Рецензия на комикс «Сквозь снег»: Что завещали нам французские комиксисты
Лоб Жак, Рошетт Жан-Марк, Легран Бенджамен
Сквозь снег. Графический роман. – СПб.: Питер, 2020. – 248 с.: илл.
Отгремела премьера нового сериала «Сквозь снег» на видеосервисе Netflix, одноименная картина южнокорейского режиссера Пон Джун-хо также еще не стерлась из памяти зрителей. Тем временем, на русском языке наконец был официально издан оригинальный французский графический роман, легший в основу обоих произведений. Теперь русскоязычный читатель может ознакомиться с одним из самых выдающихся французских комиксов, а заодно сравнить фильм и сериал не только друг с другом, но и с первоисточником.
В ходе очередной мировой войны впервые было применено климатическое оружие. Температура стала стремительно падать, снег выпал в июле, жить на земле стало невозможно. Человечество ютится внутри уникального локомотива, способного выдержать любой холод, где есть воспроизводимые источники питания и развлечений, чей двигатель максимально близок к понятию вечного. В «золотых вагонах» живут военные и чиновники с семьями, но чем дальше от головного вагона, тем менее влиятельные и богатые люди там находятся. Где-то в самом хвосте в суровых условиях выживают те, кто успел вскочить на поезд в самый последний момент.
И фильм, и сериал взяли из комикса основную канву для своих сюжетов. Каждый из них обыграл ее по-своему, создав собственный уникальный мир, достаточно далекий от первоисточника. Пон Джун-хо оседлал любимого коня – создал картину, твердо стоящую на ногах социального неравенства. В его трактовке социальные классы делились очень четко и конкретно, а богачи выглядели полными отморозками и вырожденцами. В хвосте тем временем зрела революция – она и стала основой для сюжета фильма, но, как и полагается любой революции, к самому концу привела к разрушениям и гибели, а вовсе не созданию нового справедливого мира. Сериал, созданный силами телеканала TNT и показанный по всему миру на Netflix, не стал ударяться в такой радикализм. Он, скорее, отвечал на актуальные запросы американского общества. Да, в стране есть протестные силы, желающие социальной революции (вроде движения Black Lives Matter), но в то же время его продюсерам очень сильно не хотелось обидеть представителей буржуазии, среднего и высшего классов из числа своих возможных зрителей. Вот и получился сериал о том, как поезд не поделили выжившие, среди которых почти нет однозначно плохих и хороших.
При этом оба произведения от первоисточника оказываются достаточно далеко (хотя полнометражный фильм, пожалуй, все же ближе). Комикс дает своему читателю на удивление мало сюжета – вместо этого он пытается рассказывать весь свой антиутопический постапокалиптический мир сразу. В нем происходит много событий, каждую картинку интересно изучать подолгу – зачастую где-то на ее фоне есть второе дно, потайная история. Да, в комиксе есть мятежи, обманы, заговоры, интриги – но все это совсем не кажется таким важным, каким это делали кинематографисты. Он куда больше рассказывает о выживании и харизматичных героях, чем о сюжете.
Свою атмосферу и настроение создает здесь рисунок. Он выполнен в черно-белых тонах. Все действие происходит внутри поезда, и обоим художникам (Рошетт и Легран) удалось передать это ощущение замкнутого пространства, тесноты, давящих стен, а в то же время – той мертвой пустоты, что царит снаружи.
Вместе с основной сюжетной канвой и в фильм, и в сериал перешли отдельные сцены и даже небольшие эпизоды, описывающие окружающий мир. Находить их на страницах комикса уже после просмотра обеих версий «Сквозь снег» становится особенно интересно и любопытно. Это создает ощущение преемственности. Вроде и персонажи совсем другие, и движут ими иные мотивы. Но после прочтения комикса даже финальный сюжетный поворот первого сезона уже не кажется таким притянутым за уши. В конце концов, раз уж в этом графическом романе сюжет не является главным пластом, раз уж в нем нет какого-то жесткого канона, то и трактовок для экранизаций может быть великое множество.
В послесловии к изданию Жан-Пьер Дионне, хорошо знавший автора комикса Жака Лоба, описывает его как разочаровавшегося фурьериста (Шарль Фурье создал учение о радикальном утопическом социализме). Пожалуй, это очень важная характеристика не только автора, но и комикса в целом. Во взрослом возрасте Жак Лоб застал майские события во Франции 1968 года (и, скорее всего, принимал в них участие), когда выступления леворадикальных студенческих движений привели к массовым беспорядкам по всей стране, забастовкам и смене правительства Шарля де Голля. Однако разочарование в левых политических идеях наступило вскоре у многих. Это разочарование в революции, неспособность с ее помощью действительно что-то изменить, а вместе с тем – наглядно наблюдаемая необходимость в изменениях самых радикальных – вот та грустно-меланхоличная нить, которая идет сквозь весь комикс. На эту нить натянуты и социальные проблемы, и экологические, и просто гуманитарные. Однако, как ни странно, но самая близкая кинематографическая ассоциация, которая возникает при чтении этого комикса – вовсе не фильмы о революциях или о выживании в постапокалипсисе. Великая французская драма Жана Эсташа «Мамочка и шлюха» – вот то, что похоже на «Сквозь снег» больше всего.
«Сквозь снег», используя фантастическую форму, умудряется говорить и о прошлом, и о настоящем, и о будущем, напоминая человечеству о том ворохе проблем, что оно тянет за собой. Его авторы сделали это весьма тонко и умело, а это главное, почему «Сквозь снег» остается поистине великим комиксом.
Павел Соломатин, InterMedia
Сегодня 75 лет Михаилу Боярскому
26 декабря 2024 года, четверг.
29 лет актёру Кузьме Сапрыкину.
29 лет актёру Павлу Устинову.
38 лет актрисе Марии Горбань.
38 лет актёру Киту Харингтону.
51 год певцу Александру Шоуа.
53 года актёру Джареду Лето.
60 лет актрисе Евгении Добровольской.
61 год барабанщику группы Metallica Ларсу Ульриху.
75 лет Михаилу Боярскому.
Михаил Сергеевич Боярский родился 26 декабря 1949 года в Ленинграде. Советский и российский актёр театра, кино, озвучивания и дубляжа, певец и музыкант. Народный артист РСФСР (1990).
5 лет назад умерла театральный режиссёр Галина Волчек (1933-2019).
15 лет назад умер парфюмер Ив Роше (1930-2009).
25 лет назад умер музыкант Кёртис Мейфилд (1942-1999).
27 декабря.
28 лет певице Turken.
29 лет актёру Тимоти Шаламе.
31 года актрисе Оливии Кук.
40 лет актёру Леониду Бичевину.
50 лет певице Алёне Винницкой.
61 год кинорежиссёру Гаспару Ноэ.
65 лет актрисе Александре Ровеньких.
72 года гитаристу Дэвиду Нопфлеру.
76 лет актёру Жерару Депардье.
85 лет актёру Эммануилу Виторгану.
15 лет назад умер композитор Исаак Шварц (1923-2009).
90 лет назад родился певец и актёр Николай Сличенко (1934-2021).
28 декабря.
Фильм «Осьминог» с Даниилом Воробьевым представят в «Закрытом показе» на Первом канале.
«Евгения Онегина» с молодыми актерами представит Егор Перегудов в Театре Маяковского.
Международный день кино.
34 года актрисе Кристине Бродской.
35 лет актрисе Джесси Бакли.
35 лет певцу Сальвадору Собралу.
40 лет назад умер кинорежиссёр Сэм Пекинпа (1925-1984).
43 года актрисе Сиенне Миллер.
45 лет комику Руслану Белому (признан иноагентом в РФ).
45 лет актрисе Нуми Рапас.
45 лет актёру Андре Холланду.
46 лет певцу Джону Ледженду.
51 год актёру Александру Робаку.
57 лет лидеру группы «Ноль» Фёдору Чистякову.
59 лет басисту группы Stratovarius Джону Виерве.
68 лет скрипачу Найджелу Кеннеди.
70 лет актёру и режиссёру Дензелу Вашингтону.
71 год пианисту Ричарду Клайдерману.
90 лет назад родилась актриса Мэгги Смит (1934-2024).
120 лет назад родился кинорежиссёр Сергей Юткевич (1904-1985).
Фильм «Руки Вверх!» вернулся на стриминги
Московский апелляционный суд принял решение о снятии запрета на показ фильма о легендарной группе «Руки Вверх!» в интернете и его полной разблокировке. Байопик вновь доступен для просмотра на стриминговых сервисах. А это означает, что обращение в Следственный комитет и Верховный суд РФ, которое в начале декабря 2024 года отправляли лидер группы Сергей Жуков и лейбл «Первое музыкальное издательство», не осталось без внимания.
- Я рад, что апелляционный суд наконец-то усомнился в том, что у издательства «Джем» есть права на те фонограммы моих песен, которые они объявляют своими, и потребовал доказательств, которых у них нет и быть не может. Но больше всего я рад за зрителей фильма «Руки Вверх!». Спустя буквально несколько дней, несправедливость была исправлена и фильм восстановлен. Так что всех, кто еще не успел посмотреть наше кино, приглашаю к просмотру. Он снова доступен на всех площадках,— отметил Сергей Жуков.
Сразу после восстановления байопик о «Руки Вверх!» занял лидирующие позиции по просмотрам в онлайн-кинотеатрах, повторив успех фильма в кинопрокате, где сумма его сборов вплотную приблизилась к миллиарду. Напомним, что блокировка фильма осуществлялась в начале декабря по инициативе известного своей склонностью к тяжбам владельца компании «Джем»Андрея Черкасова, а также группы аффилированных с его бизнесом лиц. Тогда Черкасову через его компанию «Издательство Джем» и подконтрольную его жене «Компанию Топ7» удалось добиться от Мосгорсуда предварительной блокировки фильма на некоторых интернет-ресурсах: «Старте», «Кинопоиске», «Премьере» и IVI. При этом «правообладатель» не предъявил ни одного документа, указывающего на то, что ему принадлежат хоть какие-то права.
Официальный представитель ООО «Первое музыкальное Издательство», генеральный директор IP Codex Наталья Полианчик, обращает внимание на то, что решение Первого апелляционного суда общей юрисдикции города Москвы вернуло фильм в ротацию в полном соответствии с буквой и духом закона:
- До сих пор единственным и, к сожалению, результативным инструментом, который оставался у Черкасова, чтобы обирать музыкальные коллективы, была угроза блокировкой контента в интернете. Нынешним решением суд признал, что права на фонограммы, включенные в байопик, не принадлежат ООО “Издательство Джем”. Прецедент создан. И это позволяет надеяться, что подобный инструмент станет недоступен для махинаций в интересах музыкальных рейдеров.
«ИнтерМедиа» напоминает, что на прошлой неделе в офисах музыкального издательства «Джем» и ООО «Компания Топ 7» прошли оперативно-розыскные мероприятия, которые вполне могут быть связаны с письмом лидера группы «Руки вверх» Сергея Жукова и ООО «Первое музыкальное Издательство» на имя главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Из обращения музыканта следует, что они вместе с Алексеем Потехиным признаны потерпевшими по уголовному делу по части 1 статьи 330 УК РФ «Самоуправство», которое сейчас расследуется московской полицией. Речь идет о составлении фиктивных документов, якобы подтверждающих права на фонограммы группы «Руки вверх».
Второй сезон «Мэйфейрских ведьм» покажут в России одновременно со всем миром
Локализованный трейлер и дату российской премьеры второго сезона сериала «Мэйфейрские ведьмы» (Mayfair Witches) обнародовал 25 декабря 2024 года онлайн-кинотеатр «Амедиатека». Главные роли в фэнтези по серии романом Энн Райс исполнили Александра Даддарио, Джек Хьюстон, Бен Фельдман, Тонгай Арнольд Чириса, Гарри Хэмлин и другие.
- Во втором сезоне жизнь главной героини Роуэн Филдинг (Даддарио) резко меняется, ведь она становится матерью необычного ребенка, - сообщается в синопсисе. - Оказывается, что часть души злого духа Лэшера вселяется в него. И в то время, как сама героиня отчаянно стремится к свету и помогает людям, тьмы в ее жизни становится всё больше. Новые тайны из истории ее семьи, предыстория происхождения демона и его скрытые мотивы, а также борьба научного и сверхъестественного становятся главными двигателями сюжета.
Премьера второго сезона «Мэйфейрских ведьм» состоится в «Амедиатеке» 6 января 2025 – на следующей день после мировой на AMC и AMC+.