Лили Вачовски рассказала, что «Матрица» – фильм о трансгендерности (Видео)

Сорежиссёр и сосценарист «Матрицы» Лили Вачовски рассказала об аллегоричности франшизы в отношении транслюдей. Она поделилась своими мыслями в отношении фильмов в новом видео проекта Netflix Film Club, посвящённом 21-летию со дня выхода первой «Матрицы». Сама Лили совершила каминг-аут как трансженщина в 2016 году, а её старшая сестра и сорежиссёр «Матрицы» Лана Вачовски – в 2012-м. Из-за каминг-аута Ланы в 2012-м среди поклонников франшизы и обрела популярность теория о дополнительном смысле фильмов.
В 2019 году автор портала Vulture Андреа Лонг Чу в статье, посвящённой «Матрице», затронула тему трансгендерности в фильмах: она указала на псевдоним главного героя Томаса Андерсона – Нео – отметив, что днём он является программистом, а ночью – хакером. Кроме того, по мнению журналистки, красная таблетка, которую выбирает герой, чтобы войти в Матрицу, символизирует того же цвета таблетки с эстрогеном, которые пьют люди, совершающие переход. Ещё в одном из эпизодов другой персонаж, Морфеус, в числе признаков Матрицы называет ощущение, что что-то не так – это высказывание поклонники трактуют как отсылку к расстройству гендерной идентичности, гендерной дисфории.
Лили выразила радость по поводу того, что многие считали заложенные в «Матрицу» смыслы, добавив, что в год, когда вышла первая картина, общественность к подобному дискурсу была ещё не готова. Она также рассказала, что для многих транслюдей франшиза стала очень значимой и что она часто слышит от них, что эти фильмы «спасли их жизнь».
– Потому что речь идёт о трансформациях, особенно в мире научной фантастики, которая опирается на воображение, создание новых миров и мысль о том, что то, что кажется невозможным, становится возможным, – именно поэтому фильмы так сильно им откликаются. И я бесконечно благодарна, что могу протягивать им спасительный канат на их пути, – заключила режиссёр.
Вачовски также обратила внимание на персонажа Свитч, сыгранного Белиндой МакКлори. По словам Лили, в оригинальном сценарии героиня должна была быть гендерфлюидной: в реальной жизни она была бы мужчиной, а в Матрице – женщиной.