Рецензия на книгу: Сергей Миров - «Аракс. Хроника рок-поколения»
2020, ИПЦ «Маска»
Оценка: 8 из 10.
Чтобы понять, за какую невыполнимую миссию взялся Сергей Миров, давайте попробуем объяснить молодому поколению, что это за легендарная рок-группа «Аракс». Формулировки получаются странные и парадоксальные. Это группа, у которой не было своего репертуара (вопреки всем канонам русского рока!), зато она аккомпанировала ленкомовскому «Тилю», записывала саундтрек к «31 июня», играла с Юрием Антоновым, а многие солисты участвовали в альбоме «По волне моей памяти». Это группа, неоднократно полностью менявшая состав, причём одни легенды там сменяли других: в истории «Аракса» отметились (не в хронологическом порядке) Александр Буйнов, Сергей Беликов, Анатолий Алёшин, Александр Лерман, Евгений Маргулис, Юрий Шахназаров, Вадим Голутвин, Тимур Мардалейшвили, Анатолий Абрамов, Сергей Рудницкий, Александр Садо и др. Эта группа могла бы считаться «нашими System of a Down», ведь её создали московские студенты армянского происхождения, что и нашло отражение в названии «Аракс»; впрочем, к названию быстро привыкли, а армяне постепенно растворились в многонациональном составе музыкантов. Опять-таки вопреки канонам русского рока, «Аракс» решал сложнейшие мелодические и аранжировочные задачи (с разными композиторами - совершенно разные), оставляя текстам вспомогательную функцию. По «Араксу» ностальгируют многие, но в финале книги Сергей Миров проводит блиц-опрос среди многочисленных экс-участников на тему возможного юбилейного воссоединения - и почти все утверждают, что никому это не нужно.
Что автор делает с таким неподатливым и противоречивым материалом? Отказывается от идеи хронологической биографии группы «Аракс» и разворачивает перед читателем «хронику рок-поколения». Методом погружения: череда запутанных воспоминаний свидетелей перемежается лирическими отступлениями, байками, анекдотами, словариками сленга и качественным брюзжанием. В калейдоскопе лиц и событий, охарактеризованном попавшей в эпиграф фразой Александра Градского «Все играли со всеми!», довольно трудно разобраться, но крайне увлекательно находиться. Атмосфера музыкальных 70-х очень душевно реконструирована, причём кроме сладкой ностальгии по тревожной молодости там нашлось место интригам, конфликтам, противоречиям, нелицеприятным оценкам - всему тому, из чего состоит настоящая жизнь.
Примечательно, что книга будет интересна не только тем, кто как-то застал описываемые времена. «Хроника рок-поколения» по форме не имеет ничего общего со справочником или учебником, но по сути даёт очень объёмный экскурс в историю явления: ВИА и подпольные рок-группы, филармонические ставки и схемы их обхода, зарплата в «Весёлых ребятах» и визит Марка Захарова на люберецкую танцплощадку, спекуляция музыкальными инструментами и влияние «звёздочки» и «белочки» на творческий процесс, характер Юрия Антонова, белые сапожки Сергея Беликова и методы подката Криса Кельми к девушкам - диковинный набор, согласен, но как знать, где вам пригодится этот кладезь необычных знаний.
Алексей Мажаев, InterMedia
Катерина Шпица снялась в клипе группы «Марсель»
Премьера клипа «Я буду здесь» группы «Марсель» состоялась 21 ноября 2024 года. Группа решила удивить поклонников глубоким по смыслу роликом. Режиссер Роман Васильков рассказал, что девушки в клипе примеряют образы мужчин, находясь в плачевном ментальном состоянии, метафорой которого выступает заброшенная усадьба, где происходит действие видео. Команде удалось максимально передать уникальность локации и подчеркнуть ей драматическую линию песни. Одну из главных ролей в видео исполнила актриса Катерина Шпица.
- Вы знаете, я даже надеяться не мог, что в моем клипе когда-то сыграет замечательная актриса российского кино Катя Шпица, - признался фронтмен группы Степан Ледков. - Однажды в отеле перед концертом в городе Казань я спустился в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм «Экипаж», в котором играла Катя. И я подумал, что было бы круто, чтобы она когда-нибудь снялась в нашем клипе. И вот мечта сбылась! Я очень благодарен Кате за то, что она согласилась и поддержала мою песню. Всем девочкам, которые участвуют в клипе - огромное спасибо! Кстати, быстрее всех согласилась на роль в клипе Снежанна Самохина, и в ответ сразу прислала мне видео, где она поёт «Я буду здесь» в гриме кикиморы на съемках сказки «Маша и Медведи». Я пересмотрел его раз сто! А Виолетте Чиковани для кадра даже пришлось научиться играть на саксофоне, но, кажется, уроки нашего Мити Блинова ей даже понравились.
В ключевой сцене Степана заковали в настоящие тяжелые цепи. Сам артист шутит, что чувствовал себя Халком, но в момент съемок ощутил страх за свою жизнь, так как цепи, которые постановщики повесили ему на шею, как оказалось, в сумме весили десятки килограмм и чуть не задушили его не метафорически, а буквально.
В 2025 году группа «Марсель» будет отмечать 20-летие. Юбилейные концерты состоятся 14 февраля в Москве, в клубе Urban, и 22-го в Санкт-Петербурге, в клубе А2.
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.
Игорь Крутой награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»
Игорь Крутой получил государственную награду. Президент России Владимир Путин наградил композитора орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Соответствующий указ размещен на сайте правовой информации. Награду композитор получил «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».
29 июля 2024 года Игорь Крутой отметил 70-летие.