Исследователи создадут единый подход к анализу креативных индустрий
Рабочая встреча исследователей креативных индустрий состоялась онлайн 7 октября 2020 года. Эксперты обсудили методологические подходы к расчетам показателей креативных индустрий.
Участниками мероприятия стали:
- Кирилл Ильичев (заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы);
- Федор Мольков (начальник Управления развития креативных индустрий Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы);
- Екатерина Гайка (руководитель АНО «Агентство креативных индустрий»);
- Татьяна Круглик (главный специалист Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы);
- Каролина Гулордава (эксперт направления «Пространственное развитие» фонда «Центр стратегических разработок»);
- Евгений Куценко (директор Центра научно-технической и инновационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ);
- Михаил Гершман (заместитель директора Центра научно-технической и инновационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ);
- Евгений Сафронов (главный редактор информационного агентства InterMedia);
- Наталия Галиулова (заместитель главного редактора информационного агентства InterMedia);
- Илья Токарев (руководитель образовательных программ «100 городcких лидеров», директор проектов Агентства стратегических инициатив).
В преамбуле к заседанию Кирилл Ильичев (на верхнем фото) обозначил цель встречи и дальнейшей работы экспертов - выработку единого подхода к оценке креативных индустрий. Унификация значительно облегчила бы работу ведомств, в т.ч. Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы и АНО «Агентство креативных индустрий», занимающегося формированием условий для развития бизнеса и городских территорий, внедрением инновационных разработок, развитием междисциплинарного сотрудничества и продвижением московских креативных индустрий на международном уровне.
Наталия Галиулова выделила основные подходы к культурным индустриям, существующие в мировой практике:
- символически-текстовая модель;
- модель концентрических кругов;
- модель DCMS;
- модель WIPO;
- модель UNESCO;
- Americans for the Arts.
Каждая из них создавалась большими командами экспертов на протяжении многих лет.
Михаил Гершман рассказал о том, что НИУ ВШЭ уже больше года готовит исследование статистики креативных индустрий для Департамента предпринимательства Москвы. К измерению креативной экономики они применяют три основных подхода:
- отраслевой (с опорой на опыт международных организаций),
- на основе анализа профессий
- на основе анализа внешней торговли креативными товарами.
Например, отраслевая классификация включает в себя 16 индустрий и чуть меньше 50 видов экономической деятельности.
В итоге НИУ ВШЭ был выработан единый реестр действующих организаций, объем их выручки и число их сотрудников. По состоянию на 2018 год данные исследования свидетельствуют, например, о том, что из порядка 58 000 зарегистрированных в Москве в данном секторе организаций у примерно 8 000 сосредоточены 95% общей выручки рынка. Кроме того, эксперты провели расчеты объемов добавленной стоимости креативных индустрий, согласно которым на Москву приходится более половины добавленной стоимости, создаваемой в России.
Михаил Гершман
Евгений Куценко рассказал об анализе вторичных признаков культурных индустрий, в частности - об исследовании расположения учреждений культуры на карте Москвы относительно друг друга и других объектов (торговые центры, учебные заведения, станции метро и т. д.).Изучение этих взаимосвязей позволило заключить, что учреждениям культурных индустрий «комфортнее» рядом с себе подобными, нежели с другими объектами.
Каролина Гулордава заметила что полученная ее ведомством структура культурных индустрий очень похожа на ту, что была представлена спикерами из НИУ ВШЭ, но служит она другой цели. Экспертам фонда «Центр стратегических разработок» было необходимо понять, какие отрасли могут стать драйверами развития, и что с этим делать дальше. Одним из важных выводов стало то, что 80% культурных индустрий России сосредоточены в Москве.
Илья Токарев заявил, что задачей его организации было не просто посчитать данные по Москве, а еще и проследить, как в каждом муниципалитете Российской Федерации проявлена культурная индустрия. Были выбраны такие параметры, с помощью которых впоследствии было бы легко перепроверять эти данные и соотносить их с аналогичными открытыми данными других стран. Лидерами культурных индустрий по этим данным предсказуемо стали Москва и Санкт-Петербург. Приятным открытием стало появление в первых строчках реестра Тюмени, Вологды и Калининграда.
Евгений Сафронов
Евгений Сафронов отметил, что информационное агентство InterMedia системно занимается изучением культурных индустрий уже более 20 лет.
- Темой разговора являются креативные индустрии - надо понимать, что creative по-русски - это «творческий», но лишь в одном из значений данного понятия , - заявил Евгений Сафронов. - В этом значении “творческий” - это характеристика человека или группы людей, но никак не индустрии как совокупности организаций. Однако, раз уж решено использовать этот не совсем точный термин, то так тому и быть - и теперь перед нами стоит задача понять, что же сюда входит. Больше 10 лет назад эту работу мы начинали в Торгово-промышленной палате РФ - понятия “креативные индустрии” тогда еще в России не было, но Евгений Максимович Примаков, который прекрасно понимал значение культуры и творчества для общества, поручил InterMedia провести первичный анализ зрелищной отрасли - и тогда пришлось начать как раз с анализа терминологии. Уже тогда были разногласия и непонимание - можно ли относить к культуре и творчеству различные массовые жанры, может ли культура тиражироваться и др. На отладку методики ушло несколько лет - и сейчас мы выпускаем обзоры несколько раз в год, при этом постоянно методику совершенствуем и дополняем.
Мы с большим сожалением практически отказались от использования ОКВЭДов в аналитике - они только запутывают дело. Яркий пример - в условиях пандемии государство предоставило помощь организаторам зрелищных мероприятий - разумеется, в соответствии с ОКВЭДами - и оказалось, что большая часть этих компаний имеют другие ОКВЭДы, помощи они не получили. Как в такой ситуации можно опираться на ОКВЭДы в аналитике?
Другой важный терминологический вопрос - слово “индустрии” в мире все же применяют к предпринимательству. Между тем, предпринимательство на должном уровне есть только в развитых странах. В России же, скажем, из тысячи театров только 10% частные, остальные являются госучреждениями. По билетам они собирают 10-20% оборота, остальное - из бюджетов. Это явно не предпринимательство, стоит ли включать эти цифры в индустрию? Да и в целом Россия является совершенно уникальной страной, никто в мире не содержит столь впечатляющее количество организаций культуры - так сложилось исторически. Стоит ли в этом случае применять аналитические подходы Запада, где картина совершенно иная?
Ясно одно - креативные индустрии базируются на результатах интеллектуальной деятельности - то есть, интеллектуальной собственности. Именно поэтому РСПП, с которым мы плотно работаем последние годы, предлагает отталкиваться в расчетах от нематериальных активов предприятий - это понятный, проверяемый подход.
Однако здесь появляется другая проблема - законодательство, которое построено таким образом, что предприятиям невыгодно ставить на баланс нематериальные активы, аналитика резко искажается. Уверен, что именно с модернизации законодательства следует начинать - и в первую очередь исправить откровенные противоречия. Что говорить - последние изменения в Основы законодательства о культуре предписывают индивидуальным предпринимателям называться организациями, что есть абсолютный нонсенс. Другой пример - в стране есть огромная музыкальная индустрия, но в законе отсутствует профессия “композитор”. И таких несоответствий в законе множество.
В итоге я предлагаю выработать методику расчета культурных/креативных индустрий специально для России. Посмотрите разработанную нами Блок-схему сферы культуры - это невероятно сложный механизм, в нем вообще нет полностью очерченных индустрий, их бессмысленно даже перечислять. При этом обороты каждого блока просчитать с помощью нашей методики вполне возможно, и мы готовы поделиться всеми наработками.
Евгений Куценко
Евгений Куценко согласился, что всем участникам процесса надо объединить усилия и создать единый документ, объясняющий, чем отличаются существующие исследования и почему у них разные результаты. Проблему же спикер видит в том, что будет непросто отклонить попытки лоббирования регионами собственных интересов.
Подводя итоги встречи, исследователи креативных индустрий согласились, что дальнейшая совместная работа будет строиться следующим образом:
- Основой комплексного исследования станет разработка с наибольшей степенью детализации, остальные участники выскажут свои предложения и замечания;
- Различные подходы к анализу креативных индустрий будут сведены в единую таблицу;
- Будет проведен анализ различий подходов и результатов;
- Наиболее эффективные подходы будут аккумулированы в комплексном исследовании.
Денис Ступников, InterMedia
Николай Цискаридзе раскритиковал состав «Щелкунчика» в Большом театре
Николай Цискаридзе заявил о низком, по его мнению, уровне воплощения балета «Щелкунчик» в Большом театре. Он напомнил, что балет ставится уже 60 лет, но ничего нового в постановку не привнесено, а высокую планку первых спектаклей удержать не удалось.
- «Щелкунчик» Большого театра смотреть невозможно. Это не имеет никакого отношения к тому настоящему «Щелкунчику», который там должен быть, - заявил Николай Цискаридзе изданию «360». – Ничего нового никто не увидит. Увидят просто очень плохой состав.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, постановщик «Щелкунчика» в Большом театре Юрий Григорович выразил свою озабоченность ажиотажем вокруг балета.
Сергей Жуков выйдет на сцену в мюзикле «Чебурашка. Ушастые ёлки»
Композитор и музыкальный продюсер шоу «Чебурашка. Ушастые ёлки» Сергей Жуков примет участие в одном из первых показов новогоднего блока мюзикла. 21 декабря 2024 года певец выйдет на сцену в новой роли.
- В этом шоу чудесная история, замечательные персонажи, любимые с детства, – заверил солист группы «Руки вверх!», – Как один из создателей мюзикла я рад, что нам удалось поставить на театральной сцене такую добрую, красивую, качественную новогоднюю сказку. А как обычный зритель и отец пятерых детей, с удовольствием возвращаюсь на «Чебурашку» с семьей и каждый раз открываю для себя что-то новое. Поэтому я с энтузиазмом воспринял идею принять участие в одном из первых показов нового сезона. Мы надеемся удивить зрителей необычным сюжетным поворотом и подарить еще больше праздничного настроения и волшебства.
Шоу-мюзикл «Чебурашка. Ушастые ёлки» пройдет в Международном центре бокса в Лужниках с 21 декабря по 7 января. За прошлый год постановку посмотрели 170 000 зрителей, по многочисленным просьбам которых спектакль вернулся в Москву на новогодний блок. Над созданием постановки работала режиссерско-постановочная группа во главе с режиссером Ниной Чусовой.
Алексей Франдетти возглавил Большой театр Ташкента
Алексей Франдетти займёт должность художественного руководителя Государственного академического Большого театра оперы и балета Узбекистана имени Алишера Навои. Сообщение об этом появилось в телеграм-канале театра 17 декабря 2024 года.
- Родившийся в Узбекистане российский режиссёр, актёр и педагог Алексей Франдетти назначен художественным руководителем Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, - говорится в нем. - Это событие обещает стать знаковым для культурной жизни страны и вдохновить новое поколение артистов. В качестве художественного руководителя Большого театра имени Алишера Навои Алексей Франдетти имеет возможность реализовать свои амбициозные идеи и проекты, которые, безусловно, обогатят культурную палитру не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии. Мы уверены, что его видение и творческий подход сделают театр ещё более привлекательным для зрителей всех возрастов.
- Это первый театр, в который я вошёл, когда мне было четыре года, и смотрел оперу «Мадам Баттерфляй», - говорит Франдетти. - Для меня это важная история. Это самый большой театр в стране, и я невероятно тронут, что мне такое дело доверили. И со своей стороны я буду максимально стараться развивать этот театр в сторону нового и интересного музыкального театра с привлечением талантливых коллег, которых я знаю. При этом не забывая, что там, конечно же, должны идти и национальные произведения. У меня в планах проведение конкурса композиторов, которые пишут именно национальную музыку, чтобы узбекская опера и балет звучали во всем мире.
Алексей Франдетти – российский режиссёр музыкального театра. Родился в Ташкенте, занимался в Ташкентской высшей школе национального танца и хореографии и в театральной студии под управлением Марка Вайля при театре «Ильхом». В 2006 году окончил ВГИК (мастерская Игоря Ясуловича). Ставил мюзиклы и оперы во многих театрах страны, в том числе в Большом театре. Неоднократный лауреат премии «Золотая Маска». В июне этого года Франдетти покинул пост главного режиссера «Ленкома Марка Захарова», где работал с 2022 года.
Ранее должность художественного руководителя ГАБТа им. А.Навои занимал Абдулло Алимов.