Рецензия на фильм Кристофера Нолана «Довод»: Вперёд-назад, вперёд-назад, заново
Оценка: 8 из 10
Фантастический боевик «Довод» выходит в российский прокат 3 сентября 2020 года. Режиссёр: Кристофер Нолан. В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Аарон Тейлор-Джонсон, Клеманс Поэзи, Майкл Кейн, Химеш Патель, Юрий Колокольников и другие.
«Довод» Кристофера Нолана – это «Дюнкерк» для фанатов «Начала»: стильный многоуровневый боевик о шпионах, но совершенно отстранённый, холодный и с персонажами-заложниками сюжетных условий. Это «Помни» для поклонников «Интерстеллара»: интеллектуальное научно-фантастическое приключение по страницам учебника физики, чьё повествование движется как вперёд, так и назад во времени. Это трилогия о Тёмном рыцаре, исполненная в качестве волшебного трюка из «Престижа»: насыщенная, помпезная история противостояния добра и зла, истинный замысел которой раскрывается вместе с финальным занавесом. Это кино Кристофера Нолана. До мозга костей, хорошо это или плохо.
Вдаваться в сюжетные подробности нет никакого смысла: во-первых, толково так ничего и не объяснить, а во-вторых, не хочется портить потенциальным зрителям долгий и мучительный процесс ломания головы во время просмотра и днями после. Обусловим следующим образом: главный герой фильма – некто Протагонист (Джон Дэвид Вашингтон), опытный оперативник ЦРУ, который после не совсем успешной миссии по обезвреживанию террористов в киевской опере оказывается завербован британской разведкой. Там он знакомится с таким явлением, как инверсия, движением времени вспять, и учится использовать его в качестве профессионального навыка. Попутно герой встречает Нила (Роберт Паттинсон), британского оперативника, с которым они собираются проникнуть в доверие к украинскому бизнесмену (Кеннет Брана с ломанным русским акцентом) и предотвратить глобальную катастрофу, (пока ещё не)известную как Третья Мировая война.
Тем не менее, в лучших традициях Нолана, знание подобного расклада дел ещё не гарантирует, что вы знаете о фильме хоть крупицу его сути. «Довод» — это во всех смыслах слова настоящая головная боль. Начиная с парадокса его технической части и заканчивая не идущим ни на какие компромиссы со зрителем сюжетом. Парадокс заключается в том, что после технического и визуального шедевра «Дюнкерк» с его уклоном в практические эффекты Нолан столь отчаянно решил поднять планку зрелищности в своих фильмах, что спалил собственные же крылья. В итоге его «Довод», с одной стороны, изобилует впечатляющими по постановке экшен-сценами с минимум компьютерных эффектов, а с другой, обескураживает несвойственным режиссёру любительским монтажом и лихорадочно сведенной звуковой дорожкой, из-за которой вы либо банально не расслышите часть диалогов, либо будете прикрывать уши от чрезмерной громкости фильма.
Кристофер Нолан никогда особо не вёл зрителя за ручку по событиям фильма, разжевывая самые трудно перевариваемые моменты, однако в этот раз «Довод» заставляет задуматься: тот факт, что вы не понимаете, что конкретно сейчас происходит на экране, это чья именно вина – ваша собственная или фильма? У вас не хватает сосредоточенности, внимания, интеллектуального багажа, или всё-таки что-то не так с повествовательными механизмами? С «Доводом» чаша весов стремиться ко второму, и это пугает. Пугает, что Нолану настолько всё равно на его зрителей, ведь кино не ждёт, пока они усвоят изученное, проглотят ком информации, регулярно преподносимой в огромных количествах. Оно движется настолько стремительно, что как бы предлагает всем нам, впервые пришедшим на сеанс, сдаться и наслаждаться прекрасной картинкой Хойте Ван Хойтема, будоражащим саундтреком Людвига Йоранссона и головокружительными экшен-сценами. Всё равно без повторного просмотра общая картина не сложится – и это даже не теорема, чистая аксиома, следующая из сюжетных манипуляций со временем, которые порой накладываются друг на друга по несколько слоёв в одной сцене.
Всё это делает «Довод» классическим фильмом-головоломкой, который будет преследовать вас днями и ночами, терзая бесконечными прокручиваниями событий в голове с целью разобраться: почему у той героини не было кислородной маски в определённой сцене или как именно устроены временные петли в композиционном смысле. Трудно игнорировать сопутствующее удовольствие от этого процесса, когда кино, пусть в данном случае не совсем честными методами, прочно завладевает твоими мыслями и, словно герой дебютного фильма Нолана, следует по пятам.
Бич многих работ режиссёра, сумбурная экспозиция, присутствует и здесь, но на этот раз ещё и отягощена резким монтажом (заметно отсутствие Ли Смита, постоянного монтажёра Нолана, творившего магию в то время над «1917» Мендеса) и непривычным по первым сценам оглушающим басом из звуковых колонок. Не лучшая точка входа в фильм, что в принципе компенсируется впечатляющим финальным актом, который грациозно исполняет праведную миссию по возмещению положенного всем нам зрелищного кино в летний сезон. Особенно в этом плане старается оскароносный композитор Людвиг Йоранссон, чья музыка не просто формирует и направляет фильм как в первую очередь спектакль, предназначенный для большого экрана, но и становится одним из самых самобытных и мощных саундтреков к фильмам Нолана.
В начале картины героиня Клеманс Поэзи, поясняющая Протагонисту принцип работы инверсии, говорит ему: «Не пытайся понять. Почувствуй». Это любопытная фраза, потому что «Довод» — совсем не про эмоции, душевность и человеческие чувства. Это не «Начало» с его трогательными отношениями героев, это не «Интерстеллар» с его неуклюжим, но благородным посылом про любовь, здесь прямо-таки наследник «Дюнкерка». Что в целом немного странно, учитывая, как минимум, две благодатные на эмоции сюжетные линии – героически-любовная с участием Вашингтона и Элизабет Дебики и тёплая, дружеская между Вашингтоном и Паттинсоном. Всё-таки эмоциональность – это не сильная сторона Нолана, впрочем, как и юмор.
Особенность его работ всегда была и будет в оригинальности. Задумка «Довода» действительно дышит свежестью: умная концепция об относительности времени как сюжетное ядро лучших образцов научной фантастики соприкасается со знакомым по миру «бондианы» размахом и элегантностью. Кроме того, даже главный злодей здесь словно вышел из-под пера Яна Флеминга, не хватает ему только белой кошки на коленях и личного бассейна с крокодилами. Единственное, с чем Нолан оплошал – так это решив выпустить своё временное (ударение на последний слог) приключение в год финального сезона «Тьмы», поклонники которого во время просмотра «Довода» не раз испытают чувство дежа вю.
«Довод», вероятно, по праву заслужит звание самого противоречивого и сложно усваиваемого продукта в фильмографии Кристофера Нолана (скорее всего, сказывается отсутствие брата в соавторах), в котором гениальное соседствует с нелепым, пустые диалоги с тяжеловесными сценарными конструкциями, а огрехи технического плана с безукоризненно отточенными экшен-сценами. Со всеми его недостатками и тут же их перевешивающими достоинствами «Доводу» суждено войти в историю, как минимум, в качестве блокбастера-спасителя зрелищного широкоформатного кинематографа, которого в 2020-м всем нам катастрофически не хватает.
Вадим Богданов, InterMedia
«Онегина» Сарика Андреасяна покажет ТНТ
Телевизионная премьера фильма «Онегин» режиссера Сарика Андреасяна состоится на ТНТ 19 января 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в новой экранизации романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина исполнили Виктор Добронравов, Лиза Моряк, Денис Прытков, Таня Сабинова, а также снялись Алена Хмельницкая, Алексей Гришин, Владимир Вдовиченков, Татьяна Лютаева, Ольга Тумайкина, Александр Яцко и другие.
Евгений Онегин (Добронравов) живет на широкую ногу: балы, приемы, театральные премьеры и прочие развлечения, которые может предложить молодому человеку столица. Но светская жизнь давно утомила его, потому известие о болезни живущего в деревне дяди, он воспринимает, как возможность сбежать от опостылевшего света. Однако, добравшись до имения, Онегин узнает о кончине родственника, что, впрочем, не сильно расстраивает Евгения. Его финансовые дела весьма печальны, а дядя богат и других наследников у него нет. Онегин запирается в имении, сторонится соседей, которые очень скоро начинают называть его между собой чудаком. В бесцельном одиночестве Евгений живет до тех пор, пока в соседнем имении не объявляется вернувшийся из-за границы хозяин — юный, восторженный, еще не пресыщенный жизнью Ленский (Прытков), который знакомит Евгения с сестрами Лариными - Татьяной (Моряк) и Ольгой (Сабинова).
В российский прокат «Онегин» вышел в марте 2024 года.
Эфир в 21.00.
Балет «Снежная королева» МАМТа стал частью проекта «Театр в кино»
Премьера киноверсии балета «Снежная королева» состоится 25 января 2025 года в киноцентре «Октябрь». Киноверсия создана телеканалом «Россия-Культура» и Московским академическим Музыкальным театром имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко в рамках второго сезона проекта «Театр в кино». В этот же день киноверсия выйдет во всероссийский прокат, который осуществляет дистрибьюторская компания «Кино.Арт.Про».
Балет «Снежная королева» – двухактный спектакль по мотивам одноименной сказки Ханса Кристиана Андерсена. В качестве музыкального материала для постановки автор либретто и хореограф Максим Севагин выбрал фрагменты из Четвертой, Пятой и Шестой симфоний П.И.Чайковского. Выбор музыки является своеобразным продолжением традиции Московского Музыкального театра и его знаменитого хореографа Владимира Бурмейстера, поставившего в 1961 году оригинальный балет «Снегурочка» на музыку из сочинений Чайковского. В спектакле задействована вся балетная труппа театра. Главные партии исполняют Елена Соломянко (Герда), Иннокентий Юлдашев (Кай), Наталья Сомова (Снежная Королева), Артур Мкртчян (Благородный северный олень). Художник-постановщик – Екатерина Моченова, художник по костюмам – Юлдус Бахтиозина, музыкальное сопровождение – симфонический оркестр театра под руководством дирижера-постановщика Фёдора Безносикова. Режиссер киноверсии – Валерий Спирин, оператор – Евгений Тимохин.
- Я очень рад, что балет «Снежная королева» стал частью проекта «Театр в кино» и выходит на большие экраны, - говорит Максим Севагин. - Киноверсия балета позволяет глубже погрузиться в историю, увидеть те тонкости исполнения и уловить те эмоции артистов, которые нередко ускользают от зрителей, находящихся в зале театра. Для меня также ценно, что люди из самых разных уголков России, не имеющие возможности приехать к нам в театр, смогут познакомиться с этим спектаклем благодаря проекту «Театр в кино».
«Самый ценный груз» Мишеля Хазанавичуса покажут и обсудят в «Октябре»
Российская зрительская премьера анимационного фильм «Самый ценный груз» состоится 17 января 2024 года в киноцентре «Октябрь». Показ организуют проект «Каро.Арт» и кинопрокатная компания «Экспонента Фильм».
По сюжету, во время сбора хвороста жена лесника находит в сугробе младенца — маленькую девочку выбросили из окна «поезда смерти», идущего в Аушвиц (Освенцим). Женщина решает спасти дитя, но суровый муж категорически против. Он позволяет оставить ребенка ненадолго, но чем больше проходит времени, тем сильнее привязывается к нему. Между тем, жители деревни узнают о необъяснимом появлении дочери в семье лесника и, уверенные, что ребенок навлечет на них беду, ставят ультиматум избавиться от него.
Режиссером мультфильма выступил Мишель Хазанавичус, персонажей озвучили Жан-Луи Трентиньян, Доминик Блан, Грегори Гадебуа, Дени Подалидес, Серж Хазанавичус, Антонин Морель, Адам Караж, Матей Хофманн, Лоран Бато, Симон Володин, Олег Имберти. Мировая премьера состоялась на Каннском кинофестивале в 2024 году.
Анимационный фильм будет демонстрироваться на французском языке с русскими субтитрами. После показа состоится разговор с историком, директором департамента экскурсионных программ Еврейского музея и центра толерантности Олегом Маламедом.
В российский прокат «Самый ценный груз» выйдет 23 января.