Forbes объяснил, почему частные театры просят государство о помощи

Российское издание Forbes выяснило, почему частные театры вынуждены просить системной финансовой поддержки у государства. По данным издания, это зависит от организационно-правовой формы театра.
- Частный театр может рассчитывать только на собственные силы, полученные субсидии или выигранные гранты, из которых покрываются расходы на помещение и на новые постановки, зарплаты и авторские права, утверждает исследование.
В нашей стране частные театры — заметные участники театрального процесса. Кто-то, как знаменитая «Студия Театрального искусства» Сергея Женовача, перешел под крыло государства. Кто-то, как опальный Тeатр.doc, неоднократно менял место прописки, но сохранил своего зрителя и свою актуальность после смерти основателей театра, создателей новой драмы, Михаила Угарова и Елены Греминой. Кто-то, как «Арт-партнер XXI» Леонида Робермана превратился в настоящую фабрику по производству хитов (агентству принадлежат права на «Безприданницу» и «Бориса» Дмитрия Крымова). Кто-то, как «Театр Антона Чехова», сдал обороты. Помимо художественных достижений, частный театр стал альтернативой государственной репертуарной системе.
В июне 2020 года Министерство культуры РФ совместно с Союзом театральных деятелей решило составить реестр негосударственных театров страны. Эта инициатива Минкультуры стала ответом на открытое письмо в адрес правительства РФ от частных организаций в сфере культуры, которое еще весной подписали представители 170 автономных некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей из почти тридцати субъектов Федерации. Помимо составления перечня пострадавших организаций они просили о введении налоговых и кредитных каникул, а также об единовременных субсидиях и выплатах, решение по которым до сих пор не принято.
Театральный продюсер Евгений Худяков, руководитель «Объединения частных театров для детей», считает, что реестр поможет Минкульту сориентироваться, кому из частных театров нужно помочь в первую очередь. Пока «многие организации не могут претендовать на получение денег по уже имеющимся государственным программам из-за бюрократических проблем». Директор «Театра post» Ксения Волкова, считает, что реестр поможет частным театрам выйти из тени и прояснить положение вещей.
- В исследовательских попытках последних лет была не очень корректная выборка, - говорит она. - Справочник «Театральная Россия» не издается уже несколько лет. В Петербурге с 2011 года осуществляется ежегодная грантовая поддержка негосударственных театров, благодаря чему существует феномен «бума» петербургской независимой сцены. Это программа, как и любая другая, имеет свои плюсы и минусы, сложности и так далее, но было бы здорово, если бы на федеральном уровне осуществлялась системная поддержка деятельности частных театров, ориентированная именно на их нужды, а не на нужды всех социально ориентированных некоммерческих организаций в целом.
Представитель одного из социально ориентированных театральных проектов, координатор общественной организации «Круг» и фестиваля особых театров «Протеатр» Елена Попова, удивлена и порадована тем, что в вопросе «вид творческой деятельности театра» можно отметить «инклюзивный», причем не исключая других видов.
- Интересно, как будет оцениваться значимость деятельности театров, - говорит она. - Например, даже в сравнении с экспериментальными театрами инклюзивные реже участвуют в фестивалях, проводят меньше мероприятий в месяц. Вероятно, критерии их значимости лежат также и в другой плоскости, для которой мы не нашли параграфа в форме.
В любом случае без поддержки государства (неважно, будет она выражаться в помощи с арендной платой, которую никто не отменял и которую ежемесячно выплачивает большинство частных театров, так как собственных помещений для спектаклей и складирования реквизита у них нет, или в облегчении обязательств по кредитам, взятым на производство нового спектакля) частным театрам не выжить. По мнению управляющей «Площадкой 8/3», заместителя директора Театра.doc Варвары Фуфаевой, если инициатива министерства не превратится в тыкву, маленькие и независимые театры смогут остаться на плаву. Художественный руководитель, режиссер новосибирского театра «Понедельник выходной» Сергей Дроздов, подписавший обращение в Минкультуры, предлагает конкретные меры, которые помогли бы его театру, начиная от помощи в организации гастролей по региону и субсидий на конкретные проекты и заканчивая квотами на бесплатное участие артистов в творческих лабораториях и образовательных мероприятиях федерального уровня.
Несмотря на свой независимый статус, частные театры и артисты ждут системной поддержки от государства. Создана инициативная группа по внедрению базового дохода для независимых художников. Один из ее инициаторов, артист Николай Мулаков считает, что «очевидна необходимость введения базового дохода для независимых художников, который в будущем повысит качество работы и уменьшит количество финансовых манипуляций со стороны работодателей». В Минкульт направлено письмо с просьбой рассмотреть проект ежемесячного получения не работающими в государственных структурах театральными деятелями суммы, равной одному МРОТ.
Частные театры едины в своих оценках: без помощи извне они не смогут открыться осенью 2020 года. Не только потому, что играть в полупустых залах с разряженной рассадкой для них невыгодно (при заполняемости зала на 60% многие в лучшем случае «уходят в ноль»), но и потому, что у них нет средств на аренду, зарплаты и рекламу.
Полностью материал доступен на сайте Forbes.
В Театре РОСТа поставят «Ёжика в тумане»

Премьера спектакля «Ёжик в тумане» по мотивам произведений Сергея Козлова состоится 20 марта 2025 года в Театре РОСТА в Царицыно под руководством Нонны Гришаевой. За сюжетную основу премьерного спектакля режиссер-постановщик и автор инсценировки Аркадий Черкашин взял сказки про Ежика, Медвежонка и их друзей («Ежик в тумане», «Звуки и голоса», «Трям! Здравствуйте!», «Мы будем приходить и дышать», «Зимняя сказка» и др.), написанные классиком отечественной детской литературы – поэтом и писателем Сергеем Григорьевичем Козловым. Эти душевные истории уже более полувека согревают сердца взрослых уютной сентиментальностью и ненавязчиво учат детей самому важному, выстраивая тонко прорисованную, мудрую картину большого и удивительного мира.
Вместе с обаятельными лесными жителями, маленькие и большие зрители совершат путешествие в счастье, посмеются и погрустят, помечтают и пофантазируют о прекрасном, добром, недосягаемом – и о своем месте в этой вселенной.
- Сказки Сергея Григорьевича — это настоящая поэзия для детей, - говорит Аркадий Черкашин. – Не просто увлекательные детские сюжеты, а трогательные философские притчи, с которыми уютно и душевно открывать большой мир. Я с детства люблю созданных Козловым лесных обитателей. Для меня важным в этой работе было составить композицию, наиболее точно раскрывающую характеры всех персонажей, уделить внимание мелочам, из которых складывается картина мира, в котором живут эти удивительные герои, каждый со своей историей, со своим видением жизни. Мы стремились создать визуально яркую, музыкальную сказку, наполненную как юмором, так и глубоким философским смыслом. Современная музыка, выразительная хореография, созданная нашим режиссером по пластике Павлом Ивлевым, визуальные эффекты, интересные декорации, необычные костюмы – всё это переплетено с той самой «ламповой» атмосферой оригинальных историй о Ежике и Медвежонке.
- Аркадию Черкашину удалось сохранить магию удивительных текстов Сергея Козлова, их мудрость и трогательность. Персонажи, придуманные Сергеем Григорьевичем и перенесенные в сценическое пространство нашего Театра, – это олицетворение искренности и тепла, они говорят с нами о самом важном: о дружбе, одиночестве, доброте, мечтах, мироздании и умении видеть красоту в обыденном и привычном, - считает художественный руководитель театра Нонна Гришаева.
В спектакле заняты актёры Екатерина Короткова, Софья Тимченко, Ильдус Хасанов, Дмитрий Чукин, Семён Газиев, Кирилл Водолазов, Александр Нестеров, Аркадий Черкашин, Нина Нестерова, Светлана Богацкая, Александра Леднева, Ксения Попович.
Пресс-показ пройдет 19 марта в 19:00.
Премьера – 20 марта в 18:00, 13 апреля в 12:00 и 16:00.
Справки и аккредитация: o.ilina@teatr-rosta.ru (Ольга Ильина, пресс-служба Театра РОСТА в Царицыно).
«История в отеле» продолжится «Ностальгией»

Премьера танцевального мюзикла-перформанса «История в отеле. Ностальгия» состоится 19 марта 2025 года в концертном зале «Измайлово». Автор идеи и продюсер Денис Тагинцев представит новое танцевальное шоу, созданное совместно с режиссером Егором Перегудовым, народным художником России Владимиром Арефьевым, режиссером и педагогом по пластике Андреем Щукиным, при участии актера и певца, победителя «Голоса» Аскера Бербекова. В мюзикле примут участие 14 чемпионов мира по танцам. Это танцевально-музыкальное шоу для влюбленных в танец, театр и музыку, ценителей экспериментальных форматов и ярких впечатлений.
Прошлое представляет богатую фактуру для искусства. В новом мюзикле танец стал связующей нитью между эпохами, разрушая границы пространства и времени. Благодаря графичным минималистичным декорациям и выразительным танцевальным номерам удалось прочертить глубокую сюжетную линию.
Действие разворачивается в фешенебельном отеле, как и в первой части, но с другими перипетиями, героями и настроением. Зрители переносятся на сто лет назад – в век немого кино, лихо закрученных новелл и прекрасной музыки. Отель превращается в пространство игры, вселенский аукцион, сотрудники которого разыгрывают среди зрителей лоты, за которые любой готов бороться до последнего. Маховик времени начинает раскручиваться в обратную сторону, чтобы сорвать покровы со всех тайн.
- Верю, что ностальгическое путешествие к себе тронет ваше сердце, оставит приятное «послевкусие», вдохновив на творчество и желание радоваться каждому дню. Наша новая постановка - про бесценность рассвета, а не про неизбежность заката. Вам предстоит не просто увидеть и услышать красивую лиричную историю, а осязать ее, фиксируя изменения в себе прямо в зрительном зале. Я считаю этот опыт бесценным, а его создание истинной целью искусства, - поделился Денис Тагинцев.
Начало в 19:00.
С 17:00 до 18:50 перед шоу состоятся пресс-тур и фуршет для журналистов и звездных гостей.
Сайт проекта: История в отеле. Ностальгия
Контакты для СМИ: +7-985-542-8089, pogosova@granddanceshow.ru (Карина Погосова).
В доме-музее Станиславского отметят 200-летие «Горя от ума»

Торжественное открытие выставки «Качалов – Чацкий. Грибоедов «Горе от ума»», посвященное 200-летию комедии и 230-летию Александра Грибоедова, состоится 14 марта 2025 года в Доме-музее К.С.Станиславского. Откроет выставку театральное представление по мотивам пьесы, подготовленное студентами 4 курса театрального колледжа имени Л.А.Филатова, в постановке режиссера Павла Ващилина.
Директор Музея МХАТ Павел Ващилин отметил важность пьесы для театрального мира:
- Долгое время сразу после выхода пьесы театральные труппы набирались под «Горе от ума»: считалось, что состав актёров, между которыми хорошо распределяются грибоедовские роли, может играть весь театральный репертуар. В связи с ее большой популярностью в то время появилось много пародий, фельетонов и крылатые фразы пошли в народ и цитируются по сей день. Можно сказать, что эта пьеса на века.
Комедия «Горе от ума» считается вершиной драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся разошлась на цитаты. Герой пьесы «Горе от ума» Чацкий стал особенным в репертуаре Василия Качалова. Ему посчастливилось исполнять эту роль 33 года.
Впервые «Горе от ума» в МХТ сыграли в 1906 году. Станиславскому и Немировичу-Данченко показалась интересной задача, как алгеброй гармонию, поверить психологическим театром одну из самых репертуарных пьес русской сцены. Та первая постановка была лишена откровенно сатирического взгляда, скорее она старалась воспроизвести давно уже канувший в Лету мир старой Москвы, поэтически и при этом исторически достоверно показать человеческие типажи. По свидетельству Н.Е.Эфроса, Качалов, говоря о той первой постановке, сказал: «Так ничего и не вышло».
В восстановлении спектакля 1914 года постановка обрела не только новые декорации Мстислава Добужинского, но и новое дыхание, хотя сохраняла большинство прежних исполнителей и прежний рисунок мизансцен. Принципиальнее и мягче стал Чацкий Качалова, юношу-поэта из спектакля 1906 года сменил незаурядный молодой философ.
Возобновление спектакля 1924 года отличалось чёткостью задач идейного характера. Чацкого репетировали, а потом играли Марк Прудкин и Юрий Завадский. Качалов играл Репетилова, взяв в качестве «зерна» болтливость, пустозвонство и легкомыслие. Но, как тонко подметил Станиславский, «работая над ролью Репетилова, Качалов был больше увлечен ролью Чацкого».
Как это часто случается в театре наступил неожиданно такой день, когда Василию Качалову вновь пришлось играть Чацкого. Разумеется, что в «третьем» Чацком не мог не отразиться жизненный опыт, приобретенный актером за эти годы. В новом Чацком он был строже, беспощаднее к порокам фамусовского общества, и в то же время он был гораздо оптимистичнее.
В 1938 году к 40-летнему юбилею театра решили заново поставить «Горе от ума». Вл.И.Немирович-Данченко предложил Василию Качалову сыграть Чацкого в дни юбилея театра Чацкого. Качалов сомневался в своих физических силах, ему было за шестьдесят, и это обстоятельство в спектакле никак нельзя было обойти. Решившись, он с новым увлечением отдался работе над дорогим ему образом. Актёр использовал в гриме портретные черты А.С. Грибоедова. 30 октября 1938 года Качалов сыграл своего нового Чацкого. Эта роль стала последней в его карьере.
Во время подготовки выставки кураторы решили сделать акцент на жанр пьесы «Горе от ума» – комедия. Василий Качалов всегда подчёркивал, что юмор был присущ Московскому Художественному театру, поэтому на выставке будет возможность вспомнить великие цитаты из комедии и от души посмеяться над выдержками из школьных сочинений.
Также на выставке будут представлены эскизы декораций и костюмов, портреты, фотографии, архивные документы, мебель, предметы бутафории, воспоминания современников и много вдохновенных поэтических строк из комедии «Горе от ума» в исполнении В.И.Качалова.
Выставка продлится до 8 июня.
Начало в 16.00.
Аккредитация на открытие выставки через форму: https://forms.yandex.ru/u/67a0e073e010db5db90fbb5b/
Дополнительная информация: e.a.peterson@museummhat.ru (Екатерина Петерсон, пресс-служба Музея МХАТ).