Геннадий Гладков: «Я какой-то сказочник»

О СКАЗКАХ
— У меня до сих пор лежит том русских сказок Афанасьева. И когда бывает плохое настроение, обязательно его беру и начинаю перечитывать. Очень греет душу... А еще я люблю братьев Гримм, сказки Гауфа.
В детстве любил «Волшебника Изумрудного города». Именно эта сказка стала моей первой работой на студии грамзаписи. Песни на стихи Татьяны Макаровой поместились на двойной диск. А редактором пластинки был Юрий Энтин. С этого началась моя сказочная история. Видимо, поэтому и говорят, что я какой-то сказочник.
О МИХАИЛЕ БОЯРСКОМ
— Мишу Боярского я сразу заприметил. Импонировало, как он замечательно поет, двигается. Я понял, что у него большое будущее. А когда Игорь Владимиров и Василий Ливанов решили поставить спектакль, то в роли Трубадура увидели только Боярского. Потом Миша играл и в других постановках, где звучала моя музыка. Пел за Луиса де Караскиля в «Дульсинее Тобосской». А с Алисой Бруновной Фрейндлих они вели спектакль «Люди и страсти». Исполняли зонги немецких поэтов, на которые я писал музыку.
О СВОЕЙ МУЗЫКЕ В ФИЛЬМАХ МАРКА ЗАХАРОВА
— Он иногда так говорил: «Мне нужно, чтобы тут шла твоя музыка, а потом что-нибудь упало». Я бил по клавишам, а он говорил: «Вот этот удар останется на века. Остальное, может, и забудут».
Захаров сам подвиг меня на «Уно моменто». Однажды заявил: «Мы с тобой сколько работаем... Ты написал русскую музыку, еврейскую, американскую. Слабо сочинить итальянскую?» А у меня было много пластинок с итальянскими песнями. Как правило, они строились по одной схеме: минорный запев, потом мажорный рефрен. Так я и выстроил.
Что касается слов, то из консерваторского курса итальянского языка кроме «уно моменто» в голове ничего осталось. Стал повторять это, аккомпанируя на рояле, и Захаров как захохочет: «Это очень смешно!» Ну и оставили как есть. Симфонию, оперу, балет можно обдумывать, а вот такую вещичку ни к чему. Мой друг, композитор Андрей Эшпай, всегда говорил: «Песня или получается сразу, или не получается».
Марк Анатольевич любил, чтобы всё шло через него. Он и свет выставлял, и давал задания художникам. Его спектакли и фильмы — это он, Захаров. Марк всегда боялся, когда я сочинял без него. Говорил: «Без меня ты всегда уходишь в свою консерваторию, а при мне ты в театре».
О КРИТИКЕ
— Одно время очень ругали в Союзе композиторов за музыку к «Джентльменам удачи». Решили, что продвигаю всякую «блатнягу» для оркестров. На это я отвечал, что таков сценарий. Герой по прозвищу Доцент — знаменитый уголовник. Какая ему может подойти музыка? Только дворовая.
А когда герой — волшебник, как Олег Янковский в «Обыкновенном чуде», то и музыка для него другая, волшебная. Кстати, найти исполнителя, который спел бы за Янковского, было очень сложно. Приходили знаменитые баритоны из Большого театра, но всё не то. Вроде есть голос, а смысл слов теряется. Потом Марк нашел Леонида Серебренникова. Тот спел и тем сделал весь фильм.
О МУЗЫКЕ К БАЛЕТУ «ВИЙ»
- Решение написать музыку к балету «Вий» пришло не сразу. Чувствовал, что нужно набраться знаний, умений, техники. Окончил училище при Консерватории, потом Консерваторию, аспирантуру. Когда понял, что готов и могу, вместе с балетмейстером Леонидом Лебедевым отправился в экспедицию на Украину. Решили объехать места, описанные Гоголем. Были в Миргороде, Полтаве, Сорочинцах, Васильевке, где он родился. Надеялись найти церковь, где произошла эта чертовщина.
О ГЛАВНОМ В МУЗЫКЕ
— Главное в музыке — любовь. Неважно, какой жанр. Без любви ничего не получается. Отец водил меня на концерты в Колонный зал Дома Союзов. Раньше он считался музыкальным центром столицы. Я с восторгом смотрел, как играет оркестр и мне хотелось самому когда-нибудь написать музыку для него.
О МУЛЬТФИЛЬМАХ
- Мультфильмы — тоже мое пристрастие с детства. Ходил на них в Манеж, в сад Эрмитаж. Знал наизусть. Раньше что было хорошо? Перед началом сеансов в фойе кинотеатров выступали маленькие оркестры. Даже знаменитый джаз Цфасмана. Казалось бы, почему известнейший коллектив развлекает зрителей перед сеансом? Но тогда музыканты не считали это зазорным. Хорошо было — и кино посмотрели, и музыку послушали. Эстетически наполненный вечер.
О СОВРЕМЕННОЙ КИНОМУЗЫКЕ
— Раньше много музыки писалось специально для Студии детских и юношеских фильмов имени Горького. Сейчас она вообще находится в анабиозе. Все знают песни Евгения Крылатова и Юрия Энтина — «Крылатые качели» из «Приключений Электроника», «Прекрасное далеко» из фильма «Гостья из будущего», «Три белых коня» из «Чародеев». К картинам Гайдая музыку писал Александр Зацепин. И пока эти песни не перебиты новыми хитами, их и будут слушать.
У меня ощущение, что в подготовке композиторов консерватория очень законсервировалась. Оторвалась от жизни и никак не может найти свое место. Ко мне часто обращаются ее выпускники. Слушая их музыку, я понимаю, что вряд ли кто-нибудь сможет поставить ее в эфир или использовать в кино. Она настолько субъективна, что отклика не вызовет. Придумывают какие-то заумные вещи, а музыка должна быть простой. Сергей Прокофьев по молодости писал много простой музыки: марши, танцевальные мелодии. А потом потрясающе внедрял их в свои балеты.
(Зоя Игумнова, «Известия», 18.02.20)
Рецензия на клип NЮ и Асии «Помнишь»: Точная визуализация

2025, Юрий Николаенко.
Оценка: 8 из 10.
Асия и NЮ скромно называют этот клип «mood video», очевидно, имея в виду, что здесь нет какого-то специального сюжета, а вместо этого просто визуализация текста этой трогательной лирической песни «Помнишь», спетой от лица бывших возлюбленных. Решительно протестую: когда два чувака в трениках танцуют на фоне тачки, никто не стесняется назвать это клипом, а тут красивые люди красиво переживают случайную встречу после романа – и всего лишь «mood video»? Ну уж нет. Нужно отметить и режиссёра клипа Виталия Дудника, и оператора Сергея Смольянова, и исполнителей Анастасию Алентьеву и Юрия Николаенко, блестяще справившихся с актёрскими задачами. Особенно Асия, так как Юра здесь играет скорее типаж, чем характер.
Клип начинается с того, что Анастасия в ослепительно белом пальто поднимается по лестнице старого дома со старым чемоданом в руке. Чемодан, естественно, раскрывается на ходу, девушка садится на корточки, перебирает вещи, находит футболку, перепачканную краской… Тут же флэшбек, объясняющий предыдущую сцену: они с Юрой ещё вместе, ещё счастливы, вместе красят какую-то стену в хрущёвке пятиэтажной и оставляют на одежде друг друга отпечатки краски под слова «помнишь, как нежно ты, нежно ты любил». Сидя над этим чемоданом, Анастасия вспоминает прекрасные мгновения былого романа. «Боже, какой я была счастливой – вспомнить страшно», - поёт Асия так проникновенно, что зрителя пробирают мурашки.
Тут откуда ни возьмись появляется NЮ – и представьте, он в майке с отпечатком руки из той мизансцены с ремонтом. Они смотрят друг на друга… О, эти взгляды! В них прошедшая любовь, тоска, воспоминания, глубокие чувства. Юра сдержан, Настя играет одними своими огромными глазами, и это хочется пересматривать снова и снова. Сравните, как она смотрит на NЮ в «архивных» кадрах, запечатлевших счастье пары, и как смотрит сейчас, когда всё уже закончилось. Во-первых, это красиво, во-вторых, очень точно и тонко. Сцена ссоры возлюбленных (как без неё) решена очень деликатно, а финальное окончательное расставание героев (Юра отдаёт Насте чемодан и исчезает) может растрогать даже людей, скупых на публичное проявление чувств.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Сегодня 35 лет Моту

2 марта 2025 года, воскресенье.
Премьера «Мелочей жизни» с Киллианом Мёрфи состоится в «Октябре».
28 лет певице Бекки Джи.
35 лет Моту.
Мот (Матвей Александрович Мельников) родился. 2 марта 1990 года в Крымске. Российский музыкант, певец.
44 года актрисе Брайс Даллас Ховард.
45 лет актрисе Ребел Уилсон.
47 лет актёру Ричу Соммеру.
48 лет лидеру группы Coldplay Крису Мартину.
49 лет актёру Даниилу Страхову.
56 лет актёру Михаилу Пореченкову.
57 лет актёру Дэниэлу Крэйгу.
62 года актёру Евгению Дятлову.
63 года лидеру группы Bon Jovi Джону Бон Джови.
75 лет назад родилась певица Карен Карпентер (1950-1983).
77 лет актёру Борису Смолкину.
83 года писателю Джону Ирвингу.
125 лет назад родился композитор и дирижёр Курт Вайль (1900-1950).
3 марта.
Алессандро Сафина выступит с симфоническим оркестром в Кремле.
Фантастический сериал «Граница миров» покажет СТС.
28 лет певице Камиле Кабелло.
32 года солисту группы «5утра» Никите Белякову.
33 года актёру Александру Горчилину.
43 года модели Джессике Бил.
44 года актёру Александру Златопольскому.
45 лет актрисе Кэтрин Уотерстон.
48 лет певцу Дэдди Янки.
48 лет певцу Ронану Китингу.
58 лет актёру Геннадию Назарову.
60 лет актёру Сергею Росту.
64 года певцу Александру Иванову.
67 лет актрисе Миранде Ричардсон.
71 год композитору Андрею Мисину.
77 лет актёру Рону Куку.
15 лет назад умер актёр Юрий Степанов (1967-2010).
85 лет назад родился актёр Георгий Мартынюк (1940-2014).
100 лет назад родилась актриса Римма Маркова (1925-2015).
4 марта.
26 лет модели Бруклину Бекхэму.
33 года назад умер актёр Евгений Евстигнеев (1926-1992).
35 лет актрисе Александре Кузенкиной.
42 года актрисе Дарье Калмыковой.
47 лет актрисе Ольге Картунковой.
57 лет актрисе и певице Пэтси Кэнсит.
58 лет певцу Павлу Кашину.
60 лет кинорежиссёру Полу У.С. Андерсону.
60 лет поэту-песеннику Александру Шаганову.
61 год барабанщику группы Slayer Полу Бостафу.
62 год басисту Джейсону Ньюстеду.
66 лет саксофонисту группы «АукцЫон» Николаю Рубанову.
71 год актрисе Кэтрин О’Харе.
73 года певцу Умберто Тоцци.
74 года певцу Крису Ри.
86 лет актрисе Ларисе Лужиной.
93 года актёру Георгию Штилю.
100 лет назад родился композитор и дирижёр Поль Мориа (1925-2006).
Чарли XCX собрала урожай наград на BRIT Awards

Церемония вручения BRIT Awards состоялась на O2 Arena в Лондоне 1 марта 2025 года. Ведущим в пятый раз стал Джек Уайтхолл.
Певица Чарли XCX, пришедшая в «голом» платье, стала триумфатором вечера, получив шесть наград – британский артист года, лучший альбом «Brat», лучшая песня «Guess» (исполненная в дуэте с Билли Айлиш), лучший исполнитель танцевальной музыки и сонграйтер года. Кроме того, ее многолетний соавтор A.G.Cook был назван продюсером года.
Участница Little Mix Джейд стала лучшим поп-исполнителем, Сэм Фендер – лучшим рок-исполнителем, Stormzy – лучшим хип-хоп-исполнителем, Raya – лучшим R’n’B-исполнителем. Ezra Collective – группой года, Last Dinner Party – лучшим новым артистом, а Майлз Смит назван восходящей британской звездой.
Американская певица Чаппелл Роан стала лучшим международным исполнителем и получила приз за лучшую международную песню года «Good Luck, Babe!», а лучшей международной группой названы Fontaines D.C. Специальную награду за глобальный успех получила Сабрина Карпентер. Ее объявляла певица Дайана Росс, а статуэтку вручала актриса Милли Бобби Браун.