Рецензия на фильм «Гроза»: Ставят капканы успешные воры — рабы на раба
Оценка: 7 из 10
Премьера трагикомедии «Гроза» состоялась 21 мая 2020 года на видеоплатформе Premier. Режиссёр: Григорий Константинопольский. В ролях: Любовь Аксёнова, Виктория Толстоганова, Алексей Макаров, Иван Макаревич, Александр Кузнецов и др.
В волжском городе Калинове снова праздник: мэр Савел Прокофьич Дикой (Алексей Макаров) затеял предвыборную кампанию. Пока толпы граждан томятся в очереди за положенными им по особому случаю деньгами, рэпер Кулигин (Иван Макаревич) устраивает одиночный пикет и попадает в полицию. А племянник мэра Борис (Сергей Городничий) понимает, что влюбился в Катерину (Любовь Аксёнова) — сноху владелицы прибрежного ресторана Марфы Игнатьевны Кабановой (Виктория Толстоганова).
Катерина испытывает к забитому родственнику градоначальника взаимные чувства, но ей совестно изменять мужу Тихону (Василий Буткевич). Удобный случай представляется, когда покорный супруг, по воле матушки, отправляется по делам в другой город. Гроза неминуема…
Григорий Константинопольский нашел золотую жилу — осовремененные киноадаптации русской классики. В позапрошлогоднем «Русском бесе» маячила тень Достоевского, на очереди - «Мёртвые души» Гоголя. Теперь же мы имеем дело с интерпретацией самой известной пьесы Александра Островского, которая и по сей день вызывает жаркие споры. Сбросив идеологические путы трактовок произведений школьной программы, традиционалисты объявляют экзальтированную Катерину отрицательной героиней, а либералы, наоборот, видят в ней воплощение экзистенциального бунта против всесильного Рока, классифицируя «Грозу» как трагедию, а не драму.
Григорий Константинопольский ближе ко вторым, но постмодернистская закалка побуждает его творить трагикомедию. Видимо, памятуя о том, что Николай Добролюбов назвал героиню Островского «лучом света в темном царстве», режиссёр весь фильм заставляет ее расхаживать в белых одеждах. Но толку от этого немного, ведь, судя по «Русскому бесу», Константинопольского увлекает не столько поиск истины как таковой, сколько препарирование неистребимой русской хтони.
А в этом отношении за последние 150 лет мы не шибко изменились. Ну, разве что, Кулигин вместо изобретения «Перпетуум Мобиле» мечтает записать остросоциальный рэп под таким же названием, а странница Феклуша (Мария Шалаева) своими бредовыми россказнями о «людях с песьими главами» не бороздит пространство мифа, а всего-навсего цинично ловит «хайп».
Конечно, эпизоды с поклонами Катерины мужу в ноги и воплями по поводу его отлучки кажутся чересчур архаичными. Но Константинопольский явно не боится вызвать у зрителя ощущения перебора и нарочно помещает их в китчевый антураж, подбавляя треша и угара песнями Любови Успенской и диковатым лубочным ремиксом на «Не плачь» из репертуара Тани Булановой. Вкус ему, впрочем, порою изменяет: серенада мультяшных дельфинов в сцене свидания Катерины с Борисом откровенно выглядит «вставной челюстью».
Зато гнетущая атмосфера русской глубинки работает в фильме на оправдание героев. По сравнению с уверенной в собственном благополучии Кабанихой Островского, героиня Виктории Толстогановой отнюдь не кажется владычицей «темного царства», поскольку, наравне с подчиненными, вынуждена изо дня в день крутиться, стараясь удержать на плаву явно убыточный ресторанный бизнес. Да и красоты подновленного к своему 1000-летию Ярославля (где снимался фильм) отдают кладбищенским духом. Патриархальные пейзажи напоминают о песне группы «Телевизор» «А по берегам», написанной в этом городе во время теплоходной прогулки вдоль ютящихся на набережной Волги коттеджей, где по сей день наверняка разворачиваются драмы, похлеще описанных в «Грозе»:
А по берегам
Люди строят заборы,
Сажают на цепи
Угрюмых собак.
Ставят капканы
Успешные воры
На лузера-вора,
Рабы на раба.
Русская классическая литература, рок, шансон, рэп — это далеко не всё, из чего состоит «Гроза» Константинопольского. В конце фильма мы видим, как герои выпивают в той же самой ярославской пивной, где кутили работяги в «Афоне» Георгия Данелии! Так возникают неожиданные параллели между Тихоном и Кулигиным с одной стороны, и, сантехником Афанасием и штукатуром Николаем — с другой.
И тут уж «проклятые вопросы» выходят на новый виток, кто виноват, на самом деле, «тёмное царство» или неискоренимые пороки обычных людей «без царя в голове»?
Денис Ступников, InterMedia
Новые фильмы про Незнайку снимут Первый канал и студия Yellow, Black and White
Новые художественные фильмы по мотивам сказок о Незнайке и его друзьях Николая Носова снимут Первый канал и студия Yellow, Black and White. Как сообщила пресс-служба телекомпании, в декабре 2024 года был подписан соответствующий договор с Игорем Носовым - писателем и наследником творчества своего деда Николая Носова.
- Как показывает опрос ВЦИОМ, «Незнайка» – самая ожидаемая российская экранизация, - говорит генеральный директор Первого канала Константин Эрнст. - Надеюсь, мы оправдаем эти надежды и те, кто родился в XXI веке и, возможно, еще даже не умеет читать, полюбят «Незнайку» так же, как их родители, бабушки и дедушки, родившиеся в веке двадцатом.
- Важно, чтобы новая история Незнайки была создана в том же духе, в котором она была написана Николаем Николаевичем, - считает Игорь Носов. - Мне много лет приходилось охранять этот сказочный мир от какого-либо вторжения. И вот теперь начинается грандиозный проект, результат которого должен понравиться зрителям, создателям фильма и мне. Надеюсь, что в современном кинематографе мы сумеем сохранить интонацию и мелодику сказочного города Незнайки.
«ИнтерМедиа» напоминает, что первая книга «Приключения Незнайки и его друзей» была выпущена в 1954 году. В 1958-м Николай Носов написал продолжение «Незнайка в Солнечном городе», а завершила трилогию сказочная повесть «Незнайка на Луне», опубликованная в 1965-м. Менее известные литературные сиквелы были написаны позднее разными авторами, включая и Игоря Носова.
В СССР истории про Незнайку были неоднократно экранизированы, как в рисованной, так и в кукольной мультипликации. В 1983 году вышел полнометражный художественный музыкальный телефильм по мотивам рассказов Носова «Незнайка с нашего двора», где главных героев сыграли юные актеры. Последней на данный момент экранизацией стал российский мультсериал «Незнайка на Луне», снятый в 1997-99 годах.
Дженна Ортега, Пол Радд и Ричард Э. Грант встречаются с местью волшебных существ в трейлере «Смерти единорога»
Первый трейлер фильма «Смерть единорога» (Death Of A Unicorn) представила 18 декабря 2024 года студия А24. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в черной комедии режиссера и сценариста Алекса Шарфмана исполнили Дженна Ортега, Пол Радд, Ричард Э. Грант, Теа Леони, Уилл Поултер и другие.
По сюжету, отец (Радд) и дочь (Ортега) сбивают на дороге в лесу единорога и, во избежание лишних вопросов, забирают его тушу с собой. Они едут на уикенд в гости к боссу-миллиардеру, который, узнав об инциденте, решает использовать магические свойства волшебного существа в медицинских целях и заодно обогатиться. Но все они не учли лишь одно: у единорога была семья, и теперь они жаждут крови.
В мировой и, предположительно, российский прокат «Смерть единорога» выйдет весной 2025 года.
Милош Бикович снимет российскую спортивную драму «Финал четырех»
Кинопроект «Финал четырех» был представлен 18 декабря 2024 года на питчинге Фонда кино. Сопродюсером спортивной драмы, основанной на реальных событиях, выступает Милош Бикович, для которого это будет дебют в полнометражной режиссуре.
Действие картины разворачивается в 1994 году. Накануне решающего матча за выход в финал Евролиги баскетбольная команда ЦСКА была отравлена психотропным веществом. Несмотря на протесты с российской стороны, руководство ФИБА и представители греческого клуба «Олимпиакос» настаивали на игре.
Сценарий написал Денис Родимин («Бумер», «Духless»). В дрим-касте помимо самого Биковича заявлены Андрей Нестеренко, Кирилл Зайцев, Василий Слинкин, Василина Юсковец и Егор Климович. Производством займется кинокомпании AP Entertainment. Выход в прокат предварительно намечен на август 2026 года.