуществовать. Возможно ли это? Должно ли это быть так узколобо или всё-таки можно использовать несколько систем при построении взаимоотношений? Так что это такой подарок мне пришёл в виде этой роли.
Вы сказали, что вы из патриархальной семьи. Отец — автослесарь. А как вас занесло в искусство?
– Я вообще тхэквондист. Семь лет я занимался тхэквондо и хотел с этим связать жизнь, пока у меня не начались проблемы со спиной и мне не сказали, что ни о каких серьёзных соревнованиях и речи быть не может. И вот что получается — семь лет я жил в диком спортивном темпе, каждый день: тренировка — учёба — тренировка, а теперь надо эту энергию куда-то девать. И тогда меня наш школьный организатор начала вовлекать во всякие зарницы, театрализованные представления, и я понял, что мне это интересно, мне это нравится. Я стал искать театральную студию и поступил в Театр юношеского творчества в Аничковом дворце, и проучился где-то два года, пока меня оттуда не выгнали за драку. А потом решил поступать в театральное, раз уж мне это нравится и у меня получается.
А ещё что у вас с Лёхой оказалось общего?
— Я родился в Купчино, что тоже очень перекликается, хотя это и не провинция, но это один из самых криминальных районов Питера. Сейчас это уже как бы адекватный район, а во времена моего детства там постоянно барыжили наркотиками, были какие-то разборки, могли бегать с пистолетами по школьному двору. Но не хочу сказать, что я был вовлечён в ту систему, я скорее был наблюдателем. Мне в принципе по жизни больше нравится наблюдать, нежели участвовать. А потом то, что я высмотрел, уже можно както конвертировать в творчество. Ещё из общего — он не размазня, он может за себя постоять, как и я. (Смеётся.) Он музыкант, играет на гитаре. Я на гитаре три аккорда знал, и за время проекта пришлось освоить гитару. Это классно, когда есть такая мотивация и дедлайн есть, это круто.
Пели тоже сами?
— Где-то сам, где-то меня будет перепевать Женя Трофимов, фронтмен группы "Комната Культуры". Но так как у нас музыкальная драмеди, продюсеры хотели, чтобы это было вокально круто. Они мне дали возможность позаниматься с педагогом. То есть я для себя опыт в любом случае взял, позанимался классно, даже, может быть, чуть-чуть вырос над собой.
Ну а дрались-то вы сами, я надеюсь?
— Дрался сам. Здесь я сразу сказал: драться буду сам, за рулём буду сам — для меня это действительно важно. И хотя там не было на самом деле никаких таких трюков серьёзных, где нужен был бы каскадёр, у нас всё же были травмы. Но в общем и целом мне, как спортсмену, интересно это всё самому проходить, даже несмотря на какую-то сложность и травмоопасность. Для полноты образа, так сказать.
То есть вы здесь больше на себя похожи, чем в предыдущих работах, например, в сериалах "Цикады" и "Калимба"?
— Да, наверное, я здесь больше всего на себя похож. Плюс ещё Саша Карпиловский — очень тонко чувствующий режиссёр. Он сам артист и поэтому понимает, как на актёра можно повлиять. Когда мы с ним разбирали сцены, он постоянно мне говорил: "Это же ты, это же про тебя". И то ли он меня убеждал в этом, то ли это действительно во мне есть, то ли и то и другое, но это работало.
А как у вас складывались взаимоотношения на площадке с вашей партнёршей Никой Здорик?
— Непросто. (Смеётся.) Как и по сюжету у нас будут складываться непростые взаимоотношения. Но так как мы понимали, что нам всё равно играть вместе, мы не ссорились в пух и прах. Но бывали стычки, когда и она упрётся — не хочет за мной идти, и я упрусь. И когда-то это помогало сцене, а когда-то Саша говорил: "Чего это вы здесь выделываете, хорош! Вам надо взаимопонимание играть, а вы дудите каждый в свою дуду". Но я как считаю: что бы ни случилось на площадке, если в итоге это работает на руку продукту, кино, это прощает любое поведение.
Вы сказали, что это музыкальное драмеди. А какой ваш любимый жанр?
— У меня нет любимого жанра, то есть всё по настроению. Когда я влюблён, мне хочется смотреть какие-то сопливые драмы, "Король Лев" или что-то подобное. Когда я хмурый, закрытый — какие-нибудь детективы, где надо думать, что-то разгадывать. Я очень люблю Тарантино. Это мой любимый режиссёр. И вообще, у меня есть такая мечта — мне хочется сняться в его десятом фильме. Я даже начинал учить английский язык. Но, в принципе, английский не так-то уж обязателен, если я ему очень сильно понадоблюсь. (Смеётся.) Но я начал учить, и он уже должен был снимать, и вдруг всё отменилось, и он сейчас о новом проекте думает. То есть я так понимаю, он ждёт меня. (Смеётся.) Всё-таки даёт мне ещё шанс стать здесь медийнее, где-то мелькнуть, чтобы ему показаться, английский подтянуть опять же. Это, конечно, такая как будто бы неисполнимая мечта, но мне нравится о ней думать, и она мне мотивацию даёт, какую-то энергию для роста.
А кого вы у него хотели бы сыграть?
— Ну, я не знаю, какой он там теперь сценарий напишет. Но вот сейчас я в космос посылаю импульсы по поводу роли байкера. Я сдал на права, купил мотоцикл Kawasaki Ninja 650, гоняю по Питеру. И мне бы хотелось какую-то подобную роль притянуть, какого-то свободолюбивого человека. Может быть, съёмки будут проходить где-нибудь на побережье океана, где он едет вдоль берега, как в "Трёх метрах над уровнем неба"...
А ещё есть какая-то роль мечты, может быть, какой-то исторический персонаж?
− Да, я очень-очень хочу дорасти до Остапа Бендера. Мне очень нравится "Золотой телёнок", где Бендер в исполнении Юрского. Вот такая роль мечты.