Рецензия: «Несчастный случай» - «В городе Лжедмитрове»

2020, «Несчастный случай»
Оценка: 7,5 из 10.
Это не номерной альбом «Несчастного случая», а саундтрек к их музыкальному спектаклю «В городе Лжедмитрове». Поэтому изрядная часть треков непосвящённому покажется странной и непонятной - то есть их появление в саундтреке обусловлено поворотами фантасмагорического сюжета. Впрочем, такая постановка вопроса касается только людей, которые почему-то никогда не слушали альбомы «Несчастного случая». А те, кто слушал, знают, что эти пластинки, мягко говоря, не полностью состоят из хитов, там хватает всякой зауми и занудства. Стилистика спектакля позволила автору песен Алексею Кортневу и Ко на сей раз облечь эту заумь в максимально абсурдные формы. Ещё одним важным отличием от номерных дисков стало «многоголосье»: музыканты «Несчастного случая» в городе Лжедмитрове стали не только музыкантами, но и драматическими актёрами, поэтому почти всем достались сольные партии. Таким образом, саундтрек, где узнаваемый харизматичный голос Кортнева перемежается с вокальными упражнениями коллег (а также Сергея Белоголовцева и Кристины Бабушкиной), приобрёл дополнительное разнообразие.
Лидер «Несчастного случая» - автор идеи спектакля «о закрытом наукограде Лжедмитрове, полном всяческих аномалий и странностей». «Выйти за пределы города невозможно физически и запрещено законодательно», но жанрово и музыкально Алексей Кортнев никакими рамками ограничен не был, к тому же не упустил возможности аллегорически высказаться о российской действительности. Некоторые композиции, написанные для постановки, вполне органично будут смотреться в сет-листе обычного концерта «Несчастного случая» (а, возможно, и в будущем сборнике лучших песен). Это, в частности, «Нетрезведь» с вокалом Павла Мордюкова и рок-н-ролльная «На кой», спетая на диске Кристиной Бабушкиной. Юмор блюзово-бардовской «Халявы» тоже выходит за рамки сюжетных линий спектакля: «Его бабушки кормят вареньем и читают наверняка сказку про щучье веленье и про Конька-Горбунька, где всё про халяву». В «Интеллигенте» куплеты «Несчастного случая» напоминают ироничные песни Тимура Шаова, а легкомысленный «Loveрентий», похожий на творчество Modern Talking и «Ласкового мая», на самом деле повествует про Лаврентия Берию - так что вне контекста спектакля этот потенциальный ретро-хит не сработает.
Здесь также есть тяжёлая и трагическая вещь «Опять война», в которой Кортнев полностью отказался от фирменных улыбчивости и мягкости, чтобы высказаться против милитаризации жизни и сознания. Это даже для спектакля жестковато, что уж говорить об обычном репертуаре группы. Практически все остальные номера - от кавээновского толка «Куплетов-дебатов» и «Мэрского рэпа» до «Сна Антона» и финальной «Весёлой мутантской» - вне города Лжедмитрова выглядят слишком эксцентрично. А вот «дикторские» вставки со всякими дикими фактами из истории наукограда во многом объясняют происходящее.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Шансон года» станет первой музыкальной премией для Андрея Державина за всю его карьеру

Андрей Державин признался в эфире «Радио Шансон», что легендарный «золотой гитарный гриф» премии «Шансон года 2025» станет первой наградной статуэткой за всю его творческую карьеру. 25 февраля лидер группы «Сталкер» стал гостем утреннего 2Д-шоу на «Радио Шансон» и поделился личными и творческим новостями.
Уже 12 апреля на сцене столичной «Live Арены» исполнитель впервые примет участие в торжественной церемонии вручения премии «Шансон года», а 24 апреля в БКЗ «Октябрьский» Санкт-Петербурга выступит на праздничном концерте лауреатов премии.
Ведущие шоу Артём Дёмин и Марина Дымова поговорили с гостем и о том, как он проводит обычное утро. Исполнитель признался, что утренняя прогулка – это одна из главных его привычек, а также поделился фирменным рецептом овсянки на завтрак. Не обошлась встреча и без прослушивания хитов артиста. Выяснилось, что композиция «Верю» – это самая любимая песня супруги Андрея Державина. Музыкант рассказал, что в браке они уже более 40 лет, а секретом крепких отношений считает умение слушать друг друга и прощать.
Юрий Фаворин играет суперцикл Геннадия Банщикова в первом издании «Мелодии»

«Фирма Мелодия» впервые издала фортепианные сонаты петербургского композитора Геннадия Банщикова в исполнении Юрия Фаворина. Сонатная «пенталогия» Банщикова была записана в Большом зале Московской консерватории в сентябре 2024 года.
Петербургский композитор Геннадий Банщиков (р. 1943) часто работает с крупной формой и предпочитает писать циклы произведений. Многие серии он пишет десятилетиями, превращая их в масштабные проекты. Работа над циклом сонат заняла у автора 30 лет: Первая соната увидела свет в 1968 году, когда Банщиков был аспирантом Ленинградской консерватории, а финальную, Пятую, композитор завершил в 1998 году, будучи зрелым сочинителем с собственной узнаваемой манерой.
Специалисты определяли его как автора, чей почерк сформировала традиция позднего австро-венгерского романтизма, в особенности, творчество Рихарда Штрауса и нововенская школа. Сам Банщиков однажды определил себя как «русскоязычного немецкого композитора». Также на него повлияли русская композиторская школа, тоже во многом романтическая, и творчество Дмитрия Шостаковича. Как результат, Банщиков на протяжении своего композиторского пути неоднократно создавал большие серии произведений, объединенных общими идеями и музыкальным языком. В то же время он пробует разные формы высказывания и передает разные состояния — от одночастной Первой сонаты, отличающейся темпераментностью и экспрессией, до драматичной Пятой, состоящей из трех контрастных частей.
Композиторская манера Геннадия Банщикова соединяет умеренность и холодность, которые часто встречаются у авторов ленинградско-петербургской школы, и открытую эмоциональность. Каждое произведение передает субъективное восприятие мира, чтобы перевести это на язык музыки, Банщиков обращается и к классическим, и к современным приемам композиции.
Юрий Фаворин первым исполнил и записал все пять фортепианных сонат Банщикова. Музыковед Иосиф Райскин отмечает, что отдельные сочинения цикла звучали в концертных залах, но ни один музыкант ранее не брался за него как за единый проект. Юрий Фаворин — активно концертирующий пианист, чей репертуар включает и мастеров прошлого, и ныне живущих авторов. Среди записей Фаворина, выпущенных «Фирмой Мелодия», сочинения Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Ребикова, Тищенко, Сидельникова, Задерацкого, Сысоева. Музыкант неоднократно работал с проектами, подобными по масштабу сонатной пенталогии Геннадия Банщикова, — среди них запись концертного исполнения крупнейшего в истории фортепианной музыки цикла Ференца Листа «Годы странствий».
Итальянские активисты возмущены шуточным номером «Espresso Macchiato» эстонского финалиста «Евровидения»

Номер эстонского исполнителя Томми Кэша (настоящее имя Томас Таммеметс) «Espresso Macchiato», с которым он уверенно победил на национальном отборе Eesti Laul (набрав 83% голосов) и собирается выступить на конкурсе песни «Евровидение 2025» в Базеле в мае 2025 году, возмутил итальянскую общественность. Шуточный номер исполняется на ломаном итальянском, а текст наполнен различными стереотипами об итальянской жизни.
По словам эстонского журналиста Юлле Тооде, возглавляющего Итало-эстонское общество (Itaalia Eesti Selts) обсуждение песни Кэша появлялось в итальянских новостях почти каждый день с тех пор, как он выиграл Eesti Laul 15 февраля.
- Мои друзья по большей части наслаждаются песней и говорят, что мы должны смеяться над жизнью. Мы должны уметь смеяться над собой. Но, конечно, есть и более критические голоса. Например, на государственном телевидении RAI произошел очень серьезный скандал, в ходе которого очень известная телезвезда Катерина Баливо обвинила нашего Томми в том, что он каким-то образом оскорбил итальянцев, - сказал Тооде в эфире шоу ETV «Terevisioon». - Эта полемика действительно витает в воздухе. Эстония сейчас в новостях почти каждый день, и я уверена, что многие итальянцы смотрят на карту, чтобы увидеть, где находится Эстония… Может быть, не было понято, что это скорее итало-американский контекст, о котором говорит Томми. Язык, на котором он поет, не итальянский. Часто говорят, что он плохо говорит по-итальянски, но на самом деле это язык Бруклина и Нью-Йорка, которым в основном пользуются итальянцы, эмигрировавшие в Америку.
Итальянская ассоциация по защите прав потребителей Codacons даже обратилась в EBU и поставила под сомнение целесообразность допуска песни, оскорбляющей, по их мнению, страну и целое сообщество, к участию в конкурсе, передает Guardian. Активистов возмутили клише о любви к пасте и кофе, о мафии и показной роскоши. Не пришлась по вкусу пародия и вице-президенту сената Италии Джану Марко Чентинайо.
- Этот певец должен приехать в Италию, чтобы посмотреть, как работают порядочные люди, прежде чем позволять себе писать такие глупые, полные стереотипов песни, — написал он на своей странице в соцсети и выразил надежду, что организаторы не допустят конкурсанта до участия в «Евровидении».
Несмотря на все противоречия, песня набирает популярность в Италии. По состоянию на 19 февраля «Espresso Macchiato» находилась на 134 месте в итальянском Spotify с 71 661 прослушиваниями. Букмекеры также считают Томми Кэша одним из фаворитов будущего евросонга. Никакой официальной реакции EBU на этот скандал пока не последовало.
— Непонятно, чем руководствовалось эстонское телевидение, выбирая столь странную пародию с использованием мотива Россини из «Севильского цирюльника», действительно местами весьма неполиткорректную. Однако надо помнить, что именно скандалы не самого высокого пошиба с национальным подтекстом и обеспечивают участникам такую нужную медийность. Достаточно вспомнить скандал на том же «Евровидении» в 2004 году с номером «Дикие танцы» Русланы, которую на Украине тут же обвинили в очернении украинского народа, якобы представленного дикарями. Тогда эта песня победила в конкурсе, — прокомментировал ситуацию для «Известий» главный редактор агентства "ИнтерМедиа" Евгений Сафронов.
«ИнтерМедиа» напоминает, что 69-й конкурс песни «Евровидения» пройдет в Швейцарии 13-17 мая.