Умер актер и педагог Игорь ЗолотовицкийРисталище гусляров России, 65 лет полёту Юрия Гагарина и конкурс кокошников: чем удивит выставка-форум «Уникальная Россия» в Гостином дворе«Битва за битвой» и «Переходный возраст» стали триумфаторами «Золотого глобуса»Звезда «Аббатства Даунтон» Мишель Докери стала мамойИтоги-2025 от «ИнтерМедиа»: Shaman, скандал с Ларисой Долиной и ведущий, который ничего не ведетУмерла актриса, секс-символ и зоозащитница Бриджит БардоКатерина Шпица ждёт ребёнкаВера Алентова умерла на похоронах Анатолия ЛобоцкогоУмерла основательница канала «Рен-ТВ» Ирена ЛесневскаяАнна Курникова и Энрике Иглесиас вновь раз стали родителямиAnna Asti и Ильдар Абдразаков дебютируют в роли наставников шоу «Голос» на Первом каналеУмер исполнитель «The Road To Hell» Крис РиУмер актер Анатолий ЛобоцкийПит Дэвидсон впервые стал отцомВерховный суд обязал Ларису Долину вернуть свою квартиру покупательницеАктера и режиссера Роба Райнера и его жену жестоко убили в собственном домеУмер пианист Левон ОганезовИтоги юбилейного кинофестиваля «Победили вместе» подведут на пресс-конференции в ТАССЕгор Крид получил травму в ДубаеУмер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки Тагава

Бессмертные цветы осажденного Ленинграда. Рецензия на фильм «Блокадный дневник» (ММКФ-2020)

кадр из фильма

Оценка: 9 из 10

Премьера исторической драмы состоялась в основном конкурсе ММКФ 3 октября 2020 года. Режиссёр: Андрей Зайцев. В ролях: Ольга Озоллапиня, Сергей Дрейден, Андрей Шибаршин.

17 февраля 1942 года. Немецкие войска, взяв Ленинград в кольцо, ведут непрерывный обстрел города. Донельзя истощенные люди считают деликатесом котлеты из сыромятных ремней и чай из сладкой земли со сгоревших Бадаевских складов. Горы замерзших трупов валяются прямо на улицах, а дворники не успевают складывать их аккуратными поленницами.

Ленинградка по имени Ольга в двадцатиградусный мороз заставляет себя встать и кое-как согреть крохотную комнату, растопив буржуйку стихами Пушкина. Сегодня ей предстоит похоронить умершего от голода мужа и попытаться добраться на другой конец города к отцу, чтобы попросить у него прощения из-за давних разногласий. После этого можно и самой спокойно лечь и помереть.

«Блокадный дневник» основан на автобиографической книге Ольги Берггольц «Дневные звезды» и заметках Даниила Гранина. Слово «дневник» в названии картины — не фигура речи и не способ привлечения зрителя некими «новыми сенсационными откровениями». Редкий фильм в наше время начинается с предупреждения о том, что ни один герой ленты не является вымышленным. Подчеркнутая достоверность делает фильм чем-то большим, нежели талантливое художественное высказывание.

В то же время, документальные свидетельства задействованы в «Блокадном дневнике» не в ущерб выразительным средствам. Режиссер Андрей Зайцев прибегает к простому, но эффектно работающему приему, когда трагичное настоящее показано в черно-белых тонах, а растаявшее, словно мороженое в летнем парке, прошлое — в цвете. Хроникальная составляющая картины изящно вписана в сказочное пространство «Снежной Королевы» Андерсена. Соответственно, ковыляющая через весь Ленинград Ольга оказывается ни много ни мало Гердой военного лихолетья.

Сказочный антураж отнюдь не оказывает на зрителя анестезирующего воздействия, а скорее наоборот, вводит в ступор непрекращающимся кошмаром наяву, который не сбросишь, как страшный сон или наваждение. Ужасы «Блокадного дневника» нагнетаются по нарастающей. Казалось бы, что может быть страшнее, чем страдания грудной девочки, которую мать обрекла на голодную смерть ради спасения остальных членов семьи? Но это происходит в самом начале фильма, а каждая новая встреча Ольги со стремительно утрачивающими человеческий облик земляками будет нести более сильный заряд душевной боли. Каждому из них предстоит стать бессмертным цветком, который раскроется во всей своей красе в урочный час.

Смотреть «Блокадный дневник» невероятно тяжело, но необходимо. Мало того, время от времени к нему нужно будет возвращаться, чтобы как следует прочувствовать искупительную жертву блокадников, благодаря которой мы все еще живы и не до конца утратили способность к нормальным человеческим реакциям.

Денис Ступников, InterMedia

β 16+