Бессмертные цветы осажденного Ленинграда. Рецензия на фильм «Блокадный дневник» (ММКФ-2020)

Оценка: 9 из 10
Премьера исторической драмы состоялась в основном конкурсе ММКФ 3 октября 2020 года. Режиссёр: Андрей Зайцев. В ролях: Ольга Озоллапиня, Сергей Дрейден, Андрей Шибаршин.
17 февраля 1942 года. Немецкие войска, взяв Ленинград в кольцо, ведут непрерывный обстрел города. Донельзя истощенные люди считают деликатесом котлеты из сыромятных ремней и чай из сладкой земли со сгоревших Бадаевских складов. Горы замерзших трупов валяются прямо на улицах, а дворники не успевают складывать их аккуратными поленницами.
Ленинградка по имени Ольга в двадцатиградусный мороз заставляет себя встать и кое-как согреть крохотную комнату, растопив буржуйку стихами Пушкина. Сегодня ей предстоит похоронить умершего от голода мужа и попытаться добраться на другой конец города к отцу, чтобы попросить у него прощения из-за давних разногласий. После этого можно и самой спокойно лечь и помереть.
«Блокадный дневник» основан на автобиографической книге Ольги Берггольц «Дневные звезды» и заметках Даниила Гранина. Слово «дневник» в названии картины — не фигура речи и не способ привлечения зрителя некими «новыми сенсационными откровениями». Редкий фильм в наше время начинается с предупреждения о том, что ни один герой ленты не является вымышленным. Подчеркнутая достоверность делает фильм чем-то большим, нежели талантливое художественное высказывание.
В то же время, документальные свидетельства задействованы в «Блокадном дневнике» не в ущерб выразительным средствам. Режиссер Андрей Зайцев прибегает к простому, но эффектно работающему приему, когда трагичное настоящее показано в черно-белых тонах, а растаявшее, словно мороженое в летнем парке, прошлое — в цвете. Хроникальная составляющая картины изящно вписана в сказочное пространство «Снежной Королевы» Андерсена. Соответственно, ковыляющая через весь Ленинград Ольга оказывается ни много ни мало Гердой военного лихолетья.
Сказочный антураж отнюдь не оказывает на зрителя анестезирующего воздействия, а скорее наоборот, вводит в ступор непрекращающимся кошмаром наяву, который не сбросишь, как страшный сон или наваждение. Ужасы «Блокадного дневника» нагнетаются по нарастающей. Казалось бы, что может быть страшнее, чем страдания грудной девочки, которую мать обрекла на голодную смерть ради спасения остальных членов семьи? Но это происходит в самом начале фильма, а каждая новая встреча Ольги со стремительно утрачивающими человеческий облик земляками будет нести более сильный заряд душевной боли. Каждому из них предстоит стать бессмертным цветком, который раскроется во всей своей красе в урочный час.
Смотреть «Блокадный дневник» невероятно тяжело, но необходимо. Мало того, время от времени к нему нужно будет возвращаться, чтобы как следует прочувствовать искупительную жертву блокадников, благодаря которой мы все еще живы и не до конца утратили способность к нормальным человеческим реакциям.
Денис Ступников, InterMedia
Антон Хабаров отправится по всему СССР накануне «Олимпиады-80» в сериал «Казанова. В бегах»

Премьерный показ второго сезона сериала «Казанова» стартует на Первом канале 3 марта 2025 года. Продолжение авантюрного ретро-детектива получило название «Казанова. В бегах». Действие происходит спустя два года после событий первого сезона. Обаятельный аферист и обольститель Игорь Апрельцев (Антон Хабаров) - он же Казанова - отчаянно стремится к полностью чистой биографии и новому паспорту. Он все еще находится в уголовном розыске и вынужден скрываться в Ленинграде у влюбленной в него сожительницы Тихомировой (Анна Банщикова).
В один прекрасный день Казанова замечает, что его портрет исчез с доски розыска. Не теряя ни минуты, Игорь Апрельцев собирает вещи и едет в Москву. Тем временем его возлюбленная Полина Новгородцева (Светлана Ходченкова) готовится навсегда уехать из столицы с сыном Никитой и маленькой Машей, дочкой Апрельцева. Именно в этот момент, когда красавец коллега помогает ей погрузить вещи, ее и видит Казанова. Со стороны они настолько похожи на счастливую семью, что, распрощавшись с мечтой о жизни с Полиной, Игорь Апрельцев также решает начать все заново.
На дворе лето 1980 года. Страна готовится к самому грандиозному событию десятилетия – Олимпийским играм. Все с нетерпением ждут яркого праздника, новых открытий, неожиданных знакомств, а главное, будущих побед. Для Казановы Олимпиада могла бы стать морем возможностей сорвать большой куш, но он твердо намерен оставить прошлое в прошлом. Вот только по его пятам снова следует капитан Шмаков (Сергей Угрюмов), готовый буквально на все, лишь бы посадить афериста.
Ради новой жизни Казанове придется объехать полстраны – от Целинограда до Паланги, периодически ловко сбегая прямо из-под носа неутомимого Шмакова. Апрельцева ожидают перевоплощения в экстрасенса, космонавта, манекенщика, целителя… Каждая новая серия – новая «любовь» Казановы, яркий образ, раскрывающий разнообразие женских судеб огромной страны.
- Я долго ждал начала работы над продолжением сериала, поскольку между первым и вторым сезоном случился большой перерыв, - говорит Антон Хабарова. - С другой стороны, здорово, что у меня было время подготовиться, поскольку моего героя ждет много новых перевоплощений. Текущий сценарий понравился мне даже больше, чем был у первого сезона, хотя, казалось бы, куда уж лучше. Казанова становится взрослее, он прошел через большие испытания, и женщины ему встретятся немного другие…
В новых сериях снялись также Александр Назаров (Бескрылов), Катерина Шпица (Элла), Екатерина Агеева (Зоя), Ольга Лапшина (Долгова), Светлана Колпакова (Медникова), Мария Смольникова (Смирнова), Наталья Рогожкина (Ноубл), Яна Крайнова (Мяги), Александра Богданова (Надя), Евгения Дмитриева (Голованова), Филипп Ершов (Ефимов), Александр Яцко (Голованов) и другие. Режиссером стал Сергей Комаров.
Съемки сериала «Казанова. В бегах» производства «Амедиа Продакшн» прошли в 2024 году в Санкт-Петербурге, Выборге, Москве и Абхазии. Команда проекта выбрала локации, максимально отражающие географию экранного героя и стилистику времени. Для передачи атмосферы Олимпиады-80 были воссозданы декорации пресс-центра, а сам Казанова свободно перемещался по республикам СССР, то соблазняя любительницу редких пластинок из Риги и эстонскую чиновницу, то пожимая руку космонавту Леонову на Байконуре. В реальности съемки проходили в таких локациях, как Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана, Институт Биохимии, в отеле «Советский» (легендарная гостиница «Советская»), КЦ «Зеленоград» и Парке Горького, библиотеке Алвара Аалто в Выборге. Сцены на вокзале, в поезде и самолете были засняты в кинопарке Москино в Юрово, а финальный блок съемок прошел в Абхазии. Для создания эффекта ретро-изображения оператор Артур Крейтор задействовал советские объективы, переделанные специально для кинокамеры.
Эфир в 22.00.
«Пророк. История Александра Пушкина» сохранил лидерство в российском бокс-офисе

Фильм «Пророк. История Александра Пушкина» продолжает лидировать в российском прокате. За уикенд 20-23 февраля 2025 года он заработал 249,6 миллионов рублей, а всего за две недели показов его касса составила 792, 3 миллиона. Со второй строчки дебютировал приключенческий фильм «Красный шёлк», собравший в кинотеатрах 196,3 миллиона. На третье место опустилась семейная комедия «Манюня: День рождения Ба» (94, 2 млн). На четвертой и пятой строчке оказались две новинки – спортивная комедия «Капитан Крюк» (50,9 млн) и «Екатерина Великая» (37,5 млн).
В мировом прокате за счет, в основном, китайского бокс-офиса лидерство продолжает удерживать мультфильм «Нэчжа побеждает царя драконов», сборы которого уже составили рекордные для анимации 1,8 миллиарда долларов. На втором месте остается кинокомикс «Капитан Амерка: Новый мир», а на третье вышла романтическая комедия «Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки», чьи сборы составили 73 миллиона, половина из которых заработана в британских кинотеатрах, где фильм продолжает лидировать.
«Капитан Америка» остался лидером американского проката на прошедшей неделе (хотя сборы его и упали на 68%), а со второго места дебютировал хоррор «Обезьяна», а на третьем оказались «Приключения Паддингтона 3».
Черная комедия «Девушки на балконе» Наоми Мерлан выйдет в российский прокат в марте

Локализованный трейлер и дату российской премьеры фильма «Девушки на балконе» (Les femmes au balcon) обнародовала 24 февраля 2025 года кинокомпания A-One Films. Главные роли в черной комедии Наоми Мерлан по сценарию Селин Сьяммы исполнили Сухейла Якоб, Сандра Кодрян, Лукас Браво и сама Мерлан, а также снялись Надеж Боссон-Диань, Кристоф Монтене, Анни Мерсье и др.
В центре сюжет фильма три разбитные подруги, которые постоянно вмешиваются в личную жизнь своих соседей по дому. В какой-то момент обычный бытовой конфликт перерастает в настоящую кровавую бойню.
Мировая премьера «Девушек на балконе» состоялась в мае 2024 года на Каннском кинофестивале. Премьера в Москве пройдет 20 марта в киноцентре «Октябрь» в рамках проекта «Каро.Арт».
В российский прокат картина выйдет 27 марта при поддержке компанией RWV Film. Представители A-One Films заранее предупреждают, что в соответствии с действующим законодательством РФ в прокатной версии фильма сокращены несколько сцен.