(Strelka-2020) Рецензия на фильм Кристиана Петцольда «Ундина»: Игра с судьбой
Оценка: 8 из 10
Немецкая драма «Ундина», участник Берлинале-2020 и фестиваля Strelka Film Festival by Okko, выходит в российский прокат 23 сентября 2020 года. Режиссёр: Кристиан Петцольд. В ролях: Паула Бер, Франц Роговский, Марьям Заре, Якоб Маченц и другие.
Во время своего плодотворного и, как выяснится потом, фатального пребывания на Северном Кавказе Михаил Юрьевич Лермонтов испытал пик своей творческой деятельности. Подпитываясь лечебными свойствами горного воздуха и минеральных источников, вдохновляясь окружающими его красотами, романист произвёл на свет сразу несколько знаковых произведений, главным из которых по сей день является эпохальный «Герой нашего времени». В нём Печорин в одном из своих дневников описывает всколыхнувшую его душу встречу с некоей девушкой, которую тот называет ундиной. Сам Лермонтов оставляет ремарку к этому слову: «В средневековых поверьях дух воды, прекрасная женщина, заманивающая путников, чтобы родить ребёнка и получить благодаря этому человеческую душу».
На наш славянский лад ундина – это русалка, обычно в сказках приукрашенная длинным рыбьим хвостом. В исконно германской мифологии же ундины обычно предстают полностью в человеческом обличие, но порой намного более смертоносными магическими существами, чем мы могли себе представить из сказок в детстве. У Кристиана Петцольда, лидера берлинской школы и попросту одного из главных немецких режиссёров нашего времени, магия и вовсе растворяется в омуте реализма, который, впрочем, вскипает от такой головокружительной и опьяняющей истории любви, что разворачивается на глазах зрителей.
В «Ундине» главная героиня, собственно, Ундина (Паула Бер, получившая за эту роль «Серебряного Медведя» на Берлинском кинофестивале), работает гидом для интернациональных групп и с упоением рассказывает всё об архитектуре и истории ФРГ и ГДР. Информативность её рассказов подчёркивается увлекательной подачей, которая захватывает людей словно мелодичное пение русалок у моря. На одну из таких «песен» клюёт задумчивый и мечтательный Кристоф (Франц Роговский, который играл вместе с Бер в предыдущем фильме Петцольда). Их знакомство, проходящее, между прочим, с непосредственным участием воды и очень красиво обыгрывающим «выброс на берег», вскоре перерастает в пламенную, всепоглощающую любовь, причинить вред которой может лишь тайна Ундины, тянущая её на дно мифологического фатализма.
В основе всей фильмографии Кристиана Петцольда лежит реализм, который от фильма к фильму приобретает различные очертания, новые интерпретации, а порой и неожиданные формы. Так, в его неформальной «призрачной трилогии» мы сначала наблюдаем за классическим для берлинской школы начала 21 столетия соцреализмом («Внутренняя безопасность»), затем он трансформируется в откровенную психоделику («Призраки»), а потом приобретает черты метафизического триллера с двойным дном («Йелла»). Картины немецкого режиссёра отличаются холоднокровием, сдержанностью и обязательным эмоциональным катарсисом в финале (серьезно, лучше Петцольда в Европе никто не заканчивает фильмы), чей разрывной характер лишь только усиливается на фоне приглушённых тонов и относительной безэмоциональности основного повествования.
Во впечатляющей послевоенной реконструкции под названием «Феникс», психологической драме «Барбара», минималистском «Вольфсбурге» и амбициозном кафкианском «Транзите» Петцольд поочерёдно обращался к глобальной человеческой истории и потерянному прошлому отдельного человека. Острый психологизм соседствовал с философичностью и умозрительностью, свойственным немецким романтикам, а суровые игры с судьбой встречались с любовной тематикой, которая порой символизировала то терапевтический процесс, то единственный способ побега от суровой реальности. В конце концов, все эти зачатки классического романтического текста (исключительный герой, экзотическая обстановка, любовные драмы) должны были однажды созреть в голове режиссёра и сформировать у него сюжет, полностью следующий законам немецкого романтизма. Таким сюжетом и стала «Ундина».
Фильм ловко сочетает пронзительную и современную историю любви с мифологическим подтекстом, становясь тем самым красивой притчей, доступной для считывания носителю абсолютно любого культурного кода. У Петцольда в этом плане картина получилась даже универсальнее «Формы воды», с которой во время просмотра могут возникнуть ассоциации. Но нет, точкой соприкосновения с лентой Гильермо Дель Торо являются не монстры, а водная стихия, которая в «Ундине» подобно лучшим представителям романтизма олицетворяется до практически ещё одного действующего лица.
Ко всем прочим достоинствам фильма, «Ундина» — ещё и живописный панорамный взгляд на Берлин. Мы не только проникаемся городской эстетикой из рассказов главной героини, но и продолжаем наслаждаться ею по ходу развития сюжета. Петцольд использует знакомые по фильмам Джармуша проезды камеры как бы из окна автомобиля или поезда, позволяя зрителю без акцентировки внимания на деталях рассмотреть столицу Германии общими планами – практически глазами человека, постоянно находящегося в движении. Или же героя Франца Роговского, постоянно старающегося догнать уходящий поезд с его возлюбленной.
И да, в этом фильме Кристиан Петцольд снова порадовал впечатляющим финалом, который на этот раз тонально ближе к его же «Барбаре» — трогательное, но горькое завершение истории, которое сможет вызвать у вас совершенно неожиданный спектр эмоций. Отдельной строкой необходимо отметить заслуги Бер и Роговского – потрясающе гармоничного дуэта, за счёт химии которого «Ундина» и обретает половину своей аутентичности, упоительно гармонируя с как всегда тонкой и чуткой режиссурой Петцольда.
Вадим Богданов, InterMedia
Фильм «Руки Вверх!» вернулся на стриминги
Московский апелляционный суд принял решение о снятии запрета на показ фильма о легендарной группе «Руки Вверх!» в интернете и его полной разблокировке. Байопик вновь доступен для просмотра на стриминговых сервисах. А это означает, что обращение в Следственный комитет и Верховный суд РФ, которое в начале декабря 2024 года отправляли лидер группы Сергей Жуков и лейбл «Первое музыкальное издательство», не осталось без внимания.
- Я рад, что апелляционный суд наконец-то усомнился в том, что у издательства «Джем» есть права на те фонограммы моих песен, которые они объявляют своими, и потребовал доказательств, которых у них нет и быть не может. Но больше всего я рад за зрителей фильма «Руки Вверх!». Спустя буквально несколько дней, несправедливость была исправлена и фильм восстановлен. Так что всех, кто еще не успел посмотреть наше кино, приглашаю к просмотру. Он снова доступен на всех площадках,— отметил Сергей Жуков.
Сразу после восстановления байопик о «Руки Вверх!» занял лидирующие позиции по просмотрам в онлайн-кинотеатрах, повторив успех фильма в кинопрокате, где сумма его сборов вплотную приблизилась к миллиарду. Напомним, что блокировка фильма осуществлялась в начале декабря по инициативе известного своей склонностью к тяжбам владельца компании «Джем»Андрея Черкасова, а также группы аффилированных с его бизнесом лиц. Тогда Черкасову через его компанию «Издательство Джем» и подконтрольную его жене «Компанию Топ7» удалось добиться от Мосгорсуда предварительной блокировки фильма на некоторых интернет-ресурсах: «Старте», «Кинопоиске», «Премьере» и IVI. При этом «правообладатель» не предъявил ни одного документа, указывающего на то, что ему принадлежат хоть какие-то права.
Официальный представитель ООО «Первое музыкальное Издательство», генеральный директор IP Codex Наталья Полианчик, обращает внимание на то, что решение Первого апелляционного суда общей юрисдикции города Москвы вернуло фильм в ротацию в полном соответствии с буквой и духом закона:
- До сих пор единственным и, к сожалению, результативным инструментом, который оставался у Черкасова, чтобы обирать музыкальные коллективы, была угроза блокировкой контента в интернете. Нынешним решением суд признал, что права на фонограммы, включенные в байопик, не принадлежат ООО “Издательство Джем”. Прецедент создан. И это позволяет надеяться, что подобный инструмент станет недоступен для махинаций в интересах музыкальных рейдеров.
«ИнтерМедиа» напоминает, что на прошлой неделе в офисах музыкального издательства «Джем» и ООО «Компания Топ 7» прошли оперативно-розыскные мероприятия, которые вполне могут быть связаны с письмом лидера группы «Руки вверх» Сергея Жукова и ООО «Первое музыкальное Издательство» на имя главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Из обращения музыканта следует, что они вместе с Алексеем Потехиным признаны потерпевшими по уголовному делу по части 1 статьи 330 УК РФ «Самоуправство», которое сейчас расследуется московской полицией. Речь идет о составлении фиктивных документов, якобы подтверждающих права на фонограммы группы «Руки вверх».
Второй сезон «Мэйфейрских ведьм» покажут в России одновременно со всем миром
Локализованный трейлер и дату российской премьеры второго сезона сериала «Мэйфейрские ведьмы» (Mayfair Witches) обнародовал 25 декабря 2024 года онлайн-кинотеатр «Амедиатека». Главные роли в фэнтези по серии романом Энн Райс исполнили Александра Даддарио, Джек Хьюстон, Бен Фельдман, Тонгай Арнольд Чириса, Гарри Хэмлин и другие.
- Во втором сезоне жизнь главной героини Роуэн Филдинг (Даддарио) резко меняется, ведь она становится матерью необычного ребенка, - сообщается в синопсисе. - Оказывается, что часть души злого духа Лэшера вселяется в него. И в то время, как сама героиня отчаянно стремится к свету и помогает людям, тьмы в ее жизни становится всё больше. Новые тайны из истории ее семьи, предыстория происхождения демона и его скрытые мотивы, а также борьба научного и сверхъестественного становятся главными двигателями сюжета.
Премьера второго сезона «Мэйфейрских ведьм» состоится в «Амедиатеке» 6 января 2025 – на следующей день после мировой на AMC и AMC+.
Жена и любовницы провожают в путь покойного «Симона» в трейлере сериала
Трейлер и дату премьеры сериала «Симон» обнародовал 25 декабря 2024 года онлайн-кинотеатр Premier. «ИнтерМедиа» напоминает, что это 10-серийная экранизация одноименного романа Наринэ Абгарян, где главные роли исполнили Грант Тохатян, Сатеник Ахназарян, Ольга Кабо, Алена Хмельницкая, Ирина Безрукова, Алика Смехова, Татьяна Храмова, Мария Ахметзянова, Мано Мариам, Софья Донианц, Микаэл Арамян, Анна Егоян и другие. Режиссёром стал Арман Марутян, сопродюсерами – Сарик и Гевонд Андреасян.
- В армянском городе Берд умирает уважаемый строитель Симон, - сообщается в синопсисе. - У него остались жена, множество детей и внуков. Но на похороны Симона собираются не только близкие родственники и друзья, но и любимые им в прошлом женщины – репутация настоящего ловеласа догнала его посмертно. Четыре любовницы Симона – Сильвия, София, Сусанна и Элиза – приезжают в город, чтобы проводить в последний путь дорогого им человека. Симон искренне любил свою жену Меланью и этих женщин, и теперь им предстоит простить покойного за многочисленные романы и примириться друг с другом.
Премьера сериала «Симон» стартует на Premier 2 января 2025 года.