Умер актер и педагог Игорь ЗолотовицкийРисталище гусляров России, 65 лет полёту Юрия Гагарина и конкурс кокошников: чем удивит выставка-форум «Уникальная Россия» в Гостином дворе«Битва за битвой» и «Переходный возраст» стали триумфаторами «Золотого глобуса»Звезда «Аббатства Даунтон» Мишель Докери стала мамойИтоги-2025 от «ИнтерМедиа»: Shaman, скандал с Ларисой Долиной и ведущий, который ничего не ведетУмерла актриса, секс-символ и зоозащитница Бриджит БардоКатерина Шпица ждёт ребёнкаВера Алентова умерла на похоронах Анатолия ЛобоцкогоУмерла основательница канала «Рен-ТВ» Ирена ЛесневскаяАнна Курникова и Энрике Иглесиас вновь раз стали родителямиAnna Asti и Ильдар Абдразаков дебютируют в роли наставников шоу «Голос» на Первом каналеУмер исполнитель «The Road To Hell» Крис РиУмер актер Анатолий ЛобоцкийПит Дэвидсон впервые стал отцомВерховный суд обязал Ларису Долину вернуть свою квартиру покупательницеАктера и режиссера Роба Райнера и его жену жестоко убили в собственном домеУмер пианист Левон ОганезовИтоги юбилейного кинофестиваля «Победили вместе» подведут на пресс-конференции в ТАССЕгор Крид получил травму в ДубаеУмер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки Тагава

Рецензия: документальный фильм «История русской поп-музыки. 1999»

кадр из фильма

2020, Lenta.ru

Оценка: 8,5 из 10.

Это финальный выпуск документального цикла про нашу попсу 90-х. Всего вышло девять серий - с 1991 по 1999 год. Авторы понимают, что 90-е начались в 1990 году, а десятилетие и век закончились в 2000-м, однако специально решили ограничиться девятью годами, начав с года официального распада СССР и закончив кадрами с уставшим Ельциным, уходящим в отставку 31 декабря 1999 года. Лучшего символа окончания эпохи и придумать было нельзя. А сериал про музыкальные двухтысячные снимать пока не планируется.

Вольно или невольно, но последняя серия не только рассказывает о 1999-м, но и подводит итоги всему проекту и 90-м в целом. Ведущий Олег Кармунин в этом выпуске «размножился» и присутствует в кадре в разных образах, знакомых зрителю по предыдущим сериям; Кармунины порой перебивают друг друга и вставляют ценные замечания в монологи двойников. От этого музыкальные события 1999 года кажутся зрителю особенно пёстрыми, разнообразными и безумными.

Начинается всё, впрочем, вполне солидно - с появления новой суперзвезды по имени Земфира. Ей в выпуске посвящено целых шесть минут, и тема раскрыта неплохо, несмотря на отдельные биографические нестыковки. Затем авторы вспоминают народную песню «Жуков» «Батарейка», прорыв «Короля и шута», группу «Леприконсы», сочинявшую рекламную песню для парка культуры с аттракционами, а написавшую всенародный хит. Кроме того, зрителей развлекут рассказ об эпической битве группы «Демо» с группой «Вирус» и группы «Вирус» с собственными двойниками, дикие по нашим временам тексты танцевальных песен «Русского размера», сравнение «Отпетых мошенников» с «Мальчишником» и история создания русского футбольного хита про Аргентину и Ямайку. Лена Катина до «Тату» пела про бомбёжки Югославии, «Запрещённые барабанщики» неполиткорректно издевались над выходцами из Африки, а имитация уличного гангста-рэпа от богатенького упакованного Децла была принята народными массами за чистую монету.

Этот подзабытый триумф свободы/вседозволенности особенно ярко иллюстрируют сюжеты про моду на ЛГБТ-тематику в клипах 1999 года. Тут не только клип Бориса Моисеева, но и выступление Аллы Пугачёвой с гей-хором, неоднозначные тексты «Гостей из будущего» и однозначный имидж Шуры и Оскара... И даже сексуально то ли всеядный, то ли неопределившийся певец Никита зачем-то снимает БДСМ-клип. У зрителей «Истории российской поп-музыки» может возникнуть ощущение явного перебора, какого-то искусственного педалирования этой темы. И вы знаете, точно такие же ощущения возникали и у тех, кто в 1999 году наблюдал, как эти клипы появляются один за одним. Впрочем, на фоне тотального запрета любого провокационного контекста сегодня они уже вызывают чувство лёгкой ностальгии. Что тут скажешь? У нас так всегда: либо свободы столько, что из ушей лезет, либо так мало, что дышать нечем. Чувство меры, золотая середина? Нет, не слышали. Но 90-е хотя бы дали много лакомого материал для такого нескучного документального сериала - рассказ про следующие десятилетия в таком формате пока представить просто невозможно.

Алексей Мажаев, InterMedia

β 16+