Рецензия на книгу: Светлана Сурганова - «Всё сначала!»

2020, «Эксмо»
Оценка: 7,5 из 10.
Автобиографическая книга Светланы Сургановой - но не автобиография. Вот такой парадокс. Светлана не стала писать подробные мемуары, изобилующие датами и фактами; вместо этого вышло лоскутное повествование, включающее то автобиографическую прозу, то фрагменты личных дневников, то стихи, то философские размышления в жанре эссе. Фанатки «Сургановой и оркестра» и ранних «Ночных Снайперов» будут в восторге: Светлана сама упоминает «альтернативную снайперскую историю», много лет сочиняемую поклонниками, расшифровывающими и по-своему истолковывающими каждую запятую в текстах Сургановой и Арбениной. Автор книги замечает, что с реальными событиями эта мифология имеет мало общего, но своим изданием даёт толкователям массу новой пищи для трактовок. Взять цитаты из дневников разных лет - записи очень личные и откровенные, но обезличенные и абстрактные для тех, кто не собирается углубляться в эту тему. Девичьи мысли - то оригинальные, то пафосные, банальные красивости, любовные страдания, попытки разобраться в себе, непременно напустив загадочности даже в не предназначенный для публикации дневник - кажутся вполне типичными, слишком многословными и не слишком достойными внимательного изучения (если вы не упёртый фанат). Да и неловко как-то читать чужие дневники, если автор писал их без тайного желания потом преобразовать их в самоироничную автобиографию. Светлана Сурганова явно не имела такого в виду, так что дневниковые и эссеистические страницы мы рекомендуем оставить только добровольным «летописцам» выдуманной истории «Ночных Снайперов».
Для прочих читателей в книге найдутся другие источники удовольствия. В первую очередь это главы, посвящённые маме и бабушке Светланы. Тут старыми дневниками не обошлось, здесь вдумчивый писательский труд, в котором проявился литературный дар Сургановой. Это именно что документальная проза - перечисление событий оборачивается драматическими кульминациями в рассказе об ужасах блокады или подробностях обретения Светланой приёмной семьи. Причём сначала певица делится примерами трудностей её адаптации к «нормальной» жизни, а потом признаётся, что тайну своего происхождения узнала только в 25 лет, и это стало для неё потрясением.
Эти страницы читаешь, затаив дыхание, как и те, которые посвящены борьбе Светы с онкологическим заболеванием. 13 лет назад эта тема уже поднималась в книге Елены Погребижской «Исповедь четырёх», но рассказ от первого лица воспринимается острее, тем более что медицинское образование Сургановой помогает ей говорить о болезни с нехарактерной для этой тематики откровенностью.
Раздел о счастливых дуэтных годах «Ночных Снайперов» и тревожном периоде перед увольнением из группы тоже читаются на одном дыхании - и только потом понимаешь, почему Светлана не стала писать последовательную автобиографию с соблюдением хронологии. После онкологической операции на кишечнике певица восемь лет жила с «искусственной выводящей системой». Если сопоставить даты, вы увидите, что именно на эти годы приходится становление «Снайперов», их выход на большие площадки, взлёт популярности и гастроли, гастроли, гастроли... Но в главе про «НС» рок-н-ролльный образ жизни есть, а упоминаний о бытовых и гигиенических сложностях - нет. Потому что прозаик-документалист Сурганова не хочет смешивать физические страдания с душевными и разводит их по разным страницам, чтобы читатель несколько раз получил концентрированные дозы переживаний. Кстати, версия Светланы о расколе «Ночных Снайперов» будет интересна не только фанатам. Фактологически рассказ Сургановой почти совпадает с версией, изложенной в недавней книге Михаила Марголиса про Диану Арбенину, но подача Светы на несколько порядков эмоциональнее: достаточно сказать, что она до сих пор называет экс-партнёршу нежными прозвищами Дина, ДС и даже Динька, что, конечно, даст фанатам возможность сочинить ещё несколько новых мифов о событиях 20-летней давности.
Книга завершается неожиданным для самой героини созданием собственного проекта «Сурганова и оркестр». Продолжение следует, но станет ли биография этой группы основой для столь же драматичных воспоминаний?
Алексей Мажаев, InterMedia
Хавьер Бардем уговаривает Брэда Питта вернуться в профессию в трейлере «Формулы-1»

Трейлер фильма «Формула-1» (F1) обнародовала 13 марта 2025 года кинокомпания Warner Bros. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в картине Джозефа Косински сыграли Брэд Питт, Хавьер Бардем, Дэмсон Идрис, Тобайас Мензис, Ким Бодния и Керри Кондон, а одним из продюсеров стал британский автогонщик, многократный победитель «Формулы 1» Льюис Хэмильтон.
По сюжету, автогонщик Сонни Хейз (Питт) был самым многообещающим феноменом «Формулы-1» в 1990-х годах, пока авария на трассе едва не положила конец его карьере, когда он так и не поднялся на пьедестал. Тридцать лет спустя он стал гонщиком-кочевником по найму, когда к нему обратился его бывший товарищ по команде Рубен Сервантес (Бардем) - владелец команды, которая находится на грани краха. Рубен убеждает Сонни вернуться в профессиональные гонки чтобы в последний раз попытаться спасти команду и стать лучшим в мире. Он будет гонять вместе с Джошуа Пирсом (Идрис), крутым новичком, который намерен задать свой собственный темп. Но когда ревут двигатели, прошлое Сонни настигает его, и он обнаруживает, что в «Формуле-1» ваш товарищ по команде — ваш самый жестокий соперник, и путь к искуплению — это не то, по чему вы можете идти в одиночку.
«Формула-1» выйдет в мировой прокат 25 июня, а позже появится на Apple TV+.
«Мелодия» выпустила неизвестную запись Николая Громина

Фирма «Мелодия» выпустила неизданный альбом джазового гитариста Николая Громина «Блюз для Тэда». В 2024 году при работе над переизданием записей знаменитого джазового дуэта гитаристов Николая Громина и Алексея Кузнецова редакторы «Мелодии» нашли неопубликованную мастер-ленту 1991 года с записью сольного альбома Громина: пять ранее не изданных композиций, записанных гитаристом вместе с Виктором Двоскиным (контрабас) и Виктором Епанешниковым (ударные). Пленка, найденная в 2024 году, была сделана в июле 1991-го, за пультом находился звукорежиссер Рафик Рагимов, руководивший записью самых знаменитых джазовых альбомов для фирмы «Мелодия». Этот релиз, получивший название «Блюз для Тэда», вероятно, должен был выйти в конце года, но события августа 1991-го помешали этим планам.
Заглавная композиция посвящена другу и коллеге Громина — знаменитому американскому трубачу Тэду Джонсу, звезде оркестра Каунта Бейси, с которым гитарист познакомился в Копенгагене и играл в его легендарном биг-бэнде, считавшимся одним из лучших в Европе. В альбом также вошли авторские интерпретации джазовой классики: «My Funny Valentine», «When Sunny Gets Blue», «Alone Together» и «Theme for Ernie».
Музыкальный критик Денис Бояринов: «Обнаруженная запись «Блюз для Тэда» — это еще одно подтверждение уникального мастерства Николая Громина, яркого звучания, безупречной фразировки и восхитительной свободы исполнения. Это настоящий джаз».
Гитарист Николай Громин — выдающийся отечественный джазовый музыкант, он сыграл ключевую роль в возрождении советского джаза в оттепель, и стал одним из немногих, сумевших вписаться в профессиональную джазовую среду за рубежом, добившись там значительных успехов. Оригинальный стиль и мастерство Громина получали высокие оценки западных экспертов. Так, американский трубач Дон Эллис сравнивал Громина с подлинным блюзовым исполнителем, будто бы прошедшим уроки у Прокофьева. Знаменитый джазовый критик Уиллис Коновер отмечал, как естественно Громин сочетает блюзовое звучание с русскими музыкальными традициями. Отечественный джазовый критик Алексей Баташев называл Громина «корифеем мелодической линии». Композитор и дирижер Юрий Саульский считал ансамбль Громина и Кузнецова «ансамблем мирового уровня».
В 1978 году «Мелодия» выпустила первую пластинку дуэта Николая Громина и Алексея Кузнецова — «Джанго», в 1988 году Громин и Кузнецов записали альбом «Спустя 10 лет».
Валерия не уходит со сцены

Валерия опровергла слух о том, что завершает карьеру. Певица объяснила, что сейчас находится в самом активном творческом периоде, а о прекращении выступлений речи пока не идет.
- Слова не было сказано про то, что я ухожу со сцены, и сто раз прощаться тоже я не буду — не хочется. Когда созрею, скажу: «Всё, отчаливаю!», но это пока не тот случай, потому что как раз сейчас у меня самый активный период, — заявила Валерия в подкасте «По каверочку».
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее супруг и продюсер певица Иосиф Пригожин заявил о том, что она выпустит в апреле 2025 года свой последний альбом и сведёт до минимума гастрольную деятельность.