«Золотая маска» наградила лауреатов в Москве
Церемония вручения премий главного российского театрального фестиваля «Золотая маска» состоялась в Москве 10 ноября 2020 года. В этом году из-за пандемии коронавируса она впервые в своей истории проходила онлайн. Трансляция велась со сцены Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Лучшей драматической постановкой большой формы стал спектакль «Иранская конференция» Виктора Рыжакова в Театре наций. Аналогичную премию за малую форму получил спектакль «Преступление и наказание» Константина Богомолова в петербургском театре «Приют комедианта».
В номинации «Лучшая работа режиссера в драматическом театре» победителем был назван Дмитрий Крымов за спектакль «Сережа» на сцене МХТ имени Чехова. Тот же спектакль наградили за лучшую женскую роль в драме (Мария Смольникова).
За драматические проекты отметили и региональные театры. В частности, за лучшую мужскую роль — Ивана Волкова (и его Сирано де Бержерака в одноименной постановке Александринского театра), Дарью Чураеву за женскую роль второго плана в «Ревизоре» псковского Театра драмы имени Пушкина и Андрея Черных (театр «Красный факел» в Новосибирске и роль второго плана в «Детях солнца»). А Екатеринбургский театр оперы и балета получил четыре награды, в том числе – за лучшую оперу года «Три сестры».
Полный список лауреатов премии «Золотая маска-2020»:
Драма
- «Лучший спектакль в драме, большая форма» - «Иранская конференция», Театр Наций, Москва
- «Лучший спектакль в драме, малая форма» - «Преступление и наказание», Театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург
- «Лучшая работа режиссера» - Дмитрий Крымов, «Серёжа», Московский Художественный театр им. А.П.Чехова
- «Лучшая работа драматурга» - Павел Пряжко, «Сосед», «театр post», Санкт-Петербург
- «Лучшая мужская роль второго плана» - Андрей Черных (Чепурной), «Дети солнца», театр «Красный факел», Новосибирск
- «Лучшая женская роль второго плана» - Дарья Чураева (Марья Антоновна), «Ревизор», Театр драмы им. А.С.Пушкина, Псков
- «Лучшая мужская роль» - Иван Волков (Сирано де Бержерак), «Сирано де Бержерак», Александринский театр, Санкт-Петербург
- «Лучшая женская роль» - Мария Смольникова, «Серёжа», Московский Художественный театр им. А.П.Чехова
- «Лучшая работа художника в драматическом театре» - Евгения Сафонова, «Аустерлиц», Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова, Санкт-Петербург
- «Лучшая работа художника по свету в драматическом театре» - Сергей Васильев, Алексей Наджаров, «Зарница», Мастерская Дмитрия Брусникина, Москва
- «Лучшая работа художника по костюмам в драматическом театре» - Фагиля Сельская, «Мы, герои», Драматический театр им. А.С.Пушкина, Красноярск
Куклы
- «Лучший спектакль в театре кукол» - «Тишина. Посвящение Эдит Пиаф», Театральная компания Н. Суконкиной и Союз театральных деятелей России, Москва
- «Лучшая работа художника» - Сергей Таныгин, «Ночной караул», Театр кукол, Йошкар-Ола
- «Лучшая работа режиссера - Анна Иванова-Брашинская, «Про честное слово», театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург
- «Лучшая работа актера» - Алесь Снопковский (Офелия), «Гамлет. Ширма», Большой театр кукол, Санкт-Петербург
Опера
- «Лучший спектакль в опере» - «Три сестры», Урал Опера Балет, Екатеринбург
- «Лучшая работа дирижера» - Айнарс Рубикис, «Русалка», Большой театр, Москва
- «Лучшая работа режиссера» - Кристофер Олден, «Три сестры», Урал Опера Балет, Екатеринбург
- «Лучшая мужская роль» - Антон Росицкий (Дон Альвар), «Влюбленный дьявол», Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, Москва
- «Лучшая женская роль» - Дарья Терехова (Бьондетта), «Влюбленный дьявол», Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, Москва
Балет/современный танец
- «Лучший спектакль в балете» - «Артефакт-сюита», Большой театр, Москва
- «Лучший спектакль в современном танце» - «Лилит», Танцевальный проект «Солянка», Киров
- «Лучшая работа балетмейстера-хореографа» - Вячеслав Самодуров, «Приказ короля», Урал Опера Балет, Екатеринбург
- «Лучшая работа дирижера» - Антон Гришанин, «Зимняя сказка», Большой театр, Москва
- «Лучшая мужская роль» - Артем Овчаренко (Леонт), «Зимняя сказка», Большой театр, Москва
- «Лучшая женская роль» - Полина Булдакова (Никия), «Баядерка», Театр оперы и балета им. П.И.Чайковского, Пермь
Оперетта/мюзикл
- «Лучший спектакль в оперетте/мюзикле» - «Винил», Театр-Театр, Пермь
- «Лучшая работа дирижера» - Татьяна Виноградова, «Винил», Театр-Театр, Пермь
- «Лучшая работа режиссера» - Алексей Франдетти, «Стиляги», Театр Наций, Москва
- «Лучшая роль второго плана» - Илья Линович (Полковник), «Винил», Театр-Театр, Пермь
- «Лучшая мужская роль» - Марат Мударисов (Жоржи), «Винил», Театр-Театр, Пермь
- «Лучшая женская роль» - Анна Огорельцева (Капитолина), «Винил», Театр-Театр, Пермь
- «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре» - Галя Солодовникова, «Русалка», Большой театр, Москва
- «Лучшая работа художника в музыкальном театре» - Алексей Кондратьев, «Приказ короля», Урал Опера Балет, Екатеринбург
- «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре» - Алексей Хорошев, «Шахерезада», Театр оперы и балета им. П.И.Чайковского, Пермь
- Лучшая работа композитора в музыкальном театре - Александр Вустин, «Влюбленный дьявол», Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, Москва
Номинация «Эксперимент»
- «Хорошо темперированные грамоты», «театр post», Санкт-Петербург
Специальные премии
- Специальная премия жюри драматического театра и театра кукол. Мастерская Дмитрия Брусникина и спектакль «Зарница» – «За блестящую реализацию молодым независимым театром идеи современной антиутопии в режиме кросс-жанрового спектакля и дух коллективного творчества».
- Специальная премия жюри драматического театра и театра кукол. Создатели спектакля «Исследование ужаса» – «За талантливое театральное исследование философии жизни и творчества в условиях внешней несвободы».
- Специальная премия жюри музыкального театра: Красноярский театр оперы и балета и творческий коллектив спектакля «Груди Терезия» – «За новый взгляд на оперный жанр в новом театральном пространстве»
- Специальная премия жюри музыкального театра: Хореограф Татьяна Чижикова и драматург Анна Семенова-Ганц – «За поиск нового художественного языка в спектакле «Ударница»
Премия «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»
- Марина Азизян (Санкт-Петербург)
- Алексей Бартошевич (Москва)
- Герард Васильев (Москва)
- Нина Гуляева (Москва)
- Валерий Ивченко (Санкт-Петербург)
- Юрий Кочетков (Астрахань)
- Светлана Немоляева (Москва)
- Владимир Нестеров (Екатеринбург)
- Людмила Петрушевская (Москва)
- Татьяна Пилецкая (Санкт-Петербург)
- Роксана Сац-Карпова (Москва)
- Анатолий Смелянский (Москва)
- Виталий Стужев (Ярославль)
- Николай Фадеечев (Москва)
Светлана Захарова и Вадим Репин представят «Па-де-де на пальцах и для пальцев»
Балерина Светлана Захарова и скрипач Вадим Репин представят обновленную программу «Па-де-де на пальцах и для пальцев» 19 декабря 2024 года в Концертном зале имени П.И.Чайковского. Программа уже стала хитом на многих сценах мира. Единая драматургическая линия связывает череду скрипичных пьес в исполнении Вадима Репина и хореографических номеров, воплощенных Светланой Захаровой, а также звездами Большого театра – Михаилом Лобухиным, Артемием Беляковым и Денисом Захаровым.
Музыкальная композиция построена на произведениях более 10 композиторов, среди которых Сен-Санс, Чайковский, Бизе, Глазунов, Паганини, Пьяццолла и другие. Московской публике программа впервые была показана на сцене Концертного зала им. Чайковского в 2019 году, став одном из самых ярких событий музыкального сезона.
- Нам всегда хотелось сделать что-то вместе, что-то особенное, - говорит Светлана Захарова. – Сначала мы не понимали, что это может быть, так как у нас абсолютно разный репертуар, но желание сделать совместный проект было сильнее всех сложностей. Так мы составили программу из номеров, в которых скрипка играет важнейшую роль в раскрытии сценического образа. Даже знаменитого «Умирающего лебедя» Сен-Санса, наверное, впервые в истории играла скрипка. Мы подбираем, на наш взгляд, самые яркие и выразительные номера, в которых музыка и движение неразрывно связаны между собой. Это поистине удивительная программа, Вадим часто бывает на моих спектаклях, я бываю на его концертах, я восторгаюсь его искусством он, надеюсь, моим, каждый из нас имеет своих поклонников и почитателей, а в данном проекте мы причастны к одному творческому процессу, и весь спектр эмоций и чувств, которыми мы обмениваемся во время выступления, мы дарим нашему зрителю. В итоге это все превратилось в один из самых мною любимых проектов. Абсолютно бездонное вдохновение и свобода для творчества. Нашу программу мы можем видоизменять и дополнять новыми номерами тогда, когда посчитаем это нужным, тем самым каждый раз вдыхая в проект новую жизнь.
- Я счастлив, что мы смогли найти ту форму выражения наших чувств, которая воплотилась в совместном творчестве, - комментирует Вадим Репин. – Светлана – одна из лучших балерин мира, меня восхищает ее непревзойденная пластика, грациозность и та тонкость, с которой ей подвластно чувственное воплощение образа. Мне кажется, что скрипка – это именно тот инструмент, звучание которого наилучшим образом способно подчеркнуть ее особенности. Звучание скрипки является своеобразным лейтмотивом, воплощением искренности и самых тонких движений души, что придает программе особенную глубину и в которой каждый момент наполнен смыслом. Здесь есть место и искрометному юмору, и творческому поиску, и внутренней драме, и трепетной любви, и мы с радостью делимся с нашей дорогой публикой лучшим, что у нас есть.
«Собачье сердце», Евгения Крегжде и Игорь Верник получили «Звезду Театрала»
Торжественная церемония вручения зрительской премии «Звезда Театрала» состоялась 16 декабря 2024 года в Театре им. Вахтангова. «ИнтерМедиа» напоминает, что имена лауреатов в почетной номинации «Легенда сцены» были известны заранее: в этом году ими названы Михаил Филиппов, Владимир Васильев и Вера Алентова. Победителей в остальных номинациях, которые определились по результатам онлайн-голосования, объявили ведущие вечера – Карина Андоленко и Павел Попов.
Лучшим спектаклем сезона зрители назвали «Собачье сердце» во МТЮЗе. Постановка Антона Федорова набрала большинство голосов в номинации «Лучший спектакль. Большая форма». За наградой на сцену поднялась актерская команда во главе с Андреем Максимовым, исполнителем роли Шарикова. Он перечислил весь состав спектакля, начиная от Игоря Гордина и заканчивая двумя псами по кличке Акир и Граф, выразил всем благодарность, включая, конечно же, режиссера. Андрей также поделился своими воспоминаниями:
- Когда я учился в театральном институте, мы с сокурсниками проводили много времени на Старом Арбате, и у меня была такая традиция: я подходил к левой колонне Театра Вахтангова, прикладывался к ней и мечтал о том, что когда-нибудь буду работать в театре Римаса Владимировича Туминаса, и он будет ставить со мной спектакли, где я буду, естественно, в главных ролях. Потом, когда в театр пришел Юрий Николаевич Бутусов, я просто стер эту колонну своим лбом, я бился-бился-бился. Сейчас на той самой колонне висит афиша с черной полоской на месте, где было написано «Римас Туминас». Я просто хочу сказать, что мы все – молодые артисты – никогда не забудем Римаса Владимировича, какие бы черные полоски на его имени ни стояли.
В номинации «Лучший спектакль. Малая форма» победила постановка Александра Коршунова «Прозрачное солнце осени» театра «Сфера». Лучшим режиссером по итогам минувшего сезона стал Иван Поповски: зрители проголосовали за его спектакль «Обыкновенное чудо» в Театре Вахтангова. А «Маяковский» в театре «Ленком Марка Захарова» в постановке Алексея Франдетти признан лучшим музыкальным спектаклем. Победителем в номинации «Лучший спектакль для детей и юношества» стал «Дон Кихот» в «Мастерской «12» Никиты Михалкова».
Приз за лучшую женскую роль получила Евгения Крегжде («Повесть о Сонечке» Театра Вахтангова), за лучшую мужскую – Игорь Верник («Маскарад с закрытыми глазами» МХТ имени Чехова). В номинации «лучшая женская роль второго плана» победила актриса Театра на Юго-Западе Анна Рыкова (Кити Щербацкая в спектакле «Анна Каренина»), в номинации «лучшая мужская роль второго плана» - Евгений Егоров («Дракула» Современного театра антрепризы).
За лучшие роли в кино «Звезду Театрала» получили Виктория Исакова (фильм «Сто лет тому вперед») и Тихон Жизневский («Майор Гром: Игра»).
Президент премии «Звезда Театрала» и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков объявил лауреатов специальной номинации «Лучший театр для всей семьи». За наградой на сцену поднялись художественный руководитель и главный режиссер Театр РОСТА в Царицыно – Нонна Гришаева и Александр Нестеров.
Юрий Григорович растерян из-за ажиотажа вокруг «Щелкунчика»
Постановщик «Щелкунчика» в Большом театре Юрий Григорович выразил свою озабоченность ажиотажем вокруг балета. Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, 2 декабря в ходе старта продаж билетов на «Щелкунчик» в Большой театр все места были выкуплены за две минуты. Часть билетов была выставлена на аукцион, и их цена давно перевалила на торгах за миллион рублей.
- До меня доходят фантастические сведения о нашем "Щелкунчике" — непомерных ценах на билеты в Большой театр, отсекающих от него истинных театралов; аукционе, на котором надо еще выиграть билеты, - сообщил ТАСС 97-летний Юрий Григорович. – Даже слышал запущенную кем-то шутку: один билет — один биткоин. Я почти растерян. Мне бесконечно радостно, что балет Петра Ильича Чайковского бьет репертуарные рейтинги не в одной Москве, но в стране и по миру. Если сложить число исполнений, наверное, перевалит за полтысячи в год.
Причину своей растерянности Юрий Григорович описал так:
- Беспокойство же в связи с этим, казалось бы, отрадным фактом в том, как бы не "заболтать" первозданность и чистоту поэтической истории. Любое тиражирование ее стирает. Трудно артистам 50 раз подряд быть на высоте чувства. Хотя они будут на высоте техники и дисциплины, я в том не сомневаюсь.
Юрий Григорович убежден, что балет «Щелкунчик» действует на зрителей оздоравливающе:
- Психотерапевтический эффект "Щелкунчика" мне хорошо знаком по гастролям Большого балета в Европе, США, Японии... Я ставил этот балет 13 раз в 8 странах мира, примерно столько же раз не поставил — отказывал по причинам отсутствия профессиональных возможностей в труппах. Восприятие его в артистической среде и в зрительской массе везде одинаково — высокое чувство, чистота и единение, которое гасит любые раздоры, агрессию, нетерпимость.