Forbes объяснил, почему частные театры просят государство о помощи
Российское издание Forbes выяснило, почему частные театры вынуждены просить системной финансовой поддержки у государства. По данным издания, это зависит от организационно-правовой формы театра.
- Частный театр может рассчитывать только на собственные силы, полученные субсидии или выигранные гранты, из которых покрываются расходы на помещение и на новые постановки, зарплаты и авторские права, утверждает исследование.
В нашей стране частные театры — заметные участники театрального процесса. Кто-то, как знаменитая «Студия Театрального искусства» Сергея Женовача, перешел под крыло государства. Кто-то, как опальный Тeатр.doc, неоднократно менял место прописки, но сохранил своего зрителя и свою актуальность после смерти основателей театра, создателей новой драмы, Михаила Угарова и Елены Греминой. Кто-то, как «Арт-партнер XXI» Леонида Робермана превратился в настоящую фабрику по производству хитов (агентству принадлежат права на «Безприданницу» и «Бориса» Дмитрия Крымова). Кто-то, как «Театр Антона Чехова», сдал обороты. Помимо художественных достижений, частный театр стал альтернативой государственной репертуарной системе.
В июне 2020 года Министерство культуры РФ совместно с Союзом театральных деятелей решило составить реестр негосударственных театров страны. Эта инициатива Минкультуры стала ответом на открытое письмо в адрес правительства РФ от частных организаций в сфере культуры, которое еще весной подписали представители 170 автономных некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей из почти тридцати субъектов Федерации. Помимо составления перечня пострадавших организаций они просили о введении налоговых и кредитных каникул, а также об единовременных субсидиях и выплатах, решение по которым до сих пор не принято.
Театральный продюсер Евгений Худяков, руководитель «Объединения частных театров для детей», считает, что реестр поможет Минкульту сориентироваться, кому из частных театров нужно помочь в первую очередь. Пока «многие организации не могут претендовать на получение денег по уже имеющимся государственным программам из-за бюрократических проблем». Директор «Театра post» Ксения Волкова, считает, что реестр поможет частным театрам выйти из тени и прояснить положение вещей.
- В исследовательских попытках последних лет была не очень корректная выборка, - говорит она. - Справочник «Театральная Россия» не издается уже несколько лет. В Петербурге с 2011 года осуществляется ежегодная грантовая поддержка негосударственных театров, благодаря чему существует феномен «бума» петербургской независимой сцены. Это программа, как и любая другая, имеет свои плюсы и минусы, сложности и так далее, но было бы здорово, если бы на федеральном уровне осуществлялась системная поддержка деятельности частных театров, ориентированная именно на их нужды, а не на нужды всех социально ориентированных некоммерческих организаций в целом.
Представитель одного из социально ориентированных театральных проектов, координатор общественной организации «Круг» и фестиваля особых театров «Протеатр» Елена Попова, удивлена и порадована тем, что в вопросе «вид творческой деятельности театра» можно отметить «инклюзивный», причем не исключая других видов.
- Интересно, как будет оцениваться значимость деятельности театров, - говорит она. - Например, даже в сравнении с экспериментальными театрами инклюзивные реже участвуют в фестивалях, проводят меньше мероприятий в месяц. Вероятно, критерии их значимости лежат также и в другой плоскости, для которой мы не нашли параграфа в форме.
В любом случае без поддержки государства (неважно, будет она выражаться в помощи с арендной платой, которую никто не отменял и которую ежемесячно выплачивает большинство частных театров, так как собственных помещений для спектаклей и складирования реквизита у них нет, или в облегчении обязательств по кредитам, взятым на производство нового спектакля) частным театрам не выжить. По мнению управляющей «Площадкой 8/3», заместителя директора Театра.doc Варвары Фуфаевой, если инициатива министерства не превратится в тыкву, маленькие и независимые театры смогут остаться на плаву. Художественный руководитель, режиссер новосибирского театра «Понедельник выходной» Сергей Дроздов, подписавший обращение в Минкультуры, предлагает конкретные меры, которые помогли бы его театру, начиная от помощи в организации гастролей по региону и субсидий на конкретные проекты и заканчивая квотами на бесплатное участие артистов в творческих лабораториях и образовательных мероприятиях федерального уровня.
Несмотря на свой независимый статус, частные театры и артисты ждут системной поддержки от государства. Создана инициативная группа по внедрению базового дохода для независимых художников. Один из ее инициаторов, артист Николай Мулаков считает, что «очевидна необходимость введения базового дохода для независимых художников, который в будущем повысит качество работы и уменьшит количество финансовых манипуляций со стороны работодателей». В Минкульт направлено письмо с просьбой рассмотреть проект ежемесячного получения не работающими в государственных структурах театральными деятелями суммы, равной одному МРОТ.
Частные театры едины в своих оценках: без помощи извне они не смогут открыться осенью 2020 года. Не только потому, что играть в полупустых залах с разряженной рассадкой для них невыгодно (при заполняемости зала на 60% многие в лучшем случае «уходят в ноль»), но и потому, что у них нет средств на аренду, зарплаты и рекламу.
Полностью материал доступен на сайте Forbes.
Николай Цискаридзе возмутился ростом цен на билеты в театр
Николай Цискаридзе считает неоправданным рост цен на билеты на театральные мероприятия. Народный артист РФ заявил об этом на просветительском форуме «Знание. Первые».
- Достать билеты в театр никогда не было легко, другое дело, что это не стоило, как чугунный мост. Я не поддерживаю это. Не может билет на спектакль стоить столько же, сколько месячный оклад человека. Это ненормально.
При этом Николай Цискаридзе указал на пустые ряды в залах и заявил о необходимости льготных билетов для студентов. По его мнению, театры не имеют право завышать цену на билеты, поскольку государство поддерживает обычно такие учреждения финансово.
- Надо не забывать, что главные театры нашей страны - бюджетные, они находятся на содержании нас с вами. Это наши налоги содержат все эти театры, поэтому для нас это (стоимость билетов - прим. ред.) должно быть по-другому, - подытожил Николай Цискаридзе.
Артист также говорил о развитии личности. Это большая работа, в которую самостоятельно должен вкладываться каждый человек.
- Если человек развивается, он живет. Нужно не останавливаться и идти вперед, нести ответственность за свои слова и поступки. Ты взял на себя обязательства — ты обязан их выполнить, — отметил Николай Цискаридзе.
Мастер, у которого уже почти 30 лет преподавательского стажа, считает важным воспитывать в подрастающем поколении свое собственное «я», стимулировать процесс познания и побуждать каждого открывать свой путь. При этом перенять опыт и знания можно от любого педагога и наставника, главное — желание.
- Каждый человек сам для себя является очень большим учителем, если он в состоянии развиваться и думать. Своим ученикам всё время повторяю: нет плохих педагогов — есть, к сожалению, невнимательные ученики. От любого человека можно взять что-то хорошее, — сказал Николай Цискаридзе.
Деятель культуры поделился, что со стрессом ему помогает справляться просмотр советских мультфильмов. Он посоветовал подрастающему поколению своевременно извиняться за свои ошибки, если оказался в чем-то неправ, а также с уважением относиться к окружающим. Именно так можно пройти испытание успехом.
- Каждый раз, когда вы входите в подъезд и встречаете людей, которые его убирают. Знайте, что это работа безумно важная. Нельзя пройти, не поздоровавшись с этим человеком, ни в коем случае нельзя не оценить его труд. Нужно каждый раз об этом думать и так же уважительно относиться ко многим профессиям, никогда в жизни не позволять дерзко или хамски ответить кому-либо. Когда вы научитесь с собой договариваться и сдерживать себя — значит, у вас всё получится, — добавил Николай Цискаридзе.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, книга Николая Цискаридзе «Мозаика. Балет Щелкунчик» выйдет в свет в середине ноября 2024 года.
Спектакль по Уайлду «Плохие хорошие» покажут в Театре Пушкина
Предпремьерные показы спектакля «Плохие хорошие» состоятся в Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина 21 и 22 ноября 2024 года. Он поставлен по мотивам пьесы Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир» художественным руководителем театра Евгением Писаревым. Премьера назначена на 25 декабря – день 110-летия Камерного театра, предшественника Театра Пушкина.
По сюжету пьесы, поддавшись сплетням, леди Маргарет Уиндермир начинает подозревать мужа в измене. Однако тот не только отказывается развеять эти подозрения, но и приглашает на светский приём по случаю дня рождения жены загадочную миссис Эрлин, о которой говорят все… Классик британской литературы высмеивает нравы светского общества, в котором под маской добродетели скрывается тщеславие, где высоко ценится искусство сплетни, а чувства оказываются разменной монетой.
- Эта пьеса привлекла моё внимание прежде всего потому, что к ней в последние годы существования Камерного театра обращался Александр Таиров, - говорит Евгений Писарев. 0 Его спектакль так и не вышел – был закрыт после генеральной репетиции. Мне хотелось бы восстановить историческую справедливость и в преддверии юбилея Камерного театра всё-таки поставить этот спектакль. Меня поразило, как сатирическая комедия Уайльда, высмеивающая светское общество Англии, парадоксально перекликается с нашими псевдоэлитарными кругами, где места для искренности и настоящих человеческих отношений остается катастрофически мало. Эта история актуальна и в наши дни.
Главные роли в постановке исполнят Виктория Исакова, Дмитрий Власкин, Евгения Леонова, Кирилл Чернышенко, Ирина Бякова, Алексей Рахманов, Андрей Сухов, Никита Пирожков, Николай Рысев, Иван Лёшин, Марк Кондратьев, Ляля Анпилогова, Екатерина Клочкова, Эльмира Мирэль, Инна Кара-Моско.
Россияне стали больше платить за развлечения
Интерес жителей России к развлечениям продолжает расти. Продажи билетов Яндекс Афиши на собственных ресурсах (сайте и мобильном приложении) в третьем квартале 2024 года выросли на 45% и составили 6,2 млрд рублей. Продажи на сайтах и ресурсах партнеров за это же время увеличились на 36% до 2,1 млрд рублей. Всего в июле-сентябре этого года Яндекс Афиша продала почти 3,9 млн билетов, что на 11% больше, чем годом ранее.
Собственные продажи Яндекс Афиши за 9 месяцев 2024 года к январю-сентябрю прошлого года выросли на 46% до 16,5 млрд рублей, продажи на сайтах партнеров увеличились на 30% до 5,6 млрд рублей, а общее число проданных билетов выросло на 12% до 13,3 млн. По данным исследовательской компании GfK, Яндекс Афиша продолжает оставаться самым популярным продавцом билетов в России*.
Концерты по-прежнему приносят больше половины продаж Яндекс Афиши (52% за 9 месяцев 2024 года против 53% в январе-сентябре 2023 года). Второй самой популярной категорией развлечений остаются театры, которые приносят 26,7% продаж. Третьи по популярности – стендапы, на них пришлось 7,1% продаж в январе-сентябре 2024 года. Кино – на четвертом месте, на эту категорию пришлось 6% продаж Яндекс Афиши.
Все активнее деньги на концерты, спектакли, мюзиклы и другие развлекательные мероприятия тратят жители и гости регионов (речь о событиях, проводящихся вне Москвы). Доля таких продаж на Яндекс Афише второй квартал подряд превышает половину и за девять месяцев составила 58% всех продаж.
Быстрее всего в 2024 году дорожают билеты в кино, хотя несколько лет до этого стоимость похода в кинотеатр менялась несущественно. Если за 9 месяцев 2023 года средний чек (может включать в себя несколько билетов) на билеты в кино составлял 698 рублей, то в январе-сентябре 2024 года этот показатель вырос на 20,6% до 842 рублей. Вслед за кино сильнее всего подорожали театральные билеты – по итогам 9 месяцев средний чек похода на спектакль вырос почти на 19% до 4 555 рублей. Концерты подорожали почти на 11% - до 5 245 рублей. Средний чек на все мероприятия на Яндекс Афише за 9 месяцев 2024 года (за исключением кино) вырос к аналогичному показателю прошлого года на 15% до 4 653 рублей.
- Культурная жизнь остается важной частью повседневности: россияне продолжают ходить на концерты, в театры и кино, активно интересуются жанром стендапа. И рост продаж Яндекс Афиши подчеркивает не только растущий спрос на события, но и доверие пользователей к нашему сервису, который остаётся лидером рынка. Мы постоянно работаем над тем, чтобы сделать процесс покупки билетов максимально удобным и безопасным, что отражается в постоянном росте продаж - как на собственных платформах, так и через партнёрские каналы, – говорит Данил Гребенев, руководитель Яндекс Афиши.
Самые популярные события в России по-прежнему сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. В национальный топ в третьем квартале, как и по итогам первого полугодия, не попало ни одно событие в других регионах. Помимо концертов в него вошли мюзиклы, стендап, цирковые шоу и постановки, а также популярная выставка.
Топ-10 событий в России за июль-сентябрь 2024**:
- Мюзикл “Ничего не бойся, я с тобой” в Москве
- Концерт Леонида Агутина в Москве
- Концерт группы “Звери” в Москве
- Шоу “Легенда” в Большом цирке на проспекте Вернадского в Москве
- Цирковая постановка “Матрёшка” в Цирке Никулина на Цветном бульваре
- Выставка “Панк-культура. Король и Шут” в Санкт-Петербурге
- Концерт “Орган при свечах” в Санкт-Петербурге
- Концерт КняZz в Москве
- Концерт Macan в Москве
- Мюзикл “Мамма мимо! или Мюзикл пошёл не так” в Москве
Яндекс Афиша третий квартал подряд раскрывает топ самых популярных региональных мероприятий в России (событий, проводящихся на площадках вне Москвы и Санкт-Петербурга). В топе преобладают концерты (шесть из десяти), при этом Новосибирск второй квартал подряд сохраняет статус региональной столицы развлечений – три из десяти самых популярных событий прошли в этом городе. В топ-3 вошел Сочи, с самым популярным парком развлечений и шоу “Руслан и Людмила”, а в топ-5 – два концерта в Перми, Anna Asti и Zivert.
Топ-10 самых популярных событий в регионах России за июль-сентябрь 2024***:
- Парк развлечений “Сочи парк”
- Концерт Anna Asti в Перми
- Шоу “Руслан и Людмила” в Сочи
- Цирковое шоу “На счастье!” в Казани
- Концерт Zivert в Перми
- Концерт Zivert в Новосибирске
- Выставка “В фарватере” Айвазовского в Челябинске
- Концерт Cinema Medley 2: Оппенгеймер в Новосибирске
- Концерт Басты в Калининграде
- Панк-сказка “Король и Шут” в Новосибирске
Самые популярные концерты в России, по данным Яндекс Афиши, проходят только в Москве и Санкт-Петербурге – в топе таких событий нет концертов на площадках в других городах. Половину самых популярных концертов в третьем квартале приняли стадионы “Лужники” (три) и “Газпром Арена” (два).
Топ-10 самых популярных концертов в России за июль-сентябрь 2024**:
- Концерт Леонида Агутина в Москве
- Концерт группы “Звери” в Москве
- Концерт “Орган при свечах” в Санкт-Петербурге
- Концерт КняZz в Москве
- Концерт Macan в Москве
- Концерт “Белые ночи Санкт-Петербурга”
- Концерт Басты в Санкт-Петербурге
- Концерт группы “Руки вверх!” в Москве
- Концерт группы “Дайте танк!” в Санкт-Петербурге
- Концерт КняZz в Санкт-Петербурге
* По данным 9 месяцев 2024 года. В онлайн-опросе приняли участие 7200 респондентов в возрасте от 16 до 55 лет, проживающих в городах России, включая малые города с населением до 100 тыс. человек.
** Учтены билеты на мероприятия, проданные на ресурсах Яндекс Афиши, без кино.
*** Учтены билеты на мероприятия, проданные на ресурсах Яндекс Афиши за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, без кино.